Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декабря 2008 год, г.Обнинск.

Поиск

 

 

Особенностью состояния нашего современного общества является отсутствие доверия. Люди не доверяют друг другу, и все вместе не доверяют государству, которое, в свою очередь, не доверяет им как гражданам или как организации. Подобного разъединения между институтом государственной власти и рядовыми его гражданами быть не должно. Иначе происходит некий разрыв, как в сознании общества, так и в его повседневной деятельности. Общество переживает кризис доверия. При этом простые граждане, не доверяя институту государственной власти, все же по обывательски возлагают свои надежды на улучшение жизни именно на него, ожидая правильного и волевого решения «сверху». Государство, отвечая усилением механизма правового и административного принуждения в решении этих насущных проблем, сталкивается с непробиваемой стеной нежелания или невозможности, основанной на подозрительности, или с прямым саботажем со стороны, как большей части чиновничества, так и простого обывателя. В сознании рядового гражданина власть всегда хочет обмануть и обхитрить его, набить себе карманы за его счет, сделать его жизнь еще хуже. В свою очередь, в глазах власти ее подданные - воры, взяточники, лентяи, тунеядцы и мошенники. Никто не только не верит, но даже не доверяет друг другу. О каком построении гражданского общества может идти речь? Как мы будем бороться с коррупцией? Как мы будем преодолевать сегодняшний экономический кризис, являющийся апофеозом всеобщего недоверия? И будет ли он последним? Сейчас нас интересуют не межличностные, а общественные отношения, взаимоотношения общества и государства. Мы полагаем, что необходимо создание новой модели общественной саморегуляции, основанной на добровольной самоорганизации «снизу», но заслужившей доверие «сверху». Поясним подробнее.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию формирование и развитие эффективных гражданских институтов сформулировано как одна из основных насущных задач.

Современные социологические исследования показывают, что:

1. В демократическом обществе для эффективного функционирования гражданских институтов недостаточно механизмов правового и административного принуждения;

2. Эффективное функционирование гражданских институтов не может быть обеспечено как результат действия атомизированных людей, движимых только личными эгоистическими интересами;

3. Для результативного функционирования гражданских институтов принципиально важно существование в обществе так называемого «социального капитала», так называемых сетей социальных отношений, неформальных социальных норм, доверия между членами общества, исповедующими единые духовно-нравственные ценности.

Для практического осуществления последних положений необходимо разработать механизмы самоорганизации людей в коллективы на основе доверия, что будет являться одним из способов предотвращения дальнейшей атомизации общества и его консолидации.

Временем и опытом проверено, что уровень самоорганизации людей растет в зависимости от коэффициента доверия между ними. Одновременно, степень доверия увеличивается благодаря тем духовно-нравственным ценностям, которые принимаются всеми участниками как императив.

Сегодня в нашем обществе делается попытка постепенного возврата к системе традиционных ценностей. Но как практически восстановить духовно-нравственную традицию русского народа, которую непрерывно искореняли в течение почти ста лет? А в замен не просто напрямую пресекали всякую преемственность, но подменяли фундаментальные основы русской традиции на ментально нам чуждые! В результате этого процесса произошло изменение самого образа жизни людей. Появилось большое количество сред с различными нравственными ценностями, как правило, изолированных друг от друга. Люди перестают понимать и, самое главное, доверять друг другу. Подобные взаимоотношения между людьми влияют на все сферы общественных взаимоотношений, в том числе и на экономическую. 

Всем хорошо известно, что традиции передаются естественным путем, взращиваются и прививаются, проходя проверку временем. Это процесс долговременный и трудоемкий, его нельзя организовать с сегодня на завтра. Плодом практического применения традиции в жизни является навык. Но для его выработки необходимо создать соответствующую среду, сформировать уклад и образ жизни, что в свою очередь невозможно без запуска процессов самоорганизации людей в различные формы коллективов.

На протяжении 12 лет община «Спас» отрабатывала механизмы самоорганизации первичных коллективов для успешного решения социокультурных задач на местном уровне в повседневной жизни и деятельности. Будем называть эти образования традиционным словом «община». В течение этого времени были отработаны различные модели городских и сельских общин. В их основу изначально была положена духовная традиция русского воинства – служение Вере и Отечеству через конкретную деятельность. То есть, помимо обычных житейских нужд, их деятельность была направлена на социально полезные цели. Для этого была выдвинута идея общественного служения – осуществление государственных программ воспитательной и социальной направленности с использованием внебюджетных средств. Бесплатно занимаясь воспитанием детей, помогая людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, осуществляя профилактику правонарушений, ведя большую общественную работу, мы тем самым решали государственные задачи на местном уровне, оставаясь по сути и по форме негосударственной организацией. С течением времени была установлена четкая взаимосвязь – чем больше мы, в соответствии с русской духовной-нравственной традицией, помогали нуждающимся людям и доверяли им, тем больше они оказывали доверие и шли навстречу к нам. Эта практика запустила механизм взаимодействия и помогла осуществить принцип самодостаточности.

 Нашу деятельность можно оценить по следующим критериям: жизнеспособность, самодостаточность, эффективность, полезность.

Первое. 12 лет существования – хорошая оценка жизнеспособности, если учитывать всеобщую политическую и экономическую нестабильность 90-ых годов. За эти годы община выросла и количественно, и качественно, материально укрепилась, получила общественное признание.

Второе. Все эти годы община существовала на собственные средства. Организовывались различные производства, эффективно привлекались финансы, но, самое главное – происходило успешное развитие, накопление и применение социального капитала, как обеспечения, как возможности для людей кооперироваться друг с другом. Социальный капитал является материализованным доверием. Граждане, между которыми сложились такие отношения доверия, образуют круги и сети доверия, что непосредственно влияет на экономическую успешность организации, выражающейся не только в деньгах, но и в других интересах. В центре общинной экономики всегда стоял и будет стоять человек.

Третье. Восстановление здания риги усадьбы Бутурлиных - памятника архитектуры 18-го века – пример эффективности деятельности общины. Территорию не только культурно восстановили, но и предали ей социальное значение – на ней функционирует воспитательно-реабилитационный комплекс. Где бы не использовались силы общины, всегда отмечались мобильность, высокая организованность, дисциплина, большая экономия средств. Община умеет привлекать деньги на социальные проекты, сберегая государству миллионы рублей на строительство и содержание.

Четвертое. Деятельность общины носит ярко выраженный социально полезный характер. Иллюстрацией тому является многолетнее практическое применение методов общинной педагогики. Именно через создание духовно-нравственной среды и здорового внутреннего микроклимата община успешно занимается воспитанием детей, в том числе трудных, результативно работает на сложнейшем поприще реабилитации алкоголиков и наркоманов, других неблагополучных слоев населения, участвует в программах профилактики правонарушений. Полезность подобной деятельности отмечена наградами, грамотами, благодарностями, широко освещена в печати. Общину знают в стране и за рубежом. Ведется постоянный обмен опытом с другими организациями. Община из местной превратилась в сообщество различных организаций, неформальных групп, частных лиц, и в конце концов преобразовалась в общинный центр.

После успешной отработки модели самоорганизации и ее функционирования в 2007 году в Государственной Думе РФ было принято адресное решение по итогам деятельности Общинного Центра «Спас», где перед ним была поставлена более серьезная задача: «расширять и накапливать опыт установки связей с государственной властью, в том числе в рамках местного самоуправления, с правоохранительными органами и армией, представителями бизнеса, общественностью, национальными общинами и иными формами социальной самоорганизации в целях стабилизации общества, создания положительного образа русской общины, проработки идеи социального служения, развития общинной педагогики». В свою очередь органам государственной власти и местного самоуправления было рекомендовано оказать содействие в исследовании Центром феномена общины и общинности.

Хотя подобная работа велась и раньше, но после этого решения деятельность общины стала носить более целенаправленный характер. В результате взаимодействия с перечисленными выше структурами и частными лицами появилось более глубокое понимание современных общественных проблем нашего государства и пути их решения. Россия строит демократическое общество. Бесспорно, в демократическом обществе одного правового и административного принуждения недостаточно. Более того, акцент только на этот механизм регулирования способствует свертыванию демократии. Кроме того, в демократическом обществе государственная власть делигирует некоторые свои функции организованной общественности в целях вовлечения большего количества граждан в общественную жизнь. Государство не может проконтролировать и охватить все сферы деятельности общества. Чем выше уровень демократии, тем больше общество само регулирует общественные отношения и участвует в жизни государства через различные формы самоорганизации, построенные в первую очередь на доверии, на соблюдении тех или иных норм, на общих ценностях, традициях и обычаях внутри коллектива. В нашей стране идет аналогичный процесс, но постоянно возникает один и тот же вопрос: кому можно доверять, и чем будет гарантироваться соблюдение установленных правил в обществе, где царит всеобщее недоверие?

Что сделали мы? Во-первых, мы научились доверять друг другу. 12 лет совместной жизни и деятельности научили нас этому. Чтобы человека узнать - надо с ним пуд соли съесть.

Во-вторых, нашей постоянной помощью ближним мы заслужили их доверие к нам. Граждане доверяют нам своих детей, верят, что мы сможем помочь любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, учатся у нас, перенимают наш опыт, стараясь сделать у себя на местах подобное. Приходят ближние, приезжают дальние. Наши общие ценности оказались приемлемы для многих. Деятельность общины к 2003 году вышла за пределы Российской Федерации

В-третьих, мы стараемся заслужить доверие у государства, мы лояльны и законопослушны, открыты и прозрачны, быстро и эффективно решаем задачи, которые ставят перед нами государственные органы, местное самоуправление. И нас признают, нам поручают, а значит, доверяют. Открылось видение того, какое место должны занимать подобные самоорганизации в социальной структуре нашего государства и в первую очередь на районном и региональном уровне. С годами мы заняли некое срединное положение, нишу, которая является точкой пересечения многих интересов: государственных, общественных, личных. Община зачастую служит проводником государственной политики в конкретных сферах жизни и одновременно защищает интересы простого человека. Осуществляя взаимодействие, мы стараемся вовлечь в полезную общественную жизнь как можно большее количество людей. Поэтому в ходе нашей деятельности нередко происходит встреча Государства и Человека, и рождается Доверие. Примером может послужить взаимодействие с администрацией и правоохранительными органами трех муниципальных образований: Боровского района, города Обнинска и сельского поселения Спас-Загорья Малоярославецкого района, а также Калужского управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в решении вопросов социального неблагополучия и реабилитацией людей, страдающих химической зависимостью 

Теперь, обобщая многолетний опыт общественного моделирования, можно с уверенностью сказать, что образовавшийся разрыв между обществом и государством необходимо заполнить самоорганизацией граждан, направленной на общественное служение, хозяйственную и социально полезную деятельность. Именно самоорганизация (в разных формах) и будет являться начальной школой доверия, что в свою очередь, через некоторое время вызовет стабилизацию и укрепление российского общества и, как следствие, повлечет за собой усиление и повышение эффективности экономики в целом. (По мнению специалистов благополучие страны, а также ее конкурентоспособность определяется одной универсальной характеристикой – присущим обществу уровнем доверия). Это есть мера общественной саморегуляции, рождаемая самим инстинктом самосохранения общества в начале сегодняшнего мирового кризиса и грядущих кризисов в будущем. Она глубоко укоренена в нашей общей культуре и ее религиозном ядре.

К сожалению, сегодня современная община как самостоятельный субъект общественных отношений лишена правосубъектности. Поэтому назрела необходимость предать общинам особый правовой статус, соответствующий их реальному положению в социуме. Конечно же, это вопрос не одного дня, необходима большая и кропотливая работа. Как один из способов подготовительной работы, мы предложили организовать на базе нашего Центра «Общинные чтения 2008». Основная задача чтений – это подготовка будущих законодательных инициатив, обобщение практического опыта и теоретических исследований по данной теме и, конечно, общение, расширение круга знакомств, взаимодействие, поиск интересных людей и творческих решений. Общинные чтения должны быть постоянно действующими через работу оргкомитета. Желательно, чтобы общие заседания проходили каждые три месяца. Организационные формы могут быть разнообразными, главное, чтобы не было формализма и казенщины. В конце года – торжественное подведение итогов, принятие нового плана действия.

Сейчас в своей практической деятельности общины должны более целенаправленно работать с местной администрацией. Заключать с ней различные договора и соглашения о взаимодействии, в первую очередь, в тех сферах, где получен положительный результат, проверенный временем, заслуживший признание у населения. Необходимо предать им официальный статус, но не надо бояться и новых направлений, предложенных администрацией. Необходимо пытаться войти в действующие местные программы, участвовать в их созданиях на перспективу. Любая программа – это в первую люди, осуществляющие эту программу. А людей всегда не хватает, особенно для решения задач в социальной сфере. Поэтому именно сюда надо направлять свои усилия. Надо помочь администрации сформировать ясный социальный заказ, донести до ее представителей, что община может разгрузить ее от текучки, дополнить ее работу, придать общественный характер ее решениям. Должно рождаться понимание, что община есть творческий и талантливый коллективный исполнитель, что она служит людям, а не ищет контроля над принятием решений, не занимается политикой, не замыкается в своих узко корпоративных интересах.

Особое внимание нужно уделить освоению заброшенных территорий, заросших парков, восстановлению разрушенных зданий, памятников культуры, храмов. Думается, и здесь власти пойдут навстречу. Пусть община сама решает, как можно использовать эти объекты: организовать ли богадельню, сиротский дом, реабилитационный центр или открыть спортивный комплекс, клуб для работы с молодежью, место для проведения фестивалей или других массовых мероприятий. Главное, чтобы это было полезно обществу и посильно общине. А взаимные выгоды здесь очевидны: для администрации – опора в ее работе, ввод новых объектов социального значения, экономия государственных средств; для населения – непосредственная помощь, прямое действие, доверие; для активных членов общины – служение, место приложения сил, самореализация, а для некоторых – единственная возможность существования. В этой среде рождаются, проходят учебу действием и сдают жизненный экзамен будущие кадры. Община – это кузница кадров, школа проверенных практиков, которых так сейчас не хватает.

В такой среде не может быть коррумпированных отношений. И сам процесс создания таковой среды является эффективным методом борьбы с коррупцией. Об этом, кстати, говорил президент, подчеркивая, что одного государственного правового и административного принуждения в этой борьбе недостаточно, и надо всячески развивать гражданские институты в России. Но подобная самоорганизация как раз и является нашим новым, но, по сути дела, хорошо забытым, старым, российским общественным институтом. Надо только помнить, что общественные институты не копируются и не насаждаются, а выращиваются, и для этого нужны благоприятные условия и время.

И последнее. Наша страна вступила в полосу геополитических потрясений, связанных с мировым финансовым кризисом. Это автоматически повлекло за собой ухудшение благосостояния народа, рост преступности, всеобщей напряженности. Одних государственных способов регулирования в данной ситуации недостаточно, это очевидно уже сейчас. В такие моменты процессы самоорганизации происходят стихийно, к тому же не всегда адекватно и позитивно. Остановить их нельзя, но важно направить их в созидательное русло. Антикризисные программы всех уровней обязательно должны это учитывать. Именно здесь отработанные механизмы общинной саморегуляции незаменимы, а накопленный опыт должен быть востребован.           

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.012 с.)