Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура познавательного процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс познания включает 3 ступени: 1) чувственное 2) рациональное базовые 3) иррациональное познание Эмпиристы (чувственное) и рационалисты (рациональное) пытались сделать выбор между двумя этими ступенями. Ни первая, ни вторая ступень не являются вторичными, они взаимосвязаны и обе важны. Правое полушарие – чувственное познание. Левое полушарие – логическое познание. Взаимосвязаны, работают одновременно. Только вместе дают четкую картину. Но каждая из них имеет свои универсальные функции. Одно познание дополняет другое. Если у человека нарушается работа левого полушария, то теряется смысл, все имеет эмоциональную окраску, говорит медленнее, метафорами, эпитетами, анафорами. Правая сторона отвечает за такие функция, как образность и скорость реакции, память (хранятся образы, все мельчайшие детали. все образы, все краски сохраняются). Левое полушарие хранит схемы нашего прошлого опыта. 3 ступени: - ощущение; - восприятие; - представление Восприятие – целостный образ, который отображает предмет и явления, непосредственно влияющие на наше сознание. 1) Константность – без нее мы не смогли бы воспринимать окружающий мир 2) Предметность 3) Целостность – приоритет целостного над частями 4) Обобщенность – каждое восприятие сопоставляется с каким-то событием. Представление – чувственное отражение предмета, которое в данный момент непосредственно не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Есть допонятийное мышление, которое эгоцентрично (не смотрит на себя со стороны), синкретично, говорит сразу обо всем, трансдукция (на основе единичного факта делаются выводы). Рациональная ступень познания связана с 1) оформившимся мышлением; 2) логикой; 3) сформированной целостностью мыслительной деятельностью. Ступени: Понятие; Суждение; Умозаключение Понятие – отображающее наиболее общие, существенные, необходимые образы субъекта (теряет все индивидуальное). Чтобы создать новое понятие, человек переформировывает старое или находит связь между новым и старым. Фр.Бэкон – «Идолы человеческого рода». Стереотипы тормозят наше мышление. Шизофреники и гении понятия формируются совершенно немыслимым образом. Суждение устанавливает наличие или отсутствие какого-либо свойства субъекта. Умозаключение – заключение, в ходе которого формируется какое-либо знание. Подвержено стереотипам. Часто мы делаем выводы о таких вещах, о которых мы почти ничего не знаем. Иррациональная сторона познания. Основное ее явление – интуиция, которая изучается человеком с древних времен. Существуют разные виды интуиции: 1) чувственная (цвет, тональность); 2) интеллектуальная (интуиция материй). Ее пытались объяснить околонаучные разветвления. Интеллектуальная интуиция – совокупность приемов автоматизированного мышления, которое позволяет ускорить процесс постижения верного знания, + дающая возможность прямого постижения истины. Механизмы работы интуиции: Механизм взаимодействия правого и левого полушария. На уровне левого полушария созревает идея. На уровне сознания происходит перенос идеи в правое полушарие. Происходит перекодировка (из схем логических и карт в образы и картинки). Переход → перекодировка → итог. Межполушарных переходов очень много. Постоянно осуществляется перепроверка на каждом из уровней с дополнением определенных элементов. Несколько способов развития собственной интуиции. 1) Нельзя стремиться быть правым на каждом шагу. 2) Сознательно научиться тормозить надо очень подробный анализ 3) Проблему пытаются рассмотреть не по частям, а целиком. 90% своих ощущений, чувств мы не слышим и не чувствуем. 4) Научиться расслабляться, релаксировать силами собственного организма. 5) Нельзя упускать из вида значимость эмоциональных оценок и общей значимости субъекта. 6) Максимально опираться на образы, схемы, метафоры, определенные модели. 7) Сущность – творчество – основа познания – деятельность по познанию. Вне творчества человек не существует. Человек постоянно творит. Творчество – попытка постоянным вещам придать новый вид; механизм приспособления к изменению окружающей среды. Не все новое создается творчеством, + творчество может быть «-». В процессе познания сливаются воедино разные процессы по отражению деятельности окружающего мира. Сливаются: память, отражение, ощущение, интуиция и т.д. Только в единстве всех этих факторов мы познаем знание. Проблема истинности знания Является самой важной, значимой. Когда говорят о познании, дают разные характеристики: 1) прав; 2) ложный и т.д., но истинность – самая важная. Принципы классической концепции истины: 1) соответствие знания истине: действительность не зависит от (мира) наших знаний. Наши знания могут составлять другой мир. 2) Между нашими мыслями можно установить соответствие. 3) Существуют критерии соответствия наших знаний действительности. 4) ТНКИ не противоречива. К концу XIX в. – н. ХХ в. в ТНКИ вызывает массу споров и т.д. Что является критерием? Проблематичен вопрос о соотношении наших знаний и действительности. Наши знания субъективны. Существует много явлений, каждое из которых истинно, но между собой не согласуются. Возникает ряд неклассических концепций: 1) когерентная концепция истины (Карнал, Нейрат). Знания должны согласоваться между собой. 2) Семантическая (разработана Тарским). Все проблемы завязаны на неправильном употреблении языка. Наука должна перейти на язык схем, формул (формализованный), тогда может можно будет избавиться от противоречий. 3) прагматическая (Пирс, Джеймс). Истина – то, что полезно, полезно обществу. 4) конвенционалистская (Пуанкаре). Истина – соглашение между людьми, компромисс. В науке есть концепция истины, которая говорит, что истина – красота, научная теория истинна, если она красива. Современная ТНКИ базируется на старой. Современная наука говорит об 1) истине абсолютной; 2) истине относительной. Относительная истина – истинные знания на данном этапе развития общества. Она всегда не полная. Абсолютная истина – исчерпывающие, полные знания об объекте. Она полная. Горизонт, к которому мы приближаемся. Релятивизм в понимании истины. Все в жизни очень относительно. Абсолютная истина – мираж, фантом, иллюзия; ее нет. Основатели идеи: софисты (античные). В современной философии тоже есть такая идея, особенно в гуманитарных науках. Арон: «в истории все излагается так, как это выгодно автору». Относительность истины – момент существующий, но не постоянный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.006 с.) |