Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Родители и решение отрицательной задачи воспитания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Полноценно работать с детьми невозможно без привлечения родителей. Но, как ни странно, именно родительская проблема остается одной из главных. Очень трудно донести до пап и мам, что мы хотим от их детей, и, главное, как мы будем добиваться желаемых результатов. В самом начале воспитательного процесса не обойтись без решения, так называемой, отрицательной задачи. Что это значит? Ребенок, погружаясь в коллективную жизнь, должен увидеть свои немощи, греховные наклонности, дурные привычки. Безусловно, в каждом человеке есть недостатки, но не каждый их видит, осознает, и хочет от них избавиться, тем более, далеко не каждый пытается с ними бороться. Очень много зависит от той среды, в которую подросток попадает. Чем жестче среда, тем различные качества характера проявляется четче и быстрее. Приведу пример. Перед нами удивительно покладистый, добрый и опрятный мальчик. Он хорошо учится, слушает маму и папу, которые в нем души не чают и стараются всячески поощрить и ублажить свое единственное дитя за его хорошую учебу и послушание. Ребенок шалит в меру, играет на компьютере, сидит дома и не водится с дурными мальчишками. Но как только он попадает в подростковый коллектив, в дружину, где каждый несет свои обязанности, хлебнув походной жизни, подросток прямо на глазах начинает меняться. Через несколько дней вы видите неопрятное существо в расшнурованных ботинках, оно старается увильнуть от любой работы, переложить все обязанности и трудности на плечи своих товарищей. При раздаче еды он первый, ест жадно и много (частенько в ущерб общему котлу), капризен и непослушен, как барышня, любит поябедничать, обвиняя всех вокруг. Происходит удивительная метаморфоза. «Как?! – воскликнут родители, - вы что-то перепутали, это недоразумение! Наш ребенок не может быть плохим!!!» Успокойтесь, дорогие папы и мамы! Ваш ребенок действительно чудный и неповторимый, но наконец-то из него вылезли его недостатки, которые раньше не были видны, потому что он жил и воспитывался в комфортных условиях. Что поделаешь, «что телу любо, то душе грубо», - гласит народная мудрость. Зато теперь вы и, главное, сам мальчик можете увидеть: не все так гладко, и есть, над чем поработать. Если подросток признается сам себе и другим в своей несостоятельности и недостаточности, поймет, что в этом виноват он сам, искренне захочет исправиться, оперевшись на своих друзей и старших товарищей, заслужить авторитет в коллективе, то отрицательная задача будет решаться. Самых разнообразных примеров можно привести множество, но суть одна: мальчик на своем личном опыте должен столкнуться с самим собой, понять, каков он есть на самом деле, а не каким он кажется себе, своим родителям, окружающим людям в обычной, знакомой обстановке. Забегая вперед, можно так же говорить и о взрослых, только там процесс более сложный, болезненный – легче согнуть молоденькое деревце, чем укоренившееся и разросшееся дерево. Конечно, это больно, очень больно. Но по опыту скажем: а как иначе? Что же происходит, когда ребенок увидит свое второе потаенное «Я»? Испытав первое потрясение, ребенок не может принять (смириться с мыслью), что он «плохой». Нет, он все-таки «хороший», а плохие – это те люди, которые довели его до такого состояния, то есть: плохая среда, плохие порядки в ней и т.д. Он начинает виноватить всех, стараясь обелить себя и оправдать свои поступки. Итог всему этому – «мама, забери меня отсюда, здесь мне не нравится». Эти слова магически действуют на родителей, ребенка забирают. Он ничему не научился, нравственного развития не произошло, проблема загнана внутрь. Некоторые дети, получив первый отрицательный опыт, увидев свои недостатки, не находят душевных сил принять их, только одна мысль о своем несовершенстве гнетет и давит. Зачастую подросток даже не ожидает от себя такого. Оказывается, он гораздо хуже, чем он думал о себе, поэтому страдает его гордость и уязвленное самолюбие. На него нападает уныние, подросток пребывает в подавленном состоянии. Внутренняя борьба очевидна, но он зажат, боится признаться себе и другим в своей несостоятельности. Процесс самопознания может затянуться. Когда воду сжимают, она уходит вниз или поднимается вверх. Так и душа человеческая, сдавленная внешними и внутренними обстоятельствами. Нужно еще совсем немного времени, но часто родители, не разобравшись во внутренних переживаниях своего ребенка, судя только по внешним проявлениям, забирают его, и совершенно напрасно. При отсутствии единой цели возникает непонимание между родителями и воспитателями. Что, как правило, хотят родители? Просто, чтобы их ребенку было хорошо В их понимании: комфортно, интересно, безопасно, по большому счету, незатруднительно, как сейчас говорят подростки - «ненапряжно». Побольше развлечений и впечатлений. Можно сказать проще: ребенка должны обслуживать и развлекать. Но это чисто потребительский подход, здесь нет места положительному воспитанию. Основной критерий: желание или нежелание ребенка. К примеру, ребенок перестает ходить в дружину, или его забирают из похода. Почему? Не хочет. Почему не хочет? Неинтересно. На этом дело заканчивается. Но почему неинтересно? Причины называются разные, но за всеми отговорками ясно просвечивается: трудно, требуются усилия, как физические, так и душевные. Но где трудно, там не комфортно, где больше работают, там меньше развлекаются. Но где больше отдают, чем берут, там рождаются служители, а не потребители. Естественно, установка на служение, как правило, не совпадает с первоначальными обыденными целями родителей, если они незнакомы с жизнью общины и ее методами воспитания. Общинная педагогика - не есть организация досуга во внешкольное время, а целая система воспитания, направленная на формирование и развитие такого необходимого качества в человеке, как служение, формирование которого невозможно без самопожертвования, самоотдачи, ответственности, постоянства, уважения, мужественности, терпения. Здесь важна мотивировка своих детей родителями. Чаще бывает наоборот. Мама просит взять сына на лето, потому что «он стал такой разбалованный, совсем от рук отбился, ничего не хочет делать, только о себе думает, может вы как-нибудь на него повлияете, пусть становится мужчиной»! Юный лентяй попадает в заботливые крепкие руки и … о, ужас! Его заставляют работать и «тянуть» устав! Оказывается, мама обещала отдых, экскурсии и так далее, а здесь «пахота». Разочарование, недовольство, ропот, бунт, а иногда и бегство. Вот еще один распространенный случай, который поначалу вызывал у нас неподдельное удивление. Родители решают наказать своих детей за непослушание или плохую учебу тем, что отдают их в походы к казакам. Соответственно, какое отношение у такого ребенка к общине? Тюрьма, да и только! Воспитатели автоматически превращаются в надзирателей. Время нахождения - в срок. Бедные инструктора надрываются с таким контингентом, печально подводя итоги, что «рецидивистов» становится все больше. Как важно когда между воспитателями и родителями есть понимание и взаимодействие! А если нет? Вспоминается, как в один из летних походов привезли мальчишку лет двенадцати, с, мягко говоря, завышенной самооценкой. Мать, молодая, очень современная женщина, восторженно смотрела, как ее сын, экипированный похлеще самого матерого спецназовца, отправляется в лес. На второй день от трудностей походной жизни наш «спецназер» закатил истерику и потребовал «немедленного прекращения операции». Досталось всем. Каждый день инструктора и товарищи упрашивали его остаться. Перепробовали все способы. Играли на всех тонких струнах его души. Самоцен пропал быстро, осталось нескончаемое нытье и желание смыться. Старшие ребята отчаянно сражались за его мужское достоинство, помогали во всем, но домой не отпускали. Надо отдать должное и мальчишке – убежать он так и не смог. Через десять дней, когда отряд вернулся из леса, это уже был другой мальчишка. Выглядел он, правда, очень жалко. Вдруг раздался неожиданный для всех возглас: «Вау! Ты всех их сделал, понимаешь? Ты крутой!». Так выражала свой восторг, встречающая сына мама. Эта милая женщина одной своей фразой перечеркнула всю нашу работу на протяжении походной жизни. Единство целей и требований воспитателей и родителей является наиважнейшим условием, если подросток все же начинает правильно разрешать для себя отрицательную задачу. Осознав свои недостатки, он на деле старается их исправить. Необходимое в этой ситуации – обращение за помощью к старшим. Здесь возникает доверие к их опыту, возрасту, появляется искреннее уважение, и это естественно. Старший защищает и учит младшего, младший уважает и слушает старшего. Так закладывается фундамент рангового сознания. Если подросток останавливается на себе, хочет сам и только сам исправить себя – это неправильно. Надо его «дожать», выбить из него основу будущего горделивого «я сам». Не стоит искусственно создавать вокруг него какие-то специальные ситуации воспитательного характера. Надо немного потерпеть. Жизнь в коллективе ежедневно и естественно показывает нам наш эгоизм, отсутствие в нас искренней дружбы, заботы, любви. Еще одна особенность. Есть натуры, легко принимающие свои недостатки, они во всем соглашаются и показывают готовность к их исправлению, или даже идут чуть дальше. Но, столкнувшись с трудностями, занимают позицию: да, я такой плохой, я признаюсь в этом, вы должны мне помочь, я ничего не могу с собой сделать, поэтому вы должны принять меня таким, каков я есть. И все. Есть слово, но нет дела. Это очень тяжелая ноша для коллектива. Некоторые индивиды лукавят и извиваются таким образом годами. Такие случаи бывают с воспитанниками более старшего возраста. Конечно, жизнь богаче любой схемы. Нельзя всех людей мерить одной меркой. Надо учитывать особенности психотипа ребенка, его возраст, условия воспитания и многое другое. Но в основном, описанные нами выше случаи, являются наиболее распространенными. Что же дальше? Теперь мы вплотную подходим к самому главному. Как правило, сегодняшние дети имеют очень размытую шкалу нравственных ценностей. Увы, при современном образе жизни процесс развращения детей идет гораздо быстрее, чем процесс их нравственного становления. Границы добра и зла стерты. А то и сами эти фундаментальные понятия поменялись местами. «Трава - не наркотик!» - ну что тут еще скажешь?! Поэтому на первом этапе важно правильно задать нравственные ориентиры, которые или не развиты или уже потеряны. В общине это происходит опять естественно, ненавязчиво. Подросток, желая исправиться, невольно подражает образу поведения, принятому в общине. Перед ним живые носители общинных порядков, традиций, обычаев; есть устав, в котором все прописано, есть общественное мнение. То есть сложились нравственные устои. Приобщаясь, подражая, применяя их в повседневной жизни, человек сам приобретает нравственный стержень. Дети, попав в дружину, меняются быстро. Постоянный и ненавязчивый урок на тему: «что такое хорошо и что такое плохо» идет им на пользу. Учитель – сама общинная жизнь, строгие воспитатели, все время находящиеся рядом – старшие общинники. Но не надо обольщаться. Дома, как правило, дети еще долго те же. Почему? Теперь уже все зависит от среды семейной. Какие порядки и нравственная атмосфера царят в семье, каков ее уклад, кто в доме хозяин, каковы обязанности ребенка, кто и как его контролирует и т.д. Сегодняшняя тенденция семейного воспитания неутешительная. К нам все чаще обращаются родители с одной и той же проблемой: их дети неуправляемы, никто не может с ними справиться. Вроде бы и проблема не нова, все бы ничего, только возраст этих «неуправляемых» откровенно пугает. Если раньше это были подростки, то сейчас – мальчуганы 6-8 лет. А недавно одному такому «злодею» исполнилось целых четыре года! Недавно нам рассказали и вовсе патологический случай. Один подросток в ответ на попытки матери призвать его к порядку, расчленил на кухне кошку и воткнул окровавленный нож в стол с угрозой: если мать не оставит его в покое, с ней будет то же самое. Как быть?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.012 с.) |