Вопрос 1. Понятие и предмет философии права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие и предмет философии права.



Вопрос 1. Понятие и предмет философии права.

Философия права – самостоятельный раздел философии, учение о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Философия права отвечает на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии, т.е.

осуществляет критическую рефлексию над основными понятиями и проблемами юриспруденции.

В качестве объекта философии права выступает вся правовая реальность (само право).

Предмет – это то что изучает наука. Вопрос же о предмете философии права является дискуссионным. В самом общем виде можно сказать, что ее предметом являются сущность права, его внеюридические (предельные) основания (познавательные, ценностные, социальные, антропологические основания права). В первую очередь она занимается выявлением смысла права и обоснованием понимания этого смысла. В отличие от общей теории права, которая изучает действующее право, описывает право каким оно является, философия права изучает право каким оно должно быть. Выявление сущности права предполагает ответ на ряд вопросов. Во-первых, как соотносятся право и мораль, это вопрос, прежде всего, об основаниях справедливости и ее критериях. Во-вторых, как соотносятся право и принуждение, право и власть, почему человек должен подчиняться праву, существуют ли пределы права. В-третьих, что такое нормы права и сводится ли право только к нормам и др.

Предмет философии права – это право и закон в их различении соотношений и искомом единстве

Философия права представляет собой смежную, комплексную дисциплину. Находясь на стыке философии и юриспруденции, она выступает связующим звеном между социально-гуманитарными и юридическими науками.

Данная дисциплина широко использует понятия чисто юридические, в то же время оперирует собственными категориями. Ее основными категориями являются «идея права», «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «автономия личности», «права человека» и др.

 

Философия права – это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, возникающие в правовой сфере, методом философии. Ее предметом является прежде всего выявление смысла права, а так же обоснование понимания этого смысла.

Вопрос 5. Структура философии права

К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной разделили философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

 

 

Вопрос 14. Право и мораль

Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

По вопросу взаимодействия морали и права можно сформулировать следующие положения. Во-первых, право должно отвечать абсолютным, формальным, всечеловеческим ценностям. Во-вторых, мораль и право — это две универсально значимые ценностно-нормативные системы общества, занимающие относительно самостоятельные ниши в жизни общества.

Возникновение и развитие права подчинено тем же общим закономерностям, что и развитие общественной морали. Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан.

Можно выделить следующие общие черты морали и права:

1. Нормативность – наличие императивных ориентиров поведения людей.

2. Право и мораль выполняют регулятивную функцию.

3. Моральные и правовые нормы возникают в определенной степени как отображение материальных отношений в обществе.

 

 В целом же отличия морали и права определяются по следующим критериям:

1. По происхождению: право возникает вместе с государством, а мораль – вместе с обществом.

2. По форме выражения: право фиксируется в определенных документах, а мораль – в общественной памяти, традициях.

3. По способу обеспечения: право гарантируется силой государственных органов. а мораль – силой общественного мнения.

4. По структурной организации: право систематизировано. а мораль бессистемна.

5. По степени конкретности: право предполагает определенную реакцию на конкретное действие, имеет регламентированную процедуру, а мораль только формулирует общие установки и базируется на общественном мнении.

 

Вопрос 15. Право и религия

Религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии.

Религиозные нормы есть разновидность со­циальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.

Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания возникают в обществе или религиозных организациях, по форме фиксации закрепляются в священных книгах, либо устной форме; по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины, по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины.

Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности.

В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках.

Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических государствах, и менее интенсивно в светских государствах. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.

Противоречия между правом и религиозными нормам и в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.

Вопрос 21. Онтология права.

Онтология – учение о бытии. Учение о праве в его различении с законом. Бытие права (его объективная природа и собственная сущность) представлено в принципе формального равенства. Включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных св-в и сущностных хар-к права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей. В этой связи основной проблемой онтологии права следует считать вопрос о том, что значит для права быть? Право исторично. Этот историзм относится как к бытию права, так и формам его проявлений.

Легистская онтология

Бытие права для легистов — это наличное существование эмпирически-реального явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера. Реальность (и позитивность) данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется  в качестве нормативно-правового акта и источника права. Легистская онтология права, таким образом, носит феноменалистский характер, причем право как феномен лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением.

Легистская гносеология

В основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти. В силу такой позитивистско-прагматической ориентированности легистская гносеология по преимуществу занята: 1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов этих приказаний и 2) выяснением мнения законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний власти, выраженных в тексте официального акта.

Правовая праксиология

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в той или иной правовой ситуации. Она состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика (политика права) – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной (революционной). Она может быть либеральной и авторитарной; национально ориентированной и космополитичной и т.д. В конечном счете, правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется (какова идеология, такова и политика).

Под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой активности в определенной ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведенческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру. В психической структуре готовности к правовому действию можно выделить на разных уровнях регуляции поведения неосознаваемые установки относительно простейших правовых ситуаций и сложные правовые установки, регулирующие правовые действия на основе ценностных ориентаций личности и определенной правовой идеологии.

 

 

Юридический позитивизм.

Юридический позитивизм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке, представителями школы юридического позитивизма были Дж. Остин, К. Бергбом,, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. и др.

Юридический позитивизм сформировалась в результате восприятия его создателями идей позитивной философии О. Конта.

Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юриди­ческий позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Право рассматривается пред­ставителями юридического позитивизма как приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

В качестве предмета исследования юридический позитивизм полагает существующее позитивное право. Суть позитивистского подхода в понимании права выражается в утверждении «закон есть закон».. Таким образом, предметом исследования позитивизма вы­ступают существующие правовые нормы, акты и.т.д.

Позитивистский метод изучения права опирается на формально-логиче­ское исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Задача юридической науки, в видении представителей юридического позитивизма, заключается в упорядочении всего массива непрерывно изме­няющегося и разрастающегося законодательства.

Основателем школы юридического позитивизма является английский правовед Джон Остин.

По убеждению Остина, право, выступающее предметом юридической науки – это право, «установленное политически господствующим для полити­чески подчиненного». Это право он называет позитивным правом. По мнению Остина, источником права является суверенная власть. Приказ суверена, обеспеченный санкцией, в представлении Остина, есть правовая норма.

 Ученый полагает, что юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, законами природы. Остин утверждает, что право должно быть обособлено от морали.

 

 

Главным принципом и подходом гуссерлевской феноменологии, «принципом всех принципов», сохраняющим свое значение на всех этапах ее эволюции, выступает положение, согласно которому «всякое изначальное данное созерцание является истинным источником познания».

Феноменологая не является абсолютно единым, однородным философским направлением, о ней чаще всего говорят как о «феноменологическом движении».

Вопрос 1. Понятие и предмет философии права.

Философия права – самостоятельный раздел философии, учение о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Философия права отвечает на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии, т.е.

осуществляет критическую рефлексию над основными понятиями и проблемами юриспруденции.

В качестве объекта философии права выступает вся правовая реальность (само право).

Предмет – это то что изучает наука. Вопрос же о предмете философии права является дискуссионным. В самом общем виде можно сказать, что ее предметом являются сущность права, его внеюридические (предельные) основания (познавательные, ценностные, социальные, антропологические основания права). В первую очередь она занимается выявлением смысла права и обоснованием понимания этого смысла. В отличие от общей теории права, которая изучает действующее право, описывает право каким оно является, философия права изучает право каким оно должно быть. Выявление сущности права предполагает ответ на ряд вопросов. Во-первых, как соотносятся право и мораль, это вопрос, прежде всего, об основаниях справедливости и ее критериях. Во-вторых, как соотносятся право и принуждение, право и власть, почему человек должен подчиняться праву, существуют ли пределы права. В-третьих, что такое нормы права и сводится ли право только к нормам и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.02 с.)