Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.



Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем: рассматривает самые различные

вопросы договорного права, такие как:

- порядок заключения международных договоров,

- значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку;

-закрепляет участие в договоре не признающих друг друга государств,

- право государств на участие в универсальных договорах,

- порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров,

- функции депозитария и другие важные вопросы права

международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров.

Конвенция была подготовлена Комиссией международного права ООН и подписана в Вене (Австрия) в 1969 году. Конвенция вступила в силу в 1980 году и к настоящему времени насчитывает 114 государств-участников.

Наряду с Конвенцией 1986 года и обычными нормами международного права, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года является важнейшим источником права международных договоров.

Заключение договоров

Каждое государство имеет право заключать международные договоры, то есть обладает соответствующей правоспособностьюHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Венская_конвенция_о_праве_международных_договоров#cite_note-1"[1].

Лицо, представляющее государство в целях принятия текста договора либо в целях выражения согласия на обязательность договора, должно иметь соответствующие полномочия либо в силу занимаемой должности считаться представляющим свое государство без предъявления полномочий. К последним относятся:

· главы государств, главы правительств, министры иностранных дел;

· главы дипломатических представительств (применительно к договорам с государствами, в которых они представляют свое государство);

· представители государств на международных конференциях и в международных организациях (для целей принятия текстов международных договоров на такой конференции или в такой организации).

Конвенция предусматривает следующие способы выражения согласия на обязательность для государств договора:

· Подписание;

· Обмен документами, образующими договор;

· Ратификация;

· Принятие;

· Утверждение;

· Присоединение;

· Другие способы, о которых условились государства[4].

В Конвенции описываются основные способы выражения согласия на обязательность договора и их особенности[5].Конвенция предусматривает также обязанность государств не лишать договор объекта и цели до его вступления в силу.

В Конвенции определяются условия, в которых государства могут делать оговорки к международным договорам при подписании, ратификации, утверждении или присоединении. Для этого необходимо, чтобы:

· оговорки не запрещались прямо этим договором; или

· входили в число разрешенных договором оговорок; и

· не были несовместимы с объектом и целями договора.

Кроме того, общим правилом является то, что договоры не имеют обратной силы, то есть не применяются в отношении событий, которые имели место до вступления договора в силу

В Конвенции освещаются принципы и правила толкования международных договоров

2.  Коллективная безопасность: понятие, виды, договоры

Система коллективной безопасности – совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира.

Системы коллективной безопасности:

1) Универсальная система коллективной безопасности (создается для планеты в целом; основывается на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов МП)

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках ООН (главным органом является – СБ, которому дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли она на деле, какие меры необходимо предпринять для сохранения мира и обеспечение международной безопасности).

СБ имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы прекратить агрессию и создать условия для недопущения ее в будущем; применение этих мер возможно только при единстве всех государств – постоянных членов СБ ООН).

Меры универсальной системы коллективной безопасности (средства мирного разрешения международных споров; меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности; временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности; принудительные меры в отношении государств – нарушителей без использования вооруженных сил; принудительные меры в отношении государств – агрессоров с использованием вооруженных сил).

2) Региональные системы коллективной безопасности (создаются в соответствии с гл.VIII Устава ООН «Региональные соглашения», который не препятствует существованию региональных соглашений или органов для поддержания международного мира и безопасности, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН).

Государства, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения местных споров с их помощью до передачи этих споров в СБ ООН.

Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ (начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт СБСЕ).

Значение подписания Заключительного акта СБСЕ 1975 г.

1) Европа в XX в. была очагом двух мировых войн, унесших 55 млн. жизней (инициатор обеих войн – Германия после Второй мировой войны проводила политику реваншизма (стремилась к пересмотру итогов войны));

2) несмотря на политическое, экономическое, социальное, культурное развитие, Европа являлась одним из самых нестабильных регионов (противостояние Организации Варшавского договора и НАТО, складывающиеся порой на грани начала военных действий).

В рамках СБСЕ удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить их военный потенциал.

ОБСЕ (членами являются 55 государств; состоялось 6 встреч на высшем уровне и 10 встреч на уровне министров иностранных дел – результатом стало принятие документов, в том числе в сфере обеспечения коллективной безопасности (пример: Хартия европейской безопасности 1999 – намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе)).

Первая Ежегодная конференция ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности 2003 (обмен мнениями по основным направлениям взаимодействия государств в областях борьбы с терроризмом, предотвращения конфликтов, миротворчества, контроля над вооружениями, мерам укрепления доверия и безопасности).

1) Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 (устанавливает квоты на обычные вооружения в Европе для договаривающихся сторон):

а) ограничиваются танки, бронемашины, артиллерия, боевые самолеты, ударные вертолеты; некоторые ограничения касаются учебно-тренировочных самолетов, вертолетов обеспечения, транспортных вертолетов;

б) устанавливаются региональные уровни ограничения, предельные уровни вооружений для одного государства в составе каждого союза, национальные уровни ограничений вооружений СССР;

в) информационный и контрольный механизмы Договора включают оперативное отслеживание инспекциями изменений в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил.

2) Договор по открытому небу 1992 (позволяет государствам – участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга в сфере безопасности) (каждое государство имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого государства – участника; для эффективности выполнения положений Договора учреждается Консультативная комиссия по открытому небу).

Коллективная европейская безопасность в рамках НАТО (Североатлантический договор 1949; членами являются 26 государств; цели – обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН).

НАТО имеет преимущество перед ОБСЕ (располагает мощными вооруженными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств – членов НАТО или возникновения регионов нестабильности в Европе).

Участники НАТО обязуются разрешать международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость.

Новая стратегическая концепция НАТО принята в 1999 г. (провозглашается право НАТО на проведение военных операций за пределами территории стран – членов НАТО, причем в случае необходимости – без мандата ООН, ее СБ: обоснование агрессивной стратегии – будто бы права человека и нормы демократии более значимые категории, чем государственный суверенитет).

Коллективная безопасность в рамках СНГ (Договор о коллективной безопасности 1992).

В Совет коллективной безопасности входят главы государств СНГ и Главнокомандующий вооруженными силами государств – участников Договора (Совет устанавливает и предпринимает меры, которые найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности, о них немедленно извещается СБ ООН).

Объединенные вооруженные силы Содружества (выделены из вооруженных сил государств и оперативно подчинены Главному командованию ОВСС, но непосредственно подчиняются органам военного управления своих государств).

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы (решение об использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными

 

3. Международная борьба с преступлениями на воздушном транспорте.

Конвенции. Примеры.

 Здесь прежде всего речь идет об угоне воздушного судна и об актах, направленных против безопасности гражданской авиации. Наибольшее распространение данные преступления получили с конца 60-х годов, что и послужило толчком к принятию Токийской конвенции о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 г. и Конвенций 1970

и 1971 гг.

Указанные в Токийской конвенции деяния не квалифицировались как преступления, и она в большей степени носила характер рекомендаций.

Подготовленная в рамках ИКАО Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов была принята 16 декабря 1970 г. в Гааге. Согласно Конвенции (ст. 1) преступлением является незаконный захват воздушного судна или осуществление контроля над ним путем насилия, угрозы применения насилия и любой другой формы запугивания, а такжесоучастие в совершении таких действий. Квалификация преступлениясоотносится с периодом пребывания воздушного судна в полете. Считается, что для целей Конвенции воздушное судно находится в полетев любое время с момента закрытия всех внешних дверей после погрузкидо момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

На совершенное преступление распространяется юрисдикция или государства регистрации воздушного судна, или государства, на территорию которого приземлилось воздушное судно с преступниками на борту, либо государства, на чьей территории скрывается преступник.

Конвенция применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов территории государства регистрации такого судна независимо от того, совершало ли это воздушное судно международный или внутренний полет (п. 3 ст. 3).

Круг преступлений, охваченных этой Конвенцией, сводится только к захвату и угону воздушного судна. Однако преступные посягательства, причиняющие ущерб гражданской авиации, не ограничиваются захватом и угоном воздушных судов.

Поэтому в рамках ИКАО была подготовлена и принята 23 сентября 1971 г. Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В ней перечень уголовно наказуемых деяний на борту воздушного судна был существеннымобразом расширен. К преступным действиям Конвенция (ст. 1) относитсовершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на бортувоздушного судна в полете; разрушение или повреждение воздушного

судна, находящегося в эксплуатации; установку на судне или помещение вещества с целью разрушения судна; повреждение или разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности полета. Преступлением считается как попытка совершить какое-либо из перечисленных действий, так и любая форма соучастия.

24 февраля 1988г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. В соответствии с Протоколомст. 1 Конвенции была дополнена следующего содержания: ≪Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамереннос использованием любого устройства, вещества или оружия: а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; б) разрушает или серьезноповреждает оборудование и сооружения аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропортувоздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работуслужб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту≫.

Относительно периода нахождения судна в полете Монреальская конвенция воспроизводит положения Гаагской конвенции и дополнительно дает толкование периода нахождения судна в эксплуатации. Считается, что воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполагаемой подготовки наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 часов после посадки.

Конвенции применяются только к гражданским воздушным судам. В случае совершения действий, перечисленных в конвенциях, по отношению к государственным (т. е. используемым на военной, таможенной, полицейской службах) воздушным судам применяется принцип юрисдикции государства флага.

В целях успешной реализации положений Конвенций государства-участники взяли на себя обязательства установить уголовную ответственность за перечисленные в Конвенциях действия. Однако, несмотря на то что Россия является участницей обоих договоров, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит только один состав преступления, предусмотренный ст. 211 ≪ Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава ≫. Акты, направленные против безопасности гражданской авиации, в отдельный состав не выделяются. Ответственность за данные деяния устанавливаются ст. 267 ≪ Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения ≫, носящей более общий характер.

 

Билет 30

· Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба». Договор по открытому небу 1992г.

 

Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В международном праве нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим.

Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция поморскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвенции) «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

· право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;

· право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.

В 50-х годах президентом Эйзенхауэром был предложен институт мер доверия как механизм по соблюдению принципа запрещения применения силы или угрозы силой в виде концепции «открытого неба» - инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территорией друг друга по взаимной договоренности. Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992 г., участниками которого являются 24 государства - члена ОБСЕ, в том числе и РФ.

Кроме того, в систему источников МВП можно вклю­чить различные двусторонние и многосторонние межд. договоры.

В российской доктрине МП преобладающим являет­ся подход к оценке юридического статуса МВП, со­гласно которому он базируется на основных общепри­знанных принципах МП, таких как территориальная целостность государств и нерушимость их границ, не­применение силы или угрозы силой, мирное разреше­ние межд. споров.

Но МВП содержит и специальные отраслевые прин­ципы:

принцип государственного суверенитета над воздуш­ным пространством;

принцип свободы полетов в межд. воздушном про­странстве, в том числе над открытом морем;

принцип соблюдения безопасности межд. полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными акта­ми против безопасности гражданской авиации 1971 г.).

В межд. воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:

1) право выполнять транзитные беспосадочные поле­ты через территорию иностранного государства;

2) право совершать на иностранной территории посад­ки с некоммерческими целями (т. е. без права высажи­вать или брать на борт пассажиров, груз и почту);

3) право привозить на иностранную территорию пасса­жиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;

4) право увозить с иностранной территории пассажи­ров, груз и почту, следующих в страну флага судна;

5) право провозить на иностранную территорию пасса­жиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стра­не, и увозить их с этой территории в любую третью страну.

 

2. Международное экономическое право: понятие, субъекты, принципы, источники

Международное экономическое право (МЭП) – отрасль МП, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения.

Субъекты МЭП:

1) Государство (основной субъект МЭП; суверенитет государства распространяется и на экономическую сферу; максимальное осуществление государством своего суверенитета возможно только при активном использовании международных экономических связей в интересах национального хозяйства в рамках МЭП).

МЭП в целом отражает закономерности рыночной экономики (это не означает ограничения суверенных прав государства и уменьшение его роли в экономической сфере – происходит усложнение задач по управлению экономическими процессами, что приводит к усилению роли государства и к увеличению возможностей МЭП в развитии национальной экономики и мирового хозяйства в целом).

Государство может непосредственно вступать в хозяйственные отношения международного характера с ф/л и ю/л других государств (частно-правовые отношения, регламентируемые национальным правом; специфика этих отношений – государство, его собственность, сделки с его участием обладают иммунитетом от юрисдикции иностранного государства; сделки с участием государства подчиняются праву этого государства).

2) Международные организации (важный субъект МЭП; усложнение МЭО вызывает необходимость управления ими совместными усилиями государств через международные организации; государства в данной сфере наделяют международные организации более широкими регулирующими функциями – их резолюции дополняют правовые нормы, могут заменять их, в некоторых организациях существуют жесткие механизмы по осуществлению принятых решений).

Группы международных организаций, действующих в сфере МЭО:

а) организации, охватывающие своим действием всю сферу МЭО (ООН (ГА, ЭКОСОС, ЮНИДО, ЮНКТАД);

б) организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей МЭП (специализированные учреждения ООН (ФАО, ВОИС, МБРР, МВФ, МФК, МАР)).

Вопрос о международной правосубъектности ТНК (не являются субъектами МЭП; обладают экономическим единством при юридической множественности; группа компаний, созданных по законам разных государств, осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимозависимости, при которых одна из них занимает доминирующее положение и осуществляет контроль над всеми остальными; отдельные компании и их объединения являются субъектами национального права).

Источники МЭП (специфика связана с деятельностью международных экономических организаций):

1) Многосторонние и двусторонние договоры (регламентируют различные аспекты МЭО) – примеры:

а) в сфере международной торговли (Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947);

б) договоры о создании экономических организаций (Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР 1944);

в) многосторонние соглашения по сырьевым товарам (международные товарные соглашения);

г) конвенции, направленные на унификацию правовых норм, регулирующих частно-правовые отношения в экономической сфере (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров)).

2) Международно-правовой обычай (отсутствуют договоры, создающие общую правовую основу – общие положения и принципы экономического сотрудничества сформулированы только в резолюциях и решениях международных организаций и конференций) – наиболее важные:

а) Женевские принципы, принятые на первой конференции ЮНКТАД 1964 (определяют международные торговые отношения и торговую политику, способствуют развитию);

б) Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств (приняты в форме резолюций ГА в 1974 г.);

в) резолюции ГА «О мерах по укреплению доверия в МЭО» 1984 и «О международной экономической безопасности» 1985.

Особенность источников МЭП – значительная роль «мягкого» права (не содержат четких прав и обязанностей, но являются юридически обязательными (используют формулировки – принимать меры, содействовать развитию или осуществлению, стремиться к осуществлению)).

Цели МЭП в соответствии с Уставом ООН:

1) содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов;

2) создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами;

3) повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса.

Принципы МЭП:

1) все общие принципы МП (некоторые имеют дополнительное содержание (примеры: принцип суверенного равенства – все народы имеют право выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие; принципы неприменения илы и невмешательства – запрещены любые формы вмешательства, направленные против экономических основ государства; все споры в МЭО разрешаются мирными средствами).

2) специальные принципы МЭП:

а) принцип всеобщего участия (полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах);

б) принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

в) принцип преференциального режима для развивающихся стран;

г) принцип международной социальной справедливости (развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением односторонних выгод для развивающихся стран в целях достижения фактического равенства);

д) принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих его.

Правовые режимы, являющиеся правовой основой для осуществления экономического сотрудничества (договорные – в отличие от принципов не являются общеприменимыми):

1) Режим наибольшего благоприятствования (одно государство предоставляет другому, его гражданам и ю/л столь же благоприятный режим (права, льготы, привилегии), который предоставлен или будет предоставлен в будущем любому третьему государству; согласовывается область, в которой этот режим будет применяться).

2) Национальный режим (граждане и ю/л одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, которые предоставлены местным гражданам и ю/л; применяется только во всей сфере частно-правовых отношений).

3) Преференциальный режим (предоставление особых преимуществ государству или группе государств; используется во взаимоотношениях соседних государств или в рамках интеграционных систем).

 

3. Международно-правовая защита животного и растительного мира.

Конвенции.

Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т. д.).

К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г. Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Конвенции создают национальные парки и природные заповедники на своей территории (ст. 3) и контролируют все населенные пункты в них (ст. 4). Конвенция поощряет ≪одомашнивание≫ экологически ценных диких животных (ст. 7). Конвенция призывает установить контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них (ст. 9). Запрещаются некоторые методы охоты, например применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т. д.

Примерно такие же методы охраны животного мира предусмотрены в Конвенции об охране природы и сохранении животного мира в западном полушарии 1940 г. Целью этой Конвенции является охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а также районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представляющих эстетическую, историческую или научную ценность.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. заключена в целях защиты животных, мигрирующих через национальные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются предметом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида. В ст. V Конвен-

ции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения. Контроль за выполнением данной Конвенции осуществляет Конференция сторон.

Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих целях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Конвенция 1973 г. содержит три приложения. В приложение I включены все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться, с тем чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных случаях.

Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и необязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием. Это приложение включает также другие виды диких животных, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов мог быть установлен эффективный контроль. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства — участника Конвенции 1973 г. подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон и контроль за торговлей. Статьи III—V этой Конвенции подробно регулируют торговлю образцами видов, включенных в приложения I, II и III.

Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке от 13 декабря 1968 г. заключена в целях применения единых положений, касающихся международной перевозки животных. Она применяется в отношении международной перевозки домашних животных, птицы, собак, других млекопитающих и птиц, холоднокровных животных.

До погрузки животных для международной перевозки они осматриваются уполномоченным сотрудником ветеринарной службы страны-экспортера, который удостоверяет то, что они годны к перевозке.

Конвенция устанавливает особые положения для железнодорожной, автомобильной, воздушной, водной перевозки животных.

СССР присоединился к этой Конвенции 14 мая 1991 г.

Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. и многие другие.

Международная конвенция по регулированию китобойного промысла предусматривает охрану всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Международная китобойная комиссия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г., в котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливаются открытые и закрытые сезоны и районы промысла; размеры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов.

С 1985 г. установлен мораторий на добычу всех видов китов (кроме мелких китов — малых полосатиков) для стран, ведущих экспедиционный промысел с помощью флотилий, а с 1986 г. — с береговых китобойных станций. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° ю. ш. китового заповедника.

В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони. Согласно ст. 2 запрещаются охота на этот вид лам и незаконная торговля ими. Запрещается также экспорт фертильной спермы и другого полового материала ламы-витони (за исключением экспорта в страны-участницы для научных исследований и/или восстановления популяций). Конвенция 1979 г. обязывает государства создавать национальные парки, заповедники

и прочие охраняемые районы в целях охраны и восстановления популяций ламы-витони. Для контроля за выполнением требований этой Конвенции образована Техническая административная комиссия.

Соглашение о сохранении белых медведей запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для подлинно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвращения серьезного нарушения рационального использования других живых ресурсов; г) местным населением с использованием традиционных методов охоты; д) там, где белые медведи добываются или могут добываться традиционными средствами гражданами государства — участника Соглашения 1973 г.

Шкуры и другие ценные предметы, полученные в результате добычи в соответствии с пп. ≪б≫ и ≪в≫, не могут быть использованы в коммерческих целях. Статья IV Соглашения 1973 г. запрещает использование для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов. Государства-участники запрещают экспорт, импорт и доставку на свою территорию (а также торговлю) в пределах своей территории белых медведей или любой их части, или полученной из них продукции, добытых в нарушение Соглашения 1973 г.

Эффективным средством охраны животных является охрана среды их обитания. В связи с этим государства заключили ряд региональных договоров. Например, 19 сентября 1979 г. европейскими странами подписана Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Каждая договаривающаяся сторона принимает соответствующие и необходимые законодательные и административные меры для обеспечения специальной охраны видов дикой фауны, указанной

в приложении I. Запрещается преднамеренно срывать, собирать, срезать или вырывать из земли такие растения. Каждое государство по мерс необходимости запрещает владение такими видами или их продажу.

В приложении II приведен перечень диких животных и птиц. Конвенция запрещает все формы преднамеренного отлова и содержания и преднамеренного убийства. Запрещается также преднамеренное уничтожение или выемка яиц из мест обитания диких животных или хранение этих яиц, даже если они пусты.

Для контроля за выполнением требований данной Конвенции создан Постоянный комитет.

Охрана диких птиц осуществляется с помощью универсальных и региональных международно-правовых норм. Одним из первых международных договоров в этой области явилась Международная конвенция об охране птиц 1950 г. Конвенция взяла под охрану (по крайней мерс, на период размножения) все виды птиц и, кроме тою, перелетных птиц во время пролета к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.09 с.)