Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 41. Неклассическая рефлексия права. Иррационализм и право.
Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) исходит из ограниченности познавательных возможностей разума, мышления, признавая основным видом познания чувство, инстинкт, интуицию и пр. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной внутренних закономерностей, подчиняющейся игре случая, слепой воле. Иррациональное выступает как нечто неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями логики. Иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении всей истории философии, особенно в теологических концепциях. Элементы иррационализма встречаются во многих философских школах. В более строгом смысле слова этот термин применяется для характеристики сознательного противостояния рационально-гуманистической тенденции. К таким концепциям относятся, в частности, философия жизни, экзистенциализм, фрейдизм и др. В иррационалистической философии А. Шопенгауэра (1788–1860) центральным понятием, характеризующим первооснову и сущность мира, является «воля». Она понимается предельно широко как всеобщая онтологическая основа выступающая как мировая Воля, как слепое, неразумное желание, хотение, стремящееся в никуда и как воля отдельного человека. Это «воля к жизни», являющаяся частью мировой Воли и выступающая движущей силой в жизни индивида. Человек – некий центр, в котором соединяются мир представлений и мир воли. Шопенгауэровский человек находится в двух мирах: он есть «вещь в себе» и явление, воля и представление: он отличается от действительного мира в сознании, но совпадает в хотении. Человека от животного отличает разум, но последний подчинен воле и находится у нее на службе, именно воля – движущая сила человека в его жизни. Сущность права понималась Шопенгауэром как отрицательная, ибо право состоит в отрицании несправедливости. Такое понимание вытекает из сущности самой «воли к жизни», поскольку в ней содержится эгоизм каждого индивида и стремление к действию, к неограниченному утверждению своей собственной воли, из которой с необходимостью вытекает отрицание чужой воли. Из этого отрицания и возникает несправедливость. Несправедливость и право, как необходимые средства к «воле к жизни», возникают вместе с появлением человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.
Существование права Шопенгауэр приписывал еще естественному, догосударственному состоянию человечества. В догосударственном состоянии существовали нормы регуляции поведения людей, эти нормы он называет моральными, т.е. не разделяет нормы права и нормы нравственные на начальном этапе человеческого существования. Хотя люди от рождения, по его мнению, не равны, они имеют одинаковые права, так как в каждом из нас на одинаковой ступени объективации проявляется тождественная «воля к жизни», именно она является основой нравственного характера права. Догосударственное право Шопенгауэр называет естественным, или нравственным, правом. Ф. Ницше (1844–1900) рассмотрение проблем права и государства также связывал с иррациональной волевой сущностью человека и социального бытия. Однако, в качестве основы выступает не Воля вообще (в шопенгауэровском смысле), а «воля к власти». По его мнению, «воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». Борьба за власть идет как внутри человека, так и внутри общества. Различие людей Ницше объяснял неодинаковым количеством «воли к власти»: одни (избранные, аристократия, элита) – одаренные натуры – обладают большим количеством власти, другие низкого происхождения – меньшим. О ценности человека в жизни можно судить по количеству затраченной в нем «воли к власти». Избранные являются творцами культуры, создателями высших духовных ценностей, однако, существование элиты возможно лишь благодаря труду масс, толпы, что оправдывает социальное неравенство, подчинение и даже рабство. Ницше критиковал концепции, обосновывающие идею равенства. Право в концепции Ницше представлено как производное, вторичное от «воли к власти», рефлекс последней. Первоначально оно возникает как бы случайно, на основе обычая, традиции, но в сущности самого права заложена сила. Собственно право существует на основе насильственного присвоения как результат войны и победы, как преимущество сильных над слабыми. Для экзистенциалистской философии права основной проблемой является соотношение позитивного права с внутренней, субъективной реальностью - экзистенцией, поскольку именно она в рамках экзистенциализма признается истинной реальностью. Право при этом не противопоставляется субъективной реальности, а выступает как целостный феномен, в котором правовое установление неотделимо от личностных переживаний.
Сторонники этого подхода предлагают изучать право и правовые институты как формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, как способы сосуществования людей. Поэтому в методологическом плане решающая роль отводится психологическому (экзистенциальному) анализу восприятия права и субъективной оценке правовых процессов на всех уровнях социальной структуры. .
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.021 с.) |