Вопрос 16. Право, обычаи и общественная практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. Право, обычаи и общественная практика



Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

Обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он становится поведенческим стереотипом людей, т. е. нормой поведения.

С точки зрения единства право и обычай являются - общими правилами,

- носят сознательно-волевой характер, - служат критериями оценки социально значимого поведения людей,- соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, - определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи

- по способу создания возникают в обществе стихийно и независимо от государства, - по форме фиксации обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, - по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, - по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, - по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.

Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.

Противоречия права и обычая возможны в тех случаях, когда люди пытаются жить по нормам обычаев - «законам предков», заменяя ими правовые нормы. Тогда государство в лице правоохранительных органов вмешивается в соответствующие отношения, применяя меры принуждения, если в результате использования обычаев нарушаются права и интересы личности, общества, государства.

 

Вопрос 17. Объективное и субъективное право

Право предполагает не только юридические нормы, содержа­щиеся в законодательстве, но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их право­мочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве), во втором - о праве в субъективном смыс­ле (субъективном праве).

Объективное право – право, которое реально существует – это законодательство на данный период. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений.

Объективное право (право в объективном смысле) выступает как система формально-определенных, общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением норм, установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений.

 

Право в объективном смысле обладает рядом признаков:

§ особая нормативность —право проявляется вовне как система официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм. Эти нормы содержатся в нормативных актах;

§ формальная определенность — четкость, стабильность, которые проявляются в четком выражении смысла правил поведения, установленных или санкционируемых государством;

§ государственно-волевой характер права — право выражает государственную волю общества,;

§ системность — взаимосвязанность, целостность и единство действующих правовых норм;

§ властно-регулятивный характер — право призвано регулировать, упорядочивать, властно воздействовать на поведение участников общественных отношений;

§ обеспеченность со стороны государства — право, которое устанавливается государством, поддерживается его принудительной силой.

§ общеобязательность — требования правовых норм обязательны для всех лиц, которые находятся на территории данного государства;

 

Субъективное право – право принадлежащее субъекту. Субъективное право есть мера возможного поведения субъекта.Вытекает из объективного права. Когда начинает действовать объективное право, тогда появляется субъективное право. Субъективное право неразрывно связано с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность есть мера должного поведения лица. возможность субъекта права самостоятельно осуществлять свои права в пределах, установленных нормой объективного права. Субъективное право со­ставляет в первую очередь права и свободы личности, закреплен­ные в конституции.

Соответственно под субъективным правом следует понимать:

1) совокупность наличных прав субъектов права;

2) меру их возможного поведения или масштаб свободы, со­здающий возможность действовать в своих интересах;

3) такие права и свободы, которые официально признаны го­сударством, защищаются и охраняются им.

Вопрос 18.Дуализм права: частное и публичное право.

 

Частное право – это отрасли права, которое регулирует частные отношения, основанные на частных интересах индивидуальных собственников, которые реализуются в имущественных и личных неимущественных отношениях.

Публичное право, напротив, регулирует и охраняет интересы общества и государства, а также отдельных социальных групп населения.

 

Значение дуализма проявляется при регулировании отдельных видов общественных отношений при выработке методов, способов и средств регулирования и защиты.

 

Критерии разграничения между публичным и частным правом выделяют следующие:

· - классический критерий – «критерий интереса». Основу этого критерия обозначил римский юрист Ульпиан. (Шершеневич указывал, что гражданское право служит интересам частных лиц, в то время как публичное право – интересам державы).

· - критерий метода. Под правовым методом понимается совокупность способов воздействия на регулируемые отношения. Для публичного права характерен императивный метод, т.е. метод прямых, властных предписаний.

 

В римском праве дуализм был окончательно теоретически сформулирован в III в. н.э. В средние века дуализм был дополнен идеей так называемого «торгового права», которое учитывало появление нового вида субъектов – предпринимательского сословия. В новое время дуализм был окончательно закреплён на уровне правовой доктрины и на уровне позитивного права.

Дуализм буржуазного права продолжает существовать. В настоящее время нельзя провести четкую границу между публичным и частным правом,. Во многих традиционных отраслях присутствуют нормы и той и другой юридической природы. Однако, всегда можно установить, о какой норме - публично-правовой или частноправовой - идет речь. Деление права на публичное и частное нельзя понимать упрощенно, как деление только на уровне отраслей права. Оно может проводиться и на уровне отдельных институтов и даже конкретных правовых норм. Выявление места гражданского права в системе современного западного права предполагает анализ проблемы дуализма права и как проблемы дуализма только частного права. Под дуализмом частного права обычно понимают существование в рамках частного права, наряду с гражданским, самостоятельной отрасли - торгового права. Автономный характер которого выражается, в наличии особого торгового кодекса.

В России период дуализма был сравнительно коротким, а именно со второй половины 19 в. и до 1917 г. С началом 90-х гг. в России возрождается дуализм и его основные концепции. В частности, указом Президента РФ от была утверждена государственная программа Становление и развитие частного права в России.

 

Вопрос 19.Основные грани права: догма права, правовое содержание и правовые идеи

Право имеет ряд граней.

Основными гранями права  являются:

Догма права (юридические нормы, акты и др., образующие юридический инструментарий и механизмы).

Правовое содержание (структура) юридической системы той или иной страны (оно выражено в содержании и характере субъективных прав, их соотношении с обязанностями, правовой ответственностью и др.).

Правовые идеи (основополагающие, центральные правовые начала, образующие саму сердцевину, ядро данной юридической системы) - ϶ᴛᴏ та грань права, где философия права и идеология права совпадают.

Догма права — понятие юридической науки, означающее, во-первых, всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики, во-вторых, деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.

Правовое содержание (структура). Второй, более глубокий слой правовой материи, следующий сразу же за догмой права и из нее вытекающий, - ϶ᴛᴏ содержание объективного права, точнее - структура ϶ᴛᴏго правового содержания.

Содержание права – это то, из чего оно состоит, что в нем содержится, т.е. содержание права вбирает в себя прежде всего его составляющие: нормы права, институты, отрасли и др. В содержание права входит также предусмотренное его нормами возможное и должное поведение людей.

Правовые идеи как таковые ( представления, понятия, концепции и др.) в содержание того явления, кᴏᴛᴏᴩое обозначается термином "право" и тем более "позитивное право", не входят.

Правовые идеи во всем ϲʙᴏем многообразии - ϶ᴛᴏ главное содержание иного явления в юридической сфере - правосознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.014 с.)