Проблема демилитации Каспия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема демилитации Каспия.



Как отмечают некоторые исследователи, существует три точки зрения по данному вопросу: 1. Сторонники теории "Каспий- море" считают, что признание Каспия в качестве моря позволяет проведение его делимитации в соответствии с нормами международного морского права. И, в первую очередь, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а именно, по принципу срединной линии, что означает, что если берега двух государств расположены напротив или примыкают друг к другу, то ни одно государство не имеет права распространять свое право за линию равного состояния. 2. Приверженцы точки зрения" Каспий – озеро" ссылаются на то, что Каспийский бассейн является "закрытым", поэтому к нему не применяются нормы международного права, и у него должен быть какой-то особый режим. При этом идет ссылка на то, что Каспий не имеет естественного соединения с Мировым океаном. Трудность здесь состоит в отсутствии в международном праве соответствующих норм, определяющих статус международного озера. К тому же нет ни одного международно-правового документа, который определял бы, каких размеров водоем следует считать озером, в каких - морем. 3. Сторонники третьей точки зрения предлагают объявить Каспий международным водным бассейном, принадлежащим одновременно всем прикаспийским странам, которые могут совместно эксплуатировать ресурсы Каспия. Что касается самих заинтересованных стран, то и здесь можно отметить несовпадение позиций. Так, Российская сторона считает нецелесообразным проводить демилитаризацию Каспия в современных условиях, но одновременно высказывается против чрезмерного наращивания военного потенциала тем или иным прикаспийским государством. Казахстан, в свою очередь, заявляя о несогласии с позицией России, и говоря о том, что демилитаризацию бассейна никак нельзя назвать несвоевременной, сам продолжает наращивать свои военные группировки на Каспии. Что касается Ирана, то тут отметим, что его военные силы в регионе самые боеспособные после России, однако на этом он останавливаться не собирается. Готовит свои вооруженные силы также Азербайджан (при этом официально заявляющий о необходимости демилитаризации) и даже нейтральная Туркмения, несогласная с АР по вопросам некоторых месторождений и закупающая катера у Украины. Таким образом, видно, что и в этом вопросе нет единства мнений, а следовательно, проблема все еще остается нерешенной. Очевидно, что милитаризация Каспия и неопределенность его правового статуса создают предпосылки для конфликтов, возможно, и вооруженных, поэтому сегодня странам необходимо как можно быстрее найти механизмы обеспечения безопасности Каспийского региона. Однако вопрос состоит в том, насколько демилитаризация Каспия выгодна всем прикаспийским странам, и реально ли достичь согласия всех пяти государств в том, чтобы полностью лишиться всех военно-морских сил, оставив фактически без прикрытия свои прибрежные города и села.

Демилитация Берингова моря.

 

Конвенция 1867 г. не разграничивала юрисдикцию двух стран в области рыболовства в Беринговом и Чукотском морях, а только обозначала пределы разграничения островных территорий в их акваториях. Согласно этой Конвенции к США переходили материковая часть северо-запада Северной Америки (Аляска) и прилегающие к ней острова, которые (чтобы не описывать в документе каждый) были разделены условной разграничительной линией: к востоку от неё все земли, включая острова, переходили США, а к западу – оставались за Россией. Таким образом, американское предложение содержало тактическую уловку, которая не была критически воспринята советской стороной, и приняла американское предложение как базовое для всего комплекса дальнейших переговоров по данному вопросу. Протяжённость спорных акваторий в Северном Ледовитом и Тихом океанах между СССР и США составила с севера на юг около 1,5 тыс. морских миль (около 2,8 тыс. км). Принятие в 1977 г. американского предложения о разграничении 200-мильных рыболовных зон (в тех местах, где они перекрывают друг друга) в соответствии с линией русскоамериканской Конвенции 1867 г., а не по equidistance line, означало, что Советский Союз передавал Соединённым Штатам (причём ещё до окончания переговоров по разграничению морских экономических владений) район в Беринговом море площадью 23,7 тыс. кв. км4. Таким образом, в 1977 г. руководство СССР фактически без переговоров передало американцам важный для отечественного рыболовства район в Беринговом море, где традиционно вёл промысел наш дальневосточный рыболовный флот. В качестве компенсации Москва просила выделять советским рыбакам ежегодную квоту на вылов рыбы в бывшей своей зоне Берингова моря в объёме 150 тыс. т. И вплоть до 1981 г. такая квота выделялась. Позднее в ходе реализации межправительственной договорённости выяснилось, что стороны проводят линию Конвенции 1867 г. в Беринговом море по-разному: советская сторона –, проводимой на морской карте в проекции Меркатора; американская сторона –проводимой на глобусе или картах в обычной конической проекции. Хотя кривизна этих линий невелика, при протяжённости около 1,8 тыс. км максимальное их расхождение на средних участках достигает 60 км. В результате между линиями, проведёнными американской и советской сторонами на картах, принятых в морской навигации, образовался спорный участок акватории, составлявший, по разным данным, около 507 или 708 тыс. кв. км, весьма богатый рыбными запасами, который был важен в первую очередь для советского рыболовства. В районах лова в Беринговом море начались конфликты между рыболовными компаниями двух стран. В связи с этим в 1981 г. начались переговоры по вопросам рыболовства, которые вначале касались юрисдикции только в тех морских районах, где 200-мильные зоны перекрывали друг друга. Но с 1984 г., после ратификации и введения в действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и преобразования рыболовных зон в экономические, эти консультации переросли в официальные переговоры между СССР и США о линии разграничения суверенных прав и юрисдикции в отношении всех ресурсов вод и дна не только Берингова, но и Чукотского моря, а также Северного Ледовитого и Тихого океанов. Позиция американцев сводилась к тому, что в 1867 г. Россия, продав Аляску, тем самым отдала США все права и интересы к востоку от линии, указанной в Конвенции. Особых правовых аргументов они не приводили, однако СССР, согласившись в принципе на разграничение перекрывающихся 200-мильных экономических зон по линии Конвенции 1867 г., косвенным образом уже как бы подтвердил такую трактовку положений документа, хотя в самой Конвенции об этом ничего не говорилось. В 1986 г. было принято политическое решение уступить спорный участок континентального шельфа9 американцам, после чего переговоры вступили в третий этап, в процессе которого оставалось лишь согласовать детали разграничения 200-мильных зон.

 

Билет 15

· Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ. Механизмы их обеспечения, связь с другими принципами.

 

Принцип территориальной целостности защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории (важнейшее средство обеспечения суверенитета государства).

Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории (если это не связано с международными санкциями).

Данный принцип возник одновременно с образованием суверенных государств (развитие принципа запрещения силы и угрозы силой способствовало развитию принципа территориальной целостности, связывая незаконность применения силы с незаконностью последствий).

Данный принцип существует в обычно-правовой форме (косвенные подтверждения его существования и действия содержатся во многих политических договорах; подтверждение его существования – признание законности применения силы в случае посягательства на территорию государства).

Объект защиты принципа – отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории и их ресурсы (в качестве условной территории государства рассматриваются также военные базы, расположенные по договору на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда).

В случае нарушения принципа государства могут (применить принудительные меры, допускаемые МП; обратиться в ГА и СБ ООН, региональные организации; прибегнуть к индивидуальной самообороне).

Нарушение территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления (пример: раздел территории Германии на зоны и особый режим управления Западным Берлином после Второй мировой войны).

Обязанности государств в соответствии с данным принципом:

1) не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы;

2) должны воздерживаться от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее части;

3) не должны оказывать помощь государству – нарушителю или его пособникам.

Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Границы государства охраняются военной мощью государства, дипломатическим аппаратом, политическими союзническими договорами.

Данный принцип возник в связи с существованием суверенных государств в период разложения феодализма.

Данный принцип содержится в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом:

1) Права государств (требование абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы или угрозы силой; сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия ограничений по пересечению границы).

2) Обязанности государств (неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с МП границ, разделительных или демаркационных линий (включая линии примирения, рассматриваемые как временные границы), разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам – нарушителям принципа).

 

Нарушение границы – международное преступление (влечет применение жестких ответных мер (в том числе предусмотренных ст.39 – 47 Устава ООН – применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства)).

 

 

2. СНГ: правовой статус, структура и деятельность

Устав СНГ утвержден 22.01.1993 в Минске на заседании Совета глав государств СНГ (главная правовая база для деятельности Содружества; усиление центростремительных тенденций, консолидация СНГ; укрепление на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества).

Цели Содружества:

1) осуществление сотрудничества в различных областях;

2) экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

3) обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с принципами МП и документами СБСЕ;

4) сотрудничество в обеспечении мира и безопасности, осуществлении мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения;

5) содействие гражданам государств в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

6) взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

7) мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Принципы СНГ:

1) первые 10 принципов повторяют принципы современного МП;

2) новые принципы:

а) верховенства МП в межгосударственных отношениях;

б) учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений(должен оказать помощь государствам СНГ в преодолении трудностей, более эффективном взаимодействии с целью формирования правового государства, создания рыночной экономики, всестороннего развития демократии);

в) объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств – членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

г) духовное единение народов стран СНГ, основывающееся на уважении их самобытности, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Правовой статус СНГ (Устав и другие учредительные документы СНГ не содержат положений, позволяющих определить юридическую природу Содружества).

СНГ – региональная международная организация (соответствует ее признакам – учреждена на основе МП и международного договора, имеет самостоятельные организационно-правовые категории, права и обязанности, обособленную область сотрудничества, обладает автономной волей).

Экономический суд СНГ в своем консультативном заключении высказался за то, что СНГ является субъектом МП в силу того, что оно реально существует и является участником МО.

Органы СНГ:

1) Совет глав государств (высший орган СНГ; решает стратегические вопросы деятельности государств – членов в сфере их общих интересов);

2) Совет глав правительств (координирует сотрудничество органов исполнительной власти в различных сферах общих интересов);

3) Межпарламентская Ассамблея (координирует межпарламентское сотрудничество; разрабатывает модели законодательных актов для государств – участников СНГ);

4) Совет министров иностранных дел (на основе решений Совет глав государств и Совета глав правительств координирует внешнеполитическую деятельность, включая деятельность в международных организациях);

5) Исполнительный комитет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Экономический совет, Экономический суд, Комиссия по правам человека.

Военно-политическое сотрудничество:

1) организационная структура (Совет министров обороны, Секретариат, Комитет начальников штабов вооруженных сил, Координационный комитет по вопросам ПВО, Военно-технический комитет, Комитет руководителей органов по работе с личным составом, Межгосударственный координационный центр по увековечению памяти защитников Отечества);

2) усилия по сближению нормативно-правовой базы в области военного строительства и обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей;

3) реализация договоренностей, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств Содружества и его внешних границах;

4) обеспечение безопасности воздушного пространства Содружества (Соглашение о создании объединенной системы ПВО 1995; создание Координационного комитета по вопросам ПВО);

5) заключение Договора о коллективной безопасности 1992 (в 2002 решение о создании международной региональной Организации Договора коллективной безопасности – военно-политического союза):

а) органы ОДКБ (Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Объединенный штаб, Комитет секретарей СБ, Постоянный совет);

б) коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (на базе военных структур РФ, Казахстана, Киргизии и Таджикистана

в) региональные командования сил быстрого развертывания (в Белоруссии, Армении, Казахстане).

Экономическое сотрудничество:

1) одна из целей – создание зоны свободной торговли (стимулирование хозяйственных связей и взаимной торговли, создание предпосылок для образования таможенного союза);

2) взаимодействие путем разноуровневой интеграции (создание экономических сообществ в узком составе)

а) Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан:

Договор о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 (поэтапное обеспечение режима свободной торговли, создание таможенного союза, формирование единого экономического пространства (предусматривается общая экономическая политика; общий рынок услуг, труда, капитала; унификация национального законодательства; согласованная социальная и научно-техническая политика));

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 (новый уровень сотрудничества; органы – Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Комиссия Постоянных представителей, Межпарламентская Ассамблея, Секретариат, Суд Сообщества);

б) РФ, Казахстан, Белоруссия, Украина (Соглашение о создании единого экономического пространства);

3) Экономический суд СНГ (рекомендательный характер решений и ограниченный круг субъектов, имеющих право обращаться в него);

4) Петербургский экономический форум (проводится с 1997 года, помогает определить сильные и слабые стороны развития экономик государств СНГ и их экономического взаимодействия, наметить пути сотрудничества);

5) отраслевое сотрудничество;

6) решение о создании Платежного и Валютного союзов;

7) взаимодействие в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

Сотрудничество в гуманитарной, правовой и антикриминальной областях:

1) обеспечение прав и свобод человека (Конвенция о правах и основных свободах человека 1995; Комиссия по правам человека СНГ);

2) права человека в условиях вооруженных конфликтов (Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993);

3) социальная сфера (Соглашения – о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 1992; о сотрудничестве в области охраны труда 1994; о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся – мигрантов 1994; соглашения по решению социальных вопросов военнослужащих и членов их семей);

4) проблема беженцев и вынужденных переселенцев (Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993; двусторонние соглашения РФ с Киргизией и Казахстаном);

5) международно-правовые вопросы гражданства (Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств СНГ 1996; соглашение о двойном гражданстве РФ с Таджикистаном 1995);

6) безвизовое передвижение по территории СНГ (Соглашение 1992 и двусторонние соглашения);

7) сотрудничество в правовой области (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993

8) унификация законодательства стран СНГ (модельные законы Межпарламентской Ассамблеи);

9) антикриминальная область (создание Совета министров внутренних дел и Координационного совета генеральных прокуроров; приняты межгосударственные программы; создана правовая база; существует институт выдачи преступников и лиц, совершивших преступные деяния);

10) борьба с международным терроризмом (Программа государств – участников СНГ по борьбе с международным терроризмом, создание Антитеррористического центра).

 

3. Открытое море: понятие, свободы. Борьба с преступлениями, совершаемыми в открытом море. Пиратство. Преследование по горячим следам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.058 с.)