Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: философия как феномен культуры↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ФИЛИСОФИЯ Вопросы и ответы Философия Пособие для самоподготовки к экзамену по философии www.bsmu.h15.ru Версия 1.00 ©Dети Ru
Ответственный за выпуск и главный редактор esclkm (alexander1964@tut.by) Автор идеи и реализатор esclkm Конспект Коротыш Анастасии Главный машинист Людмила Лектор Сакольчик В.Н.
Условия распространения: 1) Данный материал является платным. Коллектив авторов желает, что бы все его кропотливые труды были по достоинству оценены. 2) Коллектив авторов не несет ответственности за все возможные ошибки, которые могут встречаться в данном документе и отсутствие необходимого материала – у студентов данного ВУЗа должна быть своя голова на плечах. 3) Материал не может быть использован в качестве шпаргалок, а лишь в целях самоподготовки к экзамену. 4) Обо всех найденных ошибках, Вы можете доложить коллективу авторов, для того, чтобы другие не наступили на эти же грабли. 5) Распространение, копирование или редактирование материалов только с согласия всех авторов. При распространении Вы должны указать размер тиража. При копировании дать ссылку на данный документ и на наш сайт. При печати документа печать данной страницы и обложки обязательна. 7) Коллектив авторов не откажется от небольшой дополнительной материальной помощи, для поддержания инициативы набора последующих коллоквиумов. 8) Главный редактор оставляет за собой право менять оформление и вносить коррективы в содержание документа без предупреждения. 9) Вопросы не являются точной копией вопросов коллоквиума. При написании вопросов коллоквиума преподаватели кафедры нормальной физиологии не советовались с коллективом авторов.
Используемая литература: 1. Конспект лекций 2. Сакольчик В. Н. «Философия»
ФИЛОСОФИЯ Структура мировоззрения. Типы мировоззрения – те типы, которые сложились в исторической динамике человеческой культуры. 1) Мифологическое мировоззрение (синкретично, утрояет мир (высший мир, средний и подземный), образное восприятие мира). Отсутствует логика, миф лишен объективности, он индивидуален, в нем много личного. 1) мифологическое 2) религиозное обыденное мировоззрение (житейское) - 3) философское набор представлений, правил поведения. 4) научное (XVII-XVIII в.) 5) художественное – мышление образами искусства. Вера, не треб. доказательства нет сомнений Объективное логичное, строится на фактах без чувств и эмоций, в стороне все иррационально. Философское мировоззрение (появилось раньше научного) имеет и рациональный компонент, и иррациональный. Кульма Прутков – «Нельзя объять необъятное». Философия пытается соединить несоединимое (есть синкретизм от мифа, философское мировоззрение интегративно). Философия и миф. Их объединяет образность, но философия требует доказательств. Философия и религия. Стремятся ответить на вечные вопросы, выработать нормы, ценности, но религия – «главное – истина веры, а затем знания», философия – наоборот. Философия требует доказательств. Философия и искусство. Образность объединяет, внимание к интуиции, озарению, внутренним чувствам, но у искусства своя логика, а у философии – традиционна. Философия рациональна. Философия и наука. Доказательность, динамика, эволюция, рациональность, но для философии важен ценностный компонент, духовность общества. Для науки человек – некое тело, для философии человек – дух, личность. Национальность философии и науки. Философия каждого народа специфична. В науке есть логическая цепочка, а в философии нет ее. Функции мировоззрения: 1) познавательная – систематизация знаний, ориентировка в мире. 2) коммуникативная – обеспечение общения, облегчает его. 3) прогностическая функция. II. Философия как тип мировоззрения. Философия – ядро философского мировоззрения. Философия – любовь к мудрости (любомудрие). Платон: «Боги мудры, а человек может только любить мудрость». Философия – форма общественного сознания, связанная с постижением, сущности социального и природного бытия, (вселенной) мира, места человека в этом мире, отношение человека к миру и смысла человеческой жизни. Специфика – сочетание теоретико-научного знания, соединенного с ценностным подходом, соединенного с человеческим опытом. Предмет философии – отношение человека к миру и его место в нем. Задачи философии – увести человека от обыденности, придать смысл человеческому существованию. Философия не наука (учебная дисциплина). В ней есть собственные категории, законы, понятия, но философия иррациональна. У философии область исследования очень широка – это человек, его жизнь. III. Блоки вопросов, которыми интересуется философия: Э.Кант: «Что я могу знать?» «Что я должен делать?» «На что я могу надеяться?» I. 1) проблема окружающего мира; 2) поиск первоосновы всего сущего; (что в основе мира, как он устроен?) II. 1) проблема человека, смысла его существования; 2) проблема человеческого познания; (как ему существовать? что такое человек?) 3) как человек познает окружающий мир? Мир – это майя (иллюзия). III. 1) отношения ↔ человеком и миром, субъектом и объектом, идеальным и реальным (вопрос о соотношении духа и материи считают главным вопросом философии). В зависимости от решения этого вопроса существует 2 лагеря: 1) материалисты; 2) идеалисты (дух, сознание первично) Объективные идеалисты считают, что все создано духом, Богом. Субъективные идеалисты считают, что мир – это их фантазии. IV. 1) межчеловеческие отношения (субъект – субъективные) как люди строят общество? 2) проблемы нравственности. Каждый из этих блоков не существует самостоятельно. Философы древности + до XVII вв. стремились давать целостные вопросы (Платон, Кант, Гегель, К.Маркс), В современной философии реже пытаются объяснить всё сразу (отвеч. на 1 вопрос). В№3 Развитие философии Сам термин «философия» появился в древней Греции. Греция – родина философии: 1) т.к. появился термин, 2) разработаны философское понятие; 3) разработаны философские системы. Зачатки – др. Индия, др. Китай. I этап (длился до начала средних веков). Интерес вызывало устройство мира. «Если сможем объяснить мир, то поймём, что такое человек». Космоцентризм – связь человека и мира. II этап. (с V-III вв. до н.э. – XVI-XVII вв.) – не самый яркий. Философия уходит на второй план, на 1-ом месте религия. Абсолютное господство теоцентризма (Бог). Как развивалась человеческая логика, личность? Что такое красота. III этап (XVI-XVII вв. – XIX в.) – господство антропоцентризма. Вопрос познания человеком окружающего мира. С середины XIX в. философы выбирают ту идею, которая для них ближе. Серьёзное значение имеет религия. Основные разделы философии Философия не однородна. Существуют отдельные философские дисциплины. Базовый раздел – онтология – учение о бытии, о первоначалах. Стремится увидеть и разработать основные законы существования человека, мира (в древности - основной раздел). Задача: найти истоки и узнать, как все устроено (синергетика – учение о сложных развивающихся системах). Следующий раздел – гносеология – знания, познания; раздел, в котором изучаются вопросы человеческого познания. «Есть ли пределы познания?», «как мы его получаем?» (философия нового времени). Антропология – учение о человеке. Проблема происхождения человека; вопрос человеческого существования, смысл жизни, Вопрос воспитания человека; Вопрос сознания, как соотносится материальное и духовное. Социальная философия – занимается проблемами существования человека в социальном мире. Вопрос о возникновении социального общества. Социальная философия имеет много ветвей: 1) философия права; 2) философия культуры; 3) философия техники; 4) философия религии; 5) философия морали; 6) философия искусства; 7) философия истории; 8) философия медицины. История философии (творчество каждого философа уникально и самоценно). Самостоятельный раздел, но в то же время пронизывает все остальные разделы. Отдельные философские дисциплины существуют в составе философии, прошло время, они отделились. 1) эстетика; 2) этика; 3) логика; 4) … Политология, культурология и т.д. ранее тоже входили в состав философии, но затем стали самостоятельными. Функции философии: 1) мировоззренческая – создает определенную систему взглядов на мир. 2) методологическая – выработка оптимальных человеческих действий. 3) гносеологическая – создание обобщенной картины мира + разработка категориального аппарата. 4) оксеологическая функция – анализ и разработка ценностных идеалов человеческой жизни. 5) проксеологическая – помощь человеку в его практических действиях 6) социально-критическая – значение приобретает в эпоху перемен. Находит причины проблем, а затем предлагает систему ответов. Философия разрабатывает идеалы и ценности. 7) прогностическая функция. «Философия – тяга повсюду быть дома» (немецкий романтик) В№4 V. Философия и медицина – очень близкие области (и 1 и 2 занимается человеком). Они разошлись в практике. Медицина занялась человеком практически, а философия – теоретически. Большие ученые-медики приходили к философии. 1) «Жизнь не является простой суммой составных вещей…» Психосоматическая медицина (99% заболеваний – нарушения, раздражение психики). Человеческий организм очень сложен. Один и тот же процесс может быть и «+» и «-». 2) «Общая теория патологии» - теория, которая объединяет все медицинские знания, философские и психологические знания. 3) Проблема гуманизации медицинских знаний. В№7 Античная философия - первый этап собственно философской мысли. 1) Философская мысль античности до Сократического этапа 2) Философия эпохи эллинизма
I. Конец VII – начало V до н.э. – век досакратической философии. Разработаны первые философские понятия. Ставятся первые философские вопросы. Появляются профессиональные философы. (Философия может излагаться у Платона как миф). Философия переплетается с зачатками научной мысли. Все это объясняется социальной, экономической и политической жизнью. Свобода содействует развитию (возникновению) философии. Минимум идеологии – максимум философии (Греция). Досократическая философия. Существует персональ (каждый – личность). 1) учение Милетской школы (учение Гераклита, пифагорейцы); 2) Демакрит, Эмпедокл. Условное разделение. Милетская школа – самая ранняя из философских школ. Основатель школы – Фалес (купец). Милеты соединяют в себе и философов и других научнообразованных людей. Анаксимен, Анаксимандр. Идея космологизма – человек часть космоса. Что основа всего сущего? Что является первоосновой? Они заложили основу натурфилософии. Фалес считал, что в основе всего – вода, Анаксимен считал, что воздух, Гераклит – огонь. Весь остальной мир – переход одного состояния в другое. Анаксимандр: не брал за основу стихию. В основе всего – опейрон (фантазия Анаксимандра). Части соединяются по-разному, но в основе всего опейрон. Гераклит – все течет, все изменяется; «нельзя дважды войти в одну и ту же воду». Все состоит из противоположностей. Современники Гераклита называли его темным (путаные мысли). Гераклит – родоначальник диалектических идей. Пифагорейцы. Школа была создана по типу тайного союза. Надо искать первооснову всего сущего. Пифагор: «вещи исчезают, все изменчиво. Остаются только формы, логические структуры». Число – первооснова всего сущего, а математика приводит к познанию первоосновы. Попытались оторваться от реально существующих форм. Пифагорейцы заканчивают этап ранней философии. Школа элеатов – чисто философская школа. Основатель – Ксенофан. Расцвет идей этой школы – учение Парменида (ввел понятие бытия) ← ученик Ксенофана. Бытие начальная, предельная сущность. Бытие можно понять только с помощью разума, т.к. оно едино, вечно, недвижимо. С помощью чувств познается текучее. Парменид вводит понятие «небытие». «Бытие есть, а небытия нет». Используется в написании православных икон. (Нет темных тонов). Бытие – истина. Зенон (ученик Парменида) сформулировал несколько апорий (задач), которые трудно решить:
1) дихотомия; Ахиллес черепаха 2) Ахиллес и черепаха; 3) стрела; t1 t2 t3 Зенон – первый поднял проблему прерывности и непрерывности и проблему актуальности бесконечности. Ни множество, ни движение не могут быть мыслимы без бесконечности. Зенон – «Доказывает не невозможность движения, а его немыслимость». ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Философия Просвещения. XVIII в. – братство, равенство. Философская мысль просвещения зарождается в Англии (к. XVII – XVIII век) → Дж.Локк. Идеи Локка перекочевали во Францию. Главная идея – просвещение народных масс. Причина несчастий человека - невежество. Преодолеть зло можно, преодолев невежество. Просвещение касается всех областей жизни (наука, политика). Главная философская позиция – механистический материализм (весь мир в материале, в мире господствует движение). 1. Человек, мир – машина. Части взаимодействуют между собой по законам Ньютона (базовым законам, которые объясняют сущность мира). Яркий пример: фр. Ламетри («Человек – машина), Гольбах, Гельвеций. Материализм еще примитивный. Просвещение отрицает религию, церковь, Бога. Нет духовной материи, есть просто материя. 2. Вторая позиция: попытка совместить идеи эмпиристов и рационалистов. Просвещение является связующим звеном. Разум уводит от истины, главное – опыт. Материальный мир отражается в нашем сознании. Опыт субъективен (по рационалистам), единственная истина – разум – стержень мира. Просветители считают, что разум – высшее свойство, которое есть у человечества. Отсюда и идеи просветительства. Все в мире должно быть изучено с позиции разума. Все неразумное нужно уничтожить. 3. Создание новой этики и новых политических идей. В основе всех человеческих поступков лежат эгоистические интересы. Нормальное государство - государство, где будут созданы законы, которые будут регулировать эгоистические интересы граждан. Вальтер считал, что такое государство – это просвещенная монархия. Истинное государство – демократическая республика (эти идеи о человеческом эгоизме, прежде всего, развивал Гельвеций). 4. Идеи о естественном состоянии и о естественном праве человека. Появляется теория общественного договора (образование государства). Люди договорились и создали государство. Но со временем все было нарушено. 5. Ж.Ж.Руссо – человек неоднозначный, немножко поверхностный. Анализирует 2 типа жизни: французскую деревню и город, и говорит, что нужно вернуться к первоначалу (в деревню). Руссо – связка между философией н. XVII в. – XVIII в. – до последней философии. Немецкая классическая философия соединяет идеи эмпиристов и рационалистов и пытается это объяснить. Руссо дает начало идеям романтизма (иррационализм, нач. XIX в.)
Вывод: Развитие идеалистическое – только развитие духа. Разрабатывая диалектический метод, Гегель пытался создать «закон преодоления противоречий». Абсолютная идея – саморазворачивающаяся; сама себя познает и опредмечивается (тождество бытия и мышления). 3 стадии: логика, природа, дух. Тема свободы и тема истории. Тема истории. Без нее невозможно понять развитие. Критикует Канта за оторванность его человека от истории. История – саморазвивающиеся идеи. Периодически на сцену истории выходит определенный народ, который возвышается над другими. 3 эпохи: 1) восточная эпоха; 2) античность; 3) христианско-германский мир. Эти эпохи связаны с понятием свободы. Восточная эпоха несвободна. Свободен только царь. Античность – свободны группы. Христианско-германский – свободен каждый. Быть свободным – уметь подчиняться необходимости, ставить цели, противостоять принуждению, произволу. В№18. Фейербах – последователь Гегеля. Считал, что в философии нужно переставить акценты. Переходная фигура. Родился в семье священника. Увлекся философией, бросил карьеру священнослужителя. Половину жизни был увлечен Гегелем, но потом писал труда, не совпадающие с учением Гегеля. Фейербах критично относился к канту, а затем и к Гегелю (забыли о человеке). У Гегеля акцент на абсолютность духа. Счел человека до уровня лабораторной крысы. Фейербах: нужно забыть об усредненности, надо говорить о человеке – личности. После Фейербаха снизился интерес к Канту и Гегелю. Появился к человеку интерес. Появляется попытка создать Фейербаховскую антропологию. Фейербах с одной стороны классик, с другой – представитель нового времени. Фейербах материалист. Человек – существо природное. Человеческая сущность хотя и создана природой, но оказывает на ее влияние общество → хотя и не является главной (сущность). Сознание имеет ясную биологическую природу. Мозг вырабатывает мысль, которая является его продуктом. Сознание лишено социально-культурных основ. Сознание – отражение окружающего мира. Материализм Фейербаха не механистический, а органистический (исходя из понятия природа – организм). Антропологический материализм. Человек – единство души и тела, но основа – физическая. Человек – психофизическое единство, индивидуален. Главный принцип, согласно Фейербаху – принцип взаимоотношений человека с другими людьми (антропологический принцип). Любовь – мостик, который соединяет я и ты, единственный принцип отношений между людьми. Любовь имеет ряд функций в этом Ире: 1) любовь – критерий истина всего существенного, онтологическое доказательство всего бытия; 2) способ связи между людьми. Препятствие – религия, в том виде, в котором она существует. Религия обещает человеку бессмертие души – то основание, которое придумали люди. Религия отчуждает человека от природы. Человек уходит от природы, а затем ее боится и т.о. обращается к Богу, и попадает в зависимость от него. Вера ограничивает любовь, разделяет, делит людей на друзей и врагов. Вера лишает человека свободы, не дает ему самостоятельно решать некоторые проблемы. Проводя идеи материализма, Фейербах приходит к критике религии. Фейербах не предлагает веру упразднять, а предлагает критиковать, чтобы показать ее искусственность. 1 из главных задач: 1) вывести на подмостки философии человека 2) критика религии («Сущность христианства») На работах Фейербаха заканчивается классический период. Со 2-ой п. XIX века появляется совершенно новая философия. Несовременная философия.
Философия экзистенциализма Философия постмодернизма Пытается соединить все противоречивые философии в неклассический период и классический период. Постмодерн – конкретная культурная ситуация (человек изменился очень сильно). Изменился окружающий мир. Природа сильнее. Создается информационная сеть (Интернет). По другому осмысливается то, что было до нас. Странно одеваемся (смешиваем разные стили). → ситуация постмодерна. Она породила свою культуру: кино, литература, религия. Представители: Деррида, Лиотар, Гваттари. Все, что есть в этом мире, рассматривается через призму человеческого общества. Есть только разные стороны антропологии. Нет больше понятного осмысливания мира. Понять его невозможно, нужно принять. Мир развивается непредсказуемо и неограниченно. Вводится понятие ризома. Действительность – только иллюзия, сновидение. Картина реальности состоит из симулякра. Симулякр – точные копии, оригинал, который никогда не существовал. Основные черты философии постмодернизма: 1) ирония; 2) принципиальная эклектика – смешение всего: мысли культуры, жанра, стиля и т.д. 3) мозаичность (речь-мозаика, человек-мозаик) – все мозаично. 4) цитатность (не требует ссылки). Современная западная философия – разнопланова, включает массовые культуры, новый стиль, нет схем, концепций, язык близок к литературному. Общее – человек. Итог – философия постмодернизма. Философская мысль Беларуси I период – предфилософский (IX-X – XVII вв.) Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский – осмысление идей христианства. II период – XVI-XVII вв. сер. – идеи гуманизма, идеи реформации: Фр.Скорина, Симеон Полоцкий; идеи антропоцентризма, просветительства, гармонии веры и разума. Все идеи излагают в предисловиях и послесловиях к своим книгам. Сымон Будны – «Катехизис» - основные догматы церкви, антитринитаризм (против троицы); догмат о бессмертии души. III период – сер. XVII – до сер. XVIII вв. – распространение контрреформации: орден иезуитов. На Беларуси идеи контрреформации имели большое распространение. Средневековая западная схоластика – учение церкви в русле Фомы Аквинского. Представители: Смиглецкий, Тылковский (9-томная «Занимательная философия»). Крайние атеистические взгляды (радикальный атеизм) – Казимир Лыщинский (отрицал наличие Бога). Написал тракт – «О не существовании Бога». IV период – вт. половина XVIII – перв. пол. XIX века – идеи Просвещения. Смесь схоластики с новоевропейской наукой и идеями новоевропейской философии. Развивались 2 идеи: 1) идеи рационализма (акцент на значимость логики в научном познании) – Казимир Нарбут издал первый учебник по логике на польском языке с точки зрения развития языка и мышления; 2) развитие общественно-политических идей Просвещения. Теории общественного договора (теория о происхождении государства): Казимир Нарбут, Иоаким Леневель, Адам Нарушевич. Человеческий разум является двигателем прогресса. Леон Боровский – идеи романтизма на белорусской почве. Интерес к эстетике, к поэзии; человек современный теряет связь с природой, теряет гармонию. V период – вт. пол. XIX в. – до начала советского периода. Характерна народно-демократическая тенденция. Вопросы → переустройства общества, идеи марксизма, поиска своего самобытного пути. К.Калиновский: национальное освобождение, общинный социализм. Распространение марксизма: Фрунзе и Мечников. Попытки найти самобытный путь развития Беларуси: Я.Чечет, А.Мицкевич, Дунин-Мартинкевич, Я.Купала, Я.Колас. VI Период – советский и постсоветский периоды. В советский период философия Беларуси попала под развитие советской русской философии (до 80-х годов). В С.С. – минский философ, программы методологии и философии науки; философия культуры (универсалии культуры, место философии в культуре). Н.И.Крюковский – создал свою эстетическую концепцию. Целый ряд книг выпустился об эстетике, о красоте. Е.М.Бабосов – социолог, вопросы современного общества, принципы устройства семьи.
Основные понятия онтологии Имеет ряд своих основных категорий, понятий: 1) понятие бытия – (Парменид) существование. Бытие фиксирует все, что существует. Одни считают, что бытие – все, что есть, было и будет. Другие считают, что бытие – только то, что есть. Включают и духовное, и материальное, и необходимое, и случайно. Главное свойство – существовать безотносительно к носителю. Просто существует сама по себе. Сейчас в философии существует принцип Ноя - сохранение всего существующего; на Западе – принцип бытия. 2) понятие небытия – отсутствие, нереальность. Бытие и небытие связаны между собой. Небытие – безусловно творческое начало: всегда забирает бытие и рождает его. Лао Цзы: «Небытие – мать всех вещей». Есть крайние понятия: 1) абсолютное бытие – то, что трансцендентно бытию (в религиозной философии – Бог, у Гегеля – абсолютная идея; в марксизме – материя); 2) абсолютное небытие – ничто. Нет точки соприкосновения между ничто и небытием. Ничто → есть отрицание всей совокупности сущего, ничто – вечно молчание, исчезновение. Когда мы подходим к ничто, нас посещает ужас от осознания беспомощности. 3) Субстанция (понятие появилось в средние века). Особенно активно этим понятием Р.Декарт. Субстанция – подлежащее, незыблемая основа всего. Он нее зависит все, она – ни от чего. Концепции монизма, дуализма, плюрализма возникают в зависимости от количества субстанций. Моно – Бог, дуализм – Декарт, плюрализм – Лейбниц. 4) Материя – очень близко сходится с понятием субстанция. С точки зрения того, что понимается под субстанцией (дух. или матерю) философов делят на идеалистов и материалистов. Понятие «материя» появляется еще в эпоху античности (субстрат; то, из чего состоят вещи). Материя – первое вещество. 3 основных этапов в понимании материи - 1-й этап: материя – вещь (античность) + Аристотель, Платон. - 2-ой этап: материя – свойство (Новое Время – к. XIX в.) Декарт (носитель свойств – эфир, потом – теория атомов), эпоха Просвещения. - 3-ий этап: материя – отношение (этап связан с марксизмом) – субъектно-социальное отношение; по Ленину: материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях. Единство вещей, поля, плазмы – материя, порождаемые флюктуациями вакуума. Соврем. + информация. Форма бытия. Существует 4 формы: 1) бытие «первой и второй природы» 2) бытие человека (сочетает духовное и материальное) 3) бытие идеальное (идеи, стихи, цели, взгляды) 4) бытие общества (социальное) → бытие человеческих коллективов. Системная организация бытия Элементарные системы не дают систему в целом. Элемент – относительно простые части, из которых складывается любое целое. Любое материальное явление - совокупность элементов, связанных определенной структурой (простые связи между элементами, а также наличие внутренних связей между ними). Система обозначает объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, которые образуют его единство и целостность. Главный закон: сумма элементов системы не тождественная самой системе. В к. XIX в. была создана теория систем – уйти от элементов, работать прежде всего с системой. Существуют открытые и закрытые системы. Закрытых систем очень мало. В них возрастает и рано или поздно → деградация, а затем разрушение. В открытых системах разрушение происходит постоянно. Равновесные системы - устойчивые, равновесные, находятся в состоянии покоя. Рано или поздно приходят к гибели. Неравновесные – постоянно изменяются, стремятся к постоянному самосовершенствованию. Синергетика Вт. п. ХХ в. Междисциплинарное научное направление. Взаимодействие разных наук, теорий. Идеи синергетики были предложены такими физиками как И.Пригожин, Хаген. Развив. теория систем, но работ. с открытыми, неравновесными, нелинейными, самоорганизующимися системами. Наш окружающий мир и является такой системой. Синергетика неравновесной системы называется десинативными. Их существование может быть в случае обмена веществом или энергией с окружающей средой. Десинативные системы существуют в постоянном противоречии между порядком и хаосом. Хаос – некое разрушительное начало; порядок – некая упорядоченность. Десинативная система стремится к упорядочиванию и постоянно потребляет порядок из окружающей среды, в которой увеличивается количество хаоса. Функционирование десинативных систем невозможно предсказать. Т.к. это развитие неравновесное и нелинейное. Закон: система может выдерживать сложные воздействия окружающей среды без изменения своей среды. но может сильно изменяться при малом воздействии внешней среды. Механизм развития десинативных систем: постоянное преодоление противоположности между хаосом, порядком, с целью достижения устойчивости и равновесия. Система развивается проходя так называемые, точки бифуркации – критическое пороговое значение. Когда система достигает этих точек, происходит качественный скачок – изменение системы (часто) к развитию системы (новому). Качественный скачок неизбежен, но предсказать дальнейшее развитие системы невозможно. С точки зрения синергетики все развитие систем опосредовано 3 философия-рами: 1) внешнее воздействие на систему; 2) собственное развитие системы; 3) прошлое состояние системы. Колоссальная роль случайности. Синергетика в медицине: должна зародиться новая медицина. Сегодняшняя медицина опирается на механистический материализм XVIII в. Самоорганизация систем. Бытие мы можем рассматривать как единственную неустойчивую структуру. Под системами подразумевается десинативные системы, развивающиеся по своим законам. Динамические функции бытия. «Все течет, все изменяется» - Гераклит. Главные понятия – любое изменение, изменение как действие на что-либо или взаимодействие. Внутри системы есть масса взаимодействий. Покой – далеко не отсутствие всякого движения. Это состояние равновесия, упорядоченности, устойчивости. Движение существует в двух вариантах: 1) количественное (сохранение качественного своеобразия системы) и 2) качественное (развитие). Развитие связано с качественным преобразованием систем и процессов. Развитие как прогресс и развитие как регресс. Прогресс – форма изменения системы, связанная с увеличением уровня организаций и расширением возможностей системы. Развитие не всегда усложнением системы, чаще ее упрощение, изменение системы для большего удобства. Регресс - понижение уровня организации системы и сокращение множества ее возможностей. Регресс приводит к деградации системы. Конечная точка – самоуничтожение системы. Регресс одних видов приводит к прогрессу всей системы и наоборот. Большинство основных форм движений было выделено в XIX в. Нельзя законы из одного движения переносить на другое: механистическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Существуют законы, которые являются общими для некоторых форм движений. Диалектика. Первым употребил этот термин Сократ. Вслед за ним – Платон («диалектика – умение вести спор»). Диалектика понимается в 2 основных смыслах: 1) метод познания; → метод мышления; 2) философское знание, философское учение о развивающемся бытии и методе его познания. Диалектическое мышление находится во всех развитиях, изменениях. В противоположность диалектическому мышлению – мышление метафизическое. В своем развитии диалектика прошла сложные этапы. Основные этапы становления диалектики: 1) стихийная диалектика (античная) → нач. с Гераклита; 2) идеалистическая диалектика Гегеля (разработаны основные категории, понятия, формируются основные принципы и законы диалектики); 3) марксистская диалектика (почти полностью опирается на диалектику Гегеля, но говорит, что окружающий нас мир изменяется); 4) современная диалектика (базируется на идеях Маркса и Гегеля) – диалектика переходит на новый уровень. Новый принцип – принцип глобального эволюционизма. Классическая диалектика: - принцип развития – все изменяется; - принцип всеобщей связи. Основные категории были разработаны еще Гегелем – причина и следствие; необходимость и случайность; часть и целое и т.д. Законы диалектики (Гегель): 1) Основные законы – раскрывается сущность процесса развития. Действует во всех сферах реальности. Основные законы следующие: - закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия) - закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм процессов развития - закон отрицания отрицания – направлен на сознание. Все идет по определенной спирали (отрицая предыдущее и передвигая на более высокий уровень). 2) Не основные законы – показывают связь между категориями (между причиной и следствием). Снятие идей диалектики можно увидеть в принципе глобального эволюционного развития. Этот принцип назрел еще в XIX в. Философия пришла к выводу, что рассматривать систему можно в целом и эволюции. I этап: теории биологической эволюции. II этап: концепция биосферы и ноосферы. III этап: теории нестационарной Вселенной IV этап: синергетика V этап: разработка новой картины мира, которая основана на принципе глобальности эволюции. Сущность принципа – универсальность эволюционного взгляда на мир и бытия в целом. 6 основных положений принципа глобальной эволюции: 1) Вселенная – единая саморазвивающаяся система; 2) Эволюция систем несет направленный характер, развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности. 3) во всех эволюционных процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие. 4) Во Вселенной настоящее и будущее зависит от прошлого, но не определенно или однозначно. 5) Динамику мира можно представить как виртуальный отбор – из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные. 6) Принцип отбора допускает существование бифуркационных явлений. В результате эволюции являются принципиально непредсказуемыми. Субъект и объект познания. Субъект и объект познания. Субъект познания – тот, кто познает. Это человек, общество, даже эпоха. Субъект познания может рассматриваться как чистая познавательная активность. Несколько подходов: 1) антропологизм – субъект сам по себе; 2) трансцендентализм - человек своей эпохи. Познание начинается не на чистом листе, у нас уже есть определенные понятия времени и пространства. +: позволяют говорить об усредненном объекте -: усредненный человек теряет индивидуальность (Кант, Спиноза, Гусерль) 3) эволюционизм. Субъект – конкретный человек, который зависит от развития общества, он существенно меняется. 4) современный. S-конкретный индивид, который порожден эволюцией человеческого рода и имеет трансцендентные установки (определенные культурные предпосылки). Объект познания. 1) Объект понимается как существующая сама по себе реальность (~ антропологизм) 2) Мы видим только внешнюю сторону, а главное мы не видим (трансцендентную) 3) Объекты развиваются, хотя и существуют сами по себе (эволюционно) Возрождение и Новое время обращают внимание на субъект. Субъект – основа. Неклассическая философия = 1) связь между субъектом и объектом + 2) субъект. Постмодернизм – не должно быть субъекта и объекта. Я есть субъект и есть объект. Все объединено во мне. Проблема истинности знания Является самой важной, значимой. Когда говорят о познани
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.021 с.) |