Конвенции о защите жертв войны 1949 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвенции о защите жертв войны 1949 г.



Участники вооруженных конфликтов лепятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К комбатантам относится весь строевой состав:

1) вооруженных сил;

2) ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления. Чтобы отвечать статусу комбатантов, они должны:

1) иметь во главе лицо, несущее ответственность за подчиненных;

2) иметь определенный и ясно видимый издали отличительный знак;

3) открыто носить оружие;

4) соблюдать правила ведения войны.

К некомбатантам относятся:

1) медицинский персонал;

2) духовный персонал.

Правовое положение комбатантов и некомбатантов различное. На первых распространяется режим военного плена, а на вторых — не распространяется.

Военный разведчик, собирающий сведения о противнике в форме своей армии, в случае пленения может пользоваться правами военнопленного.

Военный шпион (лазутчик) — лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по законам военного времени.

Наемник — лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в насильственных военных действиях, направленных на: а) свержение правительства или подрыв конституционного строя государства; б) подрыв территориальной целостности государства;

2) принимает участие в таких действиях, получив личную выгоду или надеясь ее получить в виде значительного материального вознаграждения;

3) не является гражданином или постоянным жителем государства, против которого направлены его действия;

4) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого ведутся военные действия.

Наемник не пользуется статусом военнопленного. Он-является преступником и должен нести уголовную ответственность за совершенные им преступления.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.: I Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; II Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; III Конвенция об обращении с военнопленными и IV Конвенция о защите гражданского населения во время войны. В 1977 г. к этим конвенциям были приняты Дополнительные протоколы I и II, которые защищают Ж.в. в период вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера.

 

3. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников. Примеры.

Нормативная регламентация правовой помощи, и в частности правовой помощи по уголовным делам, весьма разнообразна: многочисленные специальные двусторонние соглашения о выдаче преступников; двусторонние договоры о правовой помощи; локальные конвенции о передаче осужденных; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, содержащие нормы о процедуре правового сотрудничества.

Договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам охватывают широкий круг ситуаций. Государства оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения поручений о производстве отдельных процессуальных действий, в частности составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятий, пересылки и передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей и других лиц. Определенный интерес в этом плане

представляет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Она, в частности,содержит положения, согласно которым государства-участники взяли насебя обязательства по поручению другого государства в соответствии сосвоим национальным законодательством осуществлять уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления натерритории другой страны — участницы Конвенции (ст. 72—76). В Российской Федерации действует более 20 договоров о правовой помощи погражданским, семейным и уголовным делам, заключенных бывшимСССР, а также ряд соглашений, заключенных от имени Российской Федерации.

7 ноября 1996 г. Россия подписала две европейские конвенции: Конвенцию о выдаче 1957 г. и Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Для Российской Федерации Конвенции вступилив силу 9 марта 2000 г. после их ратификации Федеральным Собранием.

До участия в этих соглашениях вопросы оказания правовой помощи и экстрадиции решались с европейскими странами на основе принципа взаимности. В соответствии с Конвенцией 1959 г. правовая помощь оказывается по вопросам уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. К вопросам оказания правовой помощи относятся: исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов; вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающего государства свидетелей, экспертов и обвиняемых; передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела.

Соглашения о правовой помощи, как правило, регулируют процедуру выдачи (экстрадиции) преступников. Вопросам экстрадиции посвящены также двусторонние соглашения о выдаче преступников. Положения о выдаче могут содержаться в многосторонних конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера.

Экстрадиция является одним из самых древних институтов международного уголовного права и представляет собой передачу лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В эпоху рабовладения ярко проявилась роль выдачи как средства пресечения бегства рабов. Немало договоров о выдаче заключалось в Средние века, однако речь в основном шла о политических преступниках, противниках власти. В целом практика сводилась к тому, что бежавшие из дружественных стран выдавались, а из недружественных — нет. Договорной практике России положения о выдаче известны со времен Киевской Руси. Так, в договорах Олега и Игоря с Византией (911,

944 гг.) предусматривалось, что совершившие преступление в Византии русские подлежат выдаче в свою страну для наказания, а греки выдаются Византии. Здесь институт выдачи был связан с иммунитетом от местной юрисдикции.

Французская революция XIX в., юридически оформившая право убежища, послужила импульсом для качественно нового этапа развития института выдачи. Право убежища получает общее признание, и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. Государства заключают договоры о выдаче и принимают соответствующие национальные законы. Одним из первых многосторонних договоров, предусматривающих выдачу преступников, является Амьенский договор 1802 г. между Францией, Великобританией, Испанией и Голландией. В этот период времени утверждается принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние, послужившее основанием для выдачи, должно квалифицироваться как преступное по праву как выдающего, так и запрашивающего государства, и принцип

конкретности, заключающийся в том, что судить лицо можно только за преступление, послужившее основанием для его выдачи.

В современном мире в результате интеграционных процессов значительно упростилась процедура пересечения государственных границ, что позволяет лицам, совершившим преступление в одном государстве, укрыться в другом. И это диктует государствам необходимость все более тесного сотрудничества в вопросах борьбы с преступностью, и в частности в вопросах выдачи преступников с соблюдением должного баланса между государственными интересами и правами выдаваемых лиц.

В договорах, предусматривающих экстрадицию, перечислены случаи, в которых выдача не осуществляется: если лицо, выдача которого требуется, является гражданином того государства, к которому обращено требование; преступление совершено на территории государства, к которому обращено требование, по законодательству государства к которому обращено требование, уголовное преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иным законным основаниям; в отношении лица, совершившего преступление, уже вынесен приговор за то же самое преступление или имеется постановление

о прекращении дела, вынесенное судом или другим органом государства, к которому обращено требование; преступление в соответствии с законодательством обоих государств преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Специальные вопросы правовой помощи по уголовным делам решаются Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Конвенция была подписана L9 мая 1978 г. рядом государств, в том числе СССР, и вступила в силу 26 августа 1978 г. Согласно этой Конвенции граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу (ст. 1). Передача осужденного не

производится, если по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства: наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор; не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией (ст. 4). Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден, а помилование осужденного осуществляется тем государством, которому он передан для отбывания наказания.

В рамках Совета Европы в 1983 г. была принята Страсбургская конвенция о передаче осужденных лиц. При соблюдении определенных условий в процедуре передачи осужденных лиц могут принимать участие и государства, не являющиеся членами Совета Европы.

В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче (например, Австрии, Германии и Швеции), но в большинстве государств соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве. В ряде европейских стран при отсутствии международных договоров собственное право является основанием для выдачи (ФРГ, Италия, Франция и др.).

Конституция Российской Федерации содержит положения о выдаче преступников. Согласно Конституции не выдаются собственные граждане, а также иностранные граждане, если им на основании Конституции Российской Федерации предоставлено политическое убежище.

 

Билет 21

· Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники.

 

Возникновение принципа уважения прав и свобод связано с принятием Конституции США, попытками защиты прав человека во время вооруженных конфликтов в середине XIX — начале XX в., учреждением МОТ.

Принцип закреплен в п.3 ст.1 Устава ООН, его развитие (Всеобщая декларация прав человека 1948, Пакты о гражданских, политических, экономических и культурных правах 1966).

В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин...». В статье 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует:

· повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития...

· всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...».

Принцип развивался в двух направлениях:

1) формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека (права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности) (конвенции — о предупреждении преступления геноцида 1948, апартеида 1973, о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984);

2) формирование обязательств по защите отдельных слоев населения (женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов) (конвенции — о защите жертв войны 1949, о политических правах женщин 1953, о правах ребенка 1989 и др.).

Субъекты правоотношений (государства и межгосударственные м/н организации).

Увеличение перечня прав человека (право на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чисто мире) (в области становления — право на (транспарентность) прозрачность экономики государства, на чистую питьевую воду, на свободу от голода).

Защита прав человека осуществляется государствами (несут ответственность перед сообществом в лице ГА ООН, СБ ООН, МС ООН, региональных политических организаций).

Геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки — м/н преступления (влекут ответственность государства и представляющих его ф/л (глав государств, правительств, военных ведомств, исполнителей преступных приказов) — создаются м/н судебные органы (трибуналы) и постоянные м/н суды (МУС ООН)).

Тем не менее непосредственная защита прав и свобод человека является делом сугубо национальной правовой политики. М/н нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему. Современное м/н право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение м/н стандартов в области прав человека. Итоговый документ встречи государств — участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью», а документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека».

 

2. ООН: история цели принципы, структура содержание Устава ООН.

Со вступлением США в войну с Японией и германией в конце 1941 г в Вашингтоне была созвана конференция в которой участвовали главы всех союзных государств. В ходе выработки совместной декларации родилось название военного союза – Объединенные нации. Это название было предложено рузвельтом и поддержано черчелем.

Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 дек 1941 г.

Решение о создании организации было принято на территории бывшего ссср. Так в Московской декларации подписанной ссср сша великобритании и китая 30 окт.1943г, отмечено что правительства этих стран признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для под.мира и безопасности. Стороны обязались консультироваться друг с другом, не применять до окончания войны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, а также сотрудничать друг с другом.

1 дек 1943 г. была подписана Декларация в которой главы СССР США и Великобритании заявили что признают высокую отв-сть за осущ.мира который получит одобрение подавляющей массы народов и который устранит бедствия и войны.

В первом полугодии 1944 г. происходили переговоры о правовом статусе этой организации.

На крымской конференции вопрос о создании универсальной межд.организации занимало одно из важных мест. В опубликованном 13 ферваля 1945 г. коммюнике главы трех госв установили что 25 апреля 1945 г. в сан франциско будет созвана Конференция Объединенных нации для подготовки устава такой организации. В соотв с положениями выработанными в ходе переговоров было установлено что в основу деятельности ООН д б положен принцип единогласия постоянных членов СовБЕЗА ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира.

Окончательный текст устава ООН был выработан и подписан в спн-франциско 26 июня 1945 г. на конференции Объединенных нации по вопросу о создании межд.организации. устав вступил в силу 24 окт. 1945г. после ратификации его СССР, США Великобритании, Францией Китаем и др. этот день был объявлен днем ООН (Резолюция 168 от 31 дек.1947г.)

В преамбуле устава сказано что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствия войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство равноправие м и ж, равенство больших и малых нации. В связи с этим члены берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе.

Цели и принципы провозглашенные в нем имеют высшую юр силу.

В соотв с уставом главными органами ООН явл: Ген Ассамблея, СовБез, Экосос, Совет по опеке, Международный суд и секретариат. Все они расположены в нью йорке за искл межд.суда-гаага.

В сентябре 2000 г. главы госв и првительств вновь собрались и заявили о приверженности всех стран целям и принципам ООН.

В соотв с уставом ООН преследует след цели:

· Поддерживать межд мир и безопасность и с этой целью принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру

· Улаживать и разрешать в соотв с принципамисправедливости межд споры

· Развивать дружеские отношения между нациями

· Осущ многостороннее сотрудничество.

7 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ:

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

· Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

· Все Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

· Все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

· Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

· Все Члены ООН оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

· Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

· Настоящий Устав ни в коей мере не дает ООН права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов ООН представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава.

Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей (неотъемлемой частью Устава ООН считается Статут МС ООН):

– В преамбуле и гл.I провозглашаются цели и принципы ООН;

– Глава II регламентирует вопросы членства в Организации;

– последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (гл.IV – VII – правовое положение и деятельность ГА и СБ; гл.XV – Секретариат ООН);

– в Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки

Изменение Устава:

1) поправки к Уставу – изменения отдельных положений, имеющие частный характер (принимаются ГА 2/3 голосов и вступают в силу для всех членов ООН после их ратификации 2/3 членов ООН, включая всех 5 постоянных членов СБ);

2) пересмотр Устава (требуется созыв Генеральной конференции членов ООН – допускается только по решению или при согласии 2/3 членов ГА и 9 из 15 членов СБ; решение об изменении Устава вступает в силу только при условии его ратификации 2/3 членов ООН, включая всех 5 постоянных членов СБ).

СТРУКТУРА

Примечание,Преамбула

Глава I: Цели и Принципы (статьи 1-2)

Глава II: Члены Организации (статьи 3-6)

Глава III: Органы (статьи 7-8)

Глава IV: Генеральная Ассамблея (статьи 9-22)

Глава V: Совет Безопасности (статьи 23-32)

Глава VI: Мирное разрешение споров (статьи 33-38)

Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (статьи 39-51)

Глава VIII: Региональные соглашения (статьи 52-54)

Глава IX: Международное экономическое и социальное сотрудничество (статьи 55-60)

Глава X: Экономический и Социальный Совет (статьи 61-72)

Глава XI: Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (статьи 73-74)

· Глава XII: Международная система опеки (статьи 75-85)

· Глава XIII: Совет по Опеке (статьи 86-91)

· Глава XIV: Международный Суд (статьи 92-96)

· Глава XV: Секретариат (статьи 97-101)

· Глава XVI: Разные постановления (статьи 102—105)

· Глава XVII: Мероприятия по безопасности в переходный период (статьи 106—107)

· Глава XVIII: Поправки (статьи 108—109)

Глава XIX: Ратификация и подписание (статьи 110—111)

 

3. Территориальные воды: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления.

Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили.

Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства.

Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море. Исключение составляют случаи, когда:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море;

в) капитан судна, дипломатический представитель или консул государства флага обращаются за помощью;

г) необходимо принять меры для пресечения торговлей наркотическими средствами. Закон о морских водах дополняет последний пункт положением о принятии мер «также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами» РФ (часть. 1 статья 17).

Иное дело, когда судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод. В таком случае прибрежное государство вправе предпринимать любые меры, разрешаемые его законодательством для ареста или расследования на борту иностранного судна. Если иностранное судно проходит через территориальное море, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не может осуществлять на борту судна арест какого-либо лица или проводить расследование. Исключение составляют случаи, касающиеся защиты морской среды и нарушений норм о защите исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении любого лица, находящегося на его борту.

Меры взыскания или арест по гражданскому делу могут быть применены по обязательствам или в силу ответственности, которые возникли во время прохода или для прохода судна через воды прибрежного государства.

Прибрежное государство также вправе применять меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через него после выхода из внутренних вод.

Эти, казалось бы, четкие правила о юрисдикции далеко не просты в применении на практике. Жизнь многообразнее любых правил, поэтому при применении указанных правил приходится использовать также другие нормы международного и внутреннего права государства.

Один пример. В 1996 году у британских берегов потерпел аварию танкер «Си Эмпресс». Из него вытекло около 70 тысяч тонн нефти. Окружающей среде был причинен большой урон. Возник вопрос об ответственности. Оказалось, что танкер перевозил британскую нефть в США. Построен он был в Испании, принадлежит норвежской компании, зарегистрирован на Кипре, плавает под либерийским флагом, управляется шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, команда русская.

Иностранные военные корабли и иные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом и в территориальном море. Тем не менее, они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. В противном случае, им может быть предложено покинуть территориальное море. За ущерб, причиненный прибрежному государству военным кораблем или иным государственным некоммерческим судном, ответственность несет государство флага.

Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву — подписана вямайском городе Монтего-Бэй в декабре 1982 года. Вступила в действие 16 ноября1994 годаHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвенция_ООН_по_морскому_праву"[1]. Конвенция содержит 320 статей и 9 приложений. По состоянию на 1 марта 2010 г. конвенцию подписали и ратифицировали 159 стран и Европейский союз

Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.

Прилежащая зона — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).

В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определённом пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.

 

Билет 22

· Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности.

Субъекты международного права — это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Таковыми являются:

· государства;

· международные организации;

· нации, борющиеся за независимость;

· государственно-подобные образования;

· физические лица (индивиды) - в ограниченном объеме.

Основные признаки субъектов международного права:

1) субъекты международного права — это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:

· известная внешняя обособленность;

· персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);

· способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

· способность участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.091 с.)