Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема демилитации Каспия.
Как отмечают некоторые исследователи, существует три точки зрения по данному вопросу: 1. Сторонники теории "Каспий- море" считают, что признание Каспия в качестве моря позволяет проведение его делимитации в соответствии с нормами международного морского права. И, в первую очередь, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а именно, по принципу срединной линии, что означает, что если берега двух государств расположены напротив или примыкают друг к другу, то ни одно государство не имеет права распространять свое право за линию равного состояния. 2. Приверженцы точки зрения" Каспий – озеро" ссылаются на то, что Каспийский бассейн является "закрытым", поэтому к нему не применяются нормы международного права, и у него должен быть какой-то особый режим. При этом идет ссылка на то, что Каспий не имеет естественного соединения с Мировым океаном. Трудность здесь состоит в отсутствии в международном праве соответствующих норм, определяющих статус международного озера. К тому же нет ни одного международно-правового документа, который определял бы, каких размеров водоем следует считать озером, в каких - морем. 3. Сторонники третьей точки зрения предлагают объявить Каспий международным водным бассейном, принадлежащим одновременно всем прикаспийским странам, которые могут совместно эксплуатировать ресурсы Каспия. Что касается самих заинтересованных стран, то и здесь можно отметить несовпадение позиций. Так, Российская сторона считает нецелесообразным проводить демилитаризацию Каспия в современных условиях, но одновременно высказывается против чрезмерного наращивания военного потенциала тем или иным прикаспийским государством. Казахстан, в свою очередь, заявляя о несогласии с позицией России, и говоря о том, что демилитаризацию бассейна никак нельзя назвать несвоевременной, сам продолжает наращивать свои военные группировки на Каспии. Что касается Ирана, то тут отметим, что его военные силы в регионе самые боеспособные после России, однако на этом он останавливаться не собирается. Готовит свои вооруженные силы также Азербайджан (при этом официально заявляющий о необходимости демилитаризации) и даже нейтральная Туркмения, несогласная с АР по вопросам некоторых месторождений и закупающая катера у Украины. Таким образом, видно, что и в этом вопросе нет единства мнений, а следовательно, проблема все еще остается нерешенной. Очевидно, что милитаризация Каспия и неопределенность его правового статуса создают предпосылки для конфликтов, возможно, и вооруженных, поэтому сегодня странам необходимо как можно быстрее найти механизмы обеспечения безопасности Каспийского региона. Однако вопрос состоит в том, насколько демилитаризация Каспия выгодна всем прикаспийским странам, и реально ли достичь согласия всех пяти государств в том, чтобы полностью лишиться всех военно-морских сил, оставив фактически без прикрытия свои прибрежные города и села.
Демилитация Берингова моря.
Конвенция 1867 г. не разграничивала юрисдикцию двух стран в области рыболовства в Беринговом и Чукотском морях, а только обозначала пределы разграничения островных территорий в их акваториях. Согласно этой Конвенции к США переходили материковая часть северо-запада Северной Америки (Аляска) и прилегающие к ней острова, которые (чтобы не описывать в документе каждый) были разделены условной разграничительной линией: к востоку от неё все земли, включая острова, переходили США, а к западу – оставались за Россией. Таким образом, американское предложение содержало тактическую уловку, которая не была критически воспринята советской стороной, и приняла американское предложение как базовое для всего комплекса дальнейших переговоров по данному вопросу. Протяжённость спорных акваторий в Северном Ледовитом и Тихом океанах между СССР и США составила с севера на юг около 1,5 тыс. морских миль (около 2,8 тыс. км). Принятие в 1977 г. американского предложения о разграничении 200-мильных рыболовных зон (в тех местах, где они перекрывают друг друга) в соответствии с линией русскоамериканской Конвенции 1867 г., а не по equidistance line, означало, что Советский Союз передавал Соединённым Штатам (причём ещё до окончания переговоров по разграничению морских экономических владений) район в Беринговом море площадью 23,7 тыс. кв. км4. Таким образом, в 1977 г. руководство СССР фактически без переговоров передало американцам важный для отечественного рыболовства район в Беринговом море, где традиционно вёл промысел наш дальневосточный рыболовный флот. В качестве компенсации Москва просила выделять советским рыбакам ежегодную квоту на вылов рыбы в бывшей своей зоне Берингова моря в объёме 150 тыс. т. И вплоть до 1981 г. такая квота выделялась. Позднее в ходе реализации межправительственной договорённости выяснилось, что стороны проводят линию Конвенции 1867 г. в Беринговом море по-разному: советская сторона –, проводимой на морской карте в проекции Меркатора; американская сторона –проводимой на глобусе или картах в обычной конической проекции. Хотя кривизна этих линий невелика, при протяжённости около 1,8 тыс. км максимальное их расхождение на средних участках достигает 60 км. В результате между линиями, проведёнными американской и советской сторонами на картах, принятых в морской навигации, образовался спорный участок акватории, составлявший, по разным данным, около 507 или 708 тыс. кв. км, весьма богатый рыбными запасами, который был важен в первую очередь для советского рыболовства. В районах лова в Беринговом море начались конфликты между рыболовными компаниями двух стран. В связи с этим в 1981 г. начались переговоры по вопросам рыболовства, которые вначале касались юрисдикции только в тех морских районах, где 200-мильные зоны перекрывали друг друга. Но с 1984 г., после ратификации и введения в действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и преобразования рыболовных зон в экономические, эти консультации переросли в официальные переговоры между СССР и США о линии разграничения суверенных прав и юрисдикции в отношении всех ресурсов вод и дна не только Берингова, но и Чукотского моря, а также Северного Ледовитого и Тихого океанов. Позиция американцев сводилась к тому, что в 1867 г. Россия, продав Аляску, тем самым отдала США все права и интересы к востоку от линии, указанной в Конвенции. Особых правовых аргументов они не приводили, однако СССР, согласившись в принципе на разграничение перекрывающихся 200-мильных экономических зон по линии Конвенции 1867 г., косвенным образом уже как бы подтвердил такую трактовку положений документа, хотя в самой Конвенции об этом ничего не говорилось. В 1986 г. было принято политическое решение уступить спорный участок континентального шельфа9 американцам, после чего переговоры вступили в третий этап, в процессе которого оставалось лишь согласовать детали разграничения 200-мильных зон.
Билет 15 · Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ. Механизмы их обеспечения, связь с другими принципами.
Принцип территориальной целостности защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории (важнейшее средство обеспечения суверенитета государства). Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории (если это не связано с международными санкциями). Данный принцип возник одновременно с образованием суверенных государств (развитие принципа запрещения силы и угрозы силой способствовало развитию принципа территориальной целостности, связывая незаконность применения силы с незаконностью последствий).
Данный принцип существует в обычно-правовой форме (косвенные подтверждения его существования и действия содержатся во многих политических договорах; подтверждение его существования – признание законности применения силы в случае посягательства на территорию государства). Объект защиты принципа – отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории и их ресурсы (в качестве условной территории государства рассматриваются также военные базы, расположенные по договору на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда). В случае нарушения принципа государства могут (применить принудительные меры, допускаемые МП; обратиться в ГА и СБ ООН, региональные организации; прибегнуть к индивидуальной самообороне). Нарушение территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления (пример: раздел территории Германии на зоны и особый режим управления Западным Берлином после Второй мировой войны). Обязанности государств в соответствии с данным принципом: 1) не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы; 2) должны воздерживаться от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее части; 3) не должны оказывать помощь государству – нарушителю или его пособникам. Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Границы государства охраняются военной мощью государства, дипломатическим аппаратом, политическими союзническими договорами. Данный принцип возник в связи с существованием суверенных государств в период разложения феодализма. Данный принцип содержится в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций. Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом: 1) Права государств (требование абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы или угрозы силой; сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия ограничений по пересечению границы).
2) Обязанности государств (неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с МП границ, разделительных или демаркационных линий (включая линии примирения, рассматриваемые как временные границы), разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам – нарушителям принципа).
Нарушение границы – международное преступление (влечет применение жестких ответных мер (в том числе предусмотренных ст.39 – 47 Устава ООН – применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства)).
2. СНГ: правовой статус, структура и деятельность Устав СНГ утвержден 22.01.1993 в Минске на заседании Совета глав государств СНГ (главная правовая база для деятельности Содружества; усиление центростремительных тенденций, консолидация СНГ; укрепление на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества). Цели Содружества: 1) осуществление сотрудничества в различных областях; 2) экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; 3) обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с принципами МП и документами СБСЕ; 4) сотрудничество в обеспечении мира и безопасности, осуществлении мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения; 5) содействие гражданам государств в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; 6) взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; 7) мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества. Принципы СНГ: 1) первые 10 принципов повторяют принципы современного МП; 2) новые принципы: а) верховенства МП в межгосударственных отношениях; б) учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений(должен оказать помощь государствам СНГ в преодолении трудностей, более эффективном взаимодействии с целью формирования правового государства, создания рыночной экономики, всестороннего развития демократии); в) объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств – членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса; г) духовное единение народов стран СНГ, основывающееся на уважении их самобытности, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей и культурного обмена. Правовой статус СНГ (Устав и другие учредительные документы СНГ не содержат положений, позволяющих определить юридическую природу Содружества).
СНГ – региональная международная организация (соответствует ее признакам – учреждена на основе МП и международного договора, имеет самостоятельные организационно-правовые категории, права и обязанности, обособленную область сотрудничества, обладает автономной волей). Экономический суд СНГ в своем консультативном заключении высказался за то, что СНГ является субъектом МП в силу того, что оно реально существует и является участником МО. Органы СНГ: 1) Совет глав государств (высший орган СНГ; решает стратегические вопросы деятельности государств – членов в сфере их общих интересов); 2) Совет глав правительств (координирует сотрудничество органов исполнительной власти в различных сферах общих интересов); 3) Межпарламентская Ассамблея (координирует межпарламентское сотрудничество; разрабатывает модели законодательных актов для государств – участников СНГ); 4) Совет министров иностранных дел (на основе решений Совет глав государств и Совета глав правительств координирует внешнеполитическую деятельность, включая деятельность в международных организациях); 5) Исполнительный комитет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Экономический совет, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Военно-политическое сотрудничество: 1) организационная структура (Совет министров обороны, Секретариат, Комитет начальников штабов вооруженных сил, Координационный комитет по вопросам ПВО, Военно-технический комитет, Комитет руководителей органов по работе с личным составом, Межгосударственный координационный центр по увековечению памяти защитников Отечества); 2) усилия по сближению нормативно-правовой базы в области военного строительства и обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей; 3) реализация договоренностей, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств Содружества и его внешних границах; 4) обеспечение безопасности воздушного пространства Содружества (Соглашение о создании объединенной системы ПВО 1995; создание Координационного комитета по вопросам ПВО); 5) заключение Договора о коллективной безопасности 1992 (в 2002 решение о создании международной региональной Организации Договора коллективной безопасности – военно-политического союза): а) органы ОДКБ (Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Объединенный штаб, Комитет секретарей СБ, Постоянный совет); б) коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (на базе военных структур РФ, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в) региональные командования сил быстрого развертывания (в Белоруссии, Армении, Казахстане). Экономическое сотрудничество: 1) одна из целей – создание зоны свободной торговли (стимулирование хозяйственных связей и взаимной торговли, создание предпосылок для образования таможенного союза); 2) взаимодействие путем разноуровневой интеграции (создание экономических сообществ в узком составе) а) Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан: – Договор о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 (поэтапное обеспечение режима свободной торговли, создание таможенного союза, формирование единого экономического пространства (предусматривается общая экономическая политика; общий рынок услуг, труда, капитала; унификация национального законодательства; согласованная социальная и научно-техническая политика)); – Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 (новый уровень сотрудничества; органы – Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Комиссия Постоянных представителей, Межпарламентская Ассамблея, Секретариат, Суд Сообщества); б) РФ, Казахстан, Белоруссия, Украина (Соглашение о создании единого экономического пространства); 3) Экономический суд СНГ (рекомендательный характер решений и ограниченный круг субъектов, имеющих право обращаться в него); 4) Петербургский экономический форум (проводится с 1997 года, помогает определить сильные и слабые стороны развития экономик государств СНГ и их экономического взаимодействия, наметить пути сотрудничества); 5) отраслевое сотрудничество; 6) решение о создании Платежного и Валютного союзов; 7) взаимодействие в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Сотрудничество в гуманитарной, правовой и антикриминальной областях: 1) обеспечение прав и свобод человека (Конвенция о правах и основных свободах человека 1995; Комиссия по правам человека СНГ); 2) права человека в условиях вооруженных конфликтов (Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993); 3) социальная сфера (Соглашения – о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 1992; о сотрудничестве в области охраны труда 1994; о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся – мигрантов 1994; соглашения по решению социальных вопросов военнослужащих и членов их семей); 4) проблема беженцев и вынужденных переселенцев (Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993; двусторонние соглашения РФ с Киргизией и Казахстаном); 5) международно-правовые вопросы гражданства (Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств СНГ 1996; соглашение о двойном гражданстве РФ с Таджикистаном 1995); 6) безвизовое передвижение по территории СНГ (Соглашение 1992 и двусторонние соглашения); 7) сотрудничество в правовой области (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 8) унификация законодательства стран СНГ (модельные законы Межпарламентской Ассамблеи); 9) антикриминальная область (создание Совета министров внутренних дел и Координационного совета генеральных прокуроров; приняты межгосударственные программы; создана правовая база; существует институт выдачи преступников и лиц, совершивших преступные деяния); 10) борьба с международным терроризмом (Программа государств – участников СНГ по борьбе с международным терроризмом, создание Антитеррористического центра).
3. Открытое море: понятие, свободы. Борьба с преступлениями, совершаемыми в открытом море. Пиратство. Преследование по горячим следам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.058 с.) |