Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и характеристика сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не существует единой структуры сознания. Сознание – сложная, многоуровневая, много слоевая структура. Все уровни переплеты, связаны между собой. Фрейд: «оно», → «я», → «супер-эго» - слои сознания. Абсолютная связь всего со всем. 1-й слой – самый глубинный, бессознательное. Для Фрейда – в основе сексуальное влечение и влечение к смерти. Для Юнга бессознательное имеет тоже 2 уровне: 1) индивидуальное (низшее, как у Фрейда)4 2) коллективное (культура, архитипы, разные жизненны установки); 2-5 слои – собственно сознательные слои; 6 слой – сверхсознательное (общественное сознание). 6-ой слой еще может быть и абсолютной идеей, Богом. 2 слой – чувственно-эмоциональный слой сознания (обеспечивает первичную реакцию на окружающий мир, наиболее точную картину, образность). Укоренены память, внимание, отражение, образность. Эмоции – в форме непосредственного переживания отражают окружающий мир. Дают своеобразную оценку механизма. Главный механизм регистрации психической деятельности человека. Аффекты – те же эмоции, но гораздо более бурные, сжатые по времени + тормозит другие психические процессы. Возникают в различных пограничных состояниях. Аффекты предлагают человеку не думать, не выбирать; дают моментальное решение, стандарт ответа. Это «+», но стандарты не всегда подходят к нашей жизни. Это «-«. Существует огромное количество книг об аффектах. Нужно держать себя в руках, на границе между эмоцией и аффектом. Нельзя отключать разум. Существуют понятия внимание и память, которые связаны между собой. Внимание – способность психики сосредоточиться на определенном объекте. Существуют понятия устойчивость внимание, переключаемость внимания (связаны с интересом к предмету переключения), объем внимания (максимум 5-7 единиц). 3 вида внимания: 1) непроизвольное 2) произвольное – сами направляем его на объект; 3) послепроизвольное – переключая внимание, все равно живем в другом состоянии (просмотр фильма). Функции внимание: 1) торможение ненужных процессов; 2) активизация нужных. Память – способность собирать, упорядочивать и сохранять знания. Случай Ша: человек, который обладает феноменальной память. Эйдотехника напрямую связана с явлением синестезии. Память, которая является абстрактной, логической, со временем ухудшается. Самый плодотворный вид памяти – синестезический. Ухватывается вся ситуация, ассоциируется с цветом, звуком, запахом и т.д. («Общая психология» - под ред. Грановской. Связь памяти с нейрофизическими процессами мозга, практические рекомендации по развитию воли, памяти). 3-4 слои – рационально-дискурсивный уровень. Рассудок (присущ всем нормальным людям) и разум (невозможно получить в наследство, умение находить выход из ситуации, ответить на сложный вопрос) – 2 разных понятия. 3 – рассудочный слой, который включает обыденные знания, как результат социализации общества. 4 – разум, интеллектуальный уровень сознания. Мыслительная деятельность, которая протекает на уровне абстрактно-логического мышления. Способность рассуждать, размышлять. 2 типа мышления: 1) основанное на логике; 2) на образно-ассоциативном мышлении Свойственно древним людям, маленьким детям. Первое мышление дает целостное мышление, наиболее точное. Второе, последующее разделяет систему на элементы, целостность явления не появляется. Абстрактно-логическое мышление значительно упрощает мир (экстравертное). Образное – интравертное, обеспечивает целостность. 5-ый слой – интуитивно-волевой, слой самосознания. Интуиция скорее пронизывает 1,2,3,4 и 5 слои, а воля относится к 5-му слою. Воля – возможность выбрать какое-то действие, выбрать его параметры, регулировать все состояния организма. Или дополнительное побуждение получаем, либо дополнительное торможение. Самосознание – способность осознавать свое «я», выделение из мира. 3 характеристики: 1) самочувствие (ощущение в мире); 2) осознание, соотнесение себя с другими видами; 3) самосознание «я» - как уникального, неповторимого, несущего ответственность за свои поступки. Самый главный механизм – рефлексия – самоанализ, наблюдение, попытка с одной стороны уйти в себя, а с другой – посмотреть на себя со стороны. Интраспекция – изучение самосознания – это только самонаблюдение. Интраспекция рационализует сознание. Связывает сознание и разум. Выделение слоев очень условно. Характеристики сознания: 1) целеполагание, которое включает в себя непосредственно связь с общественным опытом, представленность в знаково-символической форме. 2) наличие второй сигнальной системы – вербальной системы, языка. Научился отчуждать свою мысль. 3) абстракционно-логическое сознание – умение воспроизводить и анализировать ситуации, не данные в восприятии. 4) самосознание, нравственный компонент самосознания. «Сознание дано человеку за его грехи». Сознание: 1) интенционально, направлено на объект внешний или внутренний; 2) содержательно; 3) рефлексивно (осмысливает внутренний мир человека); 4) диалогично (в сознании присутствуют голоса). Сознание – это еще и общение с внешним миром. Диалогичное сознание настроена на понимание. Социокультурная природа сознания. Сознание – продукт эволюции человечества. Оно всегда культурно обусловлено, связано с социокультурным опытом человечества. Все люди разные (т.к. разный социокультурный опыт человечества). Классическая концепция – человек рождается чистым, чистой доской, на которой рисует общество, Бог. Неклассическая концепция – сознание зависит от общества, его культуры, языка; идеологии общества (по Марксу). Гадамер: человека определяют социокультурные предпосылки – «культурные предрассудки». Основные факторы, которые обеспечивают формирование развитие сознания: 1) деятельность и поведение, именно в них сознание связывает себя с обществом, практикой. 2) традиции и образование, определяют систему культурных предрассудков, которые получает сознание человека. 3) коммуникация (реальный опыт сознания – это всегда диалог) осуществляется в разных формах – вербальный язык, язык жестов и т.д. На 1 плане – язык жестов. Язык – система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям. Язык – посредник между человеком и миром, программирует восприятие пространства, времени, мира в целом. Социокультурная природа сознания. Говорить о сознании, не упоминая его социокультурную основу нельзя. В истории философии существует 2 подхода: 1) сознание, данное нам Богом (не зависит от общества, культуры); 2) сознание – чистая доска, которая заполняется за время человеческой жизни. Классическая философия не делала акцент на то, что сознание зависит от социума. Неклассический этап: марксизм – зависимость сознания от социума; Ф.Энгельс – «Трудовая теория». Труд создал человека. В марксизме труд и человек неразделимы. В каждом конкретном обществе сознание понимается как наработка, разработка общества. Вся современная неклассическая я идет в русле этих идей. Но вместо труда может выступать язык, знание и т.д. Самая популярная концепция – концепция, связанная с языком и речью. Именно речь и язык определяют сознание человека. Ф.Де Сассюр предлагал определения: Язык, понятие более широкое, система дифференцированных знаков, соответствующая дифференцированным понятиям. Язык словесный, взглядов, жестов, мимики и т.д. Может быть парадоксален (взаимодействие разных видов языка). Речь – оформленная, в соответствии с принятыми в социуме правилами, словесная деятельность(которыми (упорядочивают) стабилизируют язык). Язык и речь несут большую ответственность и нагрузку (герменевтика, структурализм и т.д.), язык создает сознание; язык – универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации. Язык – основа коммуникации, посредник между человеком и миром. Содержит определенную «концептуальную схему», которая программирует сознание человека (определяет идеалы, нормы, цели, своеобразный ход мысли). Слово имеет свою программирующую функцию. Не только язык определяет сознание (галлюцинации, предчувствия – не выразимы в словах). Философия постмодернизма утверждает, что с проблем языка нужно переключиться на проблему текста. Текст – социокультурная реальность. Его изучать более плодотворно, он многозначен; есть явное и скрытое. Текст полифоничен. 3 основных фактора, которые оказывают определяющее влияние на социокультурную обусловленность сознания: 1) деятельность и поведение – совокупность внешних, внутренних реакций на окружающую среду; 2) традиции и образование 3) коммуникация (Ясперс) – реальное общение между людьми, вне коммуникации нет человеческого сознания. Сознание не есть только продукт деятельности мозга. Сознание имеет еще компонент, который определяется обществом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.008 с.) |