Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необычный домашний квас на чистотеле по болотову

Поиск

Квас из чистотела по Болотову и его рецепт (квас Болотова) получен в результате ферментации растений молочной сывороткой с добавлением сахара.

Рецепты от подписчиков нашей группы

Очень быстро и вкусно делать квас из малины)) для начало малину собираем, давим в чашу, накрываем плотно - через несколько дней закваска готова, разводите водой, дайте постоять и пейте (можно для скорости осуривать - греть на солнце, если в стеклянной прозрачной банке или бутыле делать).

Любые ягоды в любом сочетании также, смотрите по вкусу.

А вообще для Редечного, Капустного, Свекольного и Хлебного квасов кроме Воды родниковой или Талой (из морозилки или снега, льда) и соответсвенно самого овса (или рожь или пшеница), тёртых редьки или свеклы, или шинкованной капусты, и резаных яблок ничего не надо!
Вообще квас можно изо всего квасить, просто некоторые квасы на любителя))

Будьте здоровы!                                                                      http://www.kramola.info/vesti

4. Слово "квас" старорусского происхождения и означает "кислый напиток".

История кваса насчитывает ни одну сотню лет. Еще 6 тыс. лет до нашей эры в Египте уже варили что-то среднее между квасом и пивом. Геродот и Гиппократ упоминали об этом живительном напитке во время своих путешествий в Армению, а фруктовые квасы были популярны еще в Вавилоне.

На Руси давно полюбили этот напиток, но, официальной датой появления считается 989 год, которым датированы первые записи о нем. Иностранцы, посещавшие Россию несколько веков назад, были удивлены тем, что русские не пьют воду, а только квас и не страдают болезнями желудка. Первый квас был очень кислый, в его состав входили ржаной и ячменный солод, ржаная мука, черный хлеб, патока, изюм, корица, ягоды, также добавлялись листья смородины, мяты, земляники, хрен.

Популярность кваса вполне объяснима. Он лучше других способен утолять жажду, так как содержит много органических кислот, которые задерживают в организме влагу. Кроме этого он снабжает организм полезными витаминами, в частности, группы В и считается отличным средством против нервных заболеваний, полезен для глаз, улучшает мозговое кровообращение, укрепляет сердце, очищает сосуды, стимулирует потенцию. Кроме этого, в квасе есть такие полезные вещества, как магний, кальций, незаменимые аминокислоты, фосфор, и, что не менее важно, дрожжи. Лечебный эффект этого последнего индигриента широко известен, дрожжи помогают и при сахарном диабете, и при нарушении функции поджелудочной железы, и при энтероколитах и т.д. Но, кроме этого дрожжи укрепляют ногти и волосы, улучшают цвет лица, делают кожу гладкой, так что любители кваса обладают потрясающей внешностью.

Кроме этого, будучи продуктом брожения, квас содержит большое количество живых культур. Поэтому он регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, улучшает обмен веществ, лечит дисбактериоз. Также он препятствует размножению болезнетворных бактерий, разлагает и выводит мертвые и больные клетки, усиливает иммунитет. Квас способен залечивать язвы, способствует похудению, укрепляет зубную эмаль. Знаменитый хирург Н.И. Пирогов считал, что квас помогает сращиванию костей, омолаживает почки и кожу.

Менделеев также говорил, что русский квас полезен всем.

К любителям кваса стоит присоединиться гипертоникам, сердечникам, тем, кто страдает от гастрита или у кого шалят нервы, ослаблена нервная система. Квас не только поднимает настроение, но и повышает работоспособность, снижает усталость. В голодные годы именно он спас многих от истощения, а в пост помогал не ослабнуть. Не зря говорят, что квас много народу спас.

Многих пугает содержание алкоголя в квасе. Однако проценты небольшие, в зависимости от рецепта, от 0,7 до 2,6%. Тем не менее, не стоит давать его маленьким детям и пить больше 1,5 литров перед тем, как сесть за руль. Но, сейчас нередко квасом называют и обычную подслащенную воду, которая больше похожа на газировку. Вот от такого напитка пользы точно никакой, а в жару он даже вреден.

В натуральном квасе обязательно должны содержаться дрожжи, зерновая основа, сахар. Об этом обычно указывают на этикетке. Если же вместо этого вы прочитали о том, что внутри есть лимонная кислота, подсластители – это уже не квас, а квасной напиток, и целебного эффекта вы от него не дождетесь. Очень часто он только имитирует вкус и изготовлен из концентрата, содержит большое количество сахара и сгозирован углекислотой. Полезен только квас, приготовленный на дрожжах, а некоторые считают, что все его целебные свойства обусловлены именно ими. А Н.В. Склифосовский призывал пить квас с изюмом или патокой, тогда очищается печень.

 

КВАСУРА - (Kvasir (сканд). Бог таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный мёд (сурью).   

КВЕНЬЯ - На вымышленном Дж.Толкином эльфийском языке "квенья":menel - небо: (эрз. небо - "менель")

tehta - знак, символ: (эрз. знак, символ - "тешкс"// звезда - "теште")                  

Квитянская культура – археологическая культура, выделенная в последние полвека и названная по погребению под каменной закладкой, обнаруженному в 1954 г. в балке Квитяная на правом берегу Днепра к северу от Запорожья. Сперва И. Ф. Ковалева, первой выделившая эту культуру, назвала ее пост-мариупольской, поскольку считала, что она продолжает мариупольские погребальные традиции. Покойники лежат под курганами в овальных ямах вытянутыми на спине, посыпанные красной охрой, охра бывает еще и положена кусками в виде цилиндров и хлебцев. Курган нередко окружен рвом или кромлехом.

Потом выяснился разрыв во времени и специфика этих погребений в работах Ю. Я. Рассамакина. Культура эта принадлежит к среднему периоду медного века (энеолита) и расположена своей основной части на Левобережной Украине в лесостепях на севере Запорожья между притоками Днепра Самара и Орель. Рассамакин датирует ее временем Триполья С2, возможно заходя в С1 и даже B2, а в календарных числах 3800 (3700) – 3500 (3400) гг.. до н. э. И. В. Манзура отделил от этой культуры погребения в широких овальных ямах как более ранние — времени триполья B1.    http://генофонд.рф

КЕДР - Кедр (или кодр) – космическое проявление разума людей, Богом промысленного и живущего в параллелях мироздания.

 

 

 

Не кедр (дерево) помогает Вселенной, а кедр получает, вбирает в себя всю глубину, мудрость космического ядра начал, то есть одно дерево может сжать, вобрать в себя всю информацию Вселенной. Деревьев таких больше нет – только кедр. Но кто может его сегодня использовать? Никто.
Из кедра – дерева, которое нужно беречь, сегодня строят дома и используют в виде дров для своих печей. Но знайте: вы, конечно же, думаете, что живя в доме из кедра, вы проживёте счастливо и долго. Но это не так. Корысть ваша так велика, что энергия эта сыграет против вас: ваша корысть усилится, и вы растворитесь как энергетическая субстанция, то есть вы прекратите своё существование (никогда не воплотитесь). Дома эти отдавайте детям – чужим детям, пусть там деревенская или детдомовская детвора проводит какие-то занятия, но лучше чтобы больше пели, играли на гуслях, балалайках, гармошках-двухрядках. Пусть дети пишут свои стихи, потом ложат на ритм, а можно сразу писать стихи, положенные на ритм (песню), а потом поют. Поют и играют, играют и поют, и много гуляют, и много двигаются, а лес и сады им будут помогать. А учителя пусть меньше учат, а больше помогают детям, а помощь в данном случае может быть только одна: обеспечить одеждой и питанием. И любви, очень много любви, а без любви дети вам не поверят.
Вот эти знания, накопленные в кедре, волхвы могли получать, они могли их использовать. Ведь дерево легко может войти в связь с человеком, оно ищет этой связи. Кедр разумен, и ему необходимо передать свои знания людям, иначе оно напрасно прожило свою жизнь. Ему (кедру) необходимо передать человеку всё, что оно знает, чем владеет. Передача космической мудрости от дерева к человеку происходит поэтапно, поэтому волхвы жили в тех местах, по-другому не получится. Такие волхвы жили по двести или двести пятьдесят лет, но в последние века – менее двухсот, потому что накопилось много агрессивной энергии в космосе, болеет лес, болеют деревья, страдает человек.
В северных районах России, где дерево – строительный материал, в последнее время стали хиреть и разваливаться деревянные дома, построенные во время войны и после, а дома, построенные ранее – стоят как ни в чём не бывало. Всё это происходит не почему иному, а потому, что с большой агрессивной энергией срубались эти деревья, ну и, конечно же, потеряли контроль над рубками леса; например, РУБИТЬ СТРОЕВОЙ ЛЕС МОЖНО ТОЛЬКО ЗИМОЙ В МОРОЗ, КОГДА ДЕРЕВО СПИТ, ДА ЕЩЕ С МОЛИТВОЙ, С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ДЛЯ ЧЕГО СРУБАЮТ ДЕРЕВЬЯ, И ТОГДА ЭТИ ДОМА БУДУТ СТОЯТЬ ДОЛГО, СОТНИ ЛЕТ. Всё это не учитывалось и не учитывается, и благодатный северный край – верный лесной разум – обратил на это внимание. Так волхвы, космос (в единстве) обращает внимание людей на свою деятельность.
Не думайте, что лес – это некая глупость, которую можно всё время уродовать, вырубать бездумно на продажу. Вселенная уж встала на защиту своего разума на Земле – леса. Остановитесь! Ваше дикое невежество обернётся против вас (вырубка деревьев). ПОЗВОЛЬТЕ ВАШИМ ДЕТЯМ (потому что вам некогда) ВЫСАЖИВАТЬ ДЕРЕВЬЯ; ВЫСАЖИВАЙТЕ МИЛЛИОНАМИ, ДЕСЯТКАМИ И СОТНЯМИ МИЛЛИОНОВ ДЕРЕВЬЯ – ДЕРЕВЬЯ ВСЯКИЕ, НО БОЛЕЕ ВСЕГО ПЛОДОНОСЯЩИЕ; разумно действуйте, поэтапно: СНАЧАЛА САДИТЕ ТО, ЧТО БУДЕТ РАСТИ, ХОТЬ КУСТЫ, А ПОТОМ И ОСТАЛЬНОЕ - ТО, ЧТО ХОТИТЕ; сады школы «Счастье» и слова «Счастье» пусть повсеместно цветут.
Лес не делите: это разумный лес, это просто лес – только глупцы и вредители могут разделять божественные леса на группы и давать им какие-то сакральные слова и названия (например, «священные рощи»). Божественный лес (природа) – он разумен именно в том виде, в каком он растёт (не путайте сады и рощи школы «Счастье» – это уже знания первоистоков).        http://vk.com/vestnikslavyan

КЕЙСОНГ - Наряду с опиникусом кейсонг является одним из подвидов грифона. По крайней мере, с геральдической точки зрения.

Потому что с физиологической кейсонг специалистами определяется как самец (!!!) грифона. Оно, конечно, очень странно все это... Получается, что все крылатые грифоны (а главное отличие кейсонгов — их бескрылость) — самочки? С другой стороны, может именно здесь коренится причина крайне низкой численности грифоньей популяции в нашем мире? Ведь самцов кейсонгов крайне мало не только в целом на нашем шарике, но и даже в самой Великобритании, где они традиционно бытуют в качестве геральдических животных. Впрочем, по сравнению в XV веком, когда кейсонга было всего два (на гербе графа Ормонд; см. также рукопись "Геральдический солипсизм" времен Эдуарда IV Английского), в веке двадцатом они вроде как расплодились. Причем, как пишут, благодаря нездоровому к ним интересу со стороны всевозможных любителей геральдики.
Альтернативная версия гласит, что кейсонг есть островная мутация такого того монстра, который на континенте известен как "геральдическая пантера" (не путать с меланистами Panthera pardus). Впрочем, это предположение не получило сколько-нибудь существенного подкрепления...
Ну, кем бы происхождению не был кейсонг (или альце — Alce — как его еще называют), внешне он являет собой бескрылое мифическое существо с с передней частью орла и телом (спина, круп, хвост) льва. Орлиная часть состоит из головы, увенчанной ослиноподобными ушами (а иногда и рогами), оперенной шеи и груди, а также оперенных орлиных лап. Особенностью львиной части тела является то, что она во многих местах прорастает пучками золотых рогообразных шипов. Не как дикобраз, конечно, но все равно весьма впечатляюще...
Вот такой он — бескрылый грифон-кейсонг.                    http://vk.com/club97792324

                               

КЕЛЕМЕТЬ - (угличское – кладбище). Старо-русское слово коломище, известное по поучениям против язычества от фин. kalmisto (кладбище) – то же от kalma «смерть».

КЕЛЬТЫ 1. (Celtae) - близкие по языку и материальной культуре племена, обитавшие в 1-м тыс. до н. э к С. и З. от Альп на терр. совр. Франции и Бельгии, от р. Роны через Юж. Германию до областей по верх. течению р. Дуная. Греки называли их кельтами…

...клиентела, частично друидизм, кельт. божества, язык и пр. С.-х. техника кельтов, искусство металлургии и гончарное дело оказали сильное влияние на последующее развитие европ. культуры.                   dic.academic.ru›Советская историческая энциклопедия - 1973-1982

2. Кельты (Κελτοί, Κελταί, Celtae) — племя индоевропейского происхождения, раньше других арийцев явилось в Западную Европу, куда оно, по-видимому, проникло иным путем, чем греки и латины.

Они познакомили аборигенов Европы с употреблением металлов, а сами, быть может, заимствовали у них друидизм (см.). Всегда готовые странствовать и предпринимать походы, занимаясь войною...

dic.academic.ru›Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907

 

3.КЕЛЬТЫ 18.1. Население и язык. Впервые кельты упоминаются в истории в V в. до н.э.; они расселяются на обширных территориях, от Иберийского полуострова до Ирландии и Англии и далее, до Малой Азии (галаты).

www.terme.ru›Словарь религий, обрядов и верований. - 1997

4. КЕЛЬТЫ воинственные племена, в первой половине I тысячелетия до н.э. обитавшие на юго-востоке современной Германии, между Рейном и верховьями Дуная. Эти племена говорили на родственных языках кельтской группы, воздвигали круглые погребальные курганы…                                     dic.academic.ru›Энциклопедия Кольера

 

5. Кельты (лат. Celti, Celtae), древнее, некогда очень распространенное племя индоевропейского происхождения, гл. местопребыванием их была Галлия и Британские острова; ветви К.: собственно К. или галлы, белги, бритты, гэлы (в Шотландии и Ирландии).                                                                                  Яндекс.Словари›Брокгауз и Ефрон, 1907-1

6.КЕЛЬТЫ —1. древние индоевропейские племена, обитавшие во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. на территории современных Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части ФРГ, Австрии, северной Италии, севере и западе Испании, Британских островов, Чехии…                                                interpretive.ru›Словарь исторических терминов. - 1998

                                                                                                                             dic.academic.ru›Современная энциклопедия. – 2000

7. внешне К. отличаются высоким ростом, голубыми глазами, белокурыми волосами… носили длинные мечи, имели хорошие доспехи, великолепной работы шлемы. В отделке – звериный стиль и свастичные орнаменты, что позволяет отнести эти племена к арийским. Римские греки называли их ГАЛЛАМИ, а византийские греки – КЕЛЬТАМИ.                                                                                                        (11)

8. в переводе с эрзянского означает «безязыкий, немой» (хорошо известные в истории КЕЛЬТЫ, в переводе с эрзянского «немцы»). современного наследника древнего мерянского языка - мордовский язык.                                                           (7

9. Слово "кельты" впервые встречается у древнегреческих авторов. Греческое слово кельтои означало "люди, живущие скрытно". Ассоциации со скрытным образом жизни, по видимому, возникли благодаря тому факту, что, хотя эти племена и были знакомы с письменностью и даже оставили в древности отдельные надписи, в частности, на надгробных камнях и керамике, они упорно не посвящали никого в тайны своих легенд и преданий и вплоть до VI в. н. э. никогда не записывали их. По всей вероятности, у кельтов существовало нечто вроде наложенного на них друидами запрета на запись любых сведений. Таким образом, на письменность распространялось строжайшее табу. Предполагается, что родиной кельтов была Центральная Европа, точнее - земли в бассейне Дуная, в Альпах и части Франции и Германии, и сложились они как группа племен ок. 1200 г. до н. э. Первоначально они занимались земледелием, но стали первооткрывателями железа. Около VI в. до н. э. они, вероятно, расселились в Испании и Португалии. Спустя еще несколько веков они обосновались в Британии, северной Италии, Греции и на Балканах. В отличие от римлян кельты не создали единой мощной империи, сохраняя родоплеменной уклад. В I в. до н. э. они были вытеснены с континента римлянами и германскими племенами, и земли их обитания ограничились Ирландией, Англией и Уэльсом. Римское вторжение на о. Британия в 43 г. н. э. еще больше сократило ареал кельтов, а появление в V в. англосаксов вообще оттеснило их на отдаленные окраины Британии. Таким образом, под натиском римлян и в результате экспансии германских племен цивилизация кельтов была практически уничтожена. Наиболее стойкие ее остатки сохранились в Ирландии, не знавшей римского владычества. (Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

10. кельты-варяги Слово «вар» в санскрите означает «вода». Название народов и племён, имеющих в своём названии в основе корень «вар» в кельтских языках традиционно увязывалось с водой, с морем. Соответственно, имя «варяги» означало приморский народ, морских жителей, людей моря. На Руси под варяги понимали прежде всего славянское население южного побережья Балтики и лишь позднее варягами стали называть западноевропейцев поморья.

11. Торговля являлась одним из приоритетных занятий южнобалтийских славян. Не случайно предшественником Ганзы стали города Щецин, Старград, Росток, Волен, Калабрек. С 8 по 12 века именно славяне задавали тон в балтийской торговле. http://statehistory.ru/

12. КЕЛЬТЫ, что в переводе с эрзянского означает «безязыкий, немой» (хорошоизвестные в истории КЕЛЬТЫ, в переводе с эрзянского современного наследника древнего мерянского языка - морд) - «немцы»).

13. «Когда в Британии началась промышленная революция, возник новый буржуазный класс нуворишей — предпринимателей и фабрикантов, не гнушавшихся ничем в стремлении приравнять своё нынешнее высокое положение к воображаемому "золотому веку" в истории страны (сам он считает "золотым веком" правление "эльфийских династий" в раннем Средневековье III-VII вв., т.е. ту же самую "меровингскую эпоху". — В.К). Они погрузились в романтическую кельтскую иллюзию, обожествляя и почитая Британию (некогда жрицу племени бриттов) в попытке закрепить некий родовой статус и формально оправдать учреждённую ими потогонную систему производства. Именно в этот период истинная природа гаэльской и древней британской культуры была грубо идеализирована и превращена в ныне здравствующий миф о "кельтском величии "».
Но ещё до своего Соединения с буржуазией «кельтско»-хазарская «чёрная аристократия» — «чёрная» не столько в современном моральном, сколько в средневековом герметическом смысле, — имевшая в Европе свои центры в Венеции и Амстердаме, породила в XI и XII вв. целый ряд знатных и королевских семейств, в частности Сен-Клеров (Синклеров), Медичи, Заксен — предков таких династий, как Кобургская, Оранская, Глюксбургская (Датская) и Ганноверска я. Нынешние банкирские семейства, такие, как Дюпоны, Рокфеллеры, те же Ротшильды, Варбурги, Аньелли и многие другие — как считающиеся еврейскими, так и не считающиеся, — происходят из того же гнезда. К «Вавилонскому братству», как называет его Дэвид Айк (лучше говорить о «Вавилонском круге»), относились и финикийцы (как известно, это изначально венедский, но сильно семитизированный народ. — В.К.), населившие Шотландию ещё задолго до Рождества Христова. К периоду правления Давида I и Малькольма IV (1124-1165) складываются аристократические семейства Стюартов, Сетонов, Гамильтонов, Монтгомери и т.д.; все — «выходцы из Шумера, Вавилона, Малой Азии и Кавказа). <...> Нынешняя британская Королевская семья, Виндзоры, несёт в себе кровь Роберта Брюса, Шотландской, Ирландской и Валлийской элит, так же, как и некоторых, как их называет Дэвид Айк, "рептильных" родов Германии ».

В. КАРПЕЦ «ВИНДЗОРЫ ПРОТИВ РЮРИКОВИЧЕЙ» http://communitarian.ru/
Официально же Виндзоры восходят к Ганноверской династии и Вильгельму Оранскому, т.е. могут считаться сугубо «рептильным» родом.

14. Кельты и Венея (Венедия)

Весть от автора: Страгазаръ в разделе: Наследие Предков

После того как Кельт со скандинавскими ариями завоевал почти всю нынешнюю Европу, там начался процесс ассимиляции ариев семитами и антами, анклавы которых находились во многих местах Европы, от Карпат до Атлантики. Здесь шли те же процессы, которые позднее произошли в Китае. Дружины воинов возглавляли вожди и князья. Жрецов с ними не было. Через 500 лет, то есть к моменту завоевания нынешней Европы Вендом (Вандалом), скандинавские арии настолько слились с семитами и антами, что от них, кроме названия кельты, ничего не осталось. Завоевания русами нынешней Европы и покорение кельтов было завершено около 2 тыс. лет до с.л.

Однако кельты не смирились с этим завоеванием. Большая их часть сосредоточилась в нынешней Западной Европе. Там же было немало анклавов антов. К тому же, на Пиренеи ушла значительная часть иберов из Причерноморья, давшая этому полуострову своё имя на некоторое время. Анклав антов в Восточных Карпатах оказался изолированным от остальных анклавов и окружён различными народами русов. Вследствие чего через некоторое время карпатские анты влились в Венею (Венедию).

В нынешней Западной Европе ситуация сложилась по-иному. Подбиваемые иберами и местными антами, кельты начали оказывать сопротивление русам. Борьба была долгой и упорной. Когда в конце IX века до с.л. началась агрессия Ассирии против Русколани, Венея оказала последней помощь воинами, что ослабило её силы на западе. Этим воспользовались кельты. Они подняли восстание и оттеснили венедов до Лабы (Эльбы), Дуная и Восточных Альп.

Затем началось противостояние с переменным успехом между кельтами и русами (венедами), растянувшееся на многие сотни лет. В VII и VI веках до с.л. Венея вновь оказала Русколани помощь воинами. Воспользовавшись отвлечением значительных сил Веней на восток, кельты в VI веке до с.л. захватили долину Влтавы и построили укрепление у нынешнего селения Страдонице. Оттуда они усилили свои набеги на территории венедов и даже захватили нынешнюю Чехию и западную часть нынешней Словакии.

Этим также воспользовались балты (ятвяги и голинды). На севере они захватили территории по Неману и Западному Бугу, оттеснив русов (невров) в верховья Припяти и в Полесье. Одно из племён голиндов добралось даже до Оки, где оно просуществовало до XIII века с.л. под именем голядь. Однако попав в окружение русов, племена балтов быстро потеряли свою воинственность и начали постепенно ассимилироваться, утрачивая свою самобытность.

КЕМЕНЧЕ - (с персидского kaman - маленький и che - смычок) - смычковый музыкальный инструмент народов эллинистического Понта, северо-восточной части Малой Азии, лежащей на берегах Черного моря. Изначально инструмент зародился на территории Трапезундской империи (за два-три века до становления империи как таковой в 1204 году), откуда позже, посредством войны и торговли, распространился шире на территории современных Греции и Турции. История происхождения инструмента вызывает у исследователей немало вопросов: с одной стороны, само название говорит о родстве с персидской каманче, которая, предположительно, была взята за основу, с другой - ближайшими родственниками понтийской лиры являются византийская и критская лиры, а также лира политики, породившие в свою очередь ребек и целое семейство западных смычковых инструментов. Примечательным является тот факт, что конструкция этих лир, в частности критской и их «потомков», представляет собой грушевидный или вытянутый округлый треугольный корпус, который ближе к персидскому семейству ребабов, чем лыжевидная форма кеменче. Несмотря на то, что именно о критской лире мы имеем самые ранние сведения, встречающиеся в «Книге о культурном музыкальном восприятии» Ибн Хордадбеха, написанные им в 9 веке, и именно она состоит в самом близком родстве с ребабовидными, более архаичное название кеменче, напрямую заимствованное из персидского, все же закрепилось за понтийской лирой. Существует точка зрения, что это слово пришло в Понт намного позже, во время Османского господства, а сам инструмент раньше так и назывался - понтийская лира или же просто лира. Стоит отметить, что слово λύρα с древнегреческого переводится просто как музыка, мелодия или музыкальный инструмент.
Самое раннее изображение византийской лиры мы находим на одном из знаменитых византийских сундуков, полностью выполненных из слоновой кости. Их возраст определяется примерно 900-1100 годами нашей эры. Сама кеменче многократно была найдена недалеко от города Трабзон и других населенных пунктах у юго-восточного побережья Черного моря, находки датируются 9-10 веками нашей эры. Точка зрения, подразумевающая параллельное, но несколько обособленное развитие этих двух типов инструмента, представляется наиболее состоятельной: семейство «грушевидных» лир развивалось отдельно, беря свое начало в критской лире, а кеменче имела свое собственное происхождение, о котором доподлинно мы мало что знаем, за исключением одного артефакта - в Сузах была найдена статуэтка человека, играющего на инструменте, напоминающем понтийскую лиру (но без смычка), относящаяся к периоду Эламского царства примерно 780 года до нашей эры. Существует вероятность, что подобная форма инструмента попала на побережье Черного моря через торговлю с персами, откуда уже распространилась морскими путями, сохраняя в Понте свою первоначальную форму и приобретая новые черты по мере удаления и оседания в местной культуре. Это объясняет, почему разные формы сохранялись и развивались одновременно, а также почему инструмент назывался именно кеменче - либо это действительно его самоназвание, либо греки, зная о существовании у персов смычковой каманче по аналогии стали называть так и привезенную им лиру. Однако не стоит раньше времени отметать версию Османского происхождения названия.

Все эти инструменты в том виде, в котором мы их знаем, существовали примерно в одно время и, безусловно, оказывали друг на друга определенное влияния, хоть их изначальные архаичные формы и сохранились по сей день. Отчасти это объясняется относительной культурной изолированностью каждого отдельного географического региона, что в целом свойственно морским и островным народам. Существуют некоторые различия между отдельно взятыми представителями семейства «скрипки Черного моря» (так иногда называют кеменче и ее разновидности), а именно: на территории Каппадокии чаcто встречаются удлиненные инструменты с более низким и глубоким звуком, бОльшим количеством струн (до семи) и вставным грифом, не являющимся продолжением корпуса, как у других кеменче. В других регионах бытования инструмент выглядит примерно одинаково, варьируются лишь длина корпуса, декоративные элементы и материалы, из которых изготовлена лира.

Кроме перечисленных выше инструментов, родственниками понтийской лиры также являются хорватская лиеритса, болгарская годулька, южноевропейская аррабель и др. Интересно, что на территорию России греческие лиры попадали целых два раза: сначала с принятием христианства (датируемая 1190 годом, при раскопках под Великим Новгородом была найдена византийская лира, уже приобретающая черты восточнославянского гудка) и позже с волной миграции понтийских греков на Кавказ в 18-19 веках, где именно в форме кеменче жива по сей день.

Чаще всего корпус понтийской лиры изготавливается из вишни, сливы, шелковицы, можжевельника или ореха, а накладка на гриф - из красного или черного дерева. Строев для кеменче существует достаточно много, какой именно использует музыкант зависит от региона, в котором он живет, какие произведения исполняет и, конечно же, от его личных предпочтений. Часто третья струна используется в качестве дронной, особенно в Турции, а вторая и первая - игровые, однако также существуют такие строи, которые позволяют использовать все три струны в качестве игровых, например EAD, ADA, GCG и другие. При игре на кеменче используется традиционный смычок с регулируемой в процессе игры силой натяжения конского волоса. Струны металлические, пропущенные через корпус.

На сегодняшний день кеменче продолжает играть значимую роль в народной музыкальной культуре Греции и Турции, причем на ней не только исполняются традиционные произведения, но и пишутся новые танцевальные и лирические композиции.

 

КЕМЬ    старинный город сев. Поморья на р. Кемь у её впадения в Белое море. В Новгороде известен с XII в., в Москве с XV в.      (11)

КЕНДАРЬ - мера веса (около 3 пудов)

 

КЕНЕШ (эрз.) совет, собрание                 

КЕНТАВР       В греч. Мифологии дикие существа, полулюди- 

                            полукони, отличающиеся буйным нравом и невоз-

                  держанностью.                                                           (61)

КЕРАСТЬ - змея; ехидна

КЕРЕМИДА - плита

КЕРСТА - гроб, могила

 

КЕРЕКИ - ереки, которые называют себя анкалгакку («приморские люди») или аракыкку,– самая малочисленная народность Севера проживающая в Беринговском р-не Чукотского АО. В переписи 2010 года кереками назвали себя лишь четыре человека.

Екатерина Хаткана с дочерью Мариной

Керекский язык никогда не имел письменности и был языком общения в семье.
Сохранилось примерно 4–5 тысяч керекских слов. Для изучения народа много сделали магаданцы Владилен Леонтьев и Александр Орехов. Владилен Леонтьев общался в 1970-х годах с керекскими стариками, еще помнившими язык и прежнюю жизнь. Археолог Александр Орехов изучал древние стоянки кереков и лахтинскую культуру.

По данным 1991 года, говорящих по-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они, помимо родного, владели чукотским и русским.

История непростой долгой жизни Екатерины Хатканы детально записана этнографом и фольклористом Владиленом Леонтьевым. Благодаря этому до нас дошла информация о языке, обычаях, традициях кереков. До замужества Хаткана жила в окружении кереков. В семье говорили на родном языке, соблюдали все обычаи, придерживались традиций. После смерти отца Екатерину воспитал и вырастил дядя. Условия жизни были непростые. В детстве ей несколько раз пришлось пережить страшный голод.

 


В возрасте 10–12 лет ее лицо украсили татуировкой. «Старшие говорили, что это надо сделать обязательно, а то после смерти, мол, плохо будет…» – поясняла Хаткана. Окончив школу, Екатерина работала учетчиком на рыбной базе. Вышла замуж за полюбившегося чукотского пастуха Вотгыргына и уехала вместе с ним в тундру, стала заниматься вместе с мужем оленеводством. Дядя хотел вернуть ее силой, браки с инородцами у кереков не одобрялись, но по новому закону никто не мог воспрепятствовать выбору молодых. Вскоре семейные союзы кереков с чукчами стали привычны. Благодаря такому повороту судьбы она в совершенстве овладела чукотским языком, научилась свободно говорить по-русски. Еще в молодые годы Хаткана начала переводить керекские и чукотские сказки для своей школьной учительницы О. Бабошиной. Именно повествовательная часть фольклора приоткрыла ученым многие представления кереков о мире, о древних обычаях и обрядах.

Хаткана воспитала шестерых своих и двух приемных детей. К детям в керекских семьях относились с особенной любовью. Усиленно опекали, исполняли все их желания. «Во всех керекских сказках все младшие дети оказываются умнее своих матерей и отцов и даже поучают их. Так, лиса Йайучананккут, прежде чем куда-либо идти, спрашивает разрешения у своей дочери Имынны, а Имынна, в свою очередь, ругает мать за обман и проделки. Младший сын Кукки вороненок Ауппали раньше всех догадывается, что лиса хитрит», – пишет В. Леонтьев в статье о фольклоре кереков. Видимо, причиной стали представления кереков о том, что родившиеся дети были их предками, вновь вернувшимися в семью. Новорожденного сына считали отцом матери. Когда рождалась дочь, говорили, что вернулась свекровь. Имена всем детям подбирались строго из имен предков по материнской линии.

В одной из переведенных Хатканой сказок есть любопытная подробность. Персонаж заяц-мужчина Милуткалик приходит к бабушке и просит у нее позволения идти на промысел. После долгих споров бабушка разрешает ему пойти в кустарник за корой. Такой сюжет наблюдается почти в любой керекской сказке. Перед совершением какого-либо поступка герой обязательно обращается за разрешением к бабушке.

Ранее писатель А.А. Ресин в своих очерках об инородцах отмечает, что в жизни «чукмарей» (так он называл кереков) большую роль играла женщина: «Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин…» Бабушка или жена распоряжалась не только продуктами, но и предваряла любой поступок мужчин советом, могла разрешить или запретить что-либо сделать.

В отличие от других народностей, у кереков сказки изобиловали диалогами. Устная передача содержания подчеркивалась интонацией. Весьма распространен был цикл сказочных сюжетов о вороне Кукки, причем в одних сказках он мог представать творцом мира, в других же его роль сводилась к образам шамана и ловкача.

 


Поселения кереков были известны на территории от Анадырского залива до Олюторского мыса. Жили они в землянках, укрепленных дерном и песком. В таких жилищах обычно проживало сразу несколько семей. Каждая землянка имела свой настил со спальными местами головой к восходу солнца. Все семьи пользовались размещенным по центру очагом. В теплое время года кереки переселялись в места рыбного промысла. В честь переезда устраивали торжества с защитными ритуалами. На празднествах женские танцы сопровождались «горловыми играми». Горлохрипение на вдохе и на выдохе воспроизводило звуки, схожие с голосами прибрежных птиц и морских животных. Помимо музыкальной стороны, такая своеобразная техника помогала предотвращать стресс.
Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством, держали упряжных собак. Считается, что именно они придумали запрягать собак цугом (попарно или по одной в ряд). Другие народы этой местности, например чукчи и эскимосы, изначально запрягали собак веером. Лишь в XIX веке они сменили свой вид упряжки на «керекский», более удобный.
Для традиционных верований кереков характерны культы предков и животных, проявлявшиеся в обрядах поминовения и благодарения.

На святилищах кереков в качестве тотема возвышался столб-охранитель и выложенные полукругом моржовые черепа. Духам предков приносили в жертву кусочки пищи. Совершали бла



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.02 с.)