Глава 1. Наш взгляд на реабилитацию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Наш взгляд на реабилитацию.



 

Основные направления нашей социальной работы сложились вполне естественно: мы просто помогали всем, кто к нам обращался. Людские просьбы были самые разнообразные: от «помогите перевезти холодильник» до «умоляю, защитите меня от бандитов!» Кстати, это продолжается и по сей день. Простые люди нуждаются в опоре - горе одинокому!

В самом начале пути мы вплотную столкнулись с одним из главных бедствий нашего времени – пьянством. Словами не передать, сколько жертв этой пагубной страсти предстало перед нами, сколько поломанных судеб, пропавших талантов, разбитых семей и брошенных детей! Кто может определить меру людских страданий, борений, отчаяния, мелькнувшей и вновь покинувшей надежды. Позже появились наркоманы. Горе – горькое! На протяжении довольно короткого времени нас буквально захлестнули волны людей, страдающих психическими расстройствами. Один за другим пошли осужденные, вышедшие из мест заключения, разного вида бомжи, беженцы, подверженные депрессиям и суицидальным настроениям, пострадавшие от нахождения в различных сектах, сироты и беспризорники, в общем, если говорить без особых эмоций, люди, попавшие в трудные жизненные ситуации. Они стали приходить за помощью и поддержкой к нам, после того, как не нашли ее в окружающем равнодушном мире.

Печально, но дух милосердия стремительно уходит из нашего общества. Миллионы людей, оставшиеся за бортом жизни, оказываются предоставленными самим себе. Многие из них виноваты лишь в том, что не смогли приспособиться к тем или иным переменам в обществе. На этом фоне вдвойне поразительно наблюдать, как повсеместно принимаются социальные программы, обсуждаются разного рода благотворительны проекты, не смолкают споры о возрождении духовно-нравственных ценностей, но как только реально на горизонте пред ясны очи появляется опустившийся алкоголик, замызганный бомж, разрисованный зек, тут же подобные дебаты плавно переходят в совершенно другую плоскость и раздаются металлические голоса: «усилить законность, ужесточить меры правопорядка, контроля и пресечения». Зачастую из уст довольно порядочных людей можно услышать до боли оскорбительную фразу: «это ведь отработанный шлак, безнадежный контингент, неперспективная затрата сил!» В основной своей массе добропорядочные граждане – обыватели боятся этих людей, презирают, брезгуют, морщатся. Желательно, чтобы их не было вовсе, чтобы они вдруг исчезли и не мозолили глаза, не бередили душу. Да и ежегодные благотворительные концерты и фестивали, строительство единичных шикарных клиник по лечению наркомании, приносящих, кстати, солидную прибыль, с большой натяжкой можно назвать делами милосердия. Разве этим дело поправишь?

«Милости хочу, а не жертвы», - сказал Создатель для всех времен и народов, для людей успешных и неуспешных, бедных и богатых. Если в человеке не будет милующего сердца, то в каком духе будут осуществляться дела благотворительности? Без лишней демагогии нужно сказать, что одного сострадания здесь мало, необходимо деятельное сострадание. А это во сто крат труднее. Нужна традиция и здесь на первый план выходит такое понятие, как, навык милосердия. Что мы имеем сейчас? Тысячелетняя русская традиция милосердия ко всем заблудшим, «униженным и оскорбленным» давно забыта и замещается престижными акциями выборочной благотворительности. Но акция подразумевает единовременный акт, а нам необходим навык, который является плодом постоянства. Один общественник возразил на это, что можно сделать постоянную акцию. «Это как?» - спросил я. «Увеличить количество мероприятий по данной теме», - был ответ. «А от мероприятия до мероприятия? Да и мероприятия для кого и чего? Для нуждающихся или дающих, для совести или для имиджа? А может все-таки систему мероприятий заменить обычной жизнью, наполненной реальным восстановлением падшего человека? Тогда все подобные акции и мероприятия станут просто совместными праздниками – торжеством возрождения, результатом ежедневной кропотливой черновой работы, а не инструментом пиара в бизнес-благотворительности?»

Но вернемся к традиции. Понимая непосильность задачи, со страхом и трепетом мы выдвинули девиз: «Просящему – дай, нуждающемуся – помоги, слабого – защити!» - и начали с себя. Нельзя критиковать кого-то, оставаясь в стороне. Да и сколько можно «качать»негатив? Недостатки в нашем обществе и так видит каждый, но все же государство выделяет огромные деньги на решение социальных проблем, социальные учреждения не справляются с наплывом нуждающихся, администрация на местах захлебывается от текучки. Эффективность мала? Так давайте всем миром думать и делать, как бы ее повысить.

За двенадцать лет нашей работы случалось всякое. Но главное, что мы вынесли из этого нелегкого опыта: нельзя потерять веру в человека, в неповторимость и уникальность каждой человеческой души, в помощь Божию, не очерстветь сердцем. Помощь ближнему научила нас многому. Рассеялись иллюзии, рухнули утопические планы. Мы с пониманием и уважением стали относиться к деятельности государственных и правоохранительных органов, на собственном опыте убедившись в сложности и опасности этой работы. Зачастую напрочь выбивает из седла столкновение с несовершенством законов, с отсутствием подготовленных кадров, с изжившими себя стереотипами, с формализмом и бюрократическими препонами, с нехваткой финансирования. Но и в этой сложной ситуации на нашем пути встречались люди, которые в полном смысле слова тащат эту тяжелую ношу, не смотря ни на какие трудности. Мы благодарны Обнинской и Боровской милиции, Администрации города и района за понимание нашей работы на протяжении всех этих лет. Сегодня мы можем подвести некоторый итог, говорить о результатах нашей деятельности в этом направлении.

Особенность нашего подхода в реабилитации людей, попавших в трудные жизненные ситуации, состоит в соединении социально-психологической реабилитации с воспитательной работой по привитию наших традиционных ценностей через жизнь в коллективе. Мы считаем, что применение отдельных приемов и методов психологической реабилитации при потере нравственного смысла жизни не дают должного результата, не затрагивают самых глубоких смысловых уровней сознания. Социальная помощь, любое бытоулучшение безнравственного человека лишь способствует формированию его иждивенчества, вскоре разбазаривается и пускается на ветер. Воспитание, привитие человеку традиционных духовно-нравственных ценностей из покон веков делали наш народ непоколебимым в самых суровых испытаниях, поэтому само деятельное приобщение к традиции своего народа является мощной терапией души надломленного жизнью человека, началом его восстановления. И здесь опять на помощь приходит общинная педагогика с ее традиционным средовым методом воспитания. Суть метода – создание вокруг реабилитируемого здоровой духовно-нравственной среды, жизненного уклада на основе боевых традиций русского воинства, казачества и народного быта. Создание и поддержание такой жизненной среды выполняет роль коллективного воспитателя. С помощью традиционных культурных и духовных механизмов осуществляется глубинное смысловое регулирование жизненных циклов и внутренних кризисных состояний человека, происходит обретение внутренней устойчивости и психологической целостности. (Подробности смотрите в статье «Заметки по общинной педагогике. Подрастающее поколение»).

Средовой метод, применяемый нами, прошел апробацию при решении следующих задач: реабилитация и дальнейшая социальная адаптация людей, снижение агрессивных отношений в молодежных коллективах, профилактика суицидальных настроений, работа с лицами, имеющими признаки нервно-психической неустойчивости, выработка положительной мотивации на исполнение своего гражданского долга и служения, как принципа жизни.

Обращение к традиционным духовным народным истокам позволяет заложить внутри больных людей так называемый «стержень выздоровления». Одновременно с психолого-физической реабилитацией происходит изменение человека, углубляется его миропонимание, изменяются целевые жизненные установки. Известно, что человек – существо общественное, поэтому его умение жить в обществе, ладить с людьми, найти свое место в социальной нише и реализовать свои творческие способности, создать семью и обеспечить ее – является его общественной задачей и нелегким бременем ложится на его плечи в течение всей жизни. Неумение встраиваться, вживаться в окружающий мир незамедлительно показывает, что в человеке произошел сбой, надрыв. Нормальная жизнедеятельность нарушена, и он нуждается в помощи. Здесь важно понять, почему человек не может социально адаптироваться, что ему мешает, и в какого рода помощи он нуждается.

К примеру, молодой парень из неблагополучной семьи, не работает, ведет праздный образ жизни, не раз попадал в милицию за пьянство и хулиганство. Оно и понятно, полукриминальное окружение всячески этому способствует. Прекрасно знает, до чего может довести такая жизнь. Из разговора вытекает, что мечтает получить профессию, хочет пойти в армию (была отсрочка), после работать, создать семью. Вздыхает: «Эх! Была бы работа, да не было бы старых дружков рядом!» Раз - предоставляется хорошо оплачиваемая работа, отсекается нездоровое окружение; два - парнишка через некоторое время начинает блажить, прогулы по пьянке, появляются новые дружки аналогичные старым. Три - будущий воин вместо призыва в армию идет по этапу в тюрьму. В чем дело? Внешне вроде бы было все правильно?

Или. Молодой мужчина с творческими наклонностями. Холост. Живет с мамой, которая в нем души не чает. Не работает. Почему? «Знаете, его никто не понимает, он такой впечатлительный, легко ранимый, на нем все ездят, обижают, а он очень талантлив, понимаете? Он не может просто работать, ему нужно заниматься только творчеством, ему надо создать благожелательную атмосферу, он поэтому-то и попивает, понимаете?!» Понимаем. Атмосфера создана, творческая работа организована, но люди есть люди, первое же недоразумение заканчивается конфликтом, истерикой, разрывом, обидами. Опять один дома, опять попивает, но, так как денег нет, то уже и подворовываем у мамы, которая продолжает оправдывать своего сына.

Тридцатилетний мужчина с приятной внешностью, нравится женщинам, поэтому не работает и живет за их счет, пока они, разобравшись, не выгонят. Есть внебрачные дети, пьет. Всеобщая проблема для всех: для родителей, родственников, бывших жен, любовниц, милиции и т.д. Молодой человек все прекрасно понимает, во всем кается, всем все обещает, но ничего не делает, не делает вообще ничего, переводя свою жизнь в животное существование. Личность расплывается, становится аморфной, преобладают инстинкты. «Ну, сделайте из него хоть что-нибудь!!!»

Человеку нужны деньги, чтобы жить в обществе. Деньги зарабатываются своим трудом (нетрудовые доходы преследуются по закону). Это такие простые истины, что о них даже не думают. Но что нужно, чтобы работать? Для этого необходим элементарный навык, навык трудиться. Далее, чувство ответственности за результаты своего труда, за свою семью, которую надо прокормить, то есть долг перед обществом и людьми. Также очень важно умение трудиться с кем-то, общаться в процессе работы, выстраивать правильные отношения с работодателями и трудовым коллективом.

С кем мы в основном встречаемся сейчас в нашей работе? Как правило, с людьми, у которых эти свойства личности не сформированы. А это – область воспитания, и никакое социальное учреждение здесь не поможет. Устрой тунеядца на работу, и он не сможет работать, потому что ленив и не хочет трудиться. Доверь безответственному ответственный участок работы, и он загубит его. Выплачивай родителям, которых не волнует жизнь их детей, пособие, и они пропьют его. Текучка кадров не прекратится, если на работу будут принимать людей, не умеющих ладить с окружающими. Этому надо учить с детства. В семье, в школе, в обществе. Именно такие люди быстрее всех опускаются, если попадают в трудные жизненные ситуации, хотя большинство из них сами же их и создают. Получается некий порочный круг. С годами дело осложняется развитием греховных наклонностей и привычек, человек укореняется в них и уже не может им противостоять. Социальный статус снижается, и, наконец, человек оказывается за бортом жизни без работы, без семьи, зачастую без крыши над головой. Конечно, он сам виноват в этом (мы не берем сейчас случаи психических заболеваний, чрезвычайные ситуации), но это не означает, что он должен остаться изгоем. Нельзя на человеке, даже опустившимся до самого дна, ставить крест. Но как ему можно помочь и в чем заключается помощь?

Приведу пример. Несколько лет назад к нам привезли парня лет двадцати. В подростковом возрасте его сбила машина. Трепанация черепа, инвалидность, с юношеского возраста отклонения в поведении, потеря самоконтроля, неуправляемость, на этом фоне воровство и пьянство, нескончаемое вранье и многое другое. Все попытки получить профессию и работать по специальности заканчивались плачевно, больше двух месяцев он нигде не задерживался. Пред нами предстал вполне сформировавшийся тип эгоиста, живущего в свое удовольствие (обратная сторона заботы родителей). Конечно, их можно понять: ребенка врачи вытащили буквально с того света. Мы поставили его на устав. Сколько было истерик, слез, симулирования, угроз покончить с собой. Были перепробованы все методы воспитания, включая кнут и пряник. Три года мы прожили вместе, как говорится, в радости и печали. За эти годы неимоверными усилиями у парня сложился навык каждый день трудиться по восемь часов. Раньше он бросал работу, как только она ему надоедала или он уставал. Постепенно открылись и развились способности: очень вкусно готовит. Что ж, поставили на кухню. Потихоньку появилась ответственность за результат своего труды – хочешь не хочешь, а братию надо кормить каждый день, попробуй опоздай, не успей, не сделай! Появилось признание коллектива: «Молодец, вкусно и быстро готовит!». Стал незаменим на своем месте. Вдобавок, в свободное время стриг всех общинников, взрослых и детей. Как следствие, повысился авторитет в общине и социальный статус. С годами научился жить в коллективе, анализировать свое поведение, по мере воцерковления стал видеть свои недостатки, научился благодарить. Доброжелателен, готов помочь товарищу, уступить, договориться. Нашим гостям всегда было трудно поверить, что вежливый молодой человек, который их так вкусно накормил, в прошлом инвалид, как принято сейчас говорить, с дивиантным поведением. Что же сейчас? После трех лет реабилитации у парня сложилась устойчивая мотивация: обязательно исправлюсь, хочу работать, хочу создать семью, хочу жить нормальной жизнью. После выхода из общины, он закончил курсы парикмахеров (каждый день ездил в Москву!), работает на двух работах, встречается с девушкой, хотят пожениться. Такая самостоятельная жизнь продолжается уже около двух лет. Кроме того, каждое второе воскресение он обязательно приходит в общину и стрижет всех желающих. Это его маленькое «общее дело», общественное служение!

Конечно, не надо обольщаться. Опыт научил нас, как легко падает человек, особенно, тот, кто старается изменить свою жизнь к лучшему. Впереди еще много трудностей, внутренней работы над самим собой, но, все равно, мы уже можем говорить о положительной динамике в восстановлении целостности личности. Произошел необходимый сдвиг – внешнее принуждение стало замещаться внутренним понуждением.

 

 

Глава 2. Встреча.

На первый поверхностный взгляд процесс реабилитации довольно прост, но какой объем работы, ежедневной и кропотливой, скрывается за этими словами!

Она начинается с первых минут попадания нового человека в общину, и это очень важно. Объясним почему. Отношения с человеком выстраиваются с самого первого шага, огромную роль здесь играет и тот факт, каким образом человек попал в общину. Добровольно или под чьим то давлением, или его просто привезли. В первом случае есть больше надежды, что его намерения сильнее, да и общее физическое состояние прибывшего, как правило, лучше. Кто хоть раз выводил человека из «ломки» или «отходняка», поймет сразу. Хорошо, если нам заранее позвонят родители, родственники, знакомые, но часто они просто сваливаются на голову совершенно неожиданно и когда им удобно с одним лишь ярко выраженным желанием – побыстрее сдать свое чадо к нам на руки, чем нарушают все правила приема. Вообще, родственники такого будущего реабилитируемого – это отдельная тема. Воочию убеждаешься, что проблема детей, пускай даже и взрослых, начинаются с их родителей. Иногда так и хочется оставить их вместе для прохождения такого же курса восстановления.

Как о нас узнают? По-разному: через социальные учреждения, правоохранительные органы, Интернет, СМИ, слухи и, конечно, через чей-то проверенный опыт. Например, врач одного наркологического диспансера Московской области так и говорит своим пациентам: «есть такие-то реабилитационные центры, но я лично советую общину «Спас»». Или еще надежней, и, к сожалению, чаще встречающееся: «я сам там был несколько месяцев, и тебе советую».

Немаловажно, если человек сам, сознательно разыскал адрес, позвонил, договорился. Это говорит о твердости его намерения. Первичный осмысленный волевой акт – первая победа в трудном деле восстановления. Но, как правило, чаще звонят родственники.

Когда человека все же привозят (мы не имеем ввиду случаи направлений из учреждений), самое важное уяснить степень добровольности приезда. Сразу после наркологии на реабилитацию согласны все. Сердце сжимается, когда видишь эти неуверенные движения, стеклянные глаза и дрожащие руки. Но, если «клиент отошел на воле», картина зачастую иная. Видно, что на его «добровольности» настояли родственники, и для него главное «отбыть свой срок».

Повторюсь еще раз: в деле восстановления одно из главных условий - это собственное желание. Если человек сам не хочет освободиться от пагубной страсти, то внешние усилия почти бесполезны. Выйдя из ворот общины, он возвращается на круги своя, только в еще худшем варианте – каждый глоток или укол как последний.

Что касается бездомных и бывших осужденных, то они приходят сами. В этих случаях надо определить серьезность их намерений: действительно ли человек хочет начать новую жизнь или пришел только «пересидеть» неблагоприятный момент в своей жизни, а потом «стартануть» дальше.

У каждой категории неблагополучных свои особенности, манера поведения, свой типаж. И все, как правило, многого недоговаривают, скрывают, а то и просто врут, и это естественно – люди сегодня привыкли не доверять друг другу, а потрепанные жизнью тем более. Да и очень сложно сразу признать, что в той жизненной ситуации, в которой ты находишься, во многом виноват сам.

В процессе общения с такими людьми чего только не наслушаешься! Вот где можно черпать вдохновение сценаристам: широким спектром представлены все жанры от трагедии и боевиков до комедии и ужастиков. Ну, а если серьезно, то здесь важно проявить деликатность, оказать внимание, заинтересованность в судьбе павшего и отчаявшегося человека. В общении с такими людьми нет места укорам и взглядам свысока. Человек попал в беду, ему нужно помочь, и это главное. Дальше – разберемся. Так как вновь прибывший находится в подавленном состоянии, навалившаяся тяжким грузом личная проблема представляется ему неразрешимой и полностью подавляет. Рождается мнительность, рисуются картины всеобщего осуждения и презрения. Человеку кажется, что о нем только все и говорят и только с отрицательной стороны. Зная об этом, искренность, открытость и доброжелательность в общении с ним просто необходимы. Зачастую простая шутка может разрядить гнетущую обстановку при первом знакомстве. Будущий доброволец (так мы называем реабилитируемых, чтобы подчеркнуть их свободный выбор) должен почувствовать, что попал к своим, что здесь его поймут, поддержат, защитят. И когда человек убеждается, что не ошибся, попав в общину, ему становиться психологически легче, возникает доверие, надежда тихо шепчет ему – все будет хорошо.

Если же доброволец попался с гонорком, глядит свысока и, как говорят, «растопыривает пальцы», то такой же безобидной шуткой его ставят на место, показывая всю несостоятельность его личных амбиций. Иногда одного дружного, здорового, мужского смеха достаточно, чтобы врунишка или хвастунишка понял, что сморозил глупость и надо побыстрей «прижимать крылышки».

Вообще-то первоначальных вариантов встречи и приема множество, но чаще они зависят от конкретной ситуации. Зачастую приходится действовать экспромтом, хотя определенные заготовки давно наработаны. Но все же главное – это установить доверие. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен понять, что оказался в большой семье, где ему придется жить по определенным правилам, и она должна стать его семьей. В этом случае его проблемы постепенно будут решаться. Надо научиться сразу доверять добровольцам, а это очень трудно, учитывая, что тебя все время обманывают. Но другого пути нет. Чувство, желание, убеждение, выраженные словами «я верю тебе и в тебя», - постепенно делают с другим человеком чудеса.

Как мы научились доверять приходящим людям? Ведь не каждый из них хочет остаться в общине, да это не всегда и нужно. Доверие начиналось с исполнения забытых нынче простых законов традиционного русского гостеприимства. Любой человек, переступивший порог общины, встречается с улыбкой, ему предлагается сесть за стол, попить чаю и никто не будет лезть в душу. Иногда для этого надо бросить все дела, уделить человеку внимание, чтобы от него отступили одиночество и потерянность, чтобы человек почувствовал, что кому-то нужен и по возможности расслабился в незнакомой для него среде. В общину приходят много одиноких людей, запутавшихся в жизненных обстоятельствах, нуждающихся в совете, поддержке. Им не столько необходима прямая реабилитация, сколько важен сам процесс общения, понимание его трудностей. И неоценимую роль здесь может сыграть рождение чувства опоры на более сильное плечо. Каждый из этих людей несет в себе какую-то внутреннюю проблему. Сказать о ней сразу прямо и открыто сложно, это запрятано у него глубоко внутри, в сердце. И если изначально человека обделить вниманием, он может просто уйти. Надо вкратце рассказать ему о себе, дать человеку оглядеться, адаптироваться, дать почувствовать, что он свой в этой среде. И в то же время важно не перегнуть палку, не переборщить: окружить вниманием, но не надоедать, не наседать, не перегружать. Все должно быть естественно, без натяжек и угодничества, главное, чтобы человек попривык к новой среде, чтобы она ему понравилась. Это и происходит, когда человек почувствует к себе неподдельное внимание и искренность. Конечно, в подобной работе требуется большая самоотверженность и понимание важности момента со стороны каждого общинника. Ведь руководитель не всегда бывает на месте и дежурный зачастую не может бросить все свои обязанности и уделить время вновь прибывшему.

К сожалению, часто слышишь, что на церковном приходе обратившийся человек чувствует себя чужим в непривычной обстановке, ему с самого начала приходится долго ждать батюшку. А затем он нарывается на дисциплинарные установки. Почему- то у нас, православных, принято смирять друг друга. Зачем мы будем смирять друг друга, почему мы не можем любить друг друга? Почему такие простых и необходимых правил отношения к человеку придерживаются, к примеру, сектанты, а не мы? Частенько слышишь от людей, которые попали к ним, что это очень доброжелательные люди. Просто напросто человеку не хватает искренней доброжелательности и простого внимания. Любви требовать трудно, я говорю хотя бы об обычном участии. Особенно, к человеку, пришедшему со своей бедой. Почему мы начинаем учить друг друга, назидать, свысока смотреть на людей с проблемами? Больше ведь ничего не надо кроме улыбки, доброго взгляда, глядишь, и человек уже расположен к тебе и к тому месту, куда пришел. К сожалению, это сегодня редко встретишь.

Если человеку у нас понравилось, и он стал приходить регулярно, то мы потихоньку начинаем вваривать его в свою среду. Все зависит от того, с какой целью он пришел. Чаще всего это просто потребность в общении, которую люди не находят в мирской среде, а также в приходской церковной среде. К сожалению, в церкви, после окончания богослужения прихожане расходятся, человеку не с кем поговорить. В трапезную приглашают не всех, да и не везде ее устраивают. Поэтому после службы все, как правило, расходятся по домам. Где найти тот «клуб по интересам», где можно посидеть, послушать, что говорят другие люди, высказать свое мнение, которое, может быть, никто ни разу в жизни не выслушал? К нам приходит один пожилой человек, практически ни с кем особо не общается, говорит очень мало, сидит, слушает, ходит по территории, пьет чай, иногда и чай не пьет. Когда спрашиваешь, что ему нужно, отвечает, что ничего, мне и так хорошо. Иногда приходит на братский день. Поясню, что так мы назвали неуставную форму общения между братиями. Проходит он по воскресеньям. Люди начинают собираться около 18 часов, в 18.30 звенит колокольчик, все читают молитву перед трапезой. Каждый по возможности приносит с собой что-нибудь с домашнего стола. Наливается чай, все садятся за стол, начинают разговаривать. Мужчины, женщины, дети – каждый о своем. На такой братский день может придти каждый, привести своих родственников, знакомых и друзей. Такие чаепития проходят, как правило, в простой домашней обстановке. Но иногда случаются и казусы. Это в первую очередь касается нашей молодежи, которая иногда приходит в непотребном виде. Тогда возникают напряженные моменты и обстановку нужно тактично разрядить. С одной стороны дать понять человеку, что мы готовы тебя потерпеть сегодня, потому что это извинительно по незнанию. Как правило, гость это понимает и в следующий раз приходит в нормальном виде, хотя бы из чувства уважения к коллективу. Такие моменты разрешаются незаметно и естественно, тем более, что люди, попавшие сюда, знают, что от них требуется не являться выпившими и уважать существующие порядки. Мало по малу подобная непринужденная семейная обстановка способствует сближению людей. Если человек поначалу стесняется, то его сумеют как-то ввести в разговор. В такие братские дни руководитель всегда находится на месте, это поистине его день. По воскресеньям в общину приходит много людей с различными просьбами, каждому надо уделить внимание. Помимо руководителя, в такие дни открывается огромное поле деятельности для каждого брата, который может показать, рассказать, объяснить. Происходит живая миссионерская работа. Если воскресенье вечером, согласно уставу, надо идти на службу, то в общине всегда остаются люди, для того чтобы встретить пришедших. Нужно обратить внимание на один момент: к нам часто приходят люди неверующие, тем не менее, на молитву становятся все. Это производит большое впечатление на пришедших. Раньше мы думали читать акафист в воскресенье перед трапезой, но потом от этой мысли отказались, потому что это будет тяжеловато для пришедших не церковных людей. Братский день предназначен для внешнего, первого знакомства, для начальной встречи с общинной средой. На братский день мы приглашаем и рады видеть священника. Но в силу своей загруженности, батюшки не могут приходить к нам постоянно. А жаль.

В последнее время к нам стали приезжать люди, чтобы просто отдохнуть, спокойно пожить, отвлечься от суеты, от житейских проблем, набраться сил, собраться с мыслями. Побыл человек несколько дней в здоровой среде, укрепился и опять возвращается к своим житейским заботам. И если это приносит пользу, почему община должна закрывать перед человеком ворота, даже если свободных мест нет? В тесноте, да не в обиде. Вот так и живем.

 

 

 

Глава 3…………………………………..

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.035 с.)