Вопрос 41. Неклассическая рефлексия права. Иррационализм и право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 41. Неклассическая рефлексия права. Иррационализм и право.



Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) исходит из ограниченности познавательных возможностей разума, мышления, признавая основным видом познания чувство, инстинкт, интуицию и пр. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной внутренних закономерностей, подчиняющейся игре случая, слепой воле. Иррациональное выступает как нечто неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями логики.

Иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении всей истории философии, особенно в теологических концепциях. Элементы иррационализма встречаются во многих философских школах. В более строгом смысле слова этот термин применяется для характеристики сознательного противостояния рационально-гуманистической тенденции. К таким концепциям относятся, в частности, философия жизни, экзистенциализм, фрейдизм и др.

В иррационалистической философии А. Шопенгауэра (1788–1860) центральным понятием, характеризующим первооснову и сущность мира, является «воля». Она понимается предельно широко как всеобщая онтологическая основа выступающая как мировая Воля, как слепое, неразумное желание, хотение, стремящееся в никуда и как воля отдельного человека. Это «воля к жизни», являющаяся частью мировой Воли и выступающая движущей силой в жизни индивида. Человек – некий центр, в котором соединяются мир представлений и мир воли. Шопенгауэровский человек находится в двух мирах: он есть «вещь в себе» и явление, воля и представление: он отличается от действительного мира в сознании, но совпадает в хотении. Человека от животного отличает разум, но последний подчинен воле и находится у нее на службе, именно воля – движущая сила человека в его жизни.

Сущность права понималась Шопенгауэром как отрицательная, ибо право состоит в отрицании несправедливости. Такое понимание вытекает из сущности самой «воли к жизни», поскольку в ней содержится эгоизм каждого индивида и стремление к действию, к неограниченному утверждению своей собственной воли, из которой с необходимостью вытекает отрицание чужой воли. Из этого отрицания и возникает несправедливость. Несправедливость и право, как необходимые средства к «воле к жизни», возникают вместе с появлением человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Существование права Шопенгауэр приписывал еще естественному, догосударственному состоянию человечества. В догосударственном состоянии существовали нормы регуляции поведения людей, эти нормы он называет моральными, т.е. не разделяет нормы права и нормы нравственные на начальном этапе человеческого существования. Хотя люди от рождения, по его мнению, не равны, они имеют одинаковые права, так как в каждом из нас на одинаковой ступени объективации проявляется тождественная «воля к жизни», именно она является основой нравственного характера права. Догосударственное право Шопенгауэр называет естественным, или нравственным, правом.

Ф. Ницше (1844–1900) рассмотрение проблем права и государства также связывал с иррациональной волевой сущностью человека и социального бытия. Однако, в качестве основы выступает не Воля вообще (в шопенгауэровском смысле), а «воля к власти». По его мнению, «воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». Борьба за власть идет как внутри человека, так и внутри общества. Различие людей Ницше объяснял неодинаковым количеством «воли к власти»: одни (избранные, аристократия, элита) – одаренные натуры – обладают большим количеством власти, другие низкого происхождения – меньшим. О ценности человека в жизни можно судить по количеству затраченной в нем «воли к власти». Избранные являются творцами культуры, создателями высших духовных ценностей, однако, существование элиты возможно лишь благодаря труду масс, толпы, что оправдывает социальное неравенство, подчинение и даже рабство. Ницше критиковал концепции, обосновывающие идею равенства. Право в концепции Ницше представлено как производное, вторичное от «воли к власти», рефлекс последней. Первоначально оно возникает как бы случайно, на основе обычая, традиции, но в сущности самого права заложена сила. Собственно право существует на основе насильственного присвоения как результат войны и победы, как преимущество сильных над слабыми.

Для экзистенциалистской философии права основной проблемой является соотношение позитивного права с внутренней, субъективной реальностью - экзистенцией, поскольку именно она в рамках экзистенциализма признается истинной реальностью. Право при этом не противопоставляется субъективной реальности, а выступает как целостный феномен, в котором правовое установление неотделимо от личностных переживаний.

Сторонники этого подхода предлагают изучать право и правовые институты как формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, как способы сосуществования людей. Поэтому в методологическом плане решающая роль отводится психологическому (экзистенциальному) анализу восприятия права и субъективной оценке правовых процессов на всех уровнях социальной структуры.

.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.021 с.)