Вопрос 47. Философия права Нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 47. Философия права Нового времени.



 

Зарождение и становление капитализма, бурное развитие производительных сил, дальнейшее развитие государства, научная революция 17 века и другие экономические, политические и культурные факторы определили круг

приоритетных задач, способы их решения, характер философско-правовых учений. Юридические и исторические науки приобрели практическую ценность. Творчество философов Нового времени ознаменовало переход к светскому

истолкованию идеи естественного права, а также постепенному смещению акцента в понимании справедливости на ее правовой аспект. Центральной темой в этот период становится также идея общественного договора. В теории общественного договора справедливость ассоциируется, прежде всего, с разумным законодательством, правосудием, с деятельностью государства.

Родоначальник школы естественного права Г. Гроций, обращаясь к идеям Аристотеля, развивает учение о естественном и волеустановленном праве, закладывает основы международного права, одним из первых разрабатывает

концепцию договорного устройства государства. В качестве источника естественного права он рассматривает «здравый смысл», а позитивного права – «волю» (божественную и человеческую). Ф. Бэкон одним из первых опроверг

теологическое понимание справедливости. Особою значимость он придает политической справедливости, которая вытекает из интересов государства и состоит в благополучии всего общества. Ф. Бэкон считает, что цель права – счастье граждан, достижение которого зависит от качества законов.

Фундаментальный характер учение о естественном праве приобретает в теории Т. Гоббса. По Гоббсу, естественное состояние «войны всех против всех» сменяется гражданским состоянием мира и безопасности. Это было возможным благодаря наличию естественных законов, вытекающих из разумной природы человека (всего их 19). Главным естественным законом является поиск мира и следование ему, запрет делать то, что пагубно жизни человека. Гарантировать соблюдение этих законов может только государство, возникшее в результате общественного договора. Источником человеческих законов выступает суверен, в лице которого государство сосредоточило значительную власть над подданными. Государство, издавая законы, создает причину справедливости и принуждает следовать ей. Все люди признавались равными между собой, но бесправными по отношению к суверену, государству, провозглашалась абсолютная власть монарха, а также

недопустимость его свержения и «изменения условий договора». Дж. Локк идеи естественного права и договорного происхождения государства развивает в духе либерализма. Краеугольными камнями его учения являются принцип неотчуждаемости прав и свобод личности, принцип разделения власти и правовой организации государственной власти. Если у Гоббса целью закона является ограничение свободы, то у Локка закон сохраняет и расширяет свободу.

 

Юридический позитивизм.

Юридический позитивизм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке, представителями школы юридического позитивизма были Дж. Остин, К. Бергбом,, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. и др.

Юридический позитивизм сформировалась в результате восприятия его создателями идей позитивной философии О. Конта.

Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юриди­ческий позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Право рассматривается пред­ставителями юридического позитивизма как приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

В качестве предмета исследования юридический позитивизм полагает существующее позитивное право. Суть позитивистского подхода в понимании права выражается в утверждении «закон есть закон».. Таким образом, предметом исследования позитивизма вы­ступают существующие правовые нормы, акты и.т.д.

Позитивистский метод изучения права опирается на формально-логиче­ское исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Задача юридической науки, в видении представителей юридического позитивизма, заключается в упорядочении всего массива непрерывно изме­няющегося и разрастающегося законодательства.

Основателем школы юридического позитивизма является английский правовед Джон Остин.

По убеждению Остина, право, выступающее предметом юридической науки – это право, «установленное политически господствующим для полити­чески подчиненного». Это право он называет позитивным правом. По мнению Остина, источником права является суверенная власть. Приказ суверена, обеспеченный санкцией, в представлении Остина, есть правовая норма.

 Ученый полагает, что юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, законами природы. Остин утверждает, что право должно быть обособлено от морали.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.006 с.)