Трудности в приобщении к воинской традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности в приобщении к воинской традиции.



Занимаясь ратоборством на протяжении многих лет с представителями мужского пола самых разных возрастов и социальных слоев, мы столкнулись с нарастающей деградацией мужского начала. Это ясно проявляется в отношении подрастающего поколения к игре. Мальчики перестают играть вместе, а если и собираются, то их игры принимают недобрый, а зачастую и жестокий характер. В них просматриваются незатейливые сюжеты боевиков, триллеров, тюремных сериалов. Оно и понятно: чего насмотрелся, в то и играю. Приведу характерный пример.

Однажды днем, идя по улице, я услышал истошные крики и увидел столпившихся молодых людей, старшеклассников. Подойдя поближе, я понял, в чем дело. Четверо ребят держали за руки и за ноги отчаянно дрыгающегося парнишку и старались засунуть в урну для мусора его голову. Остальные участники стояли рядом и весело смеялись. Быстро подойдя к ним, я громко и резко скомандовал: «Отставить! Отпустить парня! В чем дело?!» Смутившись от неожиданного «наезда» (ведь остальные прохожие спешили мимо, не оглядываясь), «весельчаки» поставили жертву на ноги. Весь их вид выражал недоумение и обиду. «А, чо? Мы ведь играемся. Чо, нельзя?»

 «Ситуация стандартная, врут», – подумал я и развернул лицом пострадавшего. Он смеялся!!! Вот оно что! Оказывается, они говорили чистую правду. Просто-напросто эти великовозрастные мальчики так играются, им так интересно. Возникла пауза. «Не, ну, правда, мы играли, чо, нельзя?» «Играть можно, нельзя так относиться к своему товарищу, даже в шутку», - сказал я в ответ, но было видно, что они меня не поняли. Не поняли все до одного, даже тот, кого старались засунуть в урну. Оставив откровенно озадаченную толпу, я пошел дальше. Пройдя метров пятьдесят, я услышал за спиной знакомые вопли и громкое ржание. «Детишки» возобновили прерванную злым дядей «игру».

В других случаях удивляет отсутствие интереса друг к другу. Ребята не играются, им не интересно быть вместе. Особенно это касается домашних «компьютерных» мальчиков. Состояние общей подростковой тревожности вызывает недоверие между ними. Все больше и больше слышатся разговоры о том, что настоящих друзей сегодня нет, что дружба носит поверхностный характер знакомства или принадлежности к какой-либо группировке. Конечно, неформальные группы были и будут всегда, но какой дух царит в них? Если так называемые игры носят характер коллективного унижения, то это очень тревожный знак, а само вырождение потребности к игре ведет в конечном итоге к психическим отклонениям.

Но вернемся к истории. Каждый мужчина в традиционной культуре проходил период воинских игр. Именно в этот момент закладывались и развивались его основные мужские качества. Фундамент оказывался настолько долговечным, что по рассказам очевидцев, до второй половины двадцатого века по деревням даже старики по праздникам ходили в стенку, подпирая себя сзади клюкой для устойчивости.

Сегодня, как показывает опыт, взрослые 40-50 - летние мужчины играют охотней и добрей, чем подростки и молодежь. Конечно, генетическая память долговечна, но порой бывает страшно от мысли, что и она имеет свой предел.

Как ни странно это звучит, но первой трудностью в обучении и воспитании воинской традиции коллективных игр является неумение ребят играть вместе, и в силу процветания современного индивидуализма научить их этому становится все сложнее.

К сожалению, виртуальный мир компьютерного обмена информацией заменил живое общение. Возможность всегда быть на связи с «дальним» преобладает над желанием находиться рядом с «ближним». Мы перестаем быть нужными друг другу. Человеку становится интереснее быть одному – перед ним открывается окно во весь мир. Отношения упрощаются до обыденных «Привет, как дела?» - ответ: «Все путем!». И наши дети стали играть в другие игры, где в центре стоит «Я», а не «Мы».

Для примера приведем один из часто встречающихся типов представителей молодого поколения. Он весь напряжен до предела, буквально окутан неосознанными тревогами и страхами. Вследствие чего агрессивен, так как не хочет показать, что боится. Желание преобладать над всеми доминирует. Он не понимает, что в игре надо уметь уступать, ибо воспринимает игру как поприще для дальнейшего утверждения своего победоносного «Я». Дерганный и бесконтрольный в своих рваных и порывистых движениях, он запросто может повредить товарища и даже не заметить. Просить прощение не научен, считая это ниже своего достоинства. Он крут в своих глазах, и не хочет видеть свои ошибки, обвиняя во всем других. Страх, агрессия, самость наполняют каждое его движение. Играть с подобным типажом очень трудно и душевно тяжело. Игры по существу нет. Все силы уходят на нейтрализацию разрушительных действий такого индивида. Он или товарищей повредит или себя покалечит. В таких случаях главное – успокоить и умирить парня, постараться внушить ему: «Здесь все свои, не дергайся, не бойся, не обидят». Необходимо вызвать доверие у этого, по сути дела перепуганного, но, тем не менее, больно кусающегося зверька. Надо бдительно блюсти меру. Если его желание показать себя будет сильнее внутреннего страха - зажима, он будет опасен в «котле». Ситуация стабилизируется жестким, но справедливым ударом, необходимым вразумляющим броском, действующим на зарвавшегося юнца, как ушат холодной воды.

Постепенно человек приходит в себя и начинает понимать простую истину, что своих товарищей обижать нельзя ни словом, ни делом даже в кругу, где удары сыплются с частотой осеннего звездопада. Кстати, о слове.

О какой игре, товариществе и дружбе можно говорить, если с языка слетают повсеместно слышимые: «урод, козел, придурок» и самое ласковое «дебил»? За это у нас бьют очень сильно и заставляют отжиматься от пола. Гнилое слово – начало худого дела. Говоря «рукопашным» языком – отрицательная установка сознания. Отсюда очень трудно научить сквернословов просить прощения – «язык западает».

Еще один тип представителя молодого поколения на первый взгляд кажется антиподом первого – это что-то «невыразимое никакое». Он вял, дрябл, запуган, медлителен. Именно во внешней бесформенности выражается его страх, он хочет оторваться от «котла», зажимается. Удивительно, но при всем этом он проявляет признаки агрессивности, если, конечно, перед ним еще более слабый противник, или отсутствует прямая угроза. Игры здесь тоже не получается – не с кем!

И такого надо успокаивать, поддерживать, вызывать доверие. Так как он боится ударить и получить в ответ, ему надо дать возможность побить кашевара. В работе с таким контингентом главное помочь обрести психологическую устойчивость, дать почувствовать товарищеское плечо.

Дух нашего времени – дух комфорта и потребления – разрушают человеческую личность, здоровые межличностные отношения. Поэтому через совместную игру мы стараемся научить ребят настоящей мужской дружбе, необходимому товариществу, боевому братству. Но неумение играть, непонимание самой сути игры, как раз и является самой главной трудностью в процессе приобщения детей и взрослых к воинской традиции. Это неумение является следствием неправильного воспитания и негативного воздействия современного образа жизни, который все больше и необратимо отсекает людей от их родовых корней.

Игра невозможна без творчества, а мы уже говорили, что оно замирает в современном человеке. Коллективное творчество невозможно без согласия, без взаимопонимания. Но навыки жизни, направленной в сторону индивидуальной самодостаточности, духовной замкнутости, мешают развитию со-творчества. Для этого надо сдружиться, побрататься, стать со-товарищами, единым целым, а дальше, как мудро говорят в народе: «Не можешь – научим, не хочешь - заставим».

 С другой стороны коллективное развитие творческих способностей активизирует, подтягивает до своего уровня индивидуальное. Если индивидуальное перерастает групповое и не мешает, не противоречит ему, то прорезается и начинает расти новый заводила, возможно, будущий кашевар или, как сейчас принято говорить, лидер.

На самом деле, все очень просто. Вдруг неожиданно раздается: «Не спи – замерзнешь!» - и получаешь удар «в дых». Рефлекторно согнувшись, нарываешься на подставленный локоть, дергаешься и попадаешь в очень плотный захват, где тебя сворачивают в бараний рог и притом в общем движении. От страха начинаешь зажиматься и слышишь тут же назидательное: «кряхти, но гнись, упрешься - переломишься». Затем еще один отеческий удар, чтобы не блажил, а делал правильно, и уже на земле из тебя начинают вить веревки или на тебе плясать чечетку.

Тут даже совсем тупой задумается, и совершенно бездарный начнет лихорадочно искать выход из создавшегося критического положения. Другими словами, на лицо активизация творческого начала через создание сложных экстремальных ситуаций в коллективе. Вот и весь сказ.

Еще раз повторимся: «Удар – Божий дар!». Иногда так одарят, что бока трещат, но ничего, лишь бы впрок. А в этом и сложность! Так как мы сегодня люди обидчивые, а дары надо принимать со смирением и благодарностью. Ну, а с обиженными «кашу не сваришь», на них только воду возить можно, да и то недолго – разбегутся.

«Рукопашное» творчество выражается в управлении своим противником. Управление осуществляется и словом, и делом. Выработка правильных действий и культуры движений – важнейшая задача в обучении. Но и здесь мы опять сталкиваемся с современными, специфическими трудностями.

Нельзя не отметить, что между мышлением и движением существует взаимная связь. Можно сказать, что как человек думает, так он и двигается и наоборот. Именно этот принцип взаимосвязи внешнего и внутреннего используется в традиционном ратоборстве. Вначале осуществляется воздействие на внешние формы, а затем на внутреннее содержание. Приводя человека в порядок через развитие культуры его движений, мы структурируем его мышление. После вывода движений обучаемого на естественные и органичные нормы, дается соответствующая установка сознания. После этого «рукопашник» начинает восстанавливать арсенал врожденных, но неосознанных движений, усложняется и его динамика вследствие более сознательного управления своим телом.

Внутреннее состояние человека выражается его внешними движениями. Анализируя внешние движения человека в целом, можно проводить его психологическое тестирование и диагностику. Чем богаче внутренний мир человека, чем устойчивей его психика и развито его мышление, тем быстрее происходит его адаптация к экстремальным условиям, тем адекватней становится его поведение и реакция на раздражающие внешние факторы, тем целесообразнее и естественнее он двигается. Внешние сбои говорят о внутренней разбалансировке, дегармонизации личности, о скрытых повреждениях и негативных состояниях психики и тела.

 Говоря о тесной взаимосвязи внешнего и внутреннего, надо подчеркнуть, что сегодня процесс упрощения и обнищания духовного мира современного человека идет на всех фронтах. Наш внутренний мир становится все более примитивным. А плоская душа порождает плоские движения. Как правило, в процессе обучения мы сталкиваемся с уродливой, однотипной, убогой и не координированной динамикой. В ней нет внутренней связи, одно движение не перетекает в другое. Человек действует нескладно, отрывисто, как плохо смазанный механизм или испорченный робот. Особенно это видно в коллективной игре, где перечисленные выше недостатки могут привести к повреждению как самого обучаемого, так и окружающих товарищей.

Кроме того, сама среда обитания современного человека лишает его движения или умаляет его естественные возможности. Потребность человека двигаться натыкается на замкнутое пространство городов с их стеклобетоном и асфальтом. Органичным, правильным движениям человеческого естества препятствует мода и уродливые формы различных субкультур. Спорт становится достоянием немногих. Да и зачем напрягаться, когда всеобщее существование выстраивается по одной только заповеди: «живи в свое удовольствие!» Подобная деградация постепенно охватывает всего человека, его дух, душу и тело. А так как человек не может существовать без движения, то весь негатив сказывается на его общей динамике. Научить современного «цивилизованного» человека правильно, то есть естественно, двигаться – задача не из легких! «Движение – это жизнь!» - говорили древние. Так и хочется к этому добавить, что правильные движения – это правильная жизнь!

Хочется обратить внимание на то, что движение есть необходимое условие и способ протекания коллективной игры. И если ты не умеешь двигаться, или твои движения вносят диссонанс в общую динамику, тем более, если они бесконтрольны, а значит, опасны для окружающих, то кто будет с тобой играть?

Подводя итог, можно сделать краткий вывод, что основной трудностью в обучении и воспитании воинской традиции сегодня являются непонимание сути игры и неумение играть вместе, низкий творческий потенциал и вырождение генетически заложенной динамической базы человека. То есть, обучаемые в своей основной массе не умеют играть, не хотят думать, не могут двигаться.

 

Как делаем мы?

 

Для примера приведем одну из забав, как правило, играемую перед «варкой» котла. Если подобное занятие проходит в зале, выбирается самый большой из трех концентрических кругов, нарисованных на полу краской (об оборудовании зала мы напишем позднее). За него не выходить – запрет! Побратавшись на круг, участники по команде кашевара начинают «летать», то есть двигаться в кругу, не задевая друг друга, плавно и пластично. Движения должны быть естественными, без вычурности. Двигающегося навстречу товарища надо, не дотрагиваясь до него, обкатать или уйти с линии любым удобным способом. Традиционщик – вращающийся воин, поэтому объемные, волновые движения – одно из главных его орудий. Запрещается останавливаться. В случае столкновения необходимо «разлететься». Постепенно кашевар начинает «заводить» участников, настраивая их на общий ритм, согласованность движений, создавая положительный эмоциональный фон, и потихоньку усложняет игру.

«Ну-ка, распушили крылья»! – звучит команда, и играющие поднимают руки на уровне плеч, в стороны. Теперь им неудобно, начинаются касания, сцепки, столкновения, а они запрещены. Значит «крылья» в зависимости от ситуации надо «ломать», чтобы не зацепиться, но потом опять их расправлять. Руки начинают мелькать, скручиваться, складываться. Маховые движения переходят в ломаные, нестандартные. Делай, что хочешь и как можешь, но выполняй условия! А условия начинают стремительно усложняться.

«Подзатыльники!» - кричит кашевар и дает «леща» ближайшему «летуну». Тот, не останавливаясь, отмахивается и ныряет в сторону, рефлекторно втягивая голову в плечи и подсаживая корпус. «В пузо!» - и живот обжигает хлестом ладонь или пробивает тычок и «обратка» кулаком. Удары наносятся несильные – все-таки игра, но неожиданные, по ходу, с самой неудобной позиции. Атмосфера в кругу накаляется.

«На копытца!» - и заработали ноги, но не пыром, а щечкой стопы. «Наступаем на ноги!» - и пошла чечетка! Участники увеличивают скорость. Общий ритм то и дело сбивается, возникают столкновения, остановки. Кашевар психологически раздергивает и нагружает играющих вопросами, подначками, шутками. Сам он еще в кругу, также как и все, раздает налево и направо и огребает без послаблений. Надо разводить ситуацию, а главное, заставить бойцов двигаться, не останавливаясь.

Несколько человек по команде падают на землю и начинают делать кувырки, перекаты, ползания, катания, подсечки, любые перемещения внизу, вкатывания всем телом в ноги бегающих. Растет неразбериха, начинают падать люди, поэтому надо быть очень внимательным. Обстановка все время должна быть под контролем. Для остроты ощущений те, кто внизу, бьют кулаками в бедра, ягодицы или пах по движению тем, которые вверху. Те, в свою очередь, отбиваясь друг от друга, должны не попасть под удар снизу. Крики, шум, топот, смех. Чтобы еще больше обострить ситуацию, низовым дают деревянные ножи, и они немилосердно колют всех пролетающих. Те перепрыгивают через них, раздают им оплеухи и пинают ногами.

Сейчас кашевару лучше выйти из круга для управления этим сражением, иначе не уследишь. Народ вываливается, вылетает, выкатывается из круга, и попадает под наказание. За каждый просчет назначается: десять отжиманий на кулаках или десять поднятий таза в упоре на прямых руках. Очень скоро что-либо понять становиться практически невозможно. Тебя сбивают, опрокидывают, влетают в ноги, подсекают, бьют, колют, тащат, что-то кричат и требуют членораздельного ответа. Кашевар неожиданно бросает в толпу набивные мячи или «шелюги» (набитые опилками мешки), ими и бьют и их же передают по движению. Вас могут ударить палкой со стороны, вытащить из круга и заставить отжиматься. Кашевар может подослать кого-нибудь, кто будет по его заданию незаметно «мутить», то есть нарушать правила. Это вызовет еще большую неразбериху, конфликты и дальнейшие отжимания, но все надо делать быстро, четко исполняя команды.

Пятнадцати минут этой круговерти достаточно, чтобы проверить психоустойчивость и адекватность любого и вымотать его физически. Моделирование боя можно усложнять до предела с применением оружия и изменением местности, увеличением числа играющих, комплектации их в пары или микрогруппы. Как всегда, первая «сдается голова» - мозг и нервная система просто не выдерживают такого прессинга и начинают отключаться. Участники выдыхаются, отползают за круг, садятся на лавки, перестают двигаться. Более опытные и адаптированные к таким формам работы могут «летать» довольно долго и адекватно реагировать на новые вводные, при этом усложняя и выдумывая другие условия игры.

Описанная забава является мощнейшим по своему воздействию психофизическим тренингом, психологически приближающим участников к обстановке реального боя. И опять следует подчеркнуть, что без игрового настроя провести такое занятие невозможно – участники покалечили бы друг друга. Но введя игру в эту сложную форму, мы сразу получаем возможность воздействия на весь состав человека, нарабатывая необходимые навыки физического, психологического, нравственного характера, при этом не подвергая участников опасности получения серьезных травм. Само собой очевидно, что без движения здесь не обойтись, а творчество групповое и индивидуальное просто бьет ключом, иначе в кругу не удержишься.

Интересен прикладной аспект данной забавы. Здесь, как и во всей методике, используется принцип опосредованного, не специального, многофункционального воздействия на обучаемого.

Самоконтроль и саморегуляция, наработка правильных рефлексов и управление ими, умение увидеть картину боя в целом, успеть вовремя оценить ситуацию, принять правильное решение и заставить себя его выполнить, несмотря на страх и усталость; быть внутренне готовым к неожиданным помехам и интуитивно почувствовать опасность, избежать или ликвидировать ее в зародыше; держать ситуацию под контролем во все время боя, быть охотником, а не жертвой – эти качества требуют максимального напряжения всех душевных и физических сил бойца. При этом надо учитывать, что обстановка меняется ежесекундно, тем более, если он работает в группе. Отсюда необходимы взаимопонимание и слаженность действий, взаимозаменяемость, умение слышать голос командира и выполнять его приказы в гуще боя.

Всего не перечислишь, но на выходе получается боец с гибким и быстрым телом, но самое важное - с устойчивой психикой, мобильным сознанием, скоростным творческим мышлением. А как мы знаем: «смекалка города берет», и «борец не тот, кто поборол, а тот, кто вывернулся». Так что нашего Ваньку-встаньку голыми руками не возьмешь, вертится как юла; дрыном не перешибешь, скользкий, как уж; за каждой плюхой не набегаешься и все равно в дураках останешься.  

Подобные формы можно успешно применять для повышения эффективности какого-либо выбранного спортивного направления или в спецподготовке. Замечено, что спортсменам-единоборцам труднее даются такие коллективные забавы. Им требуется больше времени для адаптации к таким нестандартным ситуациям, резко отличающимся от привычных условий и правил выбранного ими стиля. Для специальной подготовки такие игры незаменимы – процесс расширения сознания происходит гораздо быстрее. Можно придумать новые забавы для этих же целей, вариантов множество. Но везде осуществляется комплексное воздействие на сознание и тело обучаемого, при этом естественно происходит сваривание коллектива.

Возраст и уровень подготовки не является помехой. Участвуют и старые и молодые, даже дети дошкольного возраста. Кстати, дети могут играть серьезную роль в повышении уровня подготовки при прохождении спецкурсов.

Еще несколько слов о динамике. В аналогичных и подобных забавах тело обучаемого начинает выстраиваться, координироваться и приобретать необходимую пластику через различные по силе ощущения, начиная от касания, заканчивая ударами, сбиваниями и бросками. Развивается умение двигаться в ограниченном пространстве, и, как следствие, быстрее осваиваются объемные движения. При этом постоянно происходит смена различных уровней и плоскостей при перемещениях.

Избегая линейных столкновений, хотя они тоже присутствуют, боец, вращаясь, обкатывает или вкручивается в своих товарищей. За счет этого он спасает себя от ударов и других воздействий. Наработав объемную технику, боец может противостоять большему количеству противников, при этом занимая активную, наступательную позицию.

Смысл тактики бойца не просто в непрерывных движениях, а в выборе наиболее правильных, целесообразных и экономичных движений как внешних, так и внутренних (ритм).

Специально рассчитать алгоритм такой техники невозможно из-за непредсказуемости, изменчивости и неповторимости игровой ситуации. Но можно и нужно нарабатывать опыт самого нахождения в такой обстановке и решения поставленных при этом задач. Чем больше накопленного опыта, тем крепче надежда на успех, ведь как говорят в народе «за одного битого двух небитых дают».

 

 

Наши особенности.

 

В основе нашей методики лежит принцип игры. Каждая игра носит развивающий, обучающий и воспитывающий характер.

Обучаемые начинают «вариться» сразу, играя друг с другом по заданным условиям. В самой сути «котла» сокрыта вся матрица необходимой динамики и пластики. Приобщение к этой матрице происходит путем адаптации обучаемого к игровой, но все же экстремальной среде «котла». В результате процесса «вываривания» играющего, в его сознании и движении отмирает и отсекается все лишнее и ненужное, выявляется и упорядочивается необходимое и жизнеспособное. Сама среда «котла» помогает в этом.

Изначально обучение строится по принципу от целого к частному, от общего к единичному, что наиболее соответствует славянскому менталитету.

Игра, также как и народные сказки, пословицы, поговорки, дает возможность применения ненасильственного способа правильной установки сознания обучаемого, его дальнейшей коррекции в процессе обучения и воспитания.

Наша методика не относится ни к одному из ныне существующих стилей или школ боевых искусств и, в первую очередь, она используется нами для развития творческих способностей и восстановлению целостности личности. По нашему убеждению, именно рукопашный бой лучше других видов человеческой деятельности активизирует и оптимизирует все силы человека и выявляет его скрытые возможности и резервы в предельно сжатые сроки.

Мы придерживаемся мнения, что прикладные аспекты ратоборства в обучении должны быть вторичны, так как боевая техника является неизбежным плодом самих воинских игр.

Участвуя в различных забавах и выполняя их условия, обучаемый, тем самым, подготавливает свое тело и сознание к пониманию специфики боевой техники и ее осуществлению через необходимую в игре динамику и пластику. Мы исходим из положения, что в человеке от рождения заложен в потенциале весь «рукопашный» базис, который искажен и замусорен неправильными условиями воспитания и среды обитания, стереотипами мышления и поведения. Чтобы добраться до этого базиса его надо очистить. Это довольно длительный процесс, он невозможен без творческой деятельности самой личности. Подвижные коллективные игры выступают здесь в качестве ускорителя этого процесса. По мере расширения сознания человек начинает ощущать, чувствовать, видеть то, на что раньше просто не обращал внимание, и самое главное, устанавливать и осознавать причинно следственные связи между различными движениями и явлениями. Эти изменения в сознании, а также раскрепощение своего тела дают ему возможность впоследствии видеть в каждом движении прикладной, боевой смысл и использовать его по назначению в зависимости от ситуации.

Надо перестать внутренне воевать, а начать играть! Не научишься играть - не сможешь воевать! – стараемся мы донести до сознания обучаемых. Именно при этом условии обучение пойдет гораздо быстрее и качественнее. И на самом деле, используя традиционный метод научения под названием «взращивание семени», мы видим, как боевая техника вырастает из игры, из естественных движений обучаемого по мере пробуждения его творчества и осознания тех установок, которые задает кашевар. При таком взращивании боевой техники, она остается в тебе навсегда, как часть характера, и не зависит напрямую ни от возраста, ни от «спортивной формы».

 

 

Выводы.

Одним из эффективных способов в восстановлении и приобщении к русской православной воинской традиции являются коллективные подвижные игры. Потребность в них заложена в недрах мужского естества и является его неотъемлемым свойством. Занимаясь с самого детства подвижными боевыми играми, мальчик постепенно превращается в мужчину. В процессе творческого развития личности, мужчина становится воином. Пресечение или извращение этого естественного процесса приводит, в конечном счете, к неминуемому вырождению самого мужского начала.

Не являясь основным средством воспитания, игра, тем не менее, привлекает, исправляет, назидает и направляет. Если научиться ею правильно пользоваться, игра может стать прекрасным педагогическим инструментом.

Но для того чтобы играться нужны товарищи, коллектив и среда, которую они создают. Именно об этом мы и будем говорить в следующем разделе.

 

 

Глава 3. Коллектив и среда.

 

 

В традиционном менталитете образное мышление преобладает над логическим. Почему? Наверно потому, что образ здесь более емкий, многогранный, дающий видение в целом, в движении. Некоторые образы настолько глубоко отпечатываются в душе, что кажутся врожденными. Как просто, понятно и естественно звучит фраза: «Он впитал в себя с молоком матери образы родной стороны».   

Познание образа, хотя в нем содержится в сжатом виде огромный объем информации, все же процесс не столько логический, сколько в большей степени созерцательный. Его суть можно постигать годами и каждый раз открывать что-то новое. Ведь овладевание образом процесс субъективный, зависящий от различных факторов в самом человеке. Как говорится: кто-то проходит, а кто-то находит. Именно поэтому описать образ точно, в его целостности и совокупности очень сложно, всегда будет оставаться какая-то неполнота. Попробуйте описать образы растущего древа, текущей воды, играющего пламени. Но именно эта недосказанность дает простор личному творческому поиску в дальнейшем раскрытии образа, ведь он включает в себя и бытийную данность, и диалектический процесс, и субъективное состояние, и духовную сущность. Поэтому мы, ни в коем разе не претендуя на полную объективность, постараемся приобщить читателя к образу «Котла» по мере своего понимания. Хотя уверены, что у кого-то это может получиться гораздо глубже и полнее.

«Без котла каши не сваришь», - говорит пословица, и в этой очевидности сомневаться не приходится. Котел – древний образ, олицетворяющий общность, единство, братство, ограду, форму, устойчивость, среду. Котел стоит на огне, в нем варится каша, то есть содержание котла. От каши идет вар, то есть дух содержимого. За кашей смотрит кашевар. «Что наваришь, то и съешь», - продолжает утверждать житейская мудрость. И, действительно, все здесь просто, предметно и взаимосвязано: котел, каша, кашевар, огонь, вар. Но убери хоть что-нибудь из этого ряда или нарушь меру – результата не будет, каша не сварится. Поэтому и гласит старая воинская поговорка: «Котел варить – не мир смешить!»

- Подумаешь! - говорит самоуверенный молодой человек, имеющий опыт занятий различными единоборствами, - что ж здесь сложного? Ну, что ж, назвался груздем, полезай в кузов! И, действительно, группа собрана, занятие проведено «по типу крутой тренировки», все намахались, носы поразбивали, перессорились, набычились друг на друга и сидят по углам. Всех колотит от переизбытка яра, разговор не клеится. В воздухе повисли всеобщие обида, недовольство и неудовлетворенность.

– Ну, как? – можно спросить одного из участников.

– Э-э, бестолковая махаловка, и ничего больше! - раздраженно машет тот разодранной рукой.

– Ну почему? Кашу ведь заварили как положено, - оправдывается новоиспеченный кашевар-неудачник.

Ответ простой: ты еще ничего не понял – котла нет.

За годы занятий мы заметили, что если в обучаемой группе нет внутренней связи, взаимопонимания, общих нравственных ценностей и объединяющей идеи, то обучение идет вяло, неэффективно, рывками. Быстро пропадает интерес, наступает охлаждение, и люди уходят. Даже если группа состоит из очень заинтересованных лиц, но они не ладят друг с другом, не хотят или не могут найти общий язык, то результат все равно будет отрицательный.

В основе котла заложено товарищество. Если этого чувства нет, или оно постоянно попирается своекорыстием в любой форме, – котел не варится, обучения не происходит, группа разваливается.

При правильной варке товарищество вырастает в братство. Из разношерстной группы постепенно вываривается ватага, дружина, артель, община или, как принято говорить, «сплоченный и спаянный коллектив». Силу и возможность такого коллектива, говорим по опыту, переоценить трудно.

Приобщиться к котлу можно только изнутри, варясь в нем. Здесь ты перенимаешь весь коллективный опыт, овладеваешь знанием законов ратоборства через своих товарищей, ведь недаром говорят: одна голова хорошо, а две – лучше. Закономерно напрашивается вопрос: а двадцать две? Здесь все учат друг друга вместе и по отдельности, вольно или невольно. Кашу варим – кашеварим!

Коллектив только тогда становится котлом, когда превращается в живой организм. Котел есть совокупная сила, где каждый осознает нужность и необходимость другого, может внести свою посильную лепту и занять свое место. При таком условии котел постепенно создает идеальную среду для обучения, коррекции и оздоровления. Только тогда можно начать играть по-боевому, всерьез, и такая игра будет приносить свои «прикладные» плоды по-настоящему. Но, конечно, не все сразу. Сначала формируется группа участников по интересам. Затем происходит сплачивание коллектива, и только потом кропотливая, требующая большой самоотдачи варка котла.

Мы уже говорили об игровом методе обучения и воспитания с помощью различных форм забав. Несомненно, для игры нужны участники. Но этого мало. Необходим взаимный интерес и доверие друг к другу, иначе игры не получится. Здесь проявляется закономерность: по мере сваривания коллектива повышается качество игры, что в свою очередь усиливает эффективность обучения и воспитания. Но в то же время и сама воинская игра способствует становлению и сплочению коллектива. То есть забава выступает внешним зачалом. Она привлекает, зачинает, скрепляет, проверяет, очищает и поддерживает весь котел. Игра дает возможность приобщиться к традиции, корням и, тем самым, открывает дорогу Слову (воспитательному воздействию). Слово несет веру, историю, героику. Вера крепит дух, история будит родовую память, героические образы вызывают желание подвига. Товарищество вырастает в братство, в родство по духу. Так было и так будет. Ведь недаром говорят: казачьему роду нет переводу.

Конечно, сегодня такие слова немного режут ухо, как-то не вяжутся с современной жизнью, со сложившимися в обществе поверхностными отношениями между людьми. Времена меняются. Традиционными стали медикаментозная медицина, профессиональный спорт, спортивные единоборства. Правда, на улицах увечат друг друга еще по старинке: или толпа на толпу, или все на одного. Бьют, чем попало, без жалости и правил, и помощи ни от кого не дождешься. Неуютно как-то в этом жестоком мире, плеча не хватает. Себя не защитишь, кто защитит? Воистину говорят: горе одинокому! Но вместо товарищества и братства кругом бригады да команды. Куда податься русскому человеку? 

Но вернемся к обучению. Обучение групповому бою в коллективе имеет очевидные преимущества. Во-первых, это всегда живой бой, где бьют без перчаток и средств защиты. Конечно же, здесь всегда нужно держать в уме правило: бей, но знай меру. Самоконтроль определяет уровень мастерства. Неадекватность в котле представляет опасность в первую очередь для того, кто не умеет себя контролировать. Его, как угрозу, сразу постараются нейтрализовать остальные участники. Тем не менее, мы считаем, что лучше бить играя, но в контакт по живому телу, чем в полную силу, но в защиту. Ведь на улице редко встретишь человека, одетого в боксерские перчатки, шлем и протекторы. Правда, синяков вначале может быть много, но потом привыкаешь. Да и сам принцип «обыгрывания» быстро повышает технику. В то же время мы не категоричны и не отрицаем пользы защиты в различных формах контактной работы. Раньше в роли естественной защиты использовались традиционные шапка-ушанка, ватник или тулуп, овчинные рукавицы, валенки. Правда, мода уже не та, и все эти атрибуты русской действительности давно ушли в прошлое. Жаль, а ведь как хорошо предохраняли от ударов и травм в бою.

Спасает и динамика. Бой происходит в ограниченном кругами пространстве, при очень интенсивном перемещении, но не разрывая контакта друг с другом. Остановишься – забьют, но и убежать нельзя, да и некуда, так что крепись, вертись и крутись. По очкам здесь не выиграть, время роли не играет, да и вообще – живой групповой бой – это мужская стихия, песня, зов предков, удаль, молодечество! Эх, на миру и смерть красна!

Во-вторых, наличие коллектива дает возможность моделирования различных ситуаций, распределения ролей, придумывания бесконечных забав. Это делает процесс обучения не просто интересным, а захватывающим. На занятиях все время присутствует элемент новизны, скучать не приходиться, да и некогда – только рот откроешь, получишь по сусалам. Не зевай, Фомка, на то и ярмарка!

Стоит отметить, что моделируются не конкретные заготовки, хотя и их можно нарабатывать, а общие ситуации. При этом роли меняются как можно чаще и в самых различных вариантах. В одной форме забавы при разыгрывании ситуации вы можете стать и охотником, и жертвой, и агрессором, и заложником, и защитником, и миротворцем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.064 с.)