Либертарно-юридическая гносеология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либертарно-юридическая гносеология



В основе либертарно-юридической гносеологии лежит общая теория различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона, которая в теоретически развитой форме выражает все основные познавательно-значимые аспекты и варианты понимания права как сущности и как явления. Это позволяет в рамках либертарной гносеологии учесть в надлежаще преобразованном виде все то ценное в теоретико-познавательном плане, что имеется в других концепциях.

С позиций данного подхода искомой истиной о праве и законе является объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона, о предпосылках и условиях его утверждения в качестве действующего права.

Вопрос 25. Антропологические основания права.

Юридическая антропология — наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней.

В предметную область данной юридической дисциплины входят правовые системы и в целом весь комплекс правовых явлений (правовые нормы, отношения, идеи и представления, институты, способы регуляции поведения, защиты порядка, и т.д.), которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов, в разные эпохи и в разных регионах мира.

Юридическая антропология возникла на стыке юриспруденции с целым рядом других гуманитарных дисциплин и прежде всего — с социальной антропологией, этнологией, социологией, культурологией, историей, философией. Из юридических дисциплин заметное влияние на ее становление оказали история права и сравнительное правоведение.

В. С. Нерсесянц: "Юридическая антропологиянаука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, изме­рениях, характеристиках. Она изучает правовые фор­мы общественной жизни людей от древности до наших дней".

Феномен права теснейшим образом связан с человеком, его сущностью, смыслом человеческого бытия. Суть антропологической позиции состоит в представлении о праве как явлении, без чего человек не может существовать, с одной стороны, и выявления в структуре человеческого бытия таких моментов, которые порождают правовые отношения – с другой стороны. это обстоятельство делает возможным собственно правовую антропологию.

Типичными для правовой антропологии являются рассуждения одного из ее основателей Г.Гроция, который в природе человека выделил такую склонность, как влечение к общежитию, не зависящее от идеи пользы. Идея права по Г.Гроцию, связана с указанием на назначение человека. С его точки зрения, то, что соответствует сущности человека, является моральным, а то, что поддерживает мирное общежитие, является правомерным.

Т.о. правовая антропология указывает на основания права в человеческом бытии. В целом же правовую антропологию можно определить, как учение о способе и структуре бытия человека как субъекта права, или – учение о праве как способе человеческого бытия.

В образе человека как существа свободного, становящегося находит свое оправдание и образ права как его непрерывного становления. Право создает условия для реализации потенциала человека, человеческих возможностей.

Традиционно одной из основных задача правовой антропологии является обоснование идеи права как особого нормативного порядка, исходя из представлений о сущности человека или человеческой природы.

Вопрос 26. Правовая логика.

 

Позитивное право как нормативное образование призвано вносить в общественную жизнь предельную определенность и в силу этого – выступать в виде ло­гически стройной и законченной, непротиворечивой и логически последовательной системы норм, принципов, институтов и отраслей. Стало быть, позитивное пра­во – это логическая система, которая должна соот­ветствовать требованиям формальной логики или шире – математической (символической) логики.

С этой точки зрения право, его догма является цар­ством формальной логикисвоего рода математикой в области права, в практической деятельности юрис­тов. И, соответственно, методы, используемые в ана­литической юриспруденции, предметом которой и яв­ляется догма права, близки к тем, которые относятся к математической логике и математическому мышлению.

Вместе с тем праву присуща своя, особая логика – логика права.

Что это такое, логика права? Общим образом – это специфические закономерности права как своеоб­разной объективной реальности.

Логика права – это логика жизни права, то, что выражает закономерности его бытия и функциониро­вания, раскрывающихся непосредственно в право­вой материи. Причем так, что определенные фак­ты, процессы в материи права неизбежно, неотвратимо в е д у т к другим фактам и процессам или даже к явлениям высокой юридической и социальной значимости. Пра­во – это особый мир, одна из наиболее существенных черт этого осо­бого "мира" заключается в том, чтодля мира права характер­но долженствование, выраженное в нормах. Юриди­ческие нормы, образующие позитивное право, "говорят" не только о том, что есть, реально существует, а о том, что должно быть.

Эта черта позитивного права, во всяком случае, – сама по себе нормативность, послужила основой для "чистой" теории права (наиболее последовательно в кон­цепции Г. Кельзена) – теории нормативизма, в которой также обосновывается своего рода "логика" – логика норм, каждая из которых выводится из другой, выше­стоящей, вплоть до верховной, основной нормы.

Итак, для позитивного права как своеобразного социального явления характерны одновременно "две логики". Одна – формальная логика. Другая – особая логика права. Они существуют одновременно и парал­лельно, хотя и в известной внутренней связи. В частно­сти, чем совершеннее позитивное право с формально­логической стороны, тем полнее раскрывается специ­фическая логика права.

 

 

Вопрос 27. Философско-правовая праксиология.

Праксиология — общая теория деятельности, раздел философии, предметом которого является исследование деятельностной природы и сущности человека, а также любых социальных систем и общества в целом, вычленение основных видов человеческой деятельности и их соотношения, определение структуры и всеобщих характеристик всякой деятельности. Праксиология представляет собой теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных и социальных изменений.

В структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

Правовая праксиология

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в той или иной правовой ситуации. Она состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика (политика права) – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной (революционной). Она может быть либеральной и авторитарной; национально ориентированной и космополитичной и т.д. В конечном счете, правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется (какова идеология, такова и политика).

Под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой активности в определенной ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведенческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру. В психической структуре готовности к правовому действию можно выделить на разных уровнях регуляции поведения неосознаваемые установки относительно простейших правовых ситуаций и сложные правовые установки, регулирующие правовые действия на основе ценностных ориентаций личности и определенной правовой идеологии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.005 с.)