Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 12. Право как справедливость.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Само понятие справедливость является категорией морально-правового сознания. В латинском языке понятие справедливость обозначается, словом justitia.В глазах древних справедливость выступала как мера, закон и принцип. Противоположностью справедливости выступает несправедливость, разрушение порядка. Право – это мера реализации свободы и в то же время – норма политической справедливости. Другими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. Сегодня в философской литературе выделяют следующие свойства справедливости: · Справедливость не бывает однозначной. Со сменой общественных отношений, она меняет своё содержание. · важнейшие черты справедливости – равенство, пропорциональность, бескорыстие, доброжелательность, объективность, самокритичность; · справедливость проявляется в формах общественных отношений; · справедливость как реальность существует лишь в действиях социального субъекта.; · содержание справедливости как реальности выступает в трех основных аспектах: меры воздаяния, меры требования и правомерности оценки. Основные онтологические и гносеологические признаки справедливости: · в онтологическом плане справедливость всегда существует как отношение между людьми, т.е как общественное отношение. · В гносеологическом плане справедливость представляет собой понятие, категорию, отражающую определенное состояние данного отношения, т.е отношения между равноправными субъектами.
Вопрос 13. Право и государство: вопросы соотношения и взаимодействия В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права: § тоталитарная (государство выше права и им не связано); § либеральная (право выше государства); § прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им). Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. Либеральный подход. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Прагматический подход. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать.
Соотношение права и государства проявляется: 1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения; 2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм; 3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства; 4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
Вопрос 14. Право и мораль Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. По вопросу взаимодействия морали и права можно сформулировать следующие положения. Во-первых, право должно отвечать абсолютным, формальным, всечеловеческим ценностям. Во-вторых, мораль и право — это две универсально значимые ценностно-нормативные системы общества, занимающие относительно самостоятельные ниши в жизни общества.
Возникновение и развитие права подчинено тем же общим закономерностям, что и развитие общественной морали. Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан. Можно выделить следующие общие черты морали и права: 1. Нормативность – наличие императивных ориентиров поведения людей. 2. Право и мораль выполняют регулятивную функцию. 3. Моральные и правовые нормы возникают в определенной степени как отображение материальных отношений в обществе.
В целом же отличия морали и права определяются по следующим критериям: 1. По происхождению: право возникает вместе с государством, а мораль – вместе с обществом. 2. По форме выражения: право фиксируется в определенных документах, а мораль – в общественной памяти, традициях. 3. По способу обеспечения: право гарантируется силой государственных органов. а мораль – силой общественного мнения. 4. По структурной организации: право систематизировано. а мораль бессистемна. 5. По степени конкретности: право предполагает определенную реакцию на конкретное действие, имеет регламентированную процедуру, а мораль только формулирует общие установки и базируется на общественном мнении.
Вопрос 15. Право и религия Религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др. Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания возникают в обществе или религиозных организациях, по форме фиксации закрепляются в священных книгах, либо устной форме; по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины, по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины. Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности. В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках.
Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических государствах, и менее интенсивно в светских государствах. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права. Противоречия между правом и религиозными нормам и в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.235 (0.01 с.) |