Взаимозависимость затрат на обеспечение качества продукции и финансового результата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимозависимость затрат на обеспечение качества продукции и финансового результата



В условиях рыночной экономики, все больше обостряется конкурентная борьба между производителями продукции. Важная роль отводится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателя, а потребительские свойства товара в значительной степени определяют его цену. Покупатели становятся более требовательны к качеству продукции. Следовательно, наблюдается тенденция, направленная на достижение высшего уровня качества и создание надежных изделий, что и определяет конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность продукции — это:

1) «способность товара удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции»;

2) «совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя». Следовательно, обеспечение уровня качества соответствующего требованиям, предъявляемым покупателями на данном рынке, является одним из важных и обязательных условий конкурентоспособности продукции товаропроизводителя.

К предпосылкам, влияющим на повышение интереса к высококачественной продукции можно отнести:

• повышение требований к безопасности продукции для человека и окружающей среды;

• повышение уровня жизни людей в развитых странах, следствием которого является рост их потребности;

• научно-технический прогресс;

• возможность энергетического кризиса.

Одним из главных направлений деятельности организации является экономическое стимулирование повышения качества продукции.

Система качества, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, так как только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно.

Ключевой целью предприятия в условиях рыночной экономики является получение прибыли, поэтому управленческий состав организации должен четко представлять себе взаимозависимость «качество — прибыль». Рассмотрим влияние качества на прибыль изготовителя продукции. Этот процесс может происходить по двум направлениям:

• улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли, при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж;

• увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.

В целом, качественная продукция должна соответствовать следующим требованиям:

• удовлетворять запросы потребителя;

• соответствовать четко определенным потребностям или назначению;

• является экономически выгодной для производителя;

• соответствовать действующим стандартам и техническим условиям;

• учитывать требования охраны окружающей среды;

• иметь конкурентоспособную цену.

В связи с этим, в отношении потребителя необходимо проводить следующую политику:

• в вопросах, связанных с достижением прибыли, рекомендуется уделять больше внимания сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия.

• в области деятельности, связанной с затратами, рекомендуется уделять внимание затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, его затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также возможных затрат на утилизацию;

• в области деятельности, связанной с рисками, рекомендуется больше внимания уделять таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, а также потерей доверия.

Что касается компании, то в ее отношении необходимы следующие действия:

• в вопросах, связанных с достижением прибыли рекомендуется уделять внимание снижению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;

• в области деятельности, связанной с затратами, необходимо уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая некачественный товар, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;

• в области деятельности, связанной с рисками, необходимо обратить внимание на риски, связанные с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности.

 

10.3 Модель определения оптимального уровня качества

Необходимый уровень качества продукции должен определяться результатами экономического анализа, который позволяет оптимизировать соотношение между уровнем качества, совокупными затратами ресурсов и полезным эффектом продукции.

При моральном старении качество можно повысить постепенным усовершенствованием изделия, на что потребуются определённые затраты.

В общем виде затраты на продукцию складываются из затрат на изготовление и эксплуатацию. Чем выше качество изготовления изделия, тем ниже расходы на эксплуатацию. Оптимальный уровень качества такой, при котором суммарные затраты наименьшие. Кроме того, оптимальное качество это такое качество, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на её создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

Достижение оптимального уровня качества продукции должно исходить не только из необходимости снижения затрат на её изготовление, но и из целесообразности увеличения показателей качества продукции.

Поэтому необходимо стремиться закладывать и обеспечивать такие показатели качества отдельных деталей и узлов, которые бы определялись сроком морального старения и физического износа изделия в целом. При этом необходимо повышать качество в первую очередь наиболее слабых узлов, стремясь довести их качество (например, долговечность) до оптимального значения (например, до срока морального старения и физического износа). Во многих случаях нужно повышать не все показатели качества, а только некоторые из них.

Таким, образом, оптимальный уровень качества - это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию экономически нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество нужно повышать, в других - оставлять неизменным, в третьих - возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделия.

 

10.4 Порядок определения оптимального качества и оптимальной стоимости качества

Необходимый уровень качества продукции должен определяться результатами экономического анализа, который позволяет оптимизировать соотношение между уровнем качества, совокупными затратами ресурсов и полезным эффектом продукции.

При моральном старении качество можно повысить постепенным усовершенствованием изделия, на что потребуются определённые затраты.

Динамика полезного эффекта и затрат по мере усовершенствования изделия (роста уровня качества). В зоне I соотношение затрат на повышение качества и эффекта от этого повышения таково, что данная продукция убыточна. Зона II является зоной нормального использования продукции, в которой затраты на улучшение качества меньше, чем полезный эффект. В зоне III дальнейшее совершенствование продукции нецелесообразно. Изделие подлежит замене на новое, прогрессивное.

В общем виде затраты на продукцию складываются из затрат на изготовление и эксплуатацию. Чем выше качество изготовления изделия, тем ниже расходы на эксплуатацию. Оптимальный уровень качества такой, при котором суммарные затраты наименьшие. Кроме того, оптимальное качество — это такое качество, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на её создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

Достижение оптимального уровня качества продукции должно исходить не только из необходимости снижения затрат на её изготовление, но и из целесообразности увеличения показателей качества продукции. Зачем, скажем, долговечность некоторых деталей и узлов в 20 лет, если срок морального старения и физического износа не превышает 10 лет.

Поэтому необходимо стремиться закладывать и обеспечивать такие показатели качества отдельных деталей и узлов, которые бы определялись сроком морального старения и физического износа изделия в целом. При этом необходимо повышать качество в первую очередь наиболее слабых узлов, стремясь довести их качество (например, долговечность) до оптимального значения (например, до срока морального старения и физического износа). Во многих случаях нужно повышать не все показатели качества, а только некоторые из них.

Таким, образом, оптимальный уровень качества — это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию экономически не целесообразно. Поэтому в одних случаях качество нужно повышать, в других - оставлять неизменным, в-третьих - возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделия.

В зависимости от способа сравнения показателей качества различают дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества.

Дифференциальный метод подразумевает сопоставление единичных показателей качества оцениваемой продукции с единичными базовыми показателями, установленными для данного вида продукции.

Такое сопоставление удобно производить, подсчитывая относительные показатели качества продукции. Если они окажутся больше 1, то продукция соответствует базовому образцу. Если хотя бы один из относительных показателей качества меньше 1, то может быть сделано заключение, что продукция не соответствует базовому образцу.

При дифференциальном методе оценки уровня качества считают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке качества продукции. Это просто и удобно, но не всегда оправданно, особенно при решении вопроса о браковке продукции по малозначащему показателю, который не влияет на функционирование продукции при эксплуатации, например недостаточная на одну нить плотность тканей, незначительное снижение (по сравнению с нормой) массы материала и т.п., тем более что основные эксплуатационные показатели продукции (прочность, стойкость к истиранию, несминаемость и т.п.) значительно превышают требования норм. Этот недостаток отсутствует в комплексном методе оценки качества, который основан на использовании одного обобщенного показателя, объединяющего показатели, выбранные для оценки качества продукции. Показатели переводят в безразмерные, определяют их значимость — коэффициенты весомости в общей оценке качества — и вычисляют обобщенные показатели:

среднего арифметического

                                                (9)

где Qji - безразмерный показатель качества;

ji - коэффициент весомости показателя качества,

Σ ji = 1;

n - число показателей качества;

среднего геометрического

                                                       (10)

среднего гармонического

(11)

Преимущество комплексной оценки — учет значимости отдельных свойств и получение одной итоговой оценки. Однако она не дает полного представления об отдельных свойствах продукции и не исключает возможности компенсации недостатка одного показателя избыточным другим. Поэтому комплексные оценки обычно не рекомендуют для контроля качества продукции. Эти оценки должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества продукции. Поэтому предпочтительнее использовать комбинированный метод оценки качества.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества продукции. Его применяют, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции. Например, смешанный метод оценки уровня качества используют при определении сорта отдельных видов тканей и штучных текстильных изделий, причем по большинству физико-механических показателей осуществляется дифференциальная оценка, а по недостаткам внешнего вида, разрывной нагрузке, массе, ширине и плотности — комплексная оценка в условных баллах.

 

Вопросы и задания для повторения и самопроверки

1. Каковы особенности стоимости качества как объекта экономического анализа? В чем проявляются эти особенности?

2. Что представляет собой анализ стоимости качества? Для чего необходимо анализировать и оценивать стоимость качества?

3. В чем состоит суть метода анализа потерь вследствие неудовлетворительного качества? В каких случаях он может быть использован?

4. Объясните метод анализа по видам затрат на основе PAF-модели применительно к организации муниципального управления.

5. В каких случаях наиболее результативным будет использование метода анализа стоимости качества процессов? Каковы его достоинства и ограничения?

6. Приведите примеры общих и частных критериев оценивания стоимости качества процессов и продукции.

7. Что представляет собой модель определения оптимального уровня качества? Каковы задачи оптимизация качества продукции и стоимости качества? Нарисуйте графическую модель.

8. Приведите примеры целевых параметров и ограничений для решения математической задачи оптимизации качества.

9. Объясните критерии оптимизации, предлагаемые ISO 10014? В чем заключается суть данной модели оптимизации качества и стоимости качества?

10. Перечислите основные этапы работ при решении задачи оптимизации, объясните суть каждого из этапов.

 

Темы рефератов

1. Петля качества

2. Оптимизация затрат на качество

3. Порядок получения информации о качестве продукции

4. Контрольный листок

5. Оптимизация производства: проблемы и подходы

 

Тесты

1.    К основным направлениям стратегического менеджмента, ориентированным в отношении качества, не относится:

А) качество продукции;

Б) качество процессов;

В) качество менеджмента;

Г) качество планирования и прогнозирования.

2.    Одним из методов анализа стоимости качества является:

А) анализ потерь вследствие неудовлетворительного качества продукции;

Б) анализ по видам затрат в соответствии с классификацией А. Фейгенбаума;

В) методимости качества процессов в СМК;

Г) все вышеперечисленное.

3.    Для каждой характеристики продукции или услуги, в отношении которой возникла проблема, необходимо:

А) оценить уровень недовольства несоответствием;

Б) оценить важность для потребителя;

В) оценить возможные сроки устранения;

Г) всё вышеперечисленное.

4.    Что относится к классификации проблем применительно к качеству продукции и (или) услуги:

А) неудовлетворённость персонала, рабочих;

Б) неудовлетворённость потребителей;

В) неудовлетворённость поставщиков;

Г) неудовлетворённость учредителей.

5.    Менеджмент качества является частью:

А) стратегического менеджмента;

Б) бухгалтерского баланса;

В) инвестиционной стратегии;

Г) всего вышеперечисленного.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.04 с.)