Вопрос 12. Право как справедливость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 12. Право как справедливость.



Само понятие справедливость является категорией морально-правового сознания. В латинском языке понятие справедливость обозначается, словом justitia.В глазах древних справедливость выступала как мера, закон и принцип.

Противоположностью справедливости выступает несправедливость, разрушение порядка.

Право – это мера реализации свободы и в то же время – норма политической справедливости. Другими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости.

Сегодня в философской литературе выделяют следующие свойства справедливости:

· Справедливость не бывает однозначной. Со сменой общественных отношений, она меняет своё содержание.

· важнейшие черты справедливости – равенство, пропорциональность, бескорыстие, доброжелательность, объективность, самокритичность;

· справедливость проявляется в формах общественных отношений;

· справедливость как реальность существует лишь в действиях социального субъекта.;

· содержание справедливости как реальности выступает в трех основных аспектах: меры воздаяния, меры требования и правомерности оценки.

Основные онтологические и гносеологические признаки справедливости:

· в онтологическом плане справедливость всегда существует как отношение между людьми, т.е как общественное отношение.

· В гносеологическом плане справедливость представляет собой понятие, категорию, отражающую определенное состояние данного отношения, т.е отношения между равноправными субъектами.

 

 

Вопрос 13. Право и государство: вопросы соотношения и взаимодействия

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

§ тоталитарная (государство выше права и им не связано);

§ либеральная (право выше государства);

§ прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства.

Либеральный подход. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством.

Прагматический подход. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

 

Вопрос 14. Право и мораль

Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

По вопросу взаимодействия морали и права можно сформулировать следующие положения. Во-первых, право должно отвечать абсолютным, формальным, всечеловеческим ценностям. Во-вторых, мораль и право — это две универсально значимые ценностно-нормативные системы общества, занимающие относительно самостоятельные ниши в жизни общества.

Возникновение и развитие права подчинено тем же общим закономерностям, что и развитие общественной морали. Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан.

Можно выделить следующие общие черты морали и права:

1. Нормативность – наличие императивных ориентиров поведения людей.

2. Право и мораль выполняют регулятивную функцию.

3. Моральные и правовые нормы возникают в определенной степени как отображение материальных отношений в обществе.

 

 В целом же отличия морали и права определяются по следующим критериям:

1. По происхождению: право возникает вместе с государством, а мораль – вместе с обществом.

2. По форме выражения: право фиксируется в определенных документах, а мораль – в общественной памяти, традициях.

3. По способу обеспечения: право гарантируется силой государственных органов. а мораль – силой общественного мнения.

4. По структурной организации: право систематизировано. а мораль бессистемна.

5. По степени конкретности: право предполагает определенную реакцию на конкретное действие, имеет регламентированную процедуру, а мораль только формулирует общие установки и базируется на общественном мнении.

 

Вопрос 15. Право и религия

Религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии.

Религиозные нормы есть разновидность со­циальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.

Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания возникают в обществе или религиозных организациях, по форме фиксации закрепляются в священных книгах, либо устной форме; по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины, по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины.

Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности.

В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках.

Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических государствах, и менее интенсивно в светских государствах. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.

Противоречия между правом и религиозными нормам и в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.009 с.)