Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Разграничение права и закона. Естественное и позитивное право.

Поиск

Существуют различные точки зрения на соотношение права и закона.

Одна из них сводится к тождественности права и закона: право обретает жизнь, лишь становясь законом, следовательно, вне закона право быть, не может.

Другая заключается в том, что право нельзя сводить лишь к нормам, т.к. оно включает в себя и естественное право не обязательно фиксируемое в законах.

Третья: поскольку право – этопродукт общества, а закон – продукт государства, право не бывает неправым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, завися прежде всего от государственной власти.

Разграничение права и закона позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества. Благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправедливых, гуманные от антигуманных.

Основой и источником юридического закона служит право. И именно поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого.

Право реализуется через юридические законы и государственную власть. Так, например, основные принципы правового государства означают, что есть государство, которое санкционируется правом, а также есть право, которое существует только в законах, носящих, правовой характер.

Философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civil). Именно их противоречивое единство и составляет структуру правовой реальности.

История философско-правовой мысли показывает, что сложились два основных подхода к пониманию права.

Это естественно-правовой подход, который считает, что естественное право является базисной основой права. Естественное право это сумма требований, рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого участия самой жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, естественным ходом вещей. Это – право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным и неотъемлемым достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.

Второй подход - позитивистский считает, что позитивное право это право, созданное людьми и выраженное в законах (позитивное право). Это искусственное создание цивилизации, проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.

Противоречивое единство естественного и позитивного права предполагает основные различия между ними:

  1. Естественное право считается производным от мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное же право – искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство.
  2. Естественное право возникает вместе с человеческой цивилизацией, а позитивное право значительно позже, одновременно с формированием государственности.
  3. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций. Позитивно-правовые же нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.
  4. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и, безусловно, т.е. с его рождения. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.
  5. Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное же право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимости и достаточном характере такого обоснования.
  6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Его юридическое содержание, связано со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отожествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.
  7. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства и др.

Вопрос 21. Онтология права.

Онтология – учение о бытии. Учение о праве в его различении с законом. Бытие права (его объективная природа и собственная сущность) представлено в принципе формального равенства. Включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных св-в и сущностных хар-к права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей. В этой связи основной проблемой онтологии права следует считать вопрос о том, что значит для права быть? Право исторично. Этот историзм относится как к бытию права, так и формам его проявлений.

Легистская онтология

Бытие права для легистов — это наличное существование эмпирически-реального явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера. Реальность (и позитивность) данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется  в качестве нормативно-правового акта и источника права. Легистская онтология права, таким образом, носит феноменалистский характер, причем право как феномен лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.01 с.)