Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 31. Юридическое мировоззрение
Под понятием "мировоззрение" понимается совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем.
Юридическое мировоззрение – это идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство Ю.м. складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл Ю. м. «классическим мировоззрением буржуазии» которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологически представления о праве как первооснове общества связаны стем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Ю. м. Хотя Ю. м. подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества,выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Ю. м. абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д. На Ю. м. был основан и т. н.юридический социализм А. Менгера и др. — реформистская теория о возможности перерастания капитализма в социализм исключительно путём совершенствования законов. В процессе превращения промышленного капитализма в монополистический, потребовавшего значительных правовых модификаций, в условиях обострившихся классовых антагонизмов Ю. м. теряет своё доминирующее положение. Вместе с тем юридическо-мировоззренческие тенденции проявляются всовременной буржуазной юридической науке, в попытках считать буржуазное право одним из средств коренной трансформации капитализма.
Вопрос 32 Исторические типы рациональности в юридической науке
В своем развитии научный рационализм проходит три стадии: классическую, неклассическую и постнеклассическую. Сопоставление основных мировоззренческих идей, формирующихся на этих стадиях, позволяет выявить некоторый алгоритм истории научной рациональности. Этот алгоритм можно представить как диалектическую триаду: «тезис – антитезис – синтез». Неклассический рационализм предстает как антитеза классического, постнеклассический «снимает» сложившееся противоречие, путем синтеза и выхода на качественно новый уровень научного знания. Разумеется, на этом история научной рациональности не заканчивается, и, возможно, постнеклассическая наука станет исходной точкой новой диалектической триады. В.С. Степин выделяет следующие критерии разграничения исторических форм научной рациональности: 1. Тип осваиваемых системных объектов. Для классической рациональности, по его утверждению, типична ориентация на освоение малых (простых) систем, образцом которых являются механические системы; неклассическая наука ориентируется на освоение больших (сложных самоорганизующихся) систем; постнеклассическая рациональность ориентирована на освоение сложных саморазвивающихся систем. 2. Тип познавательных идеалов и норм. Классическая наука, выдвигала идеал объективности объяснения, требовала исключения из объясняющих положений всего, что не относится к характеристикам объекта. В неклассической науке объективность объяснения предполагает объяснение связей между объектом и характером средств и операций деятельности. В постнеклассической науке при объяснении и обосновании учитывается соотнесенность знаний об объекте не только со средствами и операциями деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. 3. Тип философско-методологической рефлексии. Классическая рациональность находит философско-методологическое обоснование в учениях мыслителей XVII–XIXвека – от. Неклассическая наука обретает философско-методологический фундамент усилиями мыслителейXIX–XXвека. Постнеклассическая рациональность осмысливается современными историками и философами науки.
Помимо этого в современной философии науки сложилось представление о развитии научной рациональности как чередовании периодов эволюции науки и революционных ее преобразований. В.С. Степин выделяет в истории науки глобальные научные революции.. Глобальные научные революции могут приводить к изменению типа научной рациональности. В истории науки, по убеждению Степина, можно обнаружить четыре такие революции.
Вопрос 33. Интуитивно-психологические формы рефлексии права. Бессознательное и его проявление в правовой жизни. Л.И.Петражицкий и интуитивистская концепция права. Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким По существу, Л.И. Петражицкий сосредоточил внимание на психологической стороне формирования правомерного поведения, выводя эту сторону даже за рамки интеллектуальной стороны. Он полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума. Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву позитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчиненным праву и правоотношениям). Интуитивное право определяется психологическим отношением человека к праву объективному, официальному (позитивному). Автор теории подчеркивал, что интуитивное право является чисто психологическим явлением, явлением индивидуальной психики и не может быть представлено как объективная реальность. Реальным в правовом регулировании Л.И. Петражицкий считал только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом сознания двусторонней, императивно-атрибутивной связанности воли. Именно эта связь императивных, повелительных (в отношении других лиц) притязаний и атрибутивных (обязательных для субъекта) притязаний, существующая в психологической сфере индивида, отличает право от других социальных регуляторов и, можно сказать правом и является. Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна.
Достоинством теории Л.И. Петражицкого является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека. Природой бессознательного занимался создатель аналитической психологии, психотерапевт Карл Густав Юнг. Его концепция «коллективного бессознательного», разрабатываемая в первой половине прошлого века. Общепринято считать, психоаналитическая теория начинает свой отсчет на рубеже XIX-XX столетий, и ее возникновение связывается с именем 3. Фрейда, который в 1896 г. ввел в научный оборот термин «психоанализ». С тех пор понятие психоанализа стало составной частью исследовательской и практической деятельности. Однако, Фрейд не открыл бессознательное. Особым объектом изучения психоаналитической теории является бессознательное, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее реально значимая, заметно отличающаяся от сферы сознания и значительно превышающая объем ее деятельности. Более того, бессознательная, невербализованная, как говорят психологи, активность есть специфическая стадия, на которой происходит подготовка вербализованной, сознательной деятельности. Юнг Его психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Общепринято считать, что диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность,
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.005 с.) |