Глава 4. Решение положительной задачи и установка на служение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Решение положительной задачи и установка на служение.



 

Иногда кажется, что наступило ночное время «педагогических ужастиков»: 14-летняя внучка, подсевшая на иглу, убежавшая в бригаду таджиков, которые каждый день используют ее коллективно в качестве «любимой жены», целующиеся мальчики, папа, смотрящий порнографические фильмы со своим малолетним сыном и смакующий все подробности, озлобленный на всех и на вся, кусающийся, как собака, восьмилетний внучок, - и так серия за серией. Только надо помнить, что в этих фильмах главные герои – наши дети. Еще немного – и будет поздно. Поэтому воспитание является и нравственным долгом каждого из нас. Равнодушных здесь быть не может. Или у нас перестал работать инстинкт самосохранения?

Решение отрицательной задачи в общинной педагогике имеет придел. Пока ребенок, исправляясь, перенимает общинные порядки, старается исполнить устав, можно наблюдать качественный сдвиг в его нравственном состоянии. Идет процесс нравственного познания, но этот процесс все же не затрагивает самих глубин детского сердца. Исправление идет больше путем подражания, перенимания. Очень важно привить вкус к положительному образцу. Здесь помогает устав и иерархическое устроение общины. Идет более или менее успешная замена поведенческих норм, моральных установок, изменяется первичная мотивация. Например, пришел научиться драться, чтобы быть самым сильным в классе. Теперь: буду учиться ратоборству, чтобы защищать своих ближних, слабых, обиженных. У подростка начинает выстраиваться более ясное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, и как надо себя вести, чтобы быть «хорошим».

Не ругайся матом, не кури, не пей, не употребляй наркотики, уважай старших, слушайся и помогай родителям, будь вежлив, учись хорошо, защищай слабых, люби Родину, цени товарищество – один за всех и все за одного. Эти нормы перенимаются как данность, с первичной мотивацией: «у нас так принято» или, наоборот, «у нас так не принято». Такая установка имеет очень быстрое действие. Объяснения идут позднее.

Исправляя на деле свои недостатки, перенимая моральные нормы, обычаи и традиции общины, ребенок вплотную подходит к решению положительной задачи. Перед ним опять открываются два пути: продолжать ли внешнее приобщение или вступить на путь покаяния. Другими словами: первый путь – приобщение к традиционным нравственным ценностям, второй – путь религиозно-нравственного совершенства.

Мы считаем, что воспитание ребенка должно строиться на религиозном фундаменте, тем более, что, как правило, у детей изначально сильно развиты религиозные чувства. Детское религиозное восприятие удивительно, рассуждение на божественные темы вызывает порой восхищение и умиление. Для воспитателя неожиданно открывается целый мир детской религиозной философии.

Нравственность, вырастающая из религиозных корней, живого чувства Бога, непоколебима. Целомудрие во все века остается целомудрием, несмотря на развращенность века сего. Добро есть добро, а зло есть зло. Эти понятия не могут поменяться местами, как бы не старались сторонники теорий относительности морали. Заповедь является императивом на все времена.

Но не все родители принимают это. Еще меньше родителей понимают, чтобы быть по-настоящему нравственным, нужно быть верующим человеком и жить по вере, иначе нравственность не укоренится в человеческой душе. Нравственное же сознание ищет опоры в вечности. Применяя в повседневной жизни устав, копируя и подражая старшим, ребенок незаметно начинает приучаться более внимательно относиться к своей внутренней жизни. В какой-то момент личной борьбы со своими недостатками он вдруг понимает, что собственных сил и помощи других товарищей уже недостаточно, и он естественно обращается к Богу. Это личное предстояние является целью положительной задачи в нравственном воспитании ребенка. Начинается сознательная, сокровенная духовная жизнь маленького человека. Вести его по этому тернистому духовному пути – дело священника, но и здесь община помогает, создавая вокруг детей соответствующую обстановку. Начинается постепенное воцерковление. Приобщение к вере – акт добровольный, как говорят в народе: «невольник – не богомольник». И здесь на помощь приходят общинные традиции: утреннее и вечернее правило, молитвы перед и после занятий и трапезы, воинские обряды и ритуалы, воскресное богослужение, исповедь, причастие и т.д. Немаловажную роль здесь играет раскрытие образа казака, в первую очередь, - рыцаря Веры, ее хранителя и защитника.

Многие родители, называя себя верующими людьми, относятся к религии, как к культурной традиции. Это их вполне устраивает. Сами они, как правило, в церковь не ходят, но не против, если их дети будут понемногу, как они говорят, «без фанатизма» приобщаться к церковной жизни. Безрелигиозных родителей устраивает не принудительное решение этого вопроса в общине. У родителей атеистов есть выбор: изначально их знакомят с порядками в дружине. Все эти категории родителей требуют дополнительной работы, чтобы они правильно понимали методы и содержание нравственного воспитания в общине. Но такой подход дает возможность в своей воспитательной работе охватить большее количество детей, так как по-настоящему воцерковленных семей, конечно же, мало. Сейчас не редкость, что именно дети приводят к вере своих родителей. Но если сердце ребенка пока не затронули вопросы веры, а он остается в дружине, все равно через приобщение к общинной жизни происходит в той или иной мере и его нравственное развитие.

Несмотря на то, что вопросы нравственного воспитания детей отчасти решают у нас и приходы, на наш взгляд, надо искать новые формы работы с детьми вне храма. Классно-урочная система не может надолго удержать ребят. Надо учитывать то, что дети, отучившись пять дней в школе с многочисленными уроками и домашними заданиями в четырех стенах, приходят в воскресную школу и опять садятся за парты. Снова школьный метод, школьный подход. Конечно, на определенном этапе это интересно, учеба перемежается богослужениями, паломническими поездками, приходскими праздниками, но, если это касается мальчиков, им, в первую очередь, надо становиться мужчинами. Наступает тот момент, когда мальчика эти учебные занятия перестают устраивать, кажутся ненужными. Еще один момент: отсутствие физической подготовки и той обстановки, где воспитывается мужественность, формируется мужской характер. Этого воскресная школа в должной мере дать не может. Дети уходят из воскресной школы, а потом и из храма. Они охладевают, ангелов из них, как правило, не получается, они скатываются до улицы, ищут выхлопа своим силам и находят его там. Но здесь получаются удивительные вещи: не воспитав в себе мужественности и других мужских черт, не занимаясь своим физическим воспитанием, мальчик оказывается неподготовленным к той жесткой среде, которая царит за оградой храма. Как правило, домашние православные мальчики - хлюпики и слюнтяи, не имеющие мужского характера. Их призирают, обижают, считают гораздо слабее, чем они есть на самом деле. Возникающие конфликты в школе и на улице разрешаются не в их пользу. Они не могут постоять за себя не только из-за того, что они физически неразвиты, но и потому, что у них нет четкого понимания, когда надо драться и за что. Эти сомнения полностью обезоруживают ребенка. Развиваются толерантность и комформизм, которые выдаются за истинно христианский дух. Все это в конечном счете превращается в попустительство злу. Воцерковление в таком виде не способствует развитию мужественности. А как без этого растить воинов? Нам очень хотелось бы видеть как можно больше наших приходских мальчишек на занятиях по ратоборству, в походах, лагерях. Чтобы сами священники, благословив, отправляли их на выучку в дружину к казакам. У нас можно пройти предармейскую подготовку, и тогда служить будет на порядок легче. Но за 12 лет нашего существования мы с печалью констатируем факт: кого у нас только нет, но приходских детей приходит мало. А если таковые и появляются, то готовы заниматься хоть чем, лишь бы не «тянуть службу». И над этим стоит серьезно задуматься всем.

Сегодня приход должен стать церковной общиной, и эта задача, которая стоит перед современной церковью. Какой человек нам нужен на выходе (мы говорим сейчас о нашей молодежи)? Безусловно, православный христианин. В чем заключается общинное мировоззрение? Молодой человек, воспитанный в среде общины, должен сердечно принять ее порядок, устав, жизнь, среду. Он должен мыслить общинно. Тогда человек в своей обыденной жизни перестает быть эгоцентричным и становиться «общинноцентричным», не отдаляясь в своей духовной жизни от образа Христа. Он связывает свое земное будущее и настоящее с жизнью в общине, мыслит себя как часть целого. Когда человек начинает ориентироваться на других, тогда и его отношение к Богу становиться не эгоистичным, и он выполняет заповедь «возлюби ближнего» через окружающих его братьев. Он считается с общинным мнением, любой свой поступок он рассматривает и через призму взаимоотношений других людей. Это не человекоугодничество, это как раз отрыв от эгоизма, так как в общине существуют устав, нормы, традиции, которых нельзя нарушать. В уставе прописана любовь к ближнему, как необходимая задача. Ориентируясь на других, заботясь о ближнем, общинник тем самым выполняет и устав и заповеди. Очень сложно сместить сердце, перенести центр с себя на других. Община становится настоящей практической школой любви, так как, находясь все время в активной среде и сталкиваясь друг с другом, очень сложно выстраивать правильные отношения. Человек начинает воспринимать мир через призму общих ценностей. Появляется чувство соборности. Только в общине можно ощутить, что мы являемся одним Телом Христовым. Рождается чувство неразрывности, кровного родства. Начинаешь чувствовать себя неотъемлемой частью целого. Людей, окружающих тебя, ты воспринимаешь как родственников. Прожив много лет в общине, начинаешь чувствовать, что здесь возрождается некий маленький народ, идет восстановление рода, появляется сознание и четкое понимание, что «жить – Богу служить». Жизнь дана человеку Богом на какое-то определенное делание. Пусть это будет «общинное» делание. В общине спасаются, она является средством к спасению. В наше время многие люди не могут спастись в одиночку. Нужен коллектив, нужна тесная большая семья, семья «по духу». Служба предопределяет служение, жертвенность, постоянную самоотдачу, самопринуждение. Именно служение ежеминутно заставляет ощущать, что ты не выполняешь его до конца. Это сильно смиряет. Служение является одной из основных мировоззренческих установок сознания и сердца в общиннике. Дети, которые заканчивают школу и уходят в мир, должны иметь в этом смысле общинное мировоззрение и мироощущение, должны носить в себе качества служивого человека. Если они есть, все остальное будет обязательно. Как это можно увидеть, отследить, откорректировать? На выходе хорошо видно, какая доля эгоизма осталась в человеке. На что следует обратить внимание? В первую очередь, какие вопросы молодежь решает в общине, какого они качества, с какими интересами связаны? Тогда сразу будет видно, насколько общинная жизнь укоренилась в молодых людях. Какие проблемы они приносят, с кем советуются, что их волнует, делятся ли они планами на будущее, каковы их мечты и намерения, какой род деятельности они хотят выбрать и как этим они хотят быть полезны общине? Как и где они проводят свое свободное время? Все эти факторы, которые наблюдаются на протяжении нескольких лет, характеризуют молодых людей, их степень «уваренности» в общине, при этом их свобода не ущемляется, они сами делают свой выбор.

Какие практические задачи нам следует ставить перед собой, как сделать, чтобы молодые люди, выходящие из недр общины, погружаясь в дальнейшую жизнь, остались в ее среде, среде взаимодействия, чтобы эта среда расширялась, укреплялась качественно и количественно? Во-первых, они должны быть нравственно достойными людьми. Допустим, что это имеется. Семя посажено и дальнейшая жизнь покажет насколько крепки и плодотворны будут всходы. Мы не можем сделать общину замкнутой средой, в конечном счете это послужит ее вырождению. Община должна жить при открытых дверях. Во-вторых, молодого человека после окончания школы или техникума нужно правильно смотивировать. Основой его мотивации должен быть не просто личный интерес: мне хочется быть юристом, потому что это престижная профессия, я буду этим заниматься, пойду в институт, приложу все свои усилия и стану хорошо оплачиваемым специалистом. Это было бы неправильно. Мотив должен складываться следующим образом: общине нужны юристы, я чувствую в себе склонность, способность и желание к этому, я хочу быть полезным общине и поэтому пойду в юридический институт, чтобы всей своей деятельностью способствовать укреплению общины. Если его мотивации будут сформулированы таким образом, это то, что нужно. Это человек со сформировавшимся общинным сознанием, его нужно поддержать, помочь поступить в институт, в том числе и материально, постоянно работать с ним, чтобы он понимал, что выполняет общинный заказ, на него возложена ответственность хорошо учиться, он должен действительно стать знающим специалистом. Такой подход отвечает интересам всех: студента, его родителей, самой общины. Молодой человек становится ответственным, он взрослеет и возвращается после учебы с четким желанием служить дальше. Нужно подготовить рабочие места тем людям, которые придут назад, помочь трудоустроить. Так происходит собирание, соединение, после чего возможно объединение. В таком направлении нужно выстраивать взаимоотношения и воспитывать будущую смену. Именно в недрах общины рождается гражданин Отечества, но надо сначала научить людей любить близкое, то, что находится рядом. Надо научить любить ближнего, «искреннего», который рядом в семье, в общинной среде, в городе. Невозможно любить дальнее, если мы не любим ближнее.

С другой стороны всегда есть молодые ребята, которые звезд с неба не хватают. Им не обязательно заканчивать вуз. Надо помочь им получить специальность, устроиться на работу, организовать жизнь таким образом, чтобы они не отрывались от общины. Если у молодого человека нет законных оснований не идти в армии, то он не должен прятаться, он должен честно выполнять свой гражданский долг. Армия на сегодня – единственная школа, где юноши становятся мужчинами. Жизнь молодого человека сегодня настолько расслаблена, что добровольно, без принуждения изменить ее очень трудно. Поэтому, несмотря на все недостатки армейской жизни, ребята, не служившие там, во многом слабодушны. Они не понимают, что такое приказ, глубинно не понимают слова «надо, обязан, должен». Их самость в обычной жизни не встречает преград. Даже прекрасные по качествам своей души парни, не пройдя эту школу жизни, невыгодно отличаются от прошедших службу. Что надо делать общине, готовя своих детей к армии? В первую очередь необходимо сотрудничать с войсковыми частями, находящимися рядом. Во-вторых, поддерживать связь с местным военкоматом и по возможности сделать так, чтобы юноша попал в ближайшую военную часть. Адресно это возможно. Если это произойдет, то община пополнится новыми ребятами. Если парень служит в соседнем подразделении, то община должна курировать и заботиться о нем. Укрепляя связь с воинской частью, возможно своевременно пресекать все негативные случаи, связанные с прохождением службы. После армии необходимо подготовить молодому человеку рабочее место. Самое главное, чтобы парень понимал: после армии его ждут.

Еще раз о самом главном. Очень важно приучить молодого человека решать свои проблемы в общине, советуясь со старшими товарищами. Ведь общинный коллективный опыт очень велик. Очень важно, чтобы в своих поступках, особенно в своей дальнейшей жизни, воспитанник ориентировался на общинные ценности и старался не запятнать ее честь.

Еще один важный фактор – репродуктивный. Мальчишки и девчонки, выросшие в общинной среде, в конечном счете должны найти друг друга, создать семью, родить детей и воспитывать их в родной среде. Вопрос создания семьи в общине очень важен. Многие неженатые взрослые хотели бы жениться, но не могут найти себе избранников по душе, которые разделяют их взгляды. Взрослым это сделать гораздо сложнее, хотя именно в общине легче найти себе избранника, потому что людей очень много, существует фон, на котором проверяются человеческие качества. У юношей и девушек здесь больше возможностей, они знают друг друга на протяжении ряда лет, общаются в одной среде, дружат, дружба может перейти в любовь и появиться желание создать семью. Если такие отношения складываются постепенно, носят целомудренный характер, то община должна создать некую благоприятную среду, почву, способствующую этому. Вновь создаваемая будущая семья должны быть оберегаема. Молодые люди выросшие в общине и создавшие семью – самое дорогое растение, которое надо беречь, поливать и ухаживать.

 

 

Часть 2. Профилактика правонарушений и подготовка молодежи к службе в армии.

Глава 1.……………………………………………………………………………………

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.014 с.)