Вопрос 6. Проблема истины в философии права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Проблема истины в философии права



Истина – категория человеческого сознания, существование истины вне человека или без человека невозможно, лишено всякого смысла. Истина – результат познания, итог разного рода логических операций, произведенных человеческим мышлением.

Необычайная сложность познавательного процесса отразилась в истории философии, где истина трактуется как в идеалистическом, так и в материалистическом ключе.

С позиции объективного идеализма истина есть знание об идеальной природе вещей. Способ­ность познания государства и права основано на том факте, что бытие общества, его институтов и отдельного человека подчинено единой логике абсолютной идеи. Рациональное зерно данной конструкции состоит в том, что государство и право, будучи также и идеальными образо­ваниями, непосредственно связаны с индивидуальным и об­щественным сознанием и самосознанием.

Для субъективных идеалистов - истина есть комплекс реакций человека (ощущения, переживания. идеи), возникающих при его соприкосновении с реальностью. Внешний мир здесь рассматривается как проекция индивидуального сознания, что делает истину категорией субъективной и относительной.

Материалистическая трактовка истины наиболее полно представлена в марксизме, с позиции которого истина есть результат отражения в человеческом сознании объектов окружающей действительности. Марксистская теория истины во многом была направлена на устранение субъективизма полу­чаемого знания, на утверждение принципиальной познаваемо­сти мира средствами человеческого разума. Особенность такого подхода со­стоит в том, что абсолютное знание признается одновременно и достижимым, и не достижимым. Абсолютная истина дости­жима в том смысле, что ранее неизвестные свойства вещей будут в свое время познаны, и не достижима потому, что веч­но развивающийся, меняющийся мир делает процесс его по­знания бесконечным

Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.

 

Вопрос 7.Проблема сущего и должного в философии права.

Сущее в самом широком смысле представляет собой наличное бытие. В контексте права можно сказать, что сущее – это наличная правовая реальность, это то, что есть в действительности.

Должное – это то, что должно быть, это целеполагаемый результат, идеальная конструкция будущей необходимой правовой реальности.

Несовпадение, рассогласованность сущего и должного возникает вследствие двойственности права как социального явления. Суть этой двойственности заключается в том, что по своему функциональному предназначению право выступает регулятором целеполагаемых общественных отношений, но одновременно является и формой общественных отношений, результатом их регулирования, формой существования общества как деятельности людей.

Опыт жизнедеятельности человечества свидетельствует, что полное совпадение реальности с идеалом в правовой сфере – явление невиданное. Тем не менее, вся история философско-правовой мысли сопровождалась идеальными конструкциями, основанными на максимальном совпадении сущего и должного.

 В философско-правовой мысли взаимодействие и взаимоотношение сущего и должного рассматриваются в различных контекстах: как взаимосвязь свободы (сущее) и необходимости (должное); как соотношение нормы (должное) и поступка (сущее); как соответствие ценности (должное) и ценностного отношения (сущее) и т.п.

В практическом аспекте проблема сущего и должного выражается как несовпадение целей и результатов деятельности. В данном случае взаимодействие сущего и должного рассматривается в контексте взаимосвязи предписания, выраженного правовой нормой, и исполнения нормативного требования, выраженного определённым действием или бездействием.

 Анализ сущности должного и сущего позволяет уточнить причины их несовпадения. Предварительным условием несовпадения выступает двойственность права как социального явления. Имеет также значение и механизм формирования социальной необходимости. Кроме того, на согласование или рассогласование сущего и должного влияет и множество других объективных и субъективных факторов – идеология, традиции, политика, экономические возможности, степень цивилизованности, уровень правовой культуры и прочее.

 

Вопрос 8. Основные типы правопонимания и философии права.

Правопониманием -  юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, которая включает в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно. Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях, а также оценка и отношение к ним.

Концепцию типов правопомонимания, основанную на разграничении права и закона, разработал В.Нерсесянц. Таковыми с его точки зрения, являются:

1) легизм (представляет собой концепцию позитивистского правопонимания. Он исходит из отождествления права и закона).

2) юснатурилизм (исходит из противопоставления права и закона, понимая под правом содержательные требования естественного права (справедливости).

3) юридический либертаризм (основывается на разграничении права и закона и трактует право, как выражение принципа формального равенства (формальной справедливости).

Анализ классических и современных подходов к пониманию права позволяет их классифицировать на несколько типов.

Основные типы правпонимания:

1. правовой позитивизм - отождествление права и позитивного права

2. естественно-правовой мышление - в основании учения о естественном праве лежит идея о том, что все существующие правовые нормы должны основываться на объективных началах, не зависящих от воли человека.

3. правовой объективизм - Основанием правового объективизма выступает материалистическая установка выведения всех идеальных смыслов из объективной реальности. Право предстает как «погружение» в глубь действительности, в жизнь.

4. правовой субъективизм - в обоснования права они исходят из субъекта, его сознания. Именно субъект. как носитель идеи права является источником правопорядка

5. правовой интерсубъективизм Смысл интерсубъективности означает, что смысл права раскрывается во взаимодействии (коммуникации) субъектов. Основной конструкцией правопонимания является договор.

Вопорос 9. Понятие права. Право в системе социальных норм.

Прежде всего, «право получило свое название от justitia – правда, справедливость».

Нерсесянц Право – это формальное равенство, право = это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право – это всеобщая справедливость.

Праву присущи следующие признаки:

1) право состоит из норм, т. е. правил поведения, которые являются обязательными; 2) исполнение права обеспечивается и охраняется государством; 3) нормы права обязательно выражены в официальной форме; 4) юридические нормы отличаются формальной определенностью; 5) нормы права образуют систему, причем систему, разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью.

Право - это система установленных) обязательных правил (норм) поведения и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Право воспринимается в 2-х значениях:

1. Так называемое субъективное право, т.е. право которое есть у субъекта (человека, организации),

2. И так называемое объективное право /позитивное / - это все правила поведения, которые имеются в нормативных правовых актах,

Социальные нормы - Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Для регулирования всех отношений в обществе помимо правовых норм, используются и другие правила поведения людей: обычаи, религиозные нормы, нормы общественных объединений (корпоративные нормы), нормы морали. Все эти правила поведения, включая и нормы права называются социальными нормами.

Правовые нормы, являются одним из видов социальных норм. Ибо только они устанавливаются и охраняются государством. Остальные нормы обеспечиваются мерами общественного воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.007 с.)