Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коми - дорога на север: комары, медведи и лесовозы в коми

Поиск

© Михаил Пустовой

 Синоним лагерей для одних и родной таежный край для других, а для экономических монополистов — сырьевой придаток. Огромный заболоченный лес, раскинувшийся между Арктикой и Уралом, который прорезают широкие реки, на которых встретились славянская и угро-финская культуры… Коми — место, в котором катастрофически не хватает автодорог, города редки, медведи заходят в населенные пункты, а гнус месяцами преследует любое живое существо.

«Бог сотворил рай, а черт — Коми-край», — отвесил «комплимент» дальнему региону уроженец чувашской глубинки. От Кирова до Сыктывкара было все четыреста километров плохенького асфальта. Пейзаж за окном практически не менялся — вдоль обочины стоял в воде от талого снега и в болотах молодой, но уже непроглядный лес, растущий на месте спиленного, а в редких деревнях едва просматривались намеки на фермерство. «Все совхозы рухнули, и люди лесом и вахтами зарабатывают, причем многие неплохо»…

…Появившиеся в советские годы граждане тем временем уезжают из нищающего Коми — не все готовы идти на железную дорогу, пилорамы, вахты и в водители грузовиков; поселки, оставшиеся от закрытых лагерных зон, вымирают — там не в состоянии жить без бюджетной опеки. «Брошенных поселков, даже с многоэтажками, прилично в тайге», — констатирует педагог.

 

Практически сразу, к северу от Сыктывкара, природа быстро меняется — я наблюдаю что-то похожее на Карелию, только без камня: ягельные поляны, поросшие соснами, еловое тонколесье, много песка и живописные холмы. Вдоль реки Вымь мелькают с обеих сторон большие деревни и какой-то монастырь; мосты здесь редкость, а о мрачном сталинском прошлом напоминает история дороги: «Обратили внимание, как трасса извивается? Ее так один еврей руками Гулага строил, на костях заключенных; его в итоге признали вредителем и расстреляли».

Емва — здесь лесок у трассы закидан мусором, а меня подбирает первый же грузовик — ставрополец Артем отрабатывает очередную вахту на газовом месторождении. «Я уже привык к Северам, здесь по-своему хорошо — когда купаешься, то в прохладной воде освежаешься, а не бултыхаешься в теплой, как у нас. Гнус, правда, изводит», — пытается перекричать он мотор КрАЗа. За месяц беспрерывной вахты он получает 50−60 тысяч рублей. «Местные мне говорят, что в Коми работы нет, и на строительство Крымского моста ездят», — удивлен Артем; впрочем, старожилы поговаривают, что такова негласная политика нефтегазовых монополий — уроженцев Коми не особенно принимают на обслуживание месторождений.

Увидеть Ухту мне уже неинтересно — я горю желанием доехать до Ижмы. Как мне сказали: «Там настоящая северная жизнь в Коми, а не скучные рабочие поселки». Благоухая кремом от насекомых и почесывая искусанные места, я забираюсь в легковушку — эрудированный мужчина-газовик с девушкой возвращаются, с крымским загаром, домой — в Ухту. Выслушиваю порцию ужасов о медведях и вижу первые луга в Коми, которые меня удивляют, и угрюмые полуразваленные поселки у железной дороги. Стотысячная Ухта, окруженная лесами, появляется неожиданно, после спуска с холмов — новые многоэтажки. «Жемчужина Севера», — с гордостью представляет город ухтинец.

7

На окраинах Ухты

Под Ухтой есть несколько зон, но я видел заваленную мусором обочину и симбиоз деревянных бараков, новостроек и парков на окраинах города. Инстинктивно я оказался у родниковой купели, где пополнил запасы воды и наконец-то отмылся от дороги, вскрикивая от холода. Часовня стоит на склоне лесистого холма — везде валялись смятые бутылки и упаковки. Я перешел мост через Ухту — реку красного цвета; на лугу, поросшем одуванчиками, паслись коровы, а я уехал в настоящую глушь Коми. Кстати, 300 километров — такое расстояние между Сыктывкаром и Ухтой.

Несуществующая дорога на север

Я ждал, что в Коми вдоль шоссе будут стоять лагеря, нагоняя тоску колючей прово-локой, вымирающие деревушки и глухая тайга — как в Кировской области с ее «красными» зонами. Колонии были спрятаны, а впереди ждали села. «Там, где коренные коми живут, — очень крепкие деревни. А если поездишь по местам, где зоны были или много приезжих, — совсем иная картина», — вводил в курс региональных особенностей Илья из Вуктыла; по происхождению он из коми и старообрядцев, и советует мне пробраться через Печору в далекую Усть-Цильму — очаг староверия в регионе. В Вуктыл исправно забегают медведи; и там, как и по всему Коми, безумно дорогое такси, нет моста через реку, но зато поблизости хребет Северный Урал.

На моем атласе автодорог — с Ухты на окраины Коми можно попасть только поездом: в Печору, Инту и Воркуту. Впрочем, атласу уже пара лет — за это время дорогу удлинили, и она, частью асфальтированная, доходит до Ижмы и Усть-Цильмы; «Яндекс-карта» информирует о наличии трассы, уводя полотно даже в Архангельскую область. Но… «Дорогу строили, да недостроили — чиновники бюджет разворовали. До Печоры еще не добраться, а в Нарьян-Мар — и подавно», — объясняет Сергей, крепко загорелый от северного солнца водитель эвакуатора. Асфальт неожиданно заканчивается, и грузовик полсотни километров прыгает по песку, поднимая тучи пыли, чтобы вдруг выехать на идеальное полотно; сбоку лежат рельсы, вымирает пара поселков, и где-то копошатся в тайге медведи, исправно выходящие к трассе. Зимой, возле единственных на две сотни километров между Ухтой и Ижмой заправки и кафешки у Ираёля, зверь напал на собаку. Кафе дорогое, ночью закрыто; и как-то здесь едва не замерзли насмерть два автостопщика.

Вечереет. В Ижемский райцентр еще сотня километров по дырявому асфальту — говорят, что дорога официально сдана и в ремонте «не нуждается». Трафик машин падает, я два часа отбиваюсь от комаров, пока два комяка из глубинки не подбирают меня; их удивляет мой туризм, и я слышу новую историю про медведя в кустах. От Ираёля до Ижмы нет деревень, но образ глухой и болотистой тайги обманчив — в лесах здесь множество охотничьих избушек. Ижма же оказалась огромным селом, где тучи комаров облепили меня на берегу одноименной и широкой реки. Я стал искать, где кинуть палатку, но услышал: «Зачем комаров кормить? Иди к нам в домик».

Коми-зырянские села, хариус, паром в субарктический край и дальние русские деревни за рекой Печорой.                                                Подробности: https://regnum.ru/news/2445882.html

 

КОНИ - священные животные у древних украинцев. Древний миф повествует о том, что бог силы и войны ТУР принялся строить земляные валы против диких кочевых племен и заставил род господ (древнее и мудрое древнеукраинское племя, часть которого переселилась в XVIII в. до н. э на территорию Северной Италии и Палестины. - С. П.) свозить землю летом на санях (тогда еще не изобрели колесо). Господа взялись за работу и выполнили свою обязанность - насыпали земляной вал на территории своего племени, а дальше выполнять каторжные работы отказались. Разгневанный ТУР, который недолюбливал умных, превратил непослушных людей в лошадей, которых и запряг в сани. Коляда пожалела лошадей и опустила с неба колесо.

КОНЮШНИК -«домашний» бог, охранявший конюшню и лошадей от всякой беды, болезней, пожара и т.д. Древние украинцы приносили пожертвования Конюшнику, оставляя в яслях конюшен на ночь всевозможные продукты.

КОРАН – (араб, чтение), Священное Писание мусульман, данное пророку Мухаммеду самим Аллахом (Богом) между 610 и 632 гг.  Это откровение опирается на Ветхий Завет, но имеет отличия от Завета, данного Иеговой Моисею.

Канонический текст Корана с учетом гласных был зафиксирован в XI в., однако однозначные правила его чтения (от которых во многом зависит буквальный смысл текста)  были установлены лишь в 1928 г. под влиянием политических событий, угрожавших единству мусульманского мира. Существующий текст Корана состоит из 114 глав (сур), содержащих от трех до 286 стихов (аятов). Основное содержание: проповедь единобожия, осуждение многобожия, религиозно-правовые предписания, предупреждения о Судном дне, описания ада, поучительные истории о наказании народов и назидательные истории, почерпнутые, главным образом, из иудейско-христианских легенд, вошедших в фольклор жителей Аравии. Большинство глав Корана представляют собой прямые обращения Аллаха к верующим и неверующим через своего пророка Мухаммеда.

Мусульмане считают Коран последней в ряду священных книг, врученных человечеству по милости Всевышнего. Первой из таких книг была Тора, ниспосланная Мусе (Моисею), второй –Псалтирь, ниспосланный Дауду (Давиду), третьей – Евангелие, ниспосланное Исе (ИисусуХристу).                              http://ezoezo.ru/about-dict.ht

КИКИМОРА - богиня сновидений. Дочь Мары. Представлялась сонливой, бледной

 

девой, жившей в человеческой доме в трубе или за печкой.

КОРКУША - чудовище, заражавшее людей чесоткой, оспой, покрывала раны струпьями и т.д. Одна из тринадцати дочерей МАРЫ. Изображалась уродливой, конопатой бабой, покрытой струпьями и гнилыми язвами.                                                    

КОРОВА - священное животное у древних украинцев. По старинному мифу, Чернобог коварными средствами пленил сонного Перуна, связал его и спрятал в глухих дебрях своего подземелья. Пока ТУР и ЧУР ходили освобождать громовержца, на Земле образовалась засуха: отяжелевшие тучи низко летали над землей, но не было Перуна, который расколол бы их своими стрелами. Поэтому высохли реки и колодцы, подохли скотина и звери, люди умирали от голода и жары. Ории просили Вырий спасти их. Эти молитвы услышал Дажьбог. Он склонил к земле тяжелые облака и превратил их в удивительных животных - Коров, от которых потекли Орианой МОЛОЧНЫЕ РЕКИ, которые напоили и насытили людей и все живое на земле. В IV тысячелетии до н. э ории занесли в Индию культ Коровы, где и до сих пор она считается священной.

КОРОЧУН (Карачун)-ритуальный хлеб, испеченный в форме больших круглых солнцеподобных буханок на праздник Коляды, по случаю Нового года, рождение нового Солнца - Божича.

Испеченный за кратчайшие сроки, хлеб- Корочун сохранялся до конца праздника Коляды с тем, чтобы дальше сокращались долгие ночи, сокращалась тьма, холод и зло.

КРАЛИЦА - мифический образ-тотем весны, богиня растительности у древних чехов

. Весенний праздник - знак священного почтения окружающей природы, табу на вырубку

 деревьев - заимствованное из древнеукраинского праздника ТОПОЛЯ.

Во время Призывания дождя девушка - Кралица - украшалась цветами, ветками,

 обливалась водой.

КОСТРОМА - мифический образ весны у древних русских. Праздник образовался на почве древнеукраинского праздника ТОПОЛЯ.

В воскресный день на выгоне собирались девушки, парни и женщины, начинали с песнями изготавливать чучело Костромы. На чучело надевали рубашку, сарафан, платок, ботинки, украшали цветами. Одетую Кострому клали в корыто. Ребята надевали на себя мешки и шли впереди. Девушки и женщины в белых косынках принимали корыто себе на плечи и несли его к реке. Причем, крича, пели: Кострома, Кострома, Ты нарядная была, Развеселая была. Ты гульливая была! А теперь, Кострома, Ты во гроб легла...

Корыто с чучелом клали на воду и пускали по течению. Потом все становились на колени, кланялись в сторону Солнца, выкрикивали: «Прошай, весна! Возвращайся снова!». На основе праздника Костромы -весны возникла русская детская игра «Кострома».

КРИВОЙ ТАНЕЦ - старинный украинский танец, имел целью навлечь весну. На поляне, в трех ее концах, забивали колья, между которыми юноши и девушки водили хоровод, символизирующий нелегкий путь богини Лады с теплых Краев к родным землям.

С XIV в. Кривой Танец входит в украинскую народную обрядность.

КУПАЛО (Купала) - древнеукраинских бог плодородия, урожайного лета, лекарственных растений и благосостояния. Праздник Купало с массовыми игрищами, поклонением огню и воде отмечалось в ночь с 23 на 24 июня. В праздничный ритуал входило: зажигание ЖИВОГО ОГНЯ (от трения дерева о дерево), плетение девушками венков и бросание их в воду, прыжки через огонь («очищение»), украшение скота венками и колокольчиками, сжигание чучела МАРЫ (смерти), одевание масок с целью «обмануть злых духов» и т. п. Считалось, что собранные в купальские дни лекарственные растения имеют наибольшую целебную силу. С XIV в. день Купало становится большим народным праздником в украинской обрядности.

КУРИНЫЙ БОГ - камень, грубо обработанный под вид воображаемого «Перунова молота», который вывешивали в курятниках как средство против заболевания домашней птицы. Позже Куриным Богом называли всяческий камень с отверстием.

КУСТ -мифический образ-тотем древних белорусов. Праздник образовался на почве украинского ТОПОЛЯ. Праздник происходило в конце весны как знак священного уважения к рощам, лесам, деревьям - всей природе. Избиралась красивая девушка, которую украшали венками и ветками и водили по селу, в поле, на луга с песнями. Праздник Куста был своеобразным табу на вырубку деревьев, уничтожение природы. В образе Куста отразилось первоначальное уподобление человека своему тотему - дереву.

КУЯВИЯ - одно из первых названий древней Украины; упоминается в трудах арабских географов Ал-Балх, Ал-Истархи, Ибн-Густы как одно из царств Украины-Руси. По мнению большинства ученых, Куявия - Киев, Киевская земля. http://mithology.ru/index.php

КАРАКУМЫ - Это 35 миллионов гектаров пустыни: песков, барханов, редких оазисов. Нигде в Советском Союзе нет такого жаркого, продолжительного лета. Оно длится более 250 дней. Солнце сжигает растения, делает бесплодными почвы, снижает работоспособность человека.
Есть в Каракумах движущиеся пески. Под действием ветра пески начинают двигаться* со скоростью до 20 метров в сутки. И, кажется, ничто не может остановить это неумолимое движение песков, медленное, но постоянное. В старое время люди не могли и не умели бороться с этим бедствием. Пески наступали на поля, на сады, засыпали целые села. Большие цветущие оазисы погибали под песками. И возникал вопрос: есть ли вообще сила, которая может остановить движение песков?
После победы Советской власти в Туркмении проблема борьбы с движущимися песками начала решаться в общегосударственном масштабе. Ученые пришли к выводу, что пески укрепить сможет только растительность. У растений, живущих в песках, длинные корни, уходящие в землю на многие метры. Густая сеть этих корней, оказавшись на большой глубине, укрепит пески. Предположение ученых подтвердилось. Способ закрепления движущихся песков при помощи растений оказался очень результативным. Теперь посев растений в пустыне производится с самолета. Движущиеся пески остановлены на большой территории.
Люди с давних времен считали, что пустыня — безлюдное, безжизненное пространство, оживить которое человек никогда не сможет. Конечно, климат пустынь суров. Очень трудно тому, кто в пустыне лишается воды. Недаром жители пустыни говорят: где кончается вода, там кончается и жизнь. Жара в пустыне переносится сравнительно легко благодаря большой сухости воздуха. Проводя целые дни на солнце, люди в пустыне вынуждены бывают выпивать в день по ведру воды. И все это громадное количество жидкости испаряется через

кожу. За счет испарения происходит сильное охлаждение тела.
Воздух пустыни целебен. Благодаря высоким температурам и сухости он беден бактериями. Даже огромные туши погибших верблюдов, не загнивая, высыхают и превращаются в мумии. Когда человек в пустыне порежет себе палец, он вместо йода и ваты пользуется песком, почти стерильным и прекрасно высушивающим рану.
Пустыни хранят в себе огромные богатства — полезные ископаемые. Пески — это будущие плодородные земли, обширные пастбища. Многие земли Туркмении могли бы стать садами. Но для всего этого нужна вода. Вода для Туркмении — это богатство, это плодородные поля, - это уверенность в завтрашнем дне. До революции вода принадлежала местным богачам. «По земле богача вода льется, по земле бедняка дорога вьется»,—говорили туркмены. Вода могла и обогатить, и довести до рабства, за воду могли убить, водой платили вместо денег.
С приходом Советской власти в Туркмении началась планомерная работа по орошению земли.                                                                                      https://vk.com/sovkasssr

КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766–1826) — русский писатель, историк, автор 12-томного труда «История государства Российского».

2. Настоящий рекордсмен по количеству неологизмов – это поэт и публицист Николай Карамзин. Он посвятил себя изучению русского языка и обогатил его на 50 и даже больше слов.

Карамзин подарил нам множество слов, без которых сейчас трудно представить нашу речь. «Гармония» и «впечатление», «трогательный» и «эстетический»,, «промышленность» и «эпоха», «влияние» и «катастрофа», «моральный» и «занимательный», «сцена» и «будущность» – все это слова, вышедшие из пера Николая Михайловича.                                                     https://zen.yandex.ru/book24

Карасукская культура

Общие сведения. Археологическая культура позднего бронзового века Южной Сибири и Казахстана, последний из трех этапов в созданной в 1920-е годы периодизации С. А. Теплоухова для бронзового века Сибири. Датировка: конец 2-го – начало 1-го тыс. до н. э. Названа по эпонимным памятникам на реке Карасук в Минусинской котловине (Хакасия). Влияние культуры прослеживается от Саяно-Алтая до Аральского моря, захватывая Северный Китай. М. П. Грязнов выделил особый, поздний этап карасукской культуры — каменноложский (по Каменному Логу у с. Батени). Теперь в карасукской культуре выделяют две традиции — классическую и лугавскую (каменноложскую). Вообще понятием карасукской культуры покрываются многие группы памятников, но с течением времени из них стали выделяться самостоятельные культуры, например в Западной Сибири – ирменская (названа по селу на Оби).

Карасукская культура сменяется тагарской культурой.

Артефакты. Культура известна главным образом по могильникам. Покойников хоронили в каменных ящиках под курганами. Известно более 2000 захоронений. Ящики в одних районах прямоугольные, в других – трапецевидные. В больших могильниках они примыкают один к другому пристройками, образуя целые структуры. В головах ставили глиняные сосуды и на деревянной подставке клали куски мяса с костями, всегда определенные части туши по ритуалу. Сосуды круглодонные, в виде сплюснутого или вытянутого шара со срезанным верхом. Орнамент резной или штампом, под венчиком, изредка от венчика спускаются треугольные фестоны.

Судя по погребальному инвентарю, вооружением воинов карасукской культуры были копья с бронзовыми прорезными наконечниками и бронзовые колющие мечи. Кроме них в могилах встречаются кинжалы, ножи, лапчатые подвески, бусы, бляхи, пуговицы. Рукоять кинжала расположена под углом по отношению к лезвию, а конец рукояти оформлен литьем в виде головки козла, барана, лося. Изображения реалистичны и искусно сделаны и могут рассматриваться как предшественники скифского искусства. Они сильно отличаются от грубо схематичных рисунков на каменных плитах могил.

Раскопано и несколько поселений, преимущественно каменноложских. Жилища в основном землянки. Хозяйство складывалось главным образом из скотоводства с примитивным земледелием. В стаде преобладал крупный рогатый скот, значит отгонным скотоводство вряд ли было. В карасукское время лошадь видимо уже используется для верховой езды. Зафиксированы торговые связи с Китаем.

Происхождение. О происхождении карасукской культуры спорят:

· одни доказывают её местное происхождение – от андроновской культуры (М. П. Грязнов, Г. Максименков и др.)

· другие полагают ее пришлой, причем производят из разных очагов:

o из центрально-азиатских степей и северо-западного Китая (С. В. Киселев, Э. А. Новгородова, Г. Ф. Дебец),

o с Ближнего Востока — Н. Л. Членова;

o из Средней Азии, в качестве носителей европеоидного памиро-ферганского антропологического типа (В. П. Алексеев).

· Многие пришли к выводу, что карасукская культура является смешанной из южных и центральноазиатских компонентов, полагая что она развилась на основе окуневской культуры под андроновским влиянием.

Антропологический облик и ДНК. По данным антропологов, основное ядро карасукцев прибыло с юга из среднеазиатского региона, поскольку в карасукских могилах находят черепа людей европеоидного памиро-афганского типа (акад. В. П. Алексеев).

По мнению же Л. Н. Гумилева, культура создана кочевниками-монголоидами, а наличие черепов европеоидного типа он объясняет смешением с динлинами), исходным же ареалом распространения был, по Гумилеву, северный Китай.

Большинство исследователей (В. А. Дремов, А. Н. Багашев и др.) считает карасукцев результатом смешения: европеоидный «андроновский» антропологический тип был дополнен монголоидами — пришельцами из восточных районов Центральной Азии.

Анализы ДНК у двух представителей карасукской культуры выявили митохондриальные гаплогруппы U5a1 и U4, а у двух других карасукцев была определена мужская гаплогруппа R1a1. Это данные 2009 г.

По антропологическому облику (язык же неизвестен) некоторые исследователи выдвигают и гипотезы о наследии карасукцев. Так Н. Л. Членова полагает, что карасукцы являются предками кетов – сибирской народности без близкого языкового родства. Ж. Ван Дрим предполагает, что бурушаски (индоиранская народность на Памире) — потомки карасукской культуры. http://генофонд.рф/?page_id=3868#

 

 

КАРАЧУН зимний праздник славян 21-22 декабря.

2. Грозный и неумолимый Бог морозов.
(Ныне Дед Мороз).

                                                                                                                 
Декабрь - месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался "волчий месяц". У скандинавских племен существовал миф о том, что глубоко в недрах земли, Светлыми Богами закован в цепи чудовищный волк Фенрир. Пока он находится в плену, миру ничего не угрожает, но на свободе носятся по всему белому свету его дети. Они питаются людскими грехами. Эти щенки могут вырасти до огромных размеров, и когда человеческое зло перейдет все границы, они обретут столько мощи, что смогут допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тогда спадут оковы с их отца волка Фенрира, и он, вырвавшись на поверхность, окончательно разрушит мироздание. И по преданиям, наступит "Рагнарек" или Сумерки богов (последняя битва).

 

В славянских мифах отношение к волку было двояким:

Во-первых, - всем известный из детских сказок Серый Волк, друг главного положительного героя, мудрый помощник и советчик. Некий старший брат, который помогает выполнить обряды, связанные с инициацией.

Во-вторых, - устойчивый образ "Одинокого волка", который в современном мире, мало знакомом с реальной жизнью этих сверх социальных животных, трансформировался в представление о неком самодостаточном супергерое, способном в одиночку противостоять всем своим врагам.

Люди, жившие в симбиозе с природой, волков почитали и боялись. Когда же человеческая деятельность нарушала экологическое равновесие, волки становились заклятыми врагами.
Известно, что волчья пора - глухая ночь. Существует даже такое латинское обозначение времени: - "Час между волком и собакой", то есть перед рассветом. Естественно, что декабрю, месяцу длинных ночей сопутствуют волки не только живые, но и мифические - волки бураны и стаи волков метелей. Именно они входили в свиту хозяина темноты, холода и смерти - Карачуна.

Волчьей шкурой меня поскорее укрой,
Разожги ты огонь посредине поляны.
Слышишь, рвется из сердца мучительный вой,
Бесприютной свободой с тобою мы пьяны.

Хороводы деревьев сквозь тени текут.
И костер из снегов вырастает до неба.
Там Луна, словно желтый парчовый лоскут,
Как краюха душистого белого хлеба.

Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой.
Ты, Декабрь, увидишь нутро мое волчье.
Вкруг костра раздается пронзительный вой
Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью.

Древние славяне почитали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были так же медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, стаи волков-метелей, а также души замерзших людей.

Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось («На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»).

Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа.

Ночь Карачуна совпадает с зимним солнцеворотом и одним из самых холодных дней зимы, 22 декабря, когда перестают укорачиваться дни, а ночи не удлиняются. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун.

Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух.

Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер.

С другой стороны, слово «карачить» в словаре Даля объясняется как пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело.

По-сербски же «крачати» - шагать. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Корочун — самая длинная ночь в уходящем Коло, пора всевластия тьмы. Это — время Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что всему есть свой срок. Ночь на Карачун, чародейная пора, когда врата меж Явью и Навью широко распахнуты и навье безпрепятственно заглядывает В Явь, покров которого истончён, и за ним можно увидеть проблески истинной природы мироздания, того, что за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. Это замершее время - безвременье, конец и начало времени — это прообраз ночи мира, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно преддверие нового возрождения. Мудрые изпользуют это время для общения с навними... ночь прозрения и безмолвного видения того, что скрыто. Это время очищения души и тела, когда желательно, внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. В ночь Корочуна, Навьи Боги, Духи и души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям и Серп Мары рассекает спутанные за прошедшее время, Покутные нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёрного ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз - просто повелитель зимних холодов.

Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.
Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу.
Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы.
Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.
С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!
На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.
Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.
Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».
В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.

Сказка А. Ремизова - Корочун
Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.
Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.
И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!
Царствует дед Корочун.
В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника - семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет - семь рубцов, другой хлестнет - четырнадцать.
И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы - глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.
Люты морозы - глубоки снеги.
Не скоро свету - солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку - Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться - нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный - Корочун неугомонный...
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время - рассказывает сказки.

Надо заметить, что Карачун один из самых загадочных и малоизвестных праздников. Обычно исследователи определяют зимнее солнцестояние, как начало нового года, и далее святочная неделя с колядованием и ряжением. И это действительно так, но все это происходит уже после 25 декабря, когда "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз" Этому бурному веселью предшествовали несколько дней, когда "солнце стояло" на нашей широте, (а еще севернее вообще исчезало и не показывалось). Естественно, что люди, живущие в тесном контакте с окружающим миром, придавали этому явлению очень важное значение.

Итак, солнце застыло или исчезло, солярный круговорот прервался, мир вокруг закоченел. Конечно, наши предки понимали, что через несколько дней все изменится и встанет "на круги своя", но сей час во время безвременья необходимо уйти в себя. Нырнуть в бездонный колодец своей души, опуститься в темное подсознательное, привести в порядок все то, что накопилось за прошедшее время. Очиститься жертвенным огнем и вступить в следующий солярный цикл обновленным и полным сил.

Мы видим, что крутится - вертится Коло Сварожье от веку - водят Хоровод свой Родные Боги, Круговерть Всемимрья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных славят, да сами через те славления Силами Божескими наполняются, Единство Рода в сердцах вещих радениями восстановляют. Было так в пору древности седой, и есть тако ныне, и будет так же - пока Солнце светит, пока Земля родит! Во славу Родных Богов.  http://ruspravda.info/Prazdniki-slavyan.html

 

КАРЕЛЫ - В раннем средневековье для карелы были характерны достаточно сильные пережитки родоплеменных отношений, но вместе с тем наличествовала и сложная социальная организация, дававшая существенные преимущества в противостоянии с другими народами. В отличие от выделившейся в VI веке из состава карел ижоры, сохранившей чисто родоплеменное управление старейшинами, карелы к VII веку избирали себе князей, носивших специфический титул валит.
Выборные князья первоначально руководили только военными делами избравшего их населения и не были ни феодалами, ни суверенными государями, а их титул не был наследуемым. Более того, до позднего средневековья сохранялась практика смешения функций собственно князей и старейшин крупных карельских погостов, которые зачастую тоже носили титул валитов. Поэтому достоверно определить, когда именно у средневековых карел сложились именно феодальные государства, очень сложно.

Изначально по всей видимости существовало множество мелких княжеств, вполне самостоятельных во внутренних делах, но связанных общими обычаями и объединявшихся против внешнего врага. Кроме того, валиты возглавляли походы существовавшего у карел всенародного ополчения и наемных дружин для присоединения новых земель (как правило это были походы с целью покорения лопарей), а на вновь присоединенных территориях власть валитов уже не ограничивалась авторитетом старейшин и была по сути абсолютной.
Предполагалось ранее, что древние карельские княжества образовывались по этническому принципу – то есть это были протогосударственные образования т. н. пяти «родов карельских детей» – пяти крупнейших родоплеменных объединений карелы. Однако в результате исследований выяснилось, что это рода имели значение, скорее подобное кастам в Индии, нежели были средством внутриплеменной самоидентификации. То есть карельские княжества изначально были полиэтническими государственными образованиями, формировавшимися по географическому, а не этническому принципу. Их населяли как карелы, так и представители других финно-угорских народов (ижора, сумь и емь, весь, лопь), а также славяне.

Карелия и Русь
В конце VII века несколько западных карельских княжеств завоевал и включил в состав своей державы датский конунг Ивар Широкие Объятья, однако в битве с союзным войском всех карельских валитов он потерпел поражение и был убит. В VIII-IX веках возвышается в качестве общекарельского центра Корела, и валит этого города считается старшим среди прочих. Постепенно в результате процесса централизации путем объединения мелких карельских погостов и княжеств формируются более крупные, главным из которых считалась т. н. Собственно Карелия – карел. Varšinaiš Karjala со столицей в Кореле. Аналогичные крупные княжеские центры с укрепленными замками создавались в Выборге и Тиверске, но их формирование было прервано шведской экспансией. В результате Выборгское княжество прекратило свое существование, а Тиверское вошло в состав Собственно Карелии, хотя Тиверский княжеский стол сохранялся как минимум до 1411 года. Судя по «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна» в X веке Карелия уже вполне централизованное государство.
Как следствие шведской и датской активности на Балтике карельские князья все более тяготели к союзу с Новгородом и в XI веке уже неоднократно участвовали в походах русских князей "на емь" (финское племя хяме, принявшее шведский васс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.021 с.)