Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Немецкая классическая философия
В№19. Своеобразный период философии – труды 5-ти философов, рассматривавших проблему человеческого познания. Серьезный взлет философской мысли. Немецкая классика рассматривает целостные объекты, соединяют и эмпиристов, и рационалистов. Ставят вопросы о человеческой жизни, мире и месте человека в этом мире. Вопросы трудно осмысливаемые. Э.Кант, Г.В.Фридрих Гегель, Л.Фейербах (Фихте, Шеллинг). Немецкая классика – основа философии, совершавшая своеобразную философскую эволюцию. Вносит принципиальную новизну. Бытие рассматривает через сознание. Бытие ≈ сознанию. Разработали диалектическое мировоззрение. Есть законы, мы меняемся и мы готовы к переменам. Кант писал, что его философия сродни коперниковскому перевороту. Эммануэль Кант (1724 год рождения, в восточной Пруссии (Калининград)). Посвятил себя философии. Не путешествовал, не имел семьи. Вел размеренный образ жизни. Кант в детстве болел часто, ему говорили, что он не проживет до 20 лет. Кант, ведя здоровый образ жизни, прожил примерно до 100 лет. Ходил на прогулки. 2 творческих периодов: 1) до 70-х годов – докритический период. («Всеобщая теория неба»). Вводит понятие Бога, но объяснить откуда Бог не может. Ранние работы Канта научные больше. 2) с 70-х годов – критический период. («Критика чистого разума». «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). I критика посвящена тому, как человек познает мир (что я могу знать?) II критика посвящена этике (как человеку жить?, что я должен, могу делать?) III критика посвящена вопросам эстетики (что есть красота?) Соединение чистого разума и практического, познания и деятельности. Критика – анализ, Кант пытался найти середину, разобрать, где пределы, а где центр. Критика чистого разума. По Канту мы говорим о познании окружающего мира, неким познающим субъектом (усредненная личность). Как человек познает окружающий мир? Базовое понятие – вещь в себе (самому суть мира познать невозможно, только свойства). «Вещь в себе» непознаваема. Суть, но ничего. Есть 2 мира: 1) мир ноуминов (для нас он непознаваем, но до истины не можем добраться) 2) мир феноменов (с ним работает наше сознание). I ступень познавательного акта →чувственная. Чувства регистрируют все происходящее. У каждого свое представление о запахе, цвете. Ощущения упорядочиваются при помощи трансцендентальных (оприонных, доопытных) форм (то, что существует в нас с рождения): а) пространство; б) время.
Трансцендентные формы (ТЦДТ) передаются по наследству, но изменяются из поколения в поколения. Это конструкции нашего сознания (на уровне чувственности). Получаем свойства, которые упорядочиваются ← (ТЦДТ-эстетика). II ступень – рассудок. На уровне рассудка происходит деятельность по систематизации и упорядоченности. В рассудке тоже есть свои ТЦДТ-формы, которые называются категориями: 1) категории качества; 2) категории количества; 3) категории отношения; 4) категории мадальности; существование, несуществование, необходимость, случайность). 1. Реально-нереально, отражение – образ. Выполняют (категории) синтетическую функцию – соединяют в нечто единое. ТЦДТ-ное единство апперцепции (упорядочение). Самая важная функция – придание общей значимости (не отличающиеся в общем у разных людей – усредненные данные). Деятельность этих систем обусловливает развитие науки. Этот раздел в критике чистого разума называется ТЦДТ аналитика. IIIступень – разум – самая наивысшая ступень. Рассудок применяет некоторые абстракции, позволяет быть в некоторых ситуациях иными, допускается творчество. В разуме нет ТЦДТ идей, есть трансцендентные идеи (ТЦД). ТЦДТ идеи - доопытные → сформированные в нашем развитии. ТЦД – внеопытные, существуют во всем человеческом роде и не меняются из поколения в поколение, откуда они - неизвестно. Три ТЦД идеи: 1) душа; 2) мир; 3) Бог. Эти идеи позволяют дать высшую цель нашему разуму. Идея мира или вселенной – то, к чему стремится философия. Идея души – знания о себе; идея Бога - объясняет саму возможность познания, обоснование всякого существования. Эти идеи просто существуют, их нельзя доказать. Есть Бог, есть вселенная, есть душа. Разум дает цель, значение самому познанию, связывает познание с практикой. Рассудок - техничен. ТЦДТ диалектика – рассматривает проблемы разума. Разум создает систему знаний. Разум не всемогущ, он постоянно впадает в антиномии (заблуждения, невозможность разрешения трудных ситуаций, затруднение ситуации). Может разум объяснить и тезис, и антитезис.
Тезис: Мир имеет начало во времени и во вселенной. Антитезис: Причина – следствие (нет свободы), но и есть свобода. Вещи окружающего мира воздействуют на наши органы чувств. Мы осознаем только чувства. Чтобы не было у каждого человека своего мира → и нужен рассудок. Разум соединяет человека с Богом. «Критика практического разума» - изложение этических идей. Позиция Канта основана на том, что в каждом человеке заложено трансцендентное – моральный закон («категорический императив»: 1) поступай так, что максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства; 2) поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством). Кант считал, что человек устроен так, что ищет для (всегда) себя выгоды (восхищался небом над ним и нравственными законами в себе). «Не будьте заложником обстоятельство». Свобода – исполнение нравственных законов, несмотря на обстоятельства, действия вопреки обстоятельствам (даже без надежды на успех). (Раскольников пытался объяснить убийство, но столкнулся именно с категориальным императивом). Мы, прежде всего, люди, а не должности, которые мы занимаем. На основе нравственного закона мы строим нормы нашего поведения; правила не должны противоречить нравственным законам. Правило противоречащее нужно выбросить. «Критика способности суждения» - попытка соединить мир опыта и мир этики. Говорит об эстетическом суждении. В одних мы остаемся красивым, в других поднимаемся до уровня общего закона. Главная формула: истина – добро – красота. Через красоту идут к истине и добру. Чувство красоты (заложено с рождения) дает ощущение миропорядка. В№20. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Преподавал Кант, а Гегель готовился к карьере пастыря, затем заинтересовался философией. Был человеком религиозным. Преподавал в ВУЗах. Гегель считал, что систему свою нужно создать в таком порядке, чтобы не возникало вопросов, споров. Студенты любили его слушать, но читать – нет. Гегель умер от холеры достаточно рано. У него было много учеников - гегельянцы. Центральное понятие – абсолютная идея – некая духовная сущность + вся духовная культура человечества. В абсолютной идее первоначально все есть, нона еще и разворачивается. Максимум – вся духовная культура человечества. Пример: Человек рождается и в нем все есть, но с возрастом он изменяется; в старости он остается сами собой + познал себя (проявилось то, что в нем было заложено). 1) самопознание идеи. Для Гегеля безусловно первично духовное, а уже потом материальный мир, который строится через: 2) опредмечивание (превращение идеи в реальность). Записан. стихи – предмет, а читая их, мы опредмечиваем стихи. Тождественность мышления и бытия. «Все действительное разумно, все разумное действительно» - основа, фундамент Гегелевской философии. Абстрактное содержание (поэтому переводя на свой лад теорию, ею пользуются в разных целях). Панлогизм – все пронизано мыслью. Разум – главное. 3) Саморазвитие идеи – в основу системы Гегель положил диалектический метод (все изменяется, развивается). Любое развитие проходит через 3 фазы: 1) тезис (утверждение); 2) антитезис (противоречие); 3) синтез (снятие всего того, что было в тезисе и антитезисе).
Все рассматривается в историческом масштабе. Снятие – уборка всех недостатков, добавление всего лучшего, что было + суммируем и поднимаемся на ступеньку выше. На триаде (тезис – антитезис – синтез) строится весь диалектический метод Гегеля. Абсолютный дух тоже проходит триаду: 1. Логика, которая соответствует тезису; 2. Природа, которая соответствует антитезису; 3. Дух, который соответствует синтезу. Логика: абсолютная идея проходит в своем развитии 3 ступени: а) наши мышления – логика; б) идеи природы; в) идеи духа. Законы логики – законы жизни, бытия. Гегель анализирует мышление в чистом виде, независимо от конкретных субъектов. Идеи 1 категории: 1) существование; 2) сущность; 3) качество; 4) количество. Природа – инобытие идей, отрицает саму себя в реальной и материальной природе. В ней нет развития. Она целостна, объективно существует. Природа существует сама по себе. На уровне природы рассматривается 2 уровня идей: пространство, жизнь, смерть и т.д. В философии природы есть 3 раздела: 1) механика 2) физика 3) органика. Абсолютный дух –высшая духовная, творческая способность. Философия духа: 1) развитие субъективного духа; антропология, феноменология, психология; 2) объективный дух 1) право; 2) нравственность; 3) государство; 4) мораль; 5) семья; 6) гражданское общество; 7) проблема. II. Объективный дух отрицает все индивидуальное, субъективное, но ничто индивидуальное невозможно понять без объективного. Нравственность – высший уровень по отношению к праву и морали. Государство объединяет понятия семьи (ячейка общества) и гражданское общество. Все развитие приходит к формам, которые являются высшими по сравнению с предыдущими. III. Абсолютный дух: - искусство – созерцание окружающего мира; - религия – восприятие мира; - философия – понятийное мышление. Дух может реально себя познать. Вывод: Развитие идеалистическое – только развитие духа. Разрабатывая диалектический метод, Гегель пытался создать «закон преодоления противоречий». Абсолютная идея – саморазворачивающаяся; сама себя познает и опредмечивается (тождество бытия и мышления). 3 стадии: логика, природа, дух. Тема свободы и тема истории. Тема истории. Без нее невозможно понять развитие. Критикует Канта за оторванность его человека от истории. История – саморазвивающиеся идеи. Периодически на сцену истории выходит определенный народ, который возвышается над другими.
3 эпохи: 1) восточная эпоха; 2) античность; 3) христианско-германский мир. Эти эпохи связаны с понятием свободы. Восточная эпоха несвободна. Свободен только царь. Античность – свободны группы. Христианско-германский – свободен каждый. Быть свободным – уметь подчиняться необходимости, ставить цели, противостоять принуждению, произволу. В№18. Фейербах – последователь Гегеля. Считал, что в философии нужно переставить акценты. Переходная фигура. Родился в семье священника. Увлекся философией, бросил карьеру священнослужителя. Половину жизни был увлечен Гегелем, но потом писал труда, не совпадающие с учением Гегеля. Фейербах критично относился к канту, а затем и к Гегелю (забыли о человеке). У Гегеля акцент на абсолютность духа. Счел человека до уровня лабораторной крысы. Фейербах: нужно забыть об усредненности, надо говорить о человеке – личности. После Фейербаха снизился интерес к Канту и Гегелю. Появился к человеку интерес. Появляется попытка создать Фейербаховскую антропологию. Фейербах с одной стороны классик, с другой – представитель нового времени. Фейербах материалист. Человек – существо природное. Человеческая сущность хотя и создана природой, но оказывает на ее влияние общество → хотя и не является главной (сущность). Сознание имеет ясную биологическую природу. Мозг вырабатывает мысль, которая является его продуктом. Сознание лишено социально-культурных основ. Сознание – отражение окружающего мира. Материализм Фейербаха не механистический, а органистический (исходя из понятия природа – организм). Антропологический материализм. Человек – единство души и тела, но основа – физическая. Человек – психофизическое единство, индивидуален. Главный принцип, согласно Фейербаху – принцип взаимоотношений человека с другими людьми (антропологический принцип). Любовь – мостик, который соединяет я и ты, единственный принцип отношений между людьми. Любовь имеет ряд функций в этом Ире: 1) любовь – критерий истина всего существенного, онтологическое доказательство всего бытия; 2) способ связи между людьми. Препятствие – религия, в том виде, в котором она существует. Религия обещает человеку бессмертие души – то основание, которое придумали люди. Религия отчуждает человека от природы. Человек уходит от природы, а затем ее боится и т.о. обращается к Богу, и попадает в зависимость от него. Вера ограничивает любовь, разделяет, делит людей на друзей и врагов. Вера лишает человека свободы, не дает ему самостоятельно решать некоторые проблемы. Проводя идеи материализма, Фейербах приходит к критике религии. Фейербах не предлагает веру упразднять, а предлагает критиковать, чтобы показать ее искусственность. 1 из главных задач: 1) вывести на подмостки философии человека 2) критика религии («Сущность христианства») На работах Фейербаха заканчивается классический период. Со 2-ой п. XIX века появляется совершенно новая философия. Несовременная философия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.017 с.) |