Преступлениями международного характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступлениями международного характера.



Вопросы борьбы с преступностью относятся к сфере внутреннего законодательства каждого государства (однако, проблема борьбы с глобализацией преступности не может быть решена в рамках ограниченных национально-государственных средств и методов).

Принцип сотрудничества государств является императивной нормой, одним из принципов МП, закрепленных в Уставе ООН, Декларации о принципах МП 1970 и Заключительном акте СБСЕ 1975.

Факторы, обусловливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью:

1) особый характер определенных преступлений, посягающих на интересы нескольких государств либо представляющих опасность для международного сообщества;

2) потребности координации усилий по предотвращению и пресечению преступных деяний;

3) потребности по оказанию взаимной правовой помощи по УД.

Направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью:

1) разработка многосторонних конвенций по регламентации отдельных отраслей или институтов МП, содержащих нормы, касающиеся определенных международных преступлений;

2) совмещение договорных и институционных форм межгосударственного сотрудничества с использованием потенциала специальных учреждений (пример: Интерпол) и универсальных международных организаций и органов системы ООН;

3) сочетание универсальных и локальных средств сотрудничества;

4) согласование международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, охватывающих уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничества.

Основные виды сотрудничества (в соответствии с его основными направлениями – сотрудничеством путем заключения международных договоров и сотрудничества в рамках международных организаций):

1) конвенционное (осуществляется в форме заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений);

2) институционное (осуществляется в рамках комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с международными договорами, международных универсальных организаций, специализированных учреждений ООН, Интерпола и Европола).

Результат реализации принципа сотрудничества (согласование квалификаций преступлений, представляющих опасность для нескольких государств; координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; обеспечение неотвратимости наказания; оказание правовой помощи по УД, включая выдачу преступников).

Формы конвенционного сотрудничества:

1) Двустороннее сотрудничество (заключение двусторонних соглашений по вопросам оказания правовой помощи по УД, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются).

Пример (соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью РФ с Финляндией, Швецией, США и другими странами).

2) Региональные сотрудничество:

а) члены Организации американских государств приняли Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за него 1971;

б) государства – члены ЕС заключают соглашения о выдаче преступников, признании приговоров по УД, правовой помощи, борьбе с легализацией преступных доходов;

в) страны СНГ подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 (регламентирует сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и судимости).

Двустороннее и региональное сотрудничество, ограничиваясь узким кругом участников, не позволяет в полной мере координировать деятельность государств в борьбе с преступлениями международного характера, затрагивающими интересы международного сообщества в целом.

3) Универсальное сотрудничество (осуществляется на основе многосторонних международных договоров, являющихся источниками международного уголовного права).

Характерные черты указанных договоров:

1) фиксация права всех без исключения государств быть их участниками;

2) определение состава преступления в качестве общего стандарта;

3) обязательства государств – участников обеспечить соответствие международной и национальной регламентации, гарантирующее законодательную квалификацию преступления международного характера как уголовно наказуемого;

4) решение вопроса о разделении юрисдикции государств – участников.

 

Билет 35

· Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств.

 

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций предназначен, как следует из его названия, для регулирования отношений государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом и бесконфликтного существования этносов, находящихся на разных стадиях развития. Народ, нация являются первоосновой, с которой связывается суверенитет государства и сам факт его существования.

Содержание

Данный принцип в краткой форме, тезисно, был сформулирован в Уставе ООН в 1945 г., затем — в универсальном кодифицирующем договоре — Пактах о правах человека 1966 г.

Статья 1, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы, выделена в особую часть. (≪ Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие... ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на существование ≫.)

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее уставом в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;

б) и незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение пародов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отказом в основных правах человека, и противоречит Уставу ООН. Соответственно, каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

В период перед принятием пактов содержание принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть

принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и народам, в своем развитии опиралась на морально-политические нормы Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Декларации о принципах международного права 1970 г.

На первом этапе применения принципа упор делался на регламентацию статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, среди которых наиболее важным было право колонизуемого применить против колонизатора вооруженную силу, что, как известно, разрешается в особом порядке и в исключительных случаях.

При этом подразумевалось, что народ имеет орган:

1) возглавляющий такую борьбу,

2) поддерживаемый значительной частью населения,

3) эффективно контролирующий значительную часть национальной территории. По достижении независимости и в период военных действий народ и нация должны были подчиняться всем требованиям международного права.

Значение

Под влиянием существования этого принципа сформировался наряду с колониализмом новый состав международного преступления — неоколониализм, понимаемый как применение иных, кроме политических и военных, методов удержания в подчинении бывшей колонии.

Права народа и нации состоят в самостоятельном принятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоятельный политический статус, в праве на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность, в праве на свободное распоряжение своими естественными ресурсами, которые представлены богатствами их территории или долей в общечеловеческом достоянии.

Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно, без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа, без фальсификации его позиций.

Нарушения рассматриваемого принципа устанавливаются в соответствии с международным правом,

 в первую очередь —органами ООН;

к нарушителям применяются меры принуждения, соответствующие тем, что применяются за совершение международных преступлений.

Настоящий этап нормативного совершенствования принципа может пойти в двух направлениях —наполнение его новым содержанием с учетом требований времени или его исключение из перечня основных принципов как выполнившего свое предназначение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.009 с.)