Раздел 2. Общинная педагогика. Подрастающее поколение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Общинная педагогика. Подрастающее поколение.



             

Часть 1. Воспитание средой.

Глава 1. Проблемы воспитания.

                

Особенность сегодняшнего времени заключается в том, что традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными ценностями разрушен. На смену традиционному обществу пришло гражданское. Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно взрастить гармонично развитую личность, с активной гражданской позицией, патриота своей Родины. Но в обществе, испытывающем духовный кризис, не имеющем единой идеологии, отшедшем в своем историческом развитии от своих духовных и национальных корней, эта задача чрезмерно усложняется.

Основополагающее педагогическое воздействие на человека оказывает микросреда, исходя из принципа «с кем поведешься, от того и наберешься». Но сегодняшнюю среду трудно назвать однородной даже на уровне семьи, не говоря о школе, улице, работе и т.д. Ребенок, попадая из одной среды в другую, с различными психологическими, нравственными, духовными и культурными установками вынужден каждый раз адаптироваться и адекватно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями среды, иначе возникают конфликтные ситуации. Адаптация вызывает психологическое напряжение, которое усиливается, если ребенок не может принять нужное решение. Разрушается единство, цельность личности, сознание «зависает» и раздваивается. Растет количество детских неврозов и других психических заболеваний. Появляются немотивированные страхования, ведущие к употреблению наркотиков и алкоголя, вызванными желанием забыться, расслабиться, не способностью адаптироваться. Нередко дело доходит до суицидов. При наличие множественных сред отсутствует основа педагогики – единые требования к воспитуемому, что в конечном счете ведет к предоставлению ребенка самому себе, к свободе выбора, который ребенок или подросток в силу своих возрастных свойств обращает всегда во вред себе, ища удовольствий и блага для самого себя, губя свою личность. Нередко и взрослые живут также. Что делать?

На наш взгляд необходимо, в первую очередь, восстановление традиционного уклада жизни с его однородностью, налаженным ритмом и нормами поведения. Это возможно через общинную форму жизни. Община создает ту воспитательную среду, в которой ребенок всегда находится под контролем, четко знает, что и как ему делать для выполнения ясных требований взрослых. Общинная педагогика дает поразительные результаты, она социально значима и нуждается в развитии. Община является также школой жизни и для родителей, так как они сталкиваются с серьезнейшей проблемой – школа перестала заниматься воспитанием. Акцент делается на образование, уровень которого, кстати, стремительно падает. Из образования фундаментального оно превращается в прикладное, обслуживающее. В советское время школа все же выполняла воспитательные функции. Хотя семейный уклад был разрушен, но семейные ценности еще поддерживались и внедрялись через идеологию. Неплохо была поставлена работа с родителями в дошкольных и школьных учреждениях. Все изменилось. Сегодня родителей зачастую надо воспитывать самих, так как нравственный уровень общества стал очень низок.

Еще одна сложность – отсутствие педагогических кадров. В общине с ее коллективным воспитателем – средой и носителями этой среды – эти вопросы решаются естественно и гораздо проще. Но и они требуют дальнейшей разработки. Ясно уже сейчас, что община – это то место, где возможна ежедневная совместная деятельность взрослых и детей по созданию уклада жизни, который, в свою очередь, оказывает огромное воспитательное и охранительное воздействие. Общинные формы разнообразны. Они могут складываться на базе образовательных учреждений закрытого типа, можно говорить о создании военно-патриотических клубов на общинной основе, о любой самоорганизации на принципах общинного взаимодействия, направленных на решение педагогических целей и создание среды воспитания.

 Внутри своего Общинного центра педагогики Обнинская городская казачья община «Спас», мы стремимся создать здоровую духовно-нравственную среду, положительно и главное естественно действующую на человека через сам уклад жизни, обычаи, традиции, личный пример. В педагогике этот метод известен как «средовой». О среде можно говорить в узком смысле слова как о местонахождении и материальной базе, так и в широком смысле, охватывая этим понятием всю обстановку, окружение и атмосферу, материальную и духовно-нравственную. Поясним на примере. Как сейчас в своем большинстве появляются различные воспитательные учреждения и организации, занимающиеся воспитанием, будь то приюты, кадетские корпуса или военно-патриотические клубы, воскресные школы и так далее? Изыскиваются финансы, подбираются кадры, помещение, материальная база. За образец зачастую берется чей-либо устав. Среда и уклад образуются в процессе. Нет органичности, есть организационные мероприятия внешнего характера, то есть преобладает административное начало, происходит строительство «сверху». Есть форма, но нет наполнения, внешние формы преобладают над внутренним содержанием. Впереди болезненный процесс притирания и «вываривания». Но для решения воспитательных задач очень важна именно внутренняя обстановка, духовное наполнение. Первоначальной задачей является устроение среды в широком смысле слова, то есть того «рассола», в котором будет «солиться» ребенок. Здесь не должно быть казенщины, формализма, заорганизованности, излишеств. Большая любящая семья – вот все, что необходимо. Это и начало, и путь, и цель воспитательного процесса. Такую среду успешно создает община. Требуется общинный подход в организации подобных воспитательных образований. При общинном подходе естественно формируется среда, на базе которой выстраивается свой уклад, постепенно создается образ жизни всего воспитательного образования. Община, основной задачей которой является воспитание, органично преображается в воспитательное учреждение, так как сама жизнь подводит к этому шагу. Но почва уже подготовлена, есть люди – носители общинной среды и духа общинности. Кто будет находиться с детьми от рассвета до рассвета? Кто будет работать с ними, жить, служить, воспитывать? Это те же общинники, люди, которые всегда рядом. Они живут такой же жизнью, таким же укладом, что и воспитанники. Младший и средний командирский состав, общинники-педагоги, носители общинной среды – вот кто сейчас нужен, и кого так катастрофически не хватает. То есть необходим не воспитатель, нанятый на стороне, а педагог, «выварившийся» и служащий в общине. При этом надо учитывать предназначение – основное служение, которое будет нести в мир воспитательная организация. На наш взгляд в сегодняшнем жестоком обществе – это дела милосердия, общественное служение в социальной сфере, а самое главное – активная гражданская позиция.

Сегодня мы должны заниматься воспитанием не только детей, но, увы, и взрослых. Речь идет о педагогике в широком смысле слова. Мы работаем и с теми и с другими, стараясь воспитать, (если точнее, то сформировать) нового человека с нравственными качествами, отвечающими запросам сегодняшнего дня. Воспитать служивого человека, готового именно послужить ближним, обществу, государству, Богу. Казалось бы, это невыполнимая задача, если оглянуться на плоды навязанного нам чуждого образа жизни, где праздность и бездуховность впитывается чуть ли не с молоком матери, где банальное потребительство и комфорт являются конечной вожделенной целью. Защиты от него нет, он, действуя через подсознание, искажает само мироощущение и люди перестают быть людьми. Им становятся недоступными простые житейские истины, не говоря уже об традиционных духовных ценностях. Как нам быть? Мы считаем, что для этого не нужны агрессивные приемы, митинги и шествия, а в первую очередь усилие над самим собой. Единственное и самое действенное средство – противопоставить навязанному свой образ жизни, возродить свою исконную веру, стояние в вере в обычаях и традициях. Это настолько простая и лежащая на поверхности истина, которая воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но, если поразмыслить, за этим стоит глубокий смысл и самое главное не голословность, а конкретное практическое содержание, огромное непаханое поле деятельности. Попробуй-ка постоять в вере через свои дела, попробуй-ка осуществить эти дела в соответствии с твоим мировоззрением. Попробуй-ка делать это каждый день, и ты увидишь как это трудно, как невыносимо тяжело. Но как полезно, плодотворно и благодетельно для твоей души.

Всеобщая погоня за всевозможными материальными благами и удобствами расслабляет и притупляет чувства, и мы осознанно или неосознанно становимся носителями и заложниками современного потребительского образа жизни. И все же наступает момент, когда человек встает и говорит: «Нет, я не буду так жить, я хочу жить по-другому». И тут же возникает вопрос: «А как по-другому? Тебе кто-нибудь это показывал, у тебя есть примеры, ты где-нибудь это видел?» 

«В церкви», - скажете вы. Она является хранительницей наших традиционных ценностей. Но, согласитесь, восприятие церковной жизни требует некоторой внутренней подготовки. А как же быть тем нецерковным или околоцерковным людям, которые не могут сразу и безоговорочно принять церковные традиции? По многим причинам люди не останавливаются в церкви, они опять уходят в мир, за церковную ограду и не знают, куда им преткнуться.

Как нам сохранить свою духовность, свое здоровое мироощущение, истинное восприятие мира, как четко и правильно понять, что от тебя требуется по отношению к самому себе, к твоей семье, к обществу, к государству?

Прежде всего, через изменение образа жизни. А образ жизни невозможен без соответствующих ему уклада и среды. Этому триединству, внутри которого проходит вся жизнь ребенка, наполненная учением и служением, мы и должны уделить пристальное внимание.

 Сегодня необходимо охватить ребенка с момента его рождения до поступления в ВУЗ и трудоустройства, чтобы он остался сопричастным той среде, из которой вышел, даже если он будет жить в другом месте. Такие задачи должна ставить перед собой каждая местная община. Мы обязаны сохранить своих детей, оградить и защитить их от негатива, ведь процесс развращения идет гораздо быстрее, чем процесс нравственного воспитания. На наш взгляд, восстановление общинного взаимодействия и взаимовыручки в России автоматически приводит к решению педагогических задач. Взрослые строители общин – они же родители – кровно заинтересованы в воспитании своих детей. Опыт подсказывает, что даже в исключительно невыгодных условиях, без средств и государственной поддержки, родители организовываются и в той или иной форме находят нужное решение. Поэтому в первую очередь надо обратить внимание на развитие общинных форм взаимодействия, собрать и обобщить опыт, подготовить кадры – общинных педагогов-организаторов. Наличие в каждом регионе одного общинного центра педагогики облегчит эту работу. Нужны люди, которые умеют создавать среду. Затем среда будет создавать людей. Должно быть понимание, что многие вопросы успешно решаются на местном уровне с минимальными затратами и максимальной общественно-политической поддержкой. Нужен общий Центр, координирующий эту работу, привлекающий средства под конкретные дела, а не под идеи, осуществляющий информационную, методическую и организационную помощь. Надо делать все необходимое для положительного воздействия на современную систему образования, очень инертную по своей сути. На это уйдет время. Процесс же воспитания – это ежедневное живое дело. Именно от него зависит, какими вырастут наши дети, куда и за кем они пойдут в будущем. И если затраты на образование в масштабах государства требуют огромных средств и постоянных дотаций, то организация самодостаточных коллективов, ведущих эту инновационную педагогическую деятельность, гораздо экономичнее и гибче. За ними будущее.

Глава 2. Общинная среда.

Работа с детьми в общине носит живой, непосредственный характер. Здесь нет места формализмуи принципу «всех под одну гребенку». В процессе воспитания используется сугубо индивидуальный подход. Хочу уточнить, что, говоря о воспитании детей, мы имеем в виду в основном работу с мальчиками. Так уж повелось и это нам ближе, хотя девочки и по сей день ходят с нами в походы с нами, участвуют в соревнованиях и других мероприятиях. 

Подросток, приходя к нам, неожиданно попадает в другой мир. Когда он переступает порог здания, проходит в «воинский» зал, мальчик как - будто погружается в прошлое с его военной атрибутикой, его встречает мужской коллектив, непривычно строгие мужские лица, люди, одетые в военную форму. Команды вынуть руки из карманов, выпрямить спину, выплюнуть жвачку, вытащить из ушей наушники и подтянуть штаны здесь не требуется. Куда пропадает разнузданность, пренебрежительность и нагловатый взгляд?  Откуда берется внешняя и внутренняя собранность? Почему вдруг расправляются плечи, поднимается голова, выправляется осанка? И дело тут вовсе не в страхе. Сам дух, царящий в общине, начинает пробуждать воинское начало в подрастающем мужчине. Та малая толика мужского, что осталась в его духе и нравственном стержне, начинает сердечно отзываться на невидимые мужские «волны».

Ведь не только окружающие люди, но и сама обстановка воспитывает на глубинном, подсознательном уровне, влияет на формирование психики и характера человека.

С чем сталкивается подросток, войдя в воинский зал – сердце общины? Что он сразу же видит перед собой? Попробуем описать эти впечатления словами человека, впервые побывавшем в общине в гостях.

«С первого взгляда неуловимые воспоминания раннего детства – что-то из народных сказок, из былин – всплывает в памяти, озаряя и смягчая душу. Вот огромная печь, сложенная из кирпича от пола до потолка, а рядом живописная груда свежих поленьев. Это отнюдь не декорация – другого отопления здесь нет, и зимой печь дышит неутомимым жаром. Взгляд падает в красный угол – здесь в несколько рядов развешаны большие иконы, и среди них много старинных, потемневших, намоленных. Центральный образ иконы Божией Матери Державной – как бы во главе стола. Под главной иконой хранится святыня – здесь собрана земля со святых мест России – русская земля. То, что она соединяется здесь (ее привозят сами общинники и их гости), означает сокровенное стремление общинников объединить всю Землю Русскую в духовном единстве православия.

А сам стол – это не просто предмет меблировки, он сразу внушает необоримое почтение и видится как сакральный символ – символ православной общины. Длинный, почти во всю стену, дубовый Стол – мощный, благородно-массивный, отполированный до блеска локтями сотрапезников, навевающий воспоминания о былинных богатырях из дружины Владимира Красна Солнышка. Он словно возвышает садящегося за него, подтягивает до богатырского уровня. Даже усаживаешься за него с каким-то трепетом. Конечно, стульев при таком столе нет и быть не может. По бокам потянулись такие же массивные, украшенные резьбой скамьи: и это объединяет и уравнивает всех сидящих за столом, но как уравнивает! – возвышая, заставляя мобилизовать лучшее в себе. За таким столом не тянет на пустые разговоры, хочется слушать рассказы о славных делах и доблестных подвигах былых времен.

Трапеза проходит по особому ритуалу, принятому в традиционных православных общинах. Перед началом трапезы все выстраиваются на общую молитву. Затем чинно усаживаются на скамьи, а дежурный разносит еду. На стол ставится несколько больших блюд, каждое – на 3-4 человека (персональных тарелок здесь нет), и сотрапезники едят прямо из общего блюда. Получается не просто прием пищи, а обряд сплачивания людей, укрепления в одну семью. И в нем, как и в каждом высоком обряде, скрыт ненавязчивый воспитательный смысл. Человек, в том числе ребенок, посаженный рядом с взрослыми, не просто ест, он учится думать и заботиться сперва о других, а уж потом о себе. Ведь ты сам должен не только определить свою порцию, но и главное – приучить себя постоянно следить за тем, чтобы не превысить свою долю, чтобы хватило товарищам. И в результате всем хватает, никто не встает голодным. Тем самым человек, даже бывший отъявленным эгоистом, невольно приучается к мысли, что главное в жизни – это не успеть схватить лучший кусок, пока не перехватили – главное: следить за собой, за каждой «ложкой», а то ведь сгоришь со стыда. Это входит в нутро, в подкорку, и теперь, идя по жизни, человек будет постоянно интуитивно следить за собой и одергивать себя – не зачерпнул ли я в свою «ложку» больше, чем ближний, и не слишком ли усердно работаю этой «ложкой», - может, нужно попридержать себя, чтобы хватило всем? А в результате вставший из-за стола обретает не только сытость, но и вновь обновленное живое чувство общности, сопричастности.

После того, как опустевшие блюда убраны, дежурный разливает чай в кружки, все сотрапезники передают их одну за другой от верха стола вниз, так что тот, кто сидит ближе всех к началу раздачи, получает кружку последним – и в этом тоже таится явственное назидание, тренировка терпения и смирения.

Но главное здесь не еда, а общение за столом. За обедом – никаких пустых разговоров. Все молча едят, а дежурный читает жития святых в соответствии с церковным календарем. После – неторопливая беседа. Так человек насыщается и духовной пищей, приучается видеть в пище дар Божий, что так легко забыть в повседневной круговерти».

Вообще убранство «воинской» насыщенно ненавязчивой символикой. Над столом висят знамена и хоругвь общины. На одной стороне хоругви – Спас, на другой – святой великомученик Георгий Победоносец. А древко венчает резное изображение летящего голубя и змеи, что означает евангельское: «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи». Это поясняет пути достижения цели. Символика хоругви раскрывает цель и смысл, и одновременно – основную идейную основу, основную опору всех конкретных дел. Под хоругвью традиционное казачье оружие – булава, нагайка, шашка и, конечно, меч – извечный символ рыцарства.

Обилие икон не случайно, у каждой своя история. Старую потемневшую икону Архангела Михаила со следами ударов чем-то тяжелым подарил отец Александр. Самого батюшку в конце 90х годов украли среди белого дня в деревне, где он служил. Пошел на требу и не вернулся. Страшное было время. Огромную храмовую старинную икону батюшки Серафима Саровского выкупили на рынке у вконец спившегося мужичка, окруженного мутной компанией. Нельзя было ее там оставлять. А образ Спаса Нерукотворного вышил шёлком нам священник Валентин Колосов, удивительный мастер, отец десятерых детей. Иконка «Памяти воинов, погибших в Старопромысловском районе г. Грозного 2 марта 2000 г» попала нам при следующих обстоятельствах. Мы каждый день молимся о православных воинах, воюющих в Чечне, живых и мертвых. И вдруг, однажды один из наших гостей после молитвы вынул из нагрудного кармана эту редчайшую икону и подарил ее нам, рассказав, что в тот день, там, в Старопромыслах, погиб и его старший брат. У нас есть еще «военные» святыни: образ современной Матери Божьей Кавказкой, перевязанной скотчем (она мироточила, когда ее возили по боевым частям в Чечне), и икона мученика Евгения Родионова (его мать, Любовь Васильевна, большей друг общины, заезжает к нам возвращаясь из очередной «кавказской» поездки, наполненной помощью раненным, посылками и встречами с солдатами и офицерами, и таких поездок на сегодняшний день уже 37).

В центре зала - герб общины - большой котел, над котлом поднимаются клубы пара, вплетается колос пшеницы. Если в девизе отражены цель и смысл деятельности общины, то герб символически поясняет основной путь достижения этой цели. Здесь отражена идея организующей роли среды, общего дела. Образ котла глубоко символичен и удивительно точно передает саму суть организации общинной жизни казаков. Он замечательно передает ради чего вообще нужно общинное устройство – ведь те компоненты, которые смешиваются в котле (кто-то укропчик, кто-то пшено, кто-то мясо, а кто и вода, но и без нее ничего не будет), не просто механически находятся рядом – в итоге получается новый «продукт», каша. «Кашу варим – кашеварим». В котле перекрещиваются шашка, сабля и два топора – один боевой, а другой обычный, для мирных дел; и, наконец, к ним присоединен прямой гвоздь – внутренний стержень, необходимый общине. Под котлом разведен огонь, причем дрова сложены крестообразно – получается, что все вместе опирается на Крест. Итак, христианство как основа жизни общины, из которой разгорается тот огонь, благодаря которому все составляющие в котле «варятся» и образуют нечто новое, целостное и единое – «кашу». Над котлом поднимаются клубы пара – ведь община не замкнута в себе, она воздействует на окружающих. А сверху колосья пшеницы, означающие «хлеба небесные».

 У входа висит боевой топор, сделанный в виде боевого петушка – символ утреннего света, светлой силы, неунывающего мужества, бойцовских качеств и надежды – вечной надежды на рассвет, неизбежно приходящий после любой самой мрачной ночи. К нему привешены колокольчики, созывающие братьев на молитву. Чуть выше – охотничьи трофеи: большие развесистые оленьи и лосиные рога, устрашающая могучая голова кабана.

Над дверью входящего встречает надпись: «Люди – все, а деньги – сор». Этот девиз, решительно опровергающий основные установки современного потребительского общества, сразу задает настрой входящему – и очень точно отражает реальную основу жизненного уклада общины «Спас».

Псалом 132: «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» («Есть ли что добрее или красивее, чем жить людям вместе». Эти слова дают религиозное обоснование совместной общинной жизни).

Вот изображен казачок – отнюдь не могучий витязь, но с неунывающей улыбкой: «корни есть у меня, слава Богу, жив я».

Хотя образ Котла является для общины основным, но не менее важен образ Древа – ключевой для христианина, олицетворяющего саму Жизнь. Корни и крона… Не будет цветущей кроны там, где нет крепких корней (народные традиции) и мощного, устойчивого ствола (это и есть община). А члены общины, и дети, и взрослые, - это ветви, образующие единую крону, питающиеся через ствол живительными соками. Если к здоровому крепкому стволу привить поврежденную, засыхающий росток, который неминуемо засох бы сам по себе – он укрепится живительными соками и воспрянет, зазеленеет вновь. В то же время саму общину можно рассматривать как росток, привитый к мощному древу Православия и в нем черпающий свои силы.

В зале для ратоборства все стены увешены холодным оружием и исписаны пословицами и поговорками. Висят щиты, живописно расставлен инвентарь для занятий (палки, булавы, обмотанные копья). В нише – свой «воинский» иконостас. Выше – надписи, содержащие смысл русской воинской традиции: «Бог не в силе, а в правде». «Молись Богу от него победа». «Земля русская вся под Богом». В зале нет матов, борцовского ковра. Голый пол недвусмысленно показывает, что надо готовиться к будущим синякам и шишкам.

Если пришедший в общину мальчик сразу сердечно прилипает к такой обстановке, то и остается. Частенько он не в состоянии объяснить, что именно ему здесь нравится, не может выразить словами, что его привлекает. Но подсознательная симпатия и притягательность мужского духа, царящего здесь, перевешивает все сомнения. Как правило, оставшись один раз, мальчик уже окончательно не уходит. Он может пропадать некоторое время, он может и вовсе надолго исчезнуть, но потом обязательно придет. Он может не посещать занятий, но все равно будет хотя бы просто приходить.

       Всем известно, что современному мальчику не хватает мужского окружения – доброго, строгого, опытного, внимательного. Не хватает по всем известной причине: отца в семье или просто нет или главе семьи некогда уделить внимание сыну, подобрать ключ к его душе, приблизить к себе, найти нужные слова. Не говоря уже о негативном мужском примере, с последствиями которого мы сталкиваемся постоянно. Проблема отцовства в современном мире вопиюща. Сыновья не идут дорогой отцов, исчезает преемственность, отец перестает быть авторитетом, не служит образцом для подражания. Мальчику не хватает мужественности, само понятие которой в современном мире размыто и почти утрачено.

        Родители, как правило, долгое время не могут определить чего они хотят от своего ребенка. Они на современный манер видят его в первую очередь прекрасно образованным. К сожалению, те образовательные цели, которые ставят родители, зачастую совершенно не нужны ребенку. Мы часто сталкиваемся с переоценкой родителями возможностей своих детей. Они стараются сделать своего ребенка не столько воспитанным, сколько в первую очередь образованным, закончившим высшее учебное заведение, чтобы в последствии получить высокооплачиваемую работу и вести, как они говорят, достойную жизнь. Поэтому они разбрасываются силами ребенка, устраивая его в различные кружки, секции, нагружая дополнительными занятиями. От этой кружковщины не рождается постоянство. Дети не выдерживают такой нагрузки, устают, порог их восприятия быстро притупляется. Посещая множество занятий, дети все хватают по верхам, в них рождается дилетантство, отсутствует глубина. Формируется поверхностное интересанство. Все эти качества больше вредят ребенку, чем воспитывают его в нужном направлении. Для твердого характера необходимы постоянство, целеустремленность, четкость целей, которые, в конечном счете, должен поставить перед собой сам ребенок. Но в более раннем возрасте родители должны смотивировать его, вызвать желание и интерес, он должен стремиться к чему-либо. К сожалению, сегодняшние родители для себя так и не могут решить, что же они хотят от своих детей и предлагают им джентльменский набор всевозможных занятий. В результате ребенок не укореняется практически ни в одном деле.

Именно акцент на образовательную сторону, а не на нравственную, не на воспитание характера, а воспитание рассудочности и преобладающее развитие познавательных способностей в корне неверен. Мы придерживаемся такого мнения, что пусть человек лучше будет менее образован, но все-таки нравственен. Не надо забывать старую истину, что познает мир не тот, кто мыслит, но тот, кто любит.

Почти у всех родителей существует завышенная оценка своего ребенка. Они практически никогда не видят его в коллективе. А в общине, где ребенок находится среди детей и взрослых, причем в особой среде, именно отрицательные стороны его характера прорезаются очень быстро. Когда указываешь на эти качества, многие родители обижаются. Поэтому очень важно сразу смотивировать самого родителя. Что он хочет, что он ожидает получить от общины? 

На память приходит случай, когда на пороге общины появилась женщина со своим сыном. Мы долго с ней разговаривали. Женщина эмоционально рассказывала, каким неуправляемым стал ее мальчик, домашние разводят руками, не помогает «ни кнут, ни пряник», ребенок отбивается от рук, плохо учится, прогуливает школу и так далее. Рассеянно выслушав объяснения о порядке жизни в общине, мама заявила: «Делайте с ним что хотите, только заберите хотя бы на пару недель, а то мне ремонт надо в квартире делать!» И такой случай, увы, не является редкостью. Сдать на время ребенка – предел мечтаний многих родителей.

Можно возложить груз ответственности на других людей, но не надо забывать, что община не является воспитательным учреждением. Педагогические задачи, которые решает подобная организация, являются естественными и органично вытекающими из самого бытия общины. Она не может не заниматься воспитанием, она не может не заниматься с детьми, но она не является воспитательным учреждением. Здесь совершенно другая практика воспитания и требовать от общины того же, что требуют от школы, интерната конечно же, нельзя. Община - это большая семья, где воспитание происходит незаметно, через других людей, через общинную среду.

Постепенно в недрах общины вырастает маленький служивый человечек. Смотришь на него, он уже мужичок. Он также ворчит, бывает недоволен, устает, ему тяжело, но он приходит. Иногда отлынивает от службы, но все равно приходит. Время бежит стремительно. Мальчишки, которые пришли несколько лет назад, вдруг незаметным образом становятся физически подготовленными молодыми людьми, с нравственной сердцевиной, с выработанными новыми общинными обычаями и традициями. Они даже внешне отличаются от сверстников за оградой. Лица этих мальчишек более спокойные, доброжелательные и улыбчивые. Ребята помогают по хозяйству, несут караульную службу, всюду оказывая посильную помощь. Учатся своими руками зарабатывать первые трудовые деньги с обязательным условием: часть - в казну, на подготовку к походам, часть – домой родителям. Происходит преображение. Как-то давно к нам прибился один мальчишка. Случай обычный, таких сотни, - безотцовщина, хулиганщина. Но парнишка оказался с характером. Четыре года в дружине промелькнули и вот он уже курсант Рязанского Воздушно-десантногог училища, отличник боевой и физической подготовки. Каждый год приезжая в отпуск домой, проводил его, занимаясь с ребятами в дружине. Сейчас он уже без пяти минут офицер. Когда об этом случае узнала его бывшая классная руководительница (после девятого класса парня кое-как устроили в профтех), то сказала: «Но, если Колька человеком стал, то тогда я не знаю…»

Надо помнить, что в момент становления общины, работа с детьми не может быть основной. Любая подобная организация решает целый круг вопросов, больше хозяйственного, организационного содержания. Поэтому педагогические задачи решаются косвенно, через средовой метод. По мере того, как община укрепляется и укореняется, задачи воспитательного характера очерчиваются четче, становятся более индивидуальными и осознанными. И это естественно. Пока не налажена материальная сторона дела, полноценной педагогической работы быть не может. Если и ведутся занятия в строящейся школе, то на коленках. Так и здесь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.03 с.)