Трудности в приобщении к воинской традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности в приобщении к воинской традиции.



 

В современную эпоху тотального рационализма и крайнего индивидуализма традиционный подход, основанный на вере, принято считать устаревшим. Веру заменило научное знание, а мгновенный доступ к информации обесценил труд познания. Все можно узнать и присвоить, а надо прожить и овладеть. Критический подход и его плоды – сомнение и индивидуализм, бесконечный анализ разрушают целостность, наносят невосполнимый урон обучению традиции. Вроде все просто: слушай старшего, и делай как он. Это не бездумное копирование, не надо опасаться потерять свое лицо, ты все равно не будешь повторять заданные действия буквально, так как у тебя своя конституция тела, свои способности и возможности. В твоей динамике ты останешься собой, у тебя сохранится свобода творчества. Так как старший показывает правильность движений и действий, перенимая естественно и органично, ты сам начнешь видеть причинно следственные связи. Суть предмета откроется тебе постепенно, по мере правильного продвижения в заданном направлении. Но современный человек нетерпелив. Он требует объяснения и результата здесь и сейчас. У него нет уважения к авторитету вообще. Отсутствие ранга позволяет оставлять последнее слово за собой, он имеет свое собственное мнение во всем, даже в том, чего не знает и не пережил. Дух сегодняшнего времени, дух упрощения и примитивизма, уродливая однобокость развития накладывает отпечаток на всю личность человека и сказывается на его обучении.

Человек не живет глубиной, жизнь, выстроенная в сторону потребления и комфорта опошляет его, делает ненужной потребность задумываться. Недоразвитость чувств человеческой души сегодня поражает. Неспособность к самопознанию, к изучению собственного духа, движений сердца заставляет его скользить по поверхности, быть хладнокровным в поиске истины. Человек не напрягается, он ленится, чужд вообще какому-либо познанию, не связанному с личным удовольствием. Он тщательно избегает напряжения духовных и физических сил своей личности. Эта комфортность души делает многих неспособными к научению. Личность современного человека разбросана, растрепана, не может собраться в единый сосуд, становится аморфной и бесформенной. Все эти особенности крайне осложняют передачу живого знания, необходим фундамент – личный духовный опыт обучаемого. Верующему человеку, живущему духовной жизнью, гораздо легче передать свой внутренний опыт, ведь старший должен подобрать ключик к душе младшего, настроить свой «передатчик» на его волну, найти нужные слова и образы. Несмотря на градацию духовного опыта, он должен выйти на тот уровень взаимопонимания, найти тот язык, на котором младший сможет понять его. Сейчас это крайне сложно, и требует большого искусства доверия, но, все же, доверие быстрее возникает между людьми верующими.

Традиция выражается в определенном образе жизни, укладе, который постепенно «вываривается» из соответствующей среды обитания. Сегодня для нас традиция стала экзотикой по причине изменения образа жизни. В процессе обучения постоянно возникают вопросы: почему так, а не иначе? Они оправданы, хотя не должны превращаться в пустое интересанство, из-за которого теряется суть. Тем не менее, все же приходится слишком много объяснять, – ведь мы люди другой эпохи. Важно определить меру этого интереса, чтобы он не мешал усвоению. Занятия не должны превращаться в простую лекцию или развлекающее зрелище. С другой стороны, современный человек все воспринимает головой (рассудком), а не сердцем. Поэтому вербальный метод обучения остается очень важным, хотя в ратоборстве обучение происходит не только на словах и наглядном демонстрировании, но и через ощущения, чувства, установки сознания, образы, схожесть внутреннего опыта. Старший во внутреннем опыте ищет общее, и, если находит, то младший понимает, принимает и приобщается. Слова (объяснения) в таком случае могут иметь второстепенное значение, тем более, что сегодня идет повсеместное искажение корневого значения слов, и люди в буквальном смысле перестают понимать друг друга, вкладывая в одно и тоже слово разное содержание. Особенно это касается духовно-нравственных понятий и представлений.

Современный уровень обучаемости вообще очень низкий из-за отсутствия мотивации, познавательного интереса, глубины и постоянства. Трудности в обучении связаны с сегодняшней духовной неустроенностью и недостаточностью. Личность катастрофически перестает быть творческой, творчество замирает в современном человеке, оно угнетено и завалено поведенческими и рассудочными стереотипами, навязанными модой, телевизором, средствами массовой информации, пропагандирующими потребительский образ жизни. Человек мыслит штампами, выдержками из роликов и рекламы. Творческий мыслительный процесс заменяется скачиванием информации и принятием подготовленных чужих решений.

Сегодня сохранить традицию может только вера. Мы, как люди православные, должны изучать воинскую православную традицию. Она заключается не только в изучении и овладении боевого опыта прошлого, но и в служении Богу и людям, а не самому себе. В воинской традиции надо тоже подвизаться, это такой же подвижнический труд. Но это начинают понимать лишь те, кто уже прошел определенный путь. Глубина понимания раскрывается в процессе, надо идти. В жизни важен процесс, движение. Если ты взялся, то неси. Неслучайно воина иногда называли яремник, то есть взявший воинское ярмо. Если воин падает и погибает, в этом нет ничего необычного и удивительного. Это простые понятия воинской морали, которые перекликаются со словами апостола Павла, что все мы рабы «неключимые». То есть, что я должен сделать, я сделал, и нет для меня за это никакой награды. Я ступил на путь воинского служения и обязан служить. Что же необычного в простом понятии воинского долга? Я обязан служить верой и правдой, по чести и совести.

Воин в первую очередь предназначен для того, чтобы сохранять бытийность, закон и порядок, данные Богом. Поэтому он страж. Порядок должен сказываться на внутреннем устроении воина, где все должно быть в гармонии и согласии. Если он приводит в порядок себя, то это изменение сказывается и на окружающем его мире. С приведением в порядок себя воин познает, каким должен быть порядок и вовне. И он должен стремиться к этому. Он не может быть равнодушным. В нем горит воинский дух – дух горения, дух порядка и желания послужить. Сегодня подобные рассуждения могут показаться недостижимо высоким идеалом, но это ничего не меняет, каждый мужчина должен к нему стремиться.

Наличие тысячелетнего аскетического опыта православной церкви не позволит нам сойти с ума на этом пути, попасть под власть нечистых духов. Глядя на языческие, оккультные и современные школы боевых искусств, где основной акцент ставится на работу с сознанием, на развитие экстрасенсорных способностей, выявление скрытых возможностей человека, мы видим печальные плоды. Эти люди, не подготовленные духовно, самонадеянно «работают» со своим сознанием. Не зная себя, они взламывают психику другому, стараясь залезть в его душу. Это потенциальные сумасшедшие, духовно погибающие люди. Не сама рукопашка свела их с ума, а неправильная ориентация в выборе духовных начал. Все это можно отнести и к практикующим восточные культы. Люди идут не тем путем, но их можно вернуть, упредить, и вместо боевого восточного ритуала показать свое, здоровое, правильное и духовно полезное. Это ответ и некоторым священникам нашей церкви, которые кидаются в крайность и не благословляют вообще заниматься боевыми искусствами. Не понимая особенностей всего воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом церкви.

 

Как делаем мы?

Д ля примера приведем организацию начала и конца каждого занятия по ратоборству. Они начинаются с обряда. Всегда надо помнить, что суть обряда – молитва, а не просто внешний ритуал. Ратоборцы выстраиваются в линию перед воинским иконостасом (иконы Спасителя, святых покровителей воинства и самих воинов). Зажигается лампада. После того как все перекрестились и сделали поясной поклон, начинается специально подобранное воинское молитвенное правило. Его поют все вместе, громко, по правилам, в унисон, в течение 5-7 минут. Молитвенное пение сопровождается поклонами. После молитв, в которых испрашивается помощь о научении, выражается просьба к Господу о даровании знания и силы для единения и изучения ратного дела, ратоборцы окропляются святой водой кропилом из общей братины (чаши). Это делает кашевар (старший, проводящий занятия, то есть «варящий кашу», «котел»). После происходит обряд братания. Все поочередно обнимаются друг с другом (братаются) и лицом к лицу просят друг у друга, называя каждого по имени, прощение за возможные синяки и шишки. Тут же происходит знакомство и запоминание, если человек пришел на занятие первый раз. Затем все становятся по кругу, слушают правило будущей забавы (воинской игры), предлагаемой кашеваром, уточняют условия (куда и как можно бить, а куда нельзя). Затем, обнявшись за плечи, с громким криком- выдохом стремятся к центру круга …, и начинается живой коллективный бой!

Теперь постараемся разложить вводную часть занятия на элементы, чтобы объяснить необходимость обряда для понимания современным человеком, сориентированным на научные знания и обладающим рассудочным мышлением. Каждая боевая система (особенно традиционная) должна включать в себя: контроль сознания, динамику (движение), дыхание, звуковой ряд (пение или проговаривание), видеоряд (наглядность). Это имеет практическое значение. В идеале боец должен осознанно двигаться, в ритмичном соответствии с движением дышать, единовременно наблюдая и контролируя обстановку, при этом уметь слышать, запоминать и говорить. При таком условии максимально задействован мозг человека, и он может сознательно управлять всеми силами своей души и тела, или, другими словами, привести себя в оптимальное боевое состояние. Конечно, для достижения такого уровня нужны время и навык, так как неминуемый выброс адреналина в мгновенно сложившейся экстремальной ситуации или в нервной предбоевой лихорадке, или в тягостном ожидании неизвестного зачастую путает все карты, и человек перестает контролировать себя в полном объеме. Сегодня существует множество различных специальных методик регулирования дыхания, усиления концентрации внимания, соединения движения с пением и проговариванием текстов, непонятных мантр, звуков, подбор ключей сознания через формирование определенного образа и т.д. и т.п. Но посмотрите, как все просто и естественно учитывает традиция.

Напомним, что сутью обряда является молитва. Чтобы привести себя в молитвенное состояние, надо с психологической точки зрения включить процессы саморегуляции. Успокоиться внешне и внутренне, отбросить, отсечь ненужные мысли и течение образов. Настроиться, вызвать в себе необходимые чувства (смирение, покаяние, благодарение), осознавая, к Кому ты обращаешься. Сконцентрировав внимание на словах молитвы, понимая, что ты говоришь, перевести внимание в сердце, ибо оно является центральным духовным органом в человеке, и оттуда взывать к Всевышнему, несомненно веря, что ты получишь просимое, если на то будет Его святая воля. Молитва, а точнее молитвословие, сопровождается поклонами, которые с психофизической стороны, являются удивительной по своей функциональности формой единения сознания и тела. Песнопения всегда являлись дыхательными энергетическими упражнениями. В процессе пения важна четкая артикуляция. В результате происходит набор положительной энергетики, имеют место элементы самовнушения, задаются определенная установка сознания и необходимый эмоциональный фон, исключающий отрицательные эмоции. Совокупность этих действий приводит к тому, что ратоборцам после молитвенного пения не надо разминаться в общепринятом смысле. По мере привычки «включение» и «настрой» происходят очень быстро, что является важнейшим фактором психологической подготовки бойца.

Конечно, для воцерковленного человека такие объяснения являются «мирским мудрованием». Он знает, что молитва в первую очередь предназначена для испрошения у Бога милости и благословения, что она также необходима для духа, как воздух для тела. Если есть молитва – дух живет, а нет – он умаляется, и человек постепенно умирает, становясь живым мертвецом. Воин молится о сохранении своей жизни, о даровании знаний, успехов в его воинском ремесле. Психофизический аспект молитвенного делания его не волнует. Не так обстоит дело с нецерковным человеком. Для него процесс самореализации выступает на первый план, он должен во всем видеть практический смысл, логическое объяснение. И это надо учитывать. Вера и связанные с нею религиозные чувства приходят к таким людям позднее.

Призвавши помощь свыше, духовно укрепившись, попросив друг у друга прощение, ратоборцы вступают в бой. Хотя он и ведется в виде игры, тем не менее, атмосфера этого боя очень реальная. Удары руками, ногами и головой сыплются как из рога изобилия. Стоять невозможно – собьют и затопчут. Броски, сбивания, опрокидывания… и никаких средств защиты! Ковры, маты, татами отсутствуют в принципе. Какая голова (рассудок) сможет выдержать натиск схватки, когда решение надо принимать в доли секунды? Само тело – этот удивительно тонкий организм – хочет жить и само себя защищает. И голова в этом смысле здесь занимает хоть и главенствующее положение, но все же не имеет абсолютного значения. Победу дает Господь. Обеспечивает победу правое дело. «За правое дело стой смело!» Православный воин, вступающий в бой, не думает о победе. Будет она одержана или нет, это уже не его дело. Он отдает ее на волю Божию. Дело воина биться, как говорят, «стоять», а, если его выбили, то он не плачет в раздевалке от досады, гнева и жалости к самому себе, а смиряется, встает и опять идет в круг. Не думая о победе, он освобождает свой мозг и сердце от ненужных размышлений и чувств. С психологической точки зрения ратоборец перекладывает весь этот груз на Бога. Он психологически освобождается от всего ненужного, и это дает возможность сконцентрироваться на настоящем и раскрепоститься. Поэтому, если даже говорить о вступительной части занятия, мы видим наличие всего комплекса воздействий на тело, психику и дух человека, необходимого для обучения любой боевой или спортивной системы. Тоже самое можно сказать и о концовке занятия.

Двухчасовая, очень динамичная игра-бой заканчивается. Каждый получил «под завязку». Всеобщее возбуждение достигло своего предела, и под команду кашевара начинается «выход из боя». Братание на кругу, построение, благодарственная молитва Богу, что «никого не повредили, и никто не повредился», окропление святой водой, прощение обид у каждого. При всей кажущейся простоте дело это нелегкое. Во-первых, сразу трудно успокоиться и хотя бы организованно построиться. Во-вторых, надо петь, а «дыхалку сбило». В-третьих, прося прощение, надо назвать каждого по имени, а имя от перевозбуждения забывается, даже если ты знаешь человека много лет. В-четвертых, в кратком обсуждении на кругу надо собрать «мозги в кучу», а они «не собираются». Опять нужна саморегуляция, опять нужны время и навык. Занятия заканчиваются братским чаепитием – этой прекрасной расслабляющей, доверительной формой общения друг с другом, предназначенной для прямой воспитательной работы.

Смотришь, все вроде естественно, ничего необычного, но самое удивительное, что любое действие в традиционном обучении многофункциональное и многосмысловое. Здесь все учтено и выверено до мелочей. Именно славянская культура, мировосприятие, глубоко одухотворенное православием, породило такую форму. Поэтому неудивительно, что будучи глубоко религиозным по своему психотипу, русский человек и взращивает такие соответствующие ему боевые системы. Для примера возьмем какую-нибудь восточную систему. Она «сделана» под восточного человека, и дело здесь не только во внешнем заимствовании. У всех у нас две руки и две ноги, туловище и одна голова, и двигаются они по одинаковым законам. Но, если мы будем перенимать систему полностью, то мы должны будем перенять весь пласт восточной культуры, духовность, религиозные ценности, поменять свое мироощущение, склонности, характер. То есть, практически изменить свой генетический код, предрасположенность, изначальную заданность, что сделать очень трудно, да и зачем? Это все равно, что поменять свое лицо, сдвинуть свое сердце! Все наше, что Господь вложил в нас, изначально находится внутри нас. Задача традиционного обучения разбудить эти дары, и они сами проявятся в натуре человека.

Но современному человеку приходится все время объяснять и многословить, особенно людям нецерковным или недавно пришедшим к вере, а то и просто «условно» верующим. С другой стороны, именно эти объяснения являются постоянной «боевой» катехизацией, так как они ведутся в воинском ключе. Для таких людей это привлекательно. Мы показываем прямую связь веры и традиции с наукой, современной жизнью. В результате возникает много вопросов, не относящихся напрямую к ратоборству, что дает нам возможность на базе занятий проводить воспитательную работу. Мы показываем молодым людям «путь меча», и они через это находят дорогу к храму.

Важно приучить ратоборцев к молитве. По мере их роста приходит осознание, что без молитвы воин перестает быть воином Христовым. Духовная жизнь является такой же неотъемлемой частью ратоборства, как и физическая. Посещение богослужений, исповедь, причастие, молитвенное правило, постоянное, пусть даже маленькое, ущемление личных желаний, борьба с греховными наклонностями также необходимы, как и постоянное посещение занятий. Ведь как говорили древние, настоящим воином достоин назваться не тот, кто победил тысячу врагов, а тот, кто победил себя. А это без веры сделать невозможно. Данная параллель с духовной жизнью предлагается начинающему, и через некоторое время он начинает понимать, что боевую традицию нельзя перенять без жизни по вере. Сама традиция становится как бы миссионерским инструментом.

Молодые люди легко увлекаются, им интересно. Правда, для них воинские обряды и обычаи являются в большей мере экзотикой. Они быстро начинают носить крест, покупать молитвословы, разучивать необходимые молитвы. Некоторые начинают читать утреннее и вечернее правило, ходить вместе с нами в церковь, но как только дело доходит до непосредственной работы над самим собой, отступают или плавают на поверхности, исполняют внешний обряд, не изменяя образа жизни. На этой ступени духовного развития без священника не обойтись.

Где, как не в ратоборстве, понимаешь, что плоть немощна, а дух животворит. Дух определяет боевую готовность тела. Духовное делание самое трудное, потому что с ним связана перемена жизни, приложение огромного труда. Не каждый может идти по столь сложному пути. Легче просто отжиматься от пола, подтягиваться на турнике, бегать по 15 км и биться вдурную в спарринге. Люди всегда выбирают более легкий путь. Это главная особенность в овладении методикой традиционного ратоборства. Данную особенность мало кто осознает по-настоящему, еще меньше старается осилить. Боевой аспект воинского внутреннего делания для многих кажется непонятным, и, как следствие, мыслится неважным. Как правило, почти все не видят в этом сочетании конечного плода. А он многолетен, венец жизни.

 

Наши особенности.

 

Говоря о воинской традиции, мы стараемся выделить в ней общие начала, то, что присуще всем русским традиционным системам рукопашного боя. Это в первую очередь мировоззренческие начала: защита Веры и Отечества, служение Богу и людям, воспитание мужчины-воина, защитника. Во-вторых, говоря о традиции воинских коллективных игр, мы берем во внимание сам принцип, а также общие методы обучения и воспитания, закрепленные в традиции. Их смысл подробнее будет раскрыт позже. Существующие традиционные системы, сложившиеся и сохранившиеся на конкретной территории, мы не рассматриваем, так как они уже достаточно описаны. Мы говорим о традиции в широком смысле слова. Многие боевые техники ушли в прошлое со своей эпохой. Мы говорим о восстановлении традиции воинского духа, выраженном в служении, о традиции воспитания русского православного воинства. При этом подчеркивая, что эта традиция глубоко религиозна, и без понимания этой особенности все попытки ее восстановления тщетны. Военные есть и будут, но земное воинство, как тень воинства небесного исчезнет. Аналогия: Россия, хоть униженная и оскорбленная, существует, но Русь Святая умаляется. Российская армия, хотя урезанная и сокращенная, имеет место быть, но русское воинство истощается. Мы обращаем внимание на то, что русский воин обязан быть воцерковленным, то есть быть человеком, живущим по уставу православной церкви. Это является необходимым условием для его боевой подготовки. Православие не есть просто культурологическая особенность русской цивилизации, а жизнь по вере. Христианство не просто изучается как культурная традиция, им надо жить.

 

Выводы.

 

Воинский путь есть путь, приводящий воина к Богу. Конечная его цель – спасение. Антиномия воинского дела заключается в том, что воин вынужден не только забирать чужую жизнь, но и отдавать свою. Не только должен сражаться, но и обязан спасаться в религиозном смысле слова. 

· Как сохранить и приумножить ту молодую поросль, которая уже выросла в церковной ограде?

· Как привести будущих воинов к Богу, ведь невольник – не богомольник?

· Как вернуть на истинный путь воинов, запутавшихся в сетях псевдоправославных, оккультных, восточных и языческих духовных практик?

· Как восстановить и вернуть в строй воинов, прошедших горнило испытаний?

 

Помимо своего прикладного аспекта, на решение этих вопросов и направлено применение методики «Котел». Но здесь необходимо рассмотреть, какое место в данной методике занимает такое понятие как игра, в чем ее суть, какую функцию выполняют в ней творчество и движение.  

 

Глава 2. Игра, движение, творчество.

В основе методики «Котел» лежит древняя традиция воинских коллективных игр. Процесс обучения в большей степени проходит в форме игры, в прошлом называвшейся «забавой». Сегодня в современной литературе принято употреблять термин «игротехника».

Согласно древней традиции воины оттачивали свое мастерство, поддерживали свою боевую форму, обучали молодых или просто отдыхали, именно играя, забавляясь друг с другом. Почему наисерьезнейшие и наисложнейшие навыки, необходимые для защиты и нападения, напрямую связанные с тяжелейшими телесными повреждениями или даже отъятием жизни у своего соперника, мы должны нарабатывать «играючи»? Почему именно игра? Этот вопрос чаще всего можно услышать от новичков или просто интересующихся людей. Не смотря на кажущуюся простоту, ответить на него однозначно довольно трудно.

Игра – это своего рода феномен, над раскрытием тайны которого ведутся научные споры до сегодняшнего времени. Одно можно сказать с полной уверенностью: игра – это универсальное и неотъемлемое свойство всех живых существ (вспомним, как играют животные, птицы, рыбы), предназначенное, в том числе, для внутреннего становления, связи с внешним миром и общения.

Человеку игра присуща изначально. Она древней культуры. Поэтому между такими понятиями как «человек разумный» и «человек играющий» можно смело поставить знак равенства. Желание человека вовлекаться в процесс игры и в ней реализоваться носит некий метафизический характер. Тем более, что игра сама по себе многофункциональна и охватывает все сферы нашей жизни. Но мы сейчас будем говорить преимущественно о воинских коллективных играх.

Безусловно, игра – это не только форма общения, передача опыта, способ обучения и воспитания, но и отличное средство психологической разгрузки с оздоровительным и восстанавливающим эффектом. Не менее важное значение в процессе игры имеет эмоциональный настрой, царящий в коллективе. Ведь люди играются только тогда, когда испытывают друг к другу доверие, интерес и благорасположенность, когда им интересно и хорошо быть вместе. Можно считать, что игра получилась, если соблюдено необходимое условие – согласие. Если в коллективе появляется человек, который обязательно хочет настоять на своем и сделать игру «своей», тогда возникает помеха общему настрою, эмоциональный фон изменяется, и игра перестает получаться. Если люди находятся в каком-либо конфликте, к примеру, обижаются друг на друга, игры не происходит, и они расходятся. Полноценная игра возможна только при определенном сосложении душ, когда люди симпатизируют друг другу. В связи с этим можно сказать, что игра является минимальной формой любви: «я отношусь к другому человеку с уважением и интересом, в игре я оберегаю его, не хочу обидеть, понимая, что иначе совместной игры не будет».

В игровом процессе между людьми выявляются симпатии и антипатии, снимаются все тормозящие зажимы, блокировки, тревожность. Увлекшись игрой, человек, сам того не замечая, становится самим собой, показывает все грани своей личности, совлекая с себя личины, освобождаясь от внешних и внутренних поведенческих и рассудочных стереотипов, жизненных условностей.

К примеру, если взять солидного и очень серьезного мужчину, самоуверенного и важного в своих движениях, разыграть и «раздергать» его, то можно, если, конечно, игра придется ему по душе, увидеть, как через некоторое время он превратится в обыкновенного беззаботного козленка, радостно скачущего по полянке. Станет понятным, что его независимый внешний вид есть только условная защита от той среды, в которой он вынужден находиться.

В игре человек полностью раскрывается, проявляются как положительные, так и отрицательные качества его характера, и он, становясь самим собой, виден как на ладони: добрый он или злой, мягкий или жесткий, общительный или замкнутый, обладающий смекалкой или медлительный. Как правило, все эти качества проявляются вместе и вперемежку. Надо только уметь разобраться, - и этому мы тоже учим.

Самое главное в игре - благожелательный настрой, симпатия к соучастникам. Надо помнить, что здесь нет противника, а есть товарищ. В случае появления психологического образа противника и соперника, между играющими возникает напряженность, которая может перерасти, если ее не регулировать, в непонимание и, в конечном счете, в ссору. Да, игра может закончиться чьей-либо победой, но если желание победить окажется сильнее, чем желание и радость быть вместе, то она опять может закончиться ссорой, а то и вовсе прекратиться под каким-либо предлогом. Девиз «победить любой ценой за счет других и во что бы то ни стало» здесь не проходит. В настоящей игре есть радость общения. Я играюсь, потому что мне хорошо с этими людьми. Эту атмосферу радости, если хотите, установку сознания, не могут нарушить даже болезненные удары и толчки, синяки и шишки. Они просто не замечаются или не берутся во внимание – это естественно, ведь мы осваиваем ратное дело! Ты разговариваешь с другими на воинском языке общения, то есть, через удар и бросок. Ты сам этого желаешь. «Ну- ка, дай мне в грудь покрепче!» - просишь ты своего товарища. Он бьет тебя, и, если это удар не злой, ты летишь счастливый и восхищенный. Ты радуешься. «Удар – Божий дар!» - наставляет пословица.

Вот именно такая радость сопровождает правильную игру, является тем положительным эмоциональным началом, позволяющим в процессе обучения осуществлять задачи боевого характера, поставленные кашеваром (старшим, варящим «котел») в виде уговоров, условий, принятых всеми перед боем на кругу. Эмоционально приподнятая, радостная атмосфера «котла» играет роль стабилизатора, снимает агрессивность, вызванную злобой, обидой, желанием отомстить или показать себя. Спонтанно возникающие очаги соперничества гасятся шуткой, вмешательством, «охотой» на наиболее «ярого», не умеющего себя контролировать. На таком игровом фоне люди могут раскрепоститься и физически, и психологически. Это не единоборство, здесь не нужно только побеждать, да это в «котле» и невозможно. Здесь ты проигрываешь или побеждаешь ежесекундно – ситуация меняется мгновенно и непредсказуемо. Вот, только что ты провел удачную атаку и опрокинул соучастника, но не успел оглянуться, как на тебя уже насели с двух сторон, ты отбиваешься, уходишь, выворачиваешься и срубаешь нападающего. Глядишь, и сам оказываешься на земле, по тебе прошлись ногами, тут же пришли на помощь, опять свалка, и ты выползаешь из нее непонятным образом. Живой? Слава Богу! Понеслась дальше!

Как правило, на протяжении одного занятия складывается множество ситуаций, ясно показывающих, что непобедимых нет. Разве это не отличный способ для ущемления самолюбия и излишней самоуверенности бойца? Ведь, как известно, завышенный самоцен – самый грозный внутренний противник любого воина в течение всей его жизни.

Игровой настрой и доверие к товарищу определяют и регулируют меру воздействия друг на друга, границы допуска и контроля при нанесении ударов, проведении бросков или болевых захватов, поражений рефлекторных зон. Бей куда хочешь и как хочешь, но чувствуй меру, соблюдай уговор, если договорились. Мы собрались, чтобы отдохнуть, позабавиться, а значит, не хами, не дергайся, не причиняй ущерба, бей опрятно. Сейчас главное - согласованность, общий ритм. «Не корову проигрываешь», «кряхти, но гнись, упрешься – переломишься». Если договорились о сшибке, тогда стой, не беги за круг, «и один в поле воин, если по-русски скроен», но не калечь, «сам погибай, а товарища выручай», лучше самому пострадать, чем товарища повредить. Но и нюни не распускай, если кто контроль потерял или товарища обижают в кругу, то «дураков учить – кулаков не жалеть». «Не важно, что задница красная, главное, чтобы голова была ясная». Но везде и всюду и при любой ситуации – любовь, а не яр.

Такая установка сознания дает возможность работать без ограничений и средств защиты в скоростном режиме. Конечно, не сразу, со временем, по мере «уваривания котла». Поэтому на первом этапе самое главное – научить ребят играться. Посмотрите – молодые львята играют целыми днями и незаметно вырастают в грозных и могучих львов.

Играясь, вы обыгрываете своего товарища, используя его силу и свою ловкость, умение двигаться, чувствовать и ощущать. То есть этим самым повышаете свою технику, но делаете это естественно, не специально. Навыки формируются опосредованно, через какую-либо форму забавы. То есть, я специально не нарабатываю скорость, реакцию, силу удара, уход с линии атаки или вход. Нет, я просто участвую в игре, в которой эти навыки создаются и закрепляются. Проверка, экзамен происходят тут же. Если я, к примеру, неправильно двигаюсь, то меня сразу осадят, набьют шишку или синяк, то есть поставят двойку. Только оценку ставит не столько кашевар, а такие же ученики, как я сам.

Игра, тем более игра боевая, носит развивающий характер, при этом скорость обучения возрастает по мере повышения степени экстремальности. Меняя формы различных забав, мы постепенно делаем условия их исполнения более жесткими, стремительными, взрывными, непредсказуемыми и разнообразными. Говоря современным языком, в процессе обучения применяем модельно-ситуативный метод для развития важнейших боевых навыков. А это, в первую очередь, адаптация и адекватность, скорость мышления, умение увидеть в целом, интуиция, психологическая устойчивость, взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание и так далее.   

Надо всегда помнить, что подобные методики имеют свой предел. Мы не можем позволить себе покалечить друг друга. Реальный бой на максимальное поражение с непредсказуемым исходом – не наша тема. Мы только предуготовляем будущего бойца или обогащаем и дополняем технику уже состоявшегося. Вспомните играющихся, а потом вдруг поссорившихся котят! Что изменилось? Вдумайтесь в это.

Игра воспитывает. Здесь межличностные отношения выстраиваются мгновенно. Уважение, достоинство, честь, жертвенность и многие другие важнейшие нравственные понятия естественно прививаются и корректируются во время игры. Какая морально-психологическая атмосфера царит в коллективе, такая будет и форма и содержание выбираемой игры. «Что наваришь, то и съешь», - предупреждает воинская «котловская» поговорка. Главное, «этим варом» не отравить друзей. Игра – есть один из путей познания добра и зла.

Ко всем прочим достоинствам надо прибавить и то, что игра носит оздоровительный характер, способствует восстановлению сил души и тела. Без преувеличения можно сказать, что после двухчасовой битвы чувствуешь себя, как ни странно, будто заново родившимся. Эмоциональный и физический подъем, радостное настроение, желание быть вместе – признаки удачно проведенного занятия, слаженности, «сваренности» коллектива, формирование которого происходит в самом процессе игры. Создание здоровых воинских коллективов является наиважнейшей частью нашей методики.

Коллективные воинские игры носят ярко выраженный динамический характер. «Погибают не уставшие, а остановившиеся» - утверждает пословица. Любое движение – есть сила действовать. Поэтому рукопашный бой, в первую очередь, есть взаимодействие и противостояние сил. Мало научить бойца двигаться, не достаточно научить его двигаться непрерывно. Надо добиться, чтобы он ощущал, чувствовал, видел и предвидел внешнюю и внутреннюю силу движения, свою и противника. Достигнуть мобильности, текучести сознания и тела очень и очень сложно. Но и здесь на помощь опять приходят, так называемые, «подвижные игры» с непременным условием не останавливаться, не «залипать», постоянно двигаться, как можно больше вращаться, то есть использовать принцип объемного движения.

Понаблюдайте за динамикой человека, и вы найдете ключ к его внутреннему миру. По характеру движений тела в общей динамике мы можем определить состояние личности с большей степенью вероятности. Раскручивая и раскрепощая тело, мы раскручиваем и раскрепощаем мозги, оказывая на них обратное воздействие. И те, в свою очередь, заставляют быстрее включаться тело. Двигаясь, мы постоянно изменяемся, осваивая пространство боя, мобилизуя все наши силы и энергию. Динамика – есть ключ к резервным фондам человеческого тела и психики. Главное здесь – разбить двигательные и рассудочные стереотипы, сложившиеся в процессе жизни. Этого мы добиваемся, используя ту же динамику, которая является катализатором в оптимизации процесса обучения.

Огромное количество информации, обрушивающейся во время многоуровневых объемных движений и воздействий, мозг зачастую просто не успевает переработать. Наступает сбой, перегруз. Человек останавливается, тормозит, впадает в ступор, становится мишенью или убегает из котла. После многих опытов и обретения психологической устойчивости, увеличения объема и скорости мышления, он, наконец, понимает, что главное не останавливаться, а продолжать двигаться, перемещаться, менять позицию. Движение в групповом бое в полном смысле слова – «жизнь», а остановка – «смерть». Надо уметь психологически, всем своим естеством отдаться движению, «заиграть», почувствовать его, раствориться в нем. Котел – это стремнина, водоворот, пенистые пороги, столкновения различных по силе и скорости течений, бурлящий поток, - и все это в одном месте и в одно время. Тебя или выносит, или затягивает, бросает на камни, или запутывает в водорослях. Надо чутко ощущать и чувствовать общее напряжение и ослабу, направление главного потока, иначе сомнут, опрокинут, затопчут и не заметят. Практически никакие технические заготовки здесь не проходят. В ход идут только общие рекомендации. Если ты один, то «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», если в связке, то «сам погибай, а товарища выручай».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.05 с.)