Государственные границы:определение, виды, порядок установления, изменения, охраны. Законодательство РФ о гос.границе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные границы:определение, виды, порядок установления, изменения, охраны. Законодательство РФ о гос.границе.



Способы изменения государственных границ:

1) Сделка о продаже территории (продажа Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г.).

2) Компенсация за передаваемую территорию (соглашение между Францией и Италией 1967 г. об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах – Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г., за это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя).

3) Обмен территориями (в 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии).

4) Восстановление исторических прав на территорию (после Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904 – 1905 гг.).

5) В порядке наказания государства за агрессию (после второй мировой войны в соответствии с Потсдамским соглашением территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а Япония по решению союзных держав лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова).

Российское законодательство о государственной границе (основано на КРФ и ее международных договорах; включает Закон «О государственной границе РФ» и принимаемые в соответствии с ним другие ФЗ, законы и иные НПА субъектов РФ (пример: Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом РФ)).

Принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

1) обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;

2) взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;

3) взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

4) мирное разрешение пограничных вопросов.

Прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

1) на суше (по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам);

2) на море (по внешней границе территориального моря РФ);

3) на реках, ручьях, озерах и иных водоемах (на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема);

4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах (в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления);

5) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы (по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде).

Режим государственной границы включает правила:

1) содержания государственной границы;

2) пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

3) перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

4) пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

5) ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

6) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители) назначаются руководителем ФСБ по согласованию с МИД РФ в соответствии с международными договорами РФ на определенные участки государственной границы для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов.

Представители Минобороны РФ решают вопросы урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих осуществляется (при необходимости с участием пограничных представителей РФ).

По дипломатическим каналам разрешаются вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями РФ или представителями Минобороны РФ.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах (на въездах в нее устанавливаются предупреждающие знаки).

Въезд (проход) в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам, выдаваемым пограничными органами и войсками на основании заявлений граждан, ходатайств предприятий, организаций, (устанавливаются места въезда (прохода); могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне).

Оружие и боевая техника применяются при защите государственной границы:

1) для отражения вооруженного вторжения на территорию РФ;

2) для предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров;

3) против лиц, транспортных средств, пересекающих границу в нарушение установленных правил;

4) в ответ на применение нарушителями границы силы или в случаях, когда их задержание не может быть осуществлено другими средствами;

5) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников;

6) для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;

7) для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и Пограничный войск, Вооруженных Сил РФ.

 

 

Билет 4

 

· Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга. Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости оттого, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают примат внутреннего права государства или международного. Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права. Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.   Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права. Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего. Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права. Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм. Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права. Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права. Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации: прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона; опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта; смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной. В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации. Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам. Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

 

· Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций.

Конвенции в отношении защиты женщин:

1) Конвенция о политических правах женщин 1953 (уравняла политические права женщин и мужчин);

2) Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 (женщина, выходя замуж, имеет право сама определять свое гражданство, а не следовать гражданству мужа);

3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 (женщина сама решает все вопросы брака с учетом национального законодательства);

4) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 — государства — участники осудили дискриминацию женщин во всех ее формах, согласились проводить политику ее ликвидации и обязались принять ряд мер:

включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции и другое законодательство и обеспечить практическое осуществление этого принципа;

принимать законодательные и другие меры, включая санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;

установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

воздерживаться от совершения дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим принципом;

принимать соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны лиц, организаций, предприятий;

принимать соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, представляющих дискриминацию в отношении женщин;

отменить все положения своего уголовного законодательства, представляющие собой дискриминацию в отношении женщин.

Государства — участники принимают все меры, включая законодательные:

1) по ликвидации дискриминации в отношении женщин в областях(политической и общественной жизни страны; приобретения, изменения или сохранения гражданства; образования; занятости; экономической и социальной жизни; брачно-семейных отношениях).

2) для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Комитет по ликвидации дискриминации женщин создан в соответствии с Конвенцией (государства — участники обязаны представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения Комитетом доклад о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений Конвенции).

Конвенция о правах ребенка 1989 года (предписывает всем государствам — участникам принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка, признанных данной Конвенцией).

Права ребенка (на жизнь и здоровое развитие; имя, приобретение гражданства, право знать своих родителей и на их заботу; свободное выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам; выражение своего мнения; свободу мысли, совести и религии; свободу ассоциации и свободу мирных собраний; невмешательство в личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию; доступ к информации и др.).

Механизм реализации Конвенции (создание Комитета по правам ребенка, а также обязанность государств — участников предоставлять 1 раз в 5 лет Комитету через Генерального секретаря ООН доклады и принятые ими меры по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.014 с.)