Игровая коллективная методика ратоборства «Котел» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровая коллективная методика ратоборства «Котел»



Часть 1. Общая.

«Разделяй и властвуй» (нерусский принцип существования);

«Собирай и служи» (наш принцип жизни)

«Котел варить – не мир смешить» (воинская пословица)

 

На протяжении 13 лет в Общинном Центре педагогики «Спас» велись исследования по изучению и практическому применению русской воинской традиции служения. Плодом совместной работы стала коллективная игровая методика ратоборства «Котел», направленная на восстановление целостности личности и развитие ее творческих способностей.

Методика основана на древнейшей традиции коллективных воинских игр (забав). Эти игры являлись своеобразной формой обучения и воспитания воинов, способствовали быстрому сплачиванию коллективов (дружин), являлись оригинальным способом «кадрового отбора», а также оказывали благотворное оздоровительное и реабилитационное воздействие.

Их участники в короткие сроки получали не только необходимые навыки рукопашного боя (с оружием или без него), но и отрабатывали в процессе игры взаимодействие, согласованность и взаимопомощь. Игры были разнообразными, их формы постоянно менялись и носили ярко выраженный боевой динамический характер.

В той или иной мере подобные развивающие игры являются неотъемлемой частью любой традиционной воинской мужской культуры и заключают в себе огромный воспитательный потенциал. Естественно, что нас в первую очередь волновала русская воинская православная традиция, приобщение к ней, воплощение ее в обыденной жизни, ее передача и преемственность.

Термин «ратоборство» мы взяли только для того, чтобы подчеркнуть коллективную особенность занятий, и не претендуем на его оригинальность и новизну. 

Сама методика представляет собой мощный игровой психофизический тренинг, за одно занятие восстанавливающий физические силы и эмоциональное состояние личности. «Котел» создает вокруг себя здоровую духовно-нравственную среду (в последствии – и материальную), и не может мыслиться без нее. Среда, образованная на основе традиционных ценностей, носит воспитывающий, восстанавливающий, развивающий и обучающий характер. Использование психофизических упражнений в игровом контексте в данной методике позволяют также:

· Выявлять и снимать стереотипы мышления и поведения, изменять их мотивацию.

· Обеспечивать физическую и психологическую подготовку личности к адаптации и адекватному поведению в экстремальных ситуациях благодаря модельно-ситуационному подходу в проведении занятий.

· Снимать стрессовые и депрессионные состояния, внутренние психологические установки и зажимы.

· Позволяет корректировать взаимоотношения в коллективе, в динамике диагностировать личностные качества человека и его возможности.

В результате комплексного и системного применения методики происходит постепенное восстановление, зачастую «собирание» целостности личности через стимулирование ее творческих способностей. В процессе обретения целостности происходит очищение, оздоровление души и тела.

Практика показала, что «Котел», не являясь законченной школой или стилем боевого искусства, тем не менее, может существовать как самостоятельная оригинальная система обучения рукопашному бою, в первую очередь, групповому (ратоборству). Но мы считаем, что ее основное предназначение – служебное, а именно: коррекция, дополнение, восполнение и повышение эффективности обучения  различным направлениям спортивных и боевых единоборств. В этой же роли методика может успешно выступать в процессе общей и специальной подготовки личного состава в армейских частях, подразделениях МВД, в различных охранных структурах, в проведении разнообразных психотренингов, в реабилитации как военнослужащих (участников локальных конфликтов), так и всех категорий социально неблагополучных лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Она ни в коей мере не подменяет собой основных методов работы в перечисленных выше направлениях, а только усиливает и повышает их коэффициент полезного действия.

Тем не менее, мы уверены, что применение методики «Котел» просто необходимо в обучении групповому рукопашному бою, с успехом может быть использована в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и в воспитании мальчиков, в тренингах по сплачиванию групп для работы в экстремальных условиях. Кроме того, методика дает хорошие результаты в подготовке молодежи к службе в армии, служит, при правильном применении, улучшению морально-психологического климата в воинских коллективах, помогает в организации общей воспитательной работы, в частности в организации досуга военнослужащих. 

Впрочем, каждый может почерпнуть из «Котла» те новые формы обучения и воспитания, которые повысят эффективность выбранной им деятельности.

Так как методика является саморазвивающейся системой и направлена на раскрытие творческого потенциала личности, она не может быть стандартной, унифицированной, законченной. Имея общие организационные принципы, «Котел» везде и у всех разный, имеет свой собственный «вар» (традиционный термин). Это зависит от различных факторов, а именно: от конкретных лиц-участников, территории, целей, установок и задач. Этим и подтверждается тот исторический факт, что на Руси в любой деревне и городе бились по своему, но «зело борзо».

«Заварить кашу» (традиц.термин), то есть начать занятия, довольно просто, сложнее организовать и удержать среду «Котла». Не смотря на это, опыт показывает, что это вполне по силам «и старым и младым», имеющим предварительно какую-либо физическую подготовку или не имеющим ее вовсе.

Тот, кто хочет приобщиться к русской воинской традиции и познакомиться с методикой ратоборства «Котел», может приехать к нам в Калужскую область, в город Обнинск, предварительно позвонив по телефону: 8-48439-4-86-86 или 8-9106000326 Лизунову Игорю Константиновичу.

В «Спасе» можно пожить, пройти курс обучения, договориться о дальнейшем взаимодействии. Как правило, наши гости, возвращаясь домой, стараются на месте, самостоятельно «заварить кашу» со своими товарищами. В процессе сваривания коллектива возникает множество методических вопросов, и мы всегда рады помочь словом или делом. Поэтому к нам можно приезжать неоднократно, в зависимости от необходимости. Исполняя древний русский закон гостеприимства и воинского братства, денег за учебу и проживание мы не берем, но просим соблюдать наши правила и порядки, помня старую русскую пословицу: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут».

Но вернемся к описанию. Чтобы овладеть методикой «Котел», вначале надо осознать и прочувствовать, какое место в ней занимают такие фундаментальные понятия как традиция, вера, игра, движение, творчество, коллектив, среда, и какую роль они издревле играли в воспитании и обучении воинов. Поэтому мы избрали в дальнейшем свободное повествование, где возможны отступления, философские обобщения и размышления, ибо как говорили древние: «как ты думаешь, так ты и воюешь». 

 

Глава 1. Традиция и вера.

По сути, испокон веков, на Руси существовала одна главная и основная традиция – держаться за Веру и жить по ней. Исповедание этой православной веры накладывало обязательство защищать ее. С молоком матери человек впитывал очевидность, что Русская земля вся под Богом, и является основанием Его престола. Для него это была такая же реальность как небо, поля, леса, звезды. Все это слилось во единое: вера, земля, русскость; преобразилось и вылилось во все времена сердцем понятное, что если ты русский, то обязан стоять за Веру, этим самым ты и защищаешь свою землю. А если ты защищаешь свою землю, то и ограждаешь и сохраняешь свою Веру. «Встань за Веру, Русская земля!» Кратко, просто и понятно. А кому непонятно, то и объяснять бесполезно. Здесь не рассудок должен работать, а сердце отзываться.

Традиция жизни по вере, защита ее и своего отечества явили истории огромное воинство Христово, подвизающееся на разных поприщах: кто в стенах монастыря, молясь за весь мир; кто на поле брани, кладя душу за други своя; кто в мирной жизни, в своих трудах славя Бога. Поэтому нет русской воинской традиции без Веры и без защиты Отечества. Это свет, путь, который выводит воина одного на дальнейшее служение, другого – в Царствие Небесное.

Русская воинская православная традиция и ее боевые системы глубоко культурны. Они вырастают из земли, обычаев, других традиций, вероисповедания народа. Вера является стержнем, мировоззренческой составляющей, пронизывающей любую систему, без нее система не одухотворяется, не является действенной, потому что только вера разрешает основное противостояние: жизнь или смерть. Традиция – это древо жизни. Оно растет, раскидывает свои ветви, приносит плоды на протяжении веков. Корни уходят в далекое прошлое, но продолжают питать своими соками все сущее. «Корни есть у меня, слава Богу, жив я!» - гласит народная мудрость. Подруби корни, засохнет древо, и даже если оно некоторое время еще будет зеленеть, – оно уже мертво. Так и люди, суетящиеся и толкущиеся, как рой комаров, в этой мимолетной жизни, забывающие, кто они и откуда. Живы ли они? Корни дают внутренний стержень, основу, постоянство, привычку, порядок в душе и теле. Как растет дерево, так и развивается традиция. Оставаясь сама собой, она впитывает в себя все новое, перерабатывая и преображая его. Это жизнь, а жизнь никогда не останавливается, течет и изменяется. Да, да, жизнь быстротекуща, и это приносит печаль. Она временна. А время от Авраама до настоящего дня промелькнуло как миг. Но традиция замедляет время, пресекая суету, упорядочивая хаос, устанавливая свои ритмы жизни. 

Сегодня многие традиции неумолимо иссякают. Уже произошла подмена русского образа жизни. Под натиском чужих эрзац-культур кругом безудержно разливается чуждый дух. Но все же свою исконную традицию можно восстановить. Если ты берешь корешок, то из него опять может вырасти дерево. Если ты берешь традиционное начало, и из него начинаешь выращивать древо традиции, то оно обязательно вырастит, лишь бы не нарушить сущность, естественность, органичность в ее развитии. Надо понимать, что эта традиция будет осуществляться в новой среде, в новых проявлениях. Но суть традиции останется, хотя внешняя форма может измениться. Современная жизнь требует и современных форм жизни, и многие формы прошлого уже ушли безвозвратно. Восстановить их невозможно, да, наверное, и не нужно. Через наши традиционные боевые системы мы должны возродить наш дух и укорениться на пути воинского служения. «Здесь Русь, здесь русским духом пахнет!» Внешние формы могут меняться, содержание – никогда!

Боевая традиция несет в себе огромный пласт опытного коллективного знания, купленного кровью, потом, страданиями. Почему же мы с таким легкомыслием относимся к боевым традициям нашего героического прошлого? Время изменилось? Война стала другой? Оружие стало совершенней? Но настоящий воин во все времена должен уметь, если это понадобиться, отбирать жизнь у врага лицом к лицу, глаза в глаза, подавляя его своим духом, непоколебимостью в своей правде. «За правое дело стой смело, своей головы не жалей, но и чужой не милуй!» На все века и на трепет всех народов русская штыковая атака будет оставаться высшим проявлением русского воинского духа.

Но традиции не уходят одни. Они уносят за собой своих носителей и с ними традиционные методы обучения и воспитания. Порассуждаем об этих трудностях.         

Человек трехсоставен: дух, душа и тело. Любая традиционная система учитывает эту особенность и включает в себя духовную, психологическую и физическую подготовку. В современных спортивных и боевых системах этот подход нарушен. Религиозная (духовная) подготовка (практика, жизнь) отсутствует в принципе. Упор делается на физическую и психологическую с их составляющими крайностями: излишним атлетизмом и неразумной работой с измененными состояниями сознания. Где дух, пронизывающий, скрепляющий, руководящий и направляющий тело и рассудок?! Он подменяется установками сознания, идеологией, самостью. Но дух не есть идеология или набор личностных характеристик. Дух может быть только духом веры, где веры нет, там происходит истощение и замирание духа или его замещение. Воин должен быть «вдвойне» верующим человеком, потому что его жизнь все время находится на грани, на острие. Он всегда должен быть готов отдать свою жизнь за другого, положить свою голову на алтарь Отечества, принести себя в жертву, исполняя тем самым свой воинский долг. Без веры сознательно сделать это невозможно. У одного летчика-фронтовика навсегда остался звенеть в ушах предсмертный крик его командира в эфире перед тем, как он направил свой самолет на таран: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» Да, можно заморочить голову разной «идеологией», подвергнуть людей массовому психозу и фанатизму, увлечься порывом другого человека и невольно самому совершить героический поступок. Но только пламенный и ревностный дух истинной веры давал нашим воинам, казакам такую высочайшую воинскую добродетель – желание, жажду отдать свою жизнь за Веру и Отечество.

Вспоминается случай времен Великой Отечественной войны, рассказанный очевидцем. Он был свидетелем, как выступали в поход репрессированные ранее казаки из одной высланной станицы. Их наконец-то допустили до призыва, и они с песнями и громким гиканьем конным строем выдвигались за околицу. Всеобщий настрой был таким радостным, что очевидец удивленно спросил у провожающего деда: «Чему это они так радуются, все же не гулянье, а на войну идут, могут убить?» Старый казак в свою очередь с недоумением ответил: «Так ведь умирать же едут за Русь Святую, сынок!» О дальнейшей судьбе тех казаков рассказчик не знал, но эта картина осталась в его сердце на всю оставшуюся жизнь. Такое отношение к собственной смерти возможно лишь когда живешь и воюешь, питаясь духом веры. Сегодня вера ослабла – ослабло и воинство, и казаки перестают быть рыцарями веры.

Говоря о воинской традиции, мы убеждены, что религиозная подготовка должна быть основополагающей. Это стержень, на который нанизывается все остальное. Имей веру и живи по ней. Исполняй заповеди, соблюдай церковный устав, соответственно своему воинскому образу жизни, участвуй в таинствах, молись и уповай на Всевышнего. Только вдумайтесь в глубину пословицы: «Казачья доля – Божья воля!». Ну, нельзя веру заменить «психологией»! Как нельзя духовный внутренний настрой заменить установками сознания, а молитву – аутотренингом. Народная мудрость гласит: «Молись Богу – от Него победа!» А раз Он дает победу, значит, все к Нему, через Него и Им. Поэтому в боевой традиции духовная доминанта пронизывает всю систему сверху донизу, связывая все уровни подготовки в единое целое, но назначая каждой ступени свой чин, определяя ее меру.

Вера в Бога рождает доверие к людям, поэтому вера является также средством передачи опыта, проверенного, закрепленного в традиции. Вы перенимаете боевой опыт, полностью доверяя ему и тому, кто его вам передает. Чем крепче ваша вера, тем больше и надежнее вы усваиваете передаваемый вам опыт. А получив свой личный опыт на основании переданного, вы двигаетесь дальше самостоятельно. Другими словами, сама традиция основана на вере. На вере в опыт предков. Традиционный метод обучения прост: старший говорит, а младший все воспринимает на веру; старший делает, а младший повторяет. Здесь огромна роль личного примера. В традиции нет места критическому восприятию нового. Надо помнить, что все проверено и выверено ранее и не нами. Изучаемое не анализируется умом, а «слагается» в сердце. Обучение, а значит, и воспитание (они в традиции неразрывны), зиждутся на уважительном отношении старшего и младшего. Старший учит и бережет младшего, младший перенимает опыт и слушается старшего. В такого рода отношениях безусловен авторитет старшего, как носителя коллективного знания. Он и знает, и делает. Поэтому «не поклонишься – не научишься», - наставляет пословица, в которой скрывается глубокое понятие ранга, рангового и иерархического сознания. Не наше дело рассуждать в процессе обучения правильно это или неправильно, эффективно или нет. Сначала повтори, освой, перейми, выводы придут сами и позднее. Познание в традиции имеет характер «живого» знания, то есть полученного и проверенного опытом. Все должны понимать, что старший, в первую очередь - это человек бывалый, а не «балобол», носитель и хранитель знания, а не информации. Ведь в бою важно не то, что вы читали или слышали, а то, что вы конкретно умеете делать и применять в соответствии с ситуацией. Здесь действует принцип наполненного сосуда: перельешь – разольется и пропадет. Вы вмещаете ровно столько, сколько в вас можно вместить. Старший определяет уровень восприятия младшего, его вместилище. И здесь очень важен момент доверия к тому, кто передает, и к тому, что и сколько вам дают. Совопросничество, дискуссия, постоянное оспаривание исключаются. Все это является психологическим тормозом, блокировкой передачи знания, да и сама передача вряд ли может состояться. Неполнота, отсутствие целостности после передачи опытного знания в подобном случае – плод неправильной позиции младшего. Те разрозненные знания, которые он все же смог вместить, не станут взаимодействовать друг с другом. Сама познаваемая боевая система не станет живой, а значит, рабочей.

Старший в передаче опыта уподобляется сеятелю. Он разрыхляет почву и всеивает семя, которое будет прорастать внутри младшего по мере его сил и возможностей. Старший подготавливает почву, вкладывает семя и указывает путь. Он не только учит, но и воспитывает. Воспитывает мужчину, воина Христова. Младший идет воинским путем, как по дороге спасения. Меч из орудия возмездия постепенно превращается в оружие спасения, преображаясь в крест тяжелого воинского служения.

Но общество служения стремительно уходит, его выдавливает общество потребления. Это свершившаяся очевидность. Тем не менее, есть люди, в которых корни еще окончательно не засохли, и они тянутся к живительным сокам традиции (пусть даже на уровне бессознательного и интуитивного).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.012 с.)