Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В№29 Философские концепции бытия

Поиск

1. Онтология;

2. Философия природы.

I. Метафизика и онтология (классические и неклассические представления об онтологии)

II. Онтология как учение о бытие (основные понятия)

III. Категории материи

IV. Системная организация бытия, идеи синергетики

V. Динамическая организация бытия (движение и развитие, диалектика, принцип глобальной эволюциональности).

VI. Пространственно-временная организация бытия.

I. Онтология – раздел философского знания, учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Цель: что есть мир?; что такое реальность? и в чем смысл бытия?

Онтология – наиболее глобальный раздел, тот раздел, который, прежде всего, связан с метафизикой (А.Родосский «то, что идет после физики»). Метафизика - учение о сущем, о начальном этапе бытия. Понятие философия более широкое (количественно). Логика – раздел философии, но не метафизики. Метафизика – ядро классической философии.

C н. I в появляются принципы, относящиеся к метафизике. Основной постулат классической метафизики – тождество бытия и мышления. Метафизическое познание опирается, прежде всего, не на чувство и созерцание, а на умозрение (что чувствуем, что мыслим). Узнаем что первоначало, что сущность. Предпосылки: приоритет теоретического разума, различие феноменального и неуменального бытия. Идеалы классической метафизики: стремление к созданию универсальной теории, которая претендует на описание и объяснение мира в целом, на полную истинность своих положений. Классическая ясность, цель, завершенность – цель.

2 основных этапа:              

1) метафизика бытия (эпоха античности – до Нового времени (XVII в.)

2) метафизикосубъект (XVII – сер. XIX в.)

XVII в. – абсолютная переориентация философии. В центре внимания – деятельностный субъект – человек, познающий мир (сращение гносеологии и онтологии) → что познает и как это делает. Исчезает понятие субстанции и мн. другое. С сер. XIX в. нач. этап неклассической философии. Рушатся основные классические идеалы (ясности, рациональности). Главное: чувства, наше состояние, сам человек. Появляются антионтологические подходы к человек. Принцип различия мышления и бытия, обращение к повседневности. Обращение к миру, плюаристичность мышления. Неклассическая философия провозглашает преодоление (разрыв с) метафизики. Все классические категории не работают в современной жизни.

Основные программы:

1) аналитическая (позитивная), предлагает сциентистский подход. Полная критика метафизики. Философия должна обслуживать научное познание;

2) феноменолого-экзистенциальная программа предлагает отказаться не столько от метафизики, сколько от онтологии;

3) социально-критическая (марксизм и его ответвления). Метафизика не нужна, проблемы онтологии – за рамками философии;

4) Ориентирована на связь философии с наукой, идеи онтологии – ведущие, базовые, но требуется их осмысление. Пример: теория → синергетика – область междисциплинарных исследований, рассматривает (синергетика) все как открытую систему.

XIX в. – преодоление идей онтологии. Метафизика бытия началась еще с идей Фамса. 1 задача – из чего все состоит. Его может познать только разум. Уже на уровне античной философии рассматривается бытие с точки зрения его динамики. Второй подход – диалектический. Бытие – изменчиво, переходит из одного состояния во второе.

Учение Платона и Аристотеля:

Платон: истинное бытие – бытие идей. Вещи – образцы, тени того, что существует в мире идей. Истинное бытие духовно и идеально. Аристотель: подходил более рационально. Бытие – единичное. Вещь создается двумя первоосновами – материей и формой, которая неизменна.

4 причины бытия:           1) материальная; →   Создает лестницу.

                                           2) формальная;               Вершина – Бог.

                                           3) целевая;

                                           4) динамичная.

Средневековая философия. Главное – Бог – единственно истинное бытие. Постигается через разум. Окружающий нас мир – лишь бледное подобие истинного мира.

Эпоха Возрождения. Появляется идея натурфилософского пантеизм. Бог пронизывает весь окружающий мир. Картина мира механистична.

XVII в. – метафизика субъекта. Новое обоснование онтологических идей в рационализме и эмпиризме. Водится понятие субстанция, как некая первооснова. Субстанция: мыслящая и материальная (Декарт) и монады (множество субстанций) у Спинозы. В Эмпиризме главное – конкретные вещи, единичное фактическое существование (Юм, Геркли).

Важнейший этап – идеи Канта и Гегеля. Кант – первый, кто попытался пошатнуть, пересмотреть метафизику (вещь в себе). Гегель пытался возродить идеи метафизики. Возвращается к идеям абсолютного бытия. После Фейербаха начинается эпоха неклассической философии.

Основные понятия онтологии

Имеет ряд своих основных категорий, понятий:

1) понятие бытия – (Парменид) существование. Бытие фиксирует все, что существует. Одни считают, что бытие – все, что есть, было и будет. Другие считают, что бытие – только то, что есть. Включают и духовное, и материальное, и необходимое, и случайно. Главное свойство – существовать безотносительно к носителю. Просто существует сама по себе. Сейчас в философии существует принцип Ноя - сохранение всего существующего; на Западе – принцип бытия.

2) понятие небытия – отсутствие, нереальность. Бытие и небытие связаны между собой. Небытие – безусловно творческое начало: всегда забирает бытие и рождает его. Лао Цзы: «Небытие – мать всех вещей». Есть крайние понятия: 1) абсолютное бытие – то, что трансцендентно бытию (в религиозной философии – Бог, у Гегеля – абсолютная идея; в марксизме – материя); 2) абсолютное небытие – ничто. Нет точки соприкосновения между ничто и небытием. Ничто → есть отрицание всей совокупности сущего, ничто – вечно молчание, исчезновение. Когда мы подходим к ничто, нас посещает ужас от осознания беспомощности.

3) Субстанция (понятие появилось в средние века). Особенно активно этим понятием Р.Декарт. Субстанция – подлежащее, незыблемая основа всего. Он нее зависит все, она – ни от чего. Концепции монизма, дуализма, плюрализма возникают в зависимости от количества субстанций. Моно – Бог, дуализм – Декарт, плюрализм – Лейбниц.

4) Материя – очень близко сходится с понятием субстанция. С точки зрения того, что понимается под субстанцией (дух. или матерю) философов делят на идеалистов и материалистов. Понятие «материя» появляется еще в эпоху античности (субстрат; то, из чего состоят вещи). Материя – первое вещество. 3 основных этапов в понимании материи

- 1-й этап: материя – вещь (античность) + Аристотель, Платон.

- 2-ой этап: материя – свойство (Новое Время – к. XIX в.) Декарт (носитель свойств – эфир, потом – теория атомов), эпоха Просвещения.

- 3-ий этап: материя – отношение (этап связан с марксизмом) – субъектно-социальное отношение; по Ленину: материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Единство вещей, поля, плазмы – материя, порождаемые флюктуациями вакуума. Соврем. + информация.

Форма бытия. Существует 4 формы:

1) бытие «первой и второй природы»

2) бытие человека (сочетает духовное и материальное)

3) бытие идеальное (идеи, стихи, цели, взгляды)

4) бытие общества (социальное) → бытие человеческих коллективов.

Системная организация бытия

Элементарные системы не дают систему в целом. Элемент – относительно простые части, из которых складывается любое целое. Любое материальное явление - совокупность элементов, связанных определенной структурой (простые связи между элементами, а также наличие внутренних связей между ними). Система обозначает объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, которые образуют его единство и целостность.

Главный закон: сумма элементов системы не тождественная самой системе. В к. XIX в. была создана теория систем – уйти от элементов, работать прежде всего с системой. Существуют открытые и закрытые системы. Закрытых систем очень мало. В них возрастает        и рано или поздно → деградация, а затем разрушение. В открытых системах разрушение происходит постоянно. Равновесные системы - устойчивые, равновесные, находятся в состоянии покоя. Рано или поздно приходят к гибели. Неравновесные – постоянно изменяются, стремятся к постоянному самосовершенствованию.

Синергетика Вт. п. ХХ в. Междисциплинарное научное направление. Взаимодействие разных наук, теорий. Идеи синергетики были предложены такими физиками как И.Пригожин, Хаген. Развив. теория систем, но работ. с открытыми, неравновесными, нелинейными, самоорганизующимися системами. Наш окружающий мир и является такой системой. Синергетика неравновесной системы называется десинативными. Их существование может быть      в случае обмена веществом или энергией с окружающей средой. Десинативные системы существуют в постоянном противоречии между порядком и хаосом. Хаос – некое разрушительное начало; порядок – некая упорядоченность. Десинативная система стремится к упорядочиванию и постоянно потребляет порядок из окружающей среды, в которой увеличивается количество хаоса. Функционирование десинативных систем невозможно предсказать. Т.к. это развитие неравновесное и нелинейное.

Закон: система может выдерживать сложные воздействия окружающей среды без изменения своей среды. но может сильно изменяться при малом воздействии внешней среды.

Механизм развития десинативных систем: постоянное преодоление противоположности между хаосом, порядком, с целью достижения устойчивости и равновесия. Система развивается проходя так называемые, точки бифуркации – критическое пороговое значение. Когда система достигает этих точек, происходит качественный скачок – изменение системы (часто) к развитию системы (новому). Качественный скачок неизбежен, но предсказать дальнейшее развитие системы невозможно.

С точки зрения синергетики все развитие систем опосредовано 3 философия-рами:

1) внешнее воздействие на систему;

2) собственное развитие системы;

3) прошлое состояние системы.

Колоссальная роль случайности. Синергетика в медицине: должна зародиться новая медицина. Сегодняшняя медицина опирается на механистический материализм XVIII в. Самоорганизация систем. Бытие мы можем рассматривать как единственную неустойчивую структуру. Под системами подразумевается десинативные системы, развивающиеся по своим законам.

Динамические функции бытия. «Все  течет, все изменяется» - Гераклит. Главные понятия – любое изменение, изменение как действие на что-либо или взаимодействие. Внутри системы есть масса взаимодействий.

Покой – далеко не отсутствие всякого движения. Это состояние равновесия, упорядоченности, устойчивости. Движение существует в двух вариантах: 1) количественное (сохранение качественного своеобразия системы) и 2) качественное (развитие). Развитие связано с качественным преобразованием систем и процессов. Развитие как прогресс и развитие как регресс.

Прогресс – форма изменения системы, связанная с увеличением уровня организаций и расширением возможностей системы. Развитие не всегда усложнением системы, чаще ее упрощение, изменение системы для большего удобства. Регресс - понижение уровня организации системы и сокращение множества ее возможностей. Регресс приводит к деградации системы. Конечная точка – самоуничтожение системы. Регресс одних видов приводит к прогрессу всей системы и наоборот.

Большинство основных форм движений было выделено в XIX в. Нельзя законы из одного движения переносить на другое: механистическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Существуют законы, которые являются общими для некоторых форм движений.

Диалектика. Первым употребил этот термин Сократ. Вслед за ним – Платон («диалектика – умение вести спор»). Диалектика понимается в 2 основных смыслах:

1) метод познания; → метод мышления;

2)                    философское знание, философское учение о развивающемся бытии и методе его познания. Диалектическое мышление находится во всех развитиях, изменениях.

В противоположность диалектическому мышлению – мышление метафизическое. В своем развитии диалектика прошла сложные этапы. Основные этапы становления диалектики:

1) стихийная диалектика (античная) → нач. с Гераклита;

2) идеалистическая диалектика Гегеля (разработаны основные категории, понятия, формируются основные принципы и законы диалектики);

3) марксистская диалектика (почти полностью опирается на диалектику Гегеля, но говорит, что окружающий нас мир изменяется);

4) современная диалектика (базируется на идеях Маркса и Гегеля) – диалектика переходит на новый уровень. Новый принцип – принцип глобального эволюционизма.

Классическая диалектика:       - принцип развития – все изменяется;

                                                       - принцип всеобщей связи.

Основные категории были разработаны еще Гегелем – причина и следствие; необходимость и случайность; часть и целое и т.д.

Законы диалектики (Гегель):

1) Основные законы – раскрывается сущность процесса развития. Действует во всех сферах реальности. Основные законы следующие:

       - закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия)

       - закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм процессов развития

       - закон отрицания отрицания – направлен на сознание. Все идет по определенной спирали (отрицая предыдущее и передвигая на более высокий уровень).

2) Не основные законы – показывают связь между категориями (между причиной и следствием).

Снятие идей диалектики можно увидеть в принципе глобального эволюционного развития. Этот принцип назрел еще в XIX в. Философия пришла к выводу, что рассматривать систему можно в целом и эволюции.

I этап: теории биологической эволюции.

II этап: концепция биосферы и ноосферы.

III этап: теории нестационарной Вселенной

IV этап: синергетика

V этап: разработка новой картины мира, которая основана на принципе глобальности эволюции.

Сущность принципа – универсальность эволюционного взгляда на мир и бытия в целом. 6 основных положений принципа глобальной эволюции:

1) Вселенная – единая саморазвивающаяся система;

2) Эволюция систем несет направленный характер, развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности.

3) во всех эволюционных процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие.

4) Во Вселенной настоящее и будущее зависит от прошлого, но не определенно или однозначно.

5) Динамику мира можно представить как виртуальный отбор – из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные.

6) Принцип отбора допускает существование бифуркационных явлений. В результате эволюции являются принципиально непредсказуемыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.012 с.)