Глава 6. Воспитание на занятиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Воспитание на занятиях.



 

Мы уже обращали внимание читателей на то, что методика «Котел» несет в себе огромный воспитательный потенциал. Бесспорно, самое мощное воспитательное воздействие оказывает царящая в коллективе воинская среда, которая сама по себе является мудрым, терпеливым, и, главное, ненавязчивым воспитателем (см. Раздел 2 «Общинная педагогика»). Сам опосредованный процесс воспитания начинается уже с первых занятий, где озвучиваются элементарные дисциплинарные требования, связанные с соблюдением порядка и правил воинской этики.

 Придерживаться их не составляет особого труда: пришел на занятие, зашел в зал – сними головной убор и перекрестись на икону, побратайся с товарищами. Увидел старшего кашевара – встань, подойди поздороваться первым, не жди, когда он подойдет к тебе сам. Вежливость, внимание и доброжелательность – неотъемлемые качества воспитанного мужчины. Помоги убрать зал, подготовить его к занятию. Не сварься, не торгуйся при этом. Не болтай без умолку и не кричи, перебивая других, не суетись, – воину подобает степенность и сдержанность.

Вот с таких незатейливых требований и начинается воспитание будущего ратоборца. Хотя требования эти просты, но добиться их сознательного выполнения бывает сложно. К сожалению, надо признать тот факт, что подавляющая часть приходящих детей, подростков и юношей не знают элементарных правил поведения. Понятие рангового сознания для них или безнадежно устаревший архаизм или просто пустой звук. Такие понятия, как мужская дружба, товарищество, братство им тоже незнакомы. Поэтому на первом этапе новоначальных надо просто привести в порядок, встряхнуть, наработать у них навык соответствующего положительного поведения в мужском коллективе. Безусловно, это неблагодарная, черновая, трудоемкая, отбирающая все силы, но необходимая работа! Ведь мужчина без дисциплины, как тряпка на ветру! Чтобы добиться порядка на занятиях кашевар должен помнить следующее: изначально заставь себя слушать, не проводи занятие, пока все не угомонятся. Пресекай на корню своеволие, непослушание и разгильдяйство, не допускай фамильярности и панибратства – они как ржа разъедают боевое товарищество. Не развязывай котел, не доводи его во время забавы до безумного беснования. Запомни – у нас воинская игра, а не пляски с гоготом и ржанием на шабаше. Везде блюди меру. Всюду нужен порядок и контроль. Назидательное слово твое да будет произнесено со властью. Но при этом не обижай товарищей, помни, что личность уважается, а критикуются лишь недостатки. Они же есть у всех, и у тебя тоже.

Если не добьешься строгого соблюдения дисциплины, не соберешь группу в целое, не установишь взаимопонимания – котел вариться не будет. Представь, что к тебе пришли иностранцы, и ты должен научить их разговаривать на языке воинской этики. Научил воинской этике, то есть правилам поведения и взаимоотношений, - можешь приступать к обучению воинскому делу. Внешний показатель достигнутого успеха – дисциплина на занятиях, уважительное отношение друг к другу, почтительность к старшим.

Надо всегда помнить, что воспитание – это основа обучения. Непочтительного и дерзкого наглеца просто напросто никто не возьмется учить. Ведь старшего и младшего, то есть того, кто передает свой опыт, и того, кто его перенимает, связывают не материальные, товарно-денежные отношения, а духовно-нравственные. Не поклонишься, не научишься, - говорят в народе. Семя кидают в добрую землю, а не в тернии. Поэтому, если кашевар видит перед собой юнца, в конец потерявшего страх и стыд и не желающего подчиняться общим требованиям, то он просто обязан выгнать его из котла с треском. Ложка дегтя портит всю бочку меда, а одна паршивая овца – все стадо. Конечно, в оправдание такой «золотой молодежи» можно сказать, что они всего лишь воспроизводят те поведенческие стереотипы, которые видят по телевизору и к которым привыкли в школе и в институте. Но котел – не современная легкомысленная тусовка, а реальная школа мужской жизни. Кстати, полезным и нелишним будет отметить, что такие вот изгои, как ни странно, почти всегда возвращаются. Оно и понятно, кому хочется остаться одному? Ведь товарищество имеет силу притяжения.

На втором этапе воспитательной работы на занятиях основной акцент делается на развитие доверия в еще неокрепшем коллективе – котле. И здесь мы опять видим неразрывную взаимосвязь воспитания с обучением. Хотя для нас это один и тот же процесс образования в постижении сути воинского искусства. Судите сами, как боец может оттачивать свою технику, если ему не доверяют? Ему в таком случае просто напросто никто не позволит оказывать на себя опасные воздействия. А доверие, как известно, надо заслужить. Если ты не обманешь, не унизишь, не обидишь, постараешься прийти на помощь, сумеешь пожертвовать своим интересом, зарекомендуешь себя честным и справедливым, то получишь со стороны окружающих тебя людей признание твоей нравственности. Доверие других – это плод многих и многих твоих трудов и  усилий. Но на этом успокаиваться и останавливаться нельзя. В народе говорят: доверяй, но проверяй, имея в виду динамичность этого процесса. Как часто бывает в жизни, что человек, заслуживший доверие сегодня, вдруг теряет его завтра в результате всего лишь одного неблаговидного поступка. Поэтому цени доверие и храни его, стремись к нему постоянно и достойно неси его как неоценимую награду.

На втором этапе новоначальная группа должна стать сформированным коллективом. Если же мы говорим об одном человеке (новичке), то подразумеваем, что он должен влиться в коллектив и стать его частью. Наверное, нигде как в котле, удивительно быстро и безошибочно проявляются все качества личности, в том числе выявляются те или иные недостатки. Они становятся очевидными не только для каждого лично, но и для всего коллектива. Остается только бороться со своими слабостями, и, как говорят, «править кривду».

Честь, достоинство, благородство, великодушие, снисходительность, самопожертвование – совершенно отвлеченные и далекие для современного мальчишки понятия. Говорить о них можно до бесконечности, не получая никакой отдачи. Удивительно, но эти высокие понятия в коллективном бою начинают облекаться в конкретные формы, ими, оказывается, можно не только восторгаться, но и реально воплотить в жизнь: например, мог ударить, но не ударил, потому что товарищ был в менее выгодной позиции, и это могло ему повредить; мог нарушить уговор (ситуация была безвыходная), но не нарушил – совесть не позволила; мог уйти от удара, но не ушел – закрыл своим телом более слабого. И многое другое.

На занятиях кашевар должен постепенно формировать в сознании ратоборцев образ настоящего русского воина, у которого «Бог не в силе, а в правде». Молодые ребята в своем стремлении быть лучше должны равняться на идеальный образ. Пусть это будет эпический богатырь, лихой казак или солдат, взявший Берлин, герой кавказских войн или молодой человек, совершивший подвиг в обычной жизни. Весьма далекий от героического уклад современной обыденной жизни, как правило, подталкивает к этому. Так или иначе, но кашевар должен добиться от занимающихся нравственной работы над собой. Конечным итогом должно быть доверие коллектива, закрепленное в добром имени товарища. А доброе имя имеет силу нравственного авторитета. Например, Серега – настоящий друг. Он никогда не сдает и всегда придет на помощь. Я ему доверяю, и мне с ним интересно варить кашу.

Внешним показателем совместных усилий на втором этапе должна стать сваренность коллектива, товарищество в котле, дружба вне занятий.

Когда котел уварился, и мы можем говорить о занимающихся как о коллективе, созданном на основе доверия, имеющем общие ценности и соблюдаемые всеми правила поведения, тогда наступает третий этап воспитательной работы на занятиях. Наконец найден язык взаимопонимания, тебя слышат и готовы исполнять услышанное. Это значит, что наступило время всеивания семени великого и многим сейчас недоступного смысла русской жизни – служения. Настоящий русский человек ищет не, как принято сегодня говорить, достойной жизни, а достойной службы. Эта традиция глубоко укоренена в нем (см. Часть 1, гл.1 «Традиция и вера») и имеет религиозный, хотя часто и неосознанный характер. «Жить – Богу служить!» Служение Богу осуществляется через служение людям в конкретной деятельности, военной или гражданской. Надо найти эти корешки в душе ратоборца, расчистить и начинать взращивать их вместе с ним. И здесь без примеров из героики прошлого не обойтись. Во имя чего отдавали свою жизнь бесчисленные сонмы русских воинов? Пролитая ими кровь вопиет к нашим сердцам и по сей день. К сожалению, многие из ребят не знают своей истории, но на занятиях они начинают прислушиваться, впитывать в себя дух подвига, тянутся к нему. Молодым людям свойственна деятельность, им необходимо конкретное приложение своих сил и реальный результат. Иногда котел распирает от этого вара. Очень важно ухватить, не пропустить наступивший критический момент. Бывает, что молодежь, стремящаяся к активной жизненной позиции, не находит искомого в одних только занятиях и в конце концов уходит. Бывает, что котел покипит, покипит, побулькает и утихнет, если вовремя не подбросить дров в костерок. И здесь опять нужна мера и рассудительность. У каждого возраста есть свой чин, а значит, и свои обязанности. Опытный кашевар даже простую надоевшую учебу в школе может подать как наисерьезнейшую службу. Вряд ли это получится сделать в форме простой беседы, да и сама динамика занятий исключает долгие разговоры. А варящий кашу меньше всего похож на лектора за кафедрой. На первый план выступает личный пример кашевара и старших соратников. Глядя на них, молодежи есть на кого равняться. «Если они служат, то и мы будем служить», - думают они. Такой душевный настрой надо как можно быстрее переводить в практическую плоскость. Не мечтать, а действовать! Не казаться, а быть!

Куда можно направить накопившуюся энергию котла? Конечно, на добро, то есть, на общественно полезную деятельность. Таковыми являются, к примеру, благоустройство и укрепление материальной среды котла, помощь нуждающимся, инвалидам, ветеранам, другие дела милосердия; создание молодежных дружин общественного порядка; участие в программах профилактики правонарушений, дальнейшее развитие воинских клубов как опорных точек в патриотическом воспитании молодежи; организация детских и молодежных летних лагерей и походов по местам боевой славы; охрана религиозных святынь и памятников культуры; участие в профилактической работе органов наркоконтроля; разнообразная помощь местной администрации – всего не перечислишь. Везде нужны умелые руки и горячие, неравнодушные сердца. В такой общественной работе и продолжает вывариваться будущий гражданин, защитник своего Отечества.

Как правило, в молодежных коллективах внешним показателем желания послужить является устойчивый позитивный мотив к службе в армии. И лишь тогда начинается сознательная подготовка к призыву.

Итак, подводя итоги, можно утвердительно сказать, что внешним показателем успешной воспитательной работы третьего этапа являются: активное участие в жизни котла и совместная общественно полезная деятельность вне его (для молодежи призывного возраста – сознательная подготовка к службе в армии).

Коллективы, сформировавшиеся на занятиях, очень подвижны. Время от времени появляются новые люди, которых надо вваривать и уваривать. Для этого и нужны бывалые ратоборцы. Жизнь есть жизнь - кто-то уходит, кого-то засасывает рутина каждодневных дел и забот, и он посещает занятия непостоянно, по мере возможности. Но костяк котла уже создан. И именно он перемалывает и шлифует всех вновь прибывших. Впоследствии от основного котла могут отпочковываться другие котлы со своей самостоятельной жизнью. Это происходит естественно, без всяких напряжений и конфликтов. Связь между ними сохраняется, происходит дальнейшее взаимодействие, только на другом, жизненном, уровне. Ничего удивительного – выросли птенцы и разлетелись. Теперь каждый может обустраивать свое гнездо, как у нас говорят: «каждый варит, как умеет».

Когда котел сварен, и вокруг него сложились воинская среда, уклад и образ жизни, то занятия играют роль поддерживающего фактора в жизни ратоборцев. Они собираются, чтобы общаться, укрепляться духом, совершенствовать свое воинское умение. Хотя и здесь они не перестают быть на службе. Ведь на каждом занятии их, как правило, ждут новобранцы, которых надо готовить к будущей жизни, передавая накопленный опыт. И каша варится вновь.

Мы говорили о трех этапах воспитательной работы на занятиях и ее заключительной фазе довольно условно. Во-первых, это единый органичный процесс. Во-вторых, на практике сваривание коллектива трудно разделить на периоды с четко очерченными границами из-за постоянной смены возраста и количества приходящих на занятия. В котле все смешаны: маленькие с большими, опытные с новичками, уварившиеся с только начинающими. Хотя он динамичен как сама жизнь, тем не менее, мы можем очертить наиболее устойчивые проявления на различных этапах развития. Воспитательное воздействие на занятиях является важной, но лишь составной частью всего воспитательного потенциала, который содержит в себе наша игровая коллективная методика.

 А что может получиться из простой забавы, вы можете воочию увидеть, если приедете к нам, в общину «Спас». Слова словами, а потрогать собственными руками оно надежнее. Мы всегда готовы поделиться накопленным опытом, недаром мудрые люди говорят: «Добрый совет лучше золота и серебра».       

 

     

 

 

Глава 7. Заключительная.

 

 

На этом мы завершаем вторую, практическую, часть игровой коллективной методики «Котел». Изложенного объема учебного материала вполне достаточно, чтобы заварить котел и создать первичный коллектив для дальнейших занятий. Мы вручили ищущим то маленькое зернышко, из которого вы можете взрастить мощное и раскидистое дерево. Теперь все зависит от вас самих. Варитесь, братцы, во славу Божию, на помощь ближним, на страх врагам нашего Отечества! Старший, учи младшего. Сильный, храни слабого. Один за всех и все за одного!

Добавим, что третья часть книги выйдет позднее и будет предназначена для избравших в жизни путь русской традиции воинского служения. Она будет включать в себя некоторые специальные знания, необходимые для более глубокого изучения боевого искусства ратоборства и, самое главное, раздел для кашеваров, создающих и удерживающих материальную среду котла.

Еще раз хочется обратить внимание читателей на простоту и доступность игровой методики и некую, не побоимся этого слова, универсальность в применении. «Котел» - прекрасная форма массовой общефизической подготовки детей и молодежи, которую можно использовать в качестве развивающих игр на уроках физкультуры или дополнительных факультативных занятиях в школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Методика может успешно применяться в работе военно-патриотических клубов, спортивных секций, воскресных школ, военно-исторических клубов, скаутских обществах и иных организациях, занимающихся с детьми и подростками, в том числе и трудными. В то же время она является серьезным инструментом в деле подготовки юношей к служению в армии, развивая призывников не только физически и психологически, но, главное, духовно и нравственно. О применении ее в воинских коллективах и в специальной подготовке мы уже писали.

Нам думается, что в будущем методика может применяться в качестве различных психофизических тренингов по восстановлению людей с ограниченными физическими возможностями, а также при выявлении и развитии скрытых резервов организма человека. Некоторыми ее элементами можно разнообразить досуговые формы массовых развлечений, зрелищ, народных гуляний, потешных и показательных выступлений и состязаний.

Игра - это народное достояние. Здесь не требуются лицензии, аттестации, дипломы, не обязательна принадлежность к какой-либо федерации рукопашного боя или к определенному стилю. Серьезным преимуществом является и тот факт, что разрешение на ее преподавание не нужно испрашивать в каких-либо государственных или общественных инстанциях. Для приобретения права на обучение достаточно лишь общего интереса участников забавы, их желания и полюбовного решения в выборе кашевара. Да и сама методика, основанная на взаимопонимании, взаимопомощи и взаимодействии, может, наконец, сблизить представителей различных направлений единоборств и прекратить бесконечные споры «кто круче». Как не крути, но что крепче соединяет людей: совместная забава или соревновательный спарринг? Хотя, впрочем, и его никто не собирается отменять. И, вообще, други, что нам делить? Надо только соединять. Ведь сегодня главная всеобщая задача состоит в том, чтобы суметь возродить российское воинство и его былую славу.

И еще одно. От котла, как и от земли, как говорят в народе, не быть богатым, а быть горбатым. Другими словами, занятие игровой методикой «Котел» не может послужить ни средством наживы, ни ступенью в карьерной лестнице. И, на наш взгляд, это еще одно ее достоинство. Тот, кто своими каждодневными трудами и потами воссоздает воинскую среду, уклад и образ жизни (то есть варит котел) на своем личном опыте постигает эту простую, но не легкую истину. А как, братья, иначе? Так что: «Кашу варим – кашеварим!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.024 с.)