Социальная динамика общества (философская. интерпретация социальной истории (59) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная динамика общества (философская. интерпретация социальной истории (59)



I. Социальная философия – раздел философского знания. Изучает проблемы общества (в узком смысле искусство, религию, политику и т.д.). Современная философия занимается узкими проблемами, а классическая занималась изучением философии + обязательно общества.

Социальная философия имеет ряд подразделов: философия права, религии, искусства, техники, культуры и т.д. Существует несколько самостоятельных дисциплин, которые развились на базе социальной философии: культурология, социология (изучение феномена общества), политология. Специфика социальной философии связана с тем, что тематика актуальна, должна быть особая методология.

II. Первые идеи об обществе и его развитии появились еще в античности.

Платон: вся теория им созданная была основой социальной философии (теория идеального государства). Ремесленники – осуществлять жизненные процессы. Если бы это все выполнялось, то государство было бы идеальным и все были бы счастливы.

Формы управления:

1) тирания;

2) олигархия

3) демократия (охлократия – власть толпы, власть черни, частный случай демократии)

4) аристократия – управляет элита общества.

У Платона есть особенность: общество и государство неразделимы (синонимы).

Аристотель более рационален и практичен. Общество – естественное продолжение эволюции человека; общество – двигатель эволюции. Человек – политическое существо, он не может существовать вне политики.

Средние века: проблема общества уходит на второй план. Августин Аврелий (блаженный), Фома Аквинский. Именно христианство разбирает общество как некую прочерченную линию развития. У Фомы Аквинского появляется идея о разграничивании понятий общество (часть, собрание людей (-корабль)) и государство. Государство – кормчий (высший уровень организации).

Новое время. Базис для развития социальной философии (XVIII в.)

1) идея естественного состояния человека (Ж.Ж.Руссо): все люди изначально равны, каждый из них был самодостаточен и поэтому счастлив. Появление общества, государства, культуры и т.д. испортило человека. Человеку нужно вернуться назад.

2) теория общественного договора (Руссо, Дидро, Гоббс): люди, в силу определенных обстоятельств, объединились. Объединяясь, они договорились о правах, обязанностях и т.д. С течением времени человек далеко ушел от этого договора. Нужно вернуться к началу, пересмотр. договор. Тогда все будут счастливы.

3) географический детерминизм (Монтескье): развитие общества зависит от географических факторов (климат, солнечный свет и т.д.)

4) идея о возможности социальной революции (перед Французской революцией).

Т.Гобс, Дж.Локк на ряду с французским философами внесли большую часть знаний. Т.Гобс: общество – понятие более широкое.

Немецкая философия (Кант, Гегель). Гегель: развитие общества основано на самопознании абсолютной идеи. Гегель показывает последовательное развитие (историческое) общества + как в каждом обществе идет совершенство: 1) религия, 2) наука, 3) философия.

XIX в.: общество изучалось как наблюдательное – объяснит. факт до XIX в., а затем – с научной точки зрения. Агюст Конт утверждает, что общество нужно рассматривать как сложный организм, в течении времени, динамику просмотреть. Конт – основатель социологии. Изначально социологию Конт называл социальной физикой.

Современные подходы очень плюаристичны. 3 основных подхода в понимании происхождения, сущности и функционирования общества:

I) натуралистический. Объясняет, что общество – естественное продолжение закономерностей природы:

1.1) природными философия-рами мы можем объяснить: а) динамику существования общества; б) те закономерности, которые действуют в природе, действуют и в обществе (Чижевский, Лев Гумилев, Лев Мечников). Чижевский: на развитие общества влияет солнечная активность. Лев Мечников: влияние географической среды («Цивилизации и великие реки»).

Чем ближе общество к большим рекам, тем успешнее оно развивается.

1) Идеи социодарвинизма: как в природе существование – борьба  - существование; так и в обществе.

2) расово-антропологический. Игнорируются различия между природой и обществом.

II. Субъективная реальность – общество по идеалистический:

- религиозное общество создано Богом, общество линейно развивается. Есть сакральная и профальная история (Соловьев, Бердяев, К.Ясперс);

- нерелигиозные модели, в которой общество – некие живые организмы. Как всякое общество проживают определенные процессы (Данилевский, Шпенглер, Сорокин).

III. Проксеологический. Общество – субъективно-объективная реальность. Общество – совокупность индивидуумов + нечто объективное (социальные связи, конфликты). Своими корнями уходит в эпоху Просвещения.

Продолжали идеи Конта: Эмиль Дюркгейм, Вебер, Парсонс. Они считали, что анализируя общество, можно выделить активную форму и анализ. к понятиям: соц. действ. и социальное поведение. Теория соц. договора (каждое общество – набор определенных установок, причем первая из установок преобладает). 4 типа:

1) целерациональное действие;

2) ценностно-рациональное действие (Китай)

3) аффективное поведение (следует за своими эмоциями);

4) традиционное (основано на традициях общества).

Исторический материализм – взгляды Маркса на общество. Сложные производственные отношения, на которые надстраиваются идеологические.

III. Социальное бытие – общественное бытие – жизнь людей в обществе. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности; обособившаяся от природы часть бытия, которая характеризуется своими нормами, отношениями, институтами + способами самоорганизации.

1) Общество нужно рассматривать как систему.

2) Необходим учет связи общества с природой.

3) Развитее общества многовариантно. В обществе происходит множество процессов (резонанс различных процессов, наслаивания, надстройки).

4) С развитием общества возрастает масштабность, глобальность всех процессов развития, повышается интенсивность, увеличивается социальная динамика и т.д. Общество убыстряет свой бег.

Система – элементы которые объединяются и упорядочиваются в соответствии с определенной структурой. Социальная структура общества – устойчивые и упорядоченные связи между элементами, обеспечивающими целостность социальной системы.

Основные варианты социального структурирования общества:

1) Структура социально-классовая. Используют 2 понятия: а) классы – большая социальная группа, стремящаяся к удержанию власти; б) страты – социальные группы (по уровню жизни, уровню доходов): - бедные, - богатые, - средний класс.

2) Национально-этническая структура. В истории общества возникали 3 типа обществ:

                   а) племя (кровнородственные связи);

                   б) народность (этнические связи, языковая связь);

                   в) нация (наличие национального самосознания).

3) Полувозрастная структура;

4) Поселенческая структура (соотношение общества по населению);

5) Профессионально-квалификационная структура;

6) Семья.

В основе общества – личность либо социальная группа. Личность (социальная группа) обладает социальным статусом – совокупность характеристик индивида или группы, с точки зрения их положения в социальной системе.

Есть наследуемый социальный статус, есть приобретенный. Социальная мобильность – возможность для индивида или группы изменять свою социальную позицию. 2 вида:

1) вертикальная мобильность: способность передвигаться по иерархической лестнице;

2) горизонтальная мобильность: перемещение по горизонтальной линии (переезд из деревни, в город и наоборот). Выясняется насколько общество подвижно, способно к динамике.

Самые плодотворные изучения общества в рамках синергетики (междисциплинарное направление) возникло в кругу физиков; основа – открыт. нелинейные, дессипотивные системы; таковой и является общество.

Основные проблемы синергетики в применении к изучению общества:

1) проблема хаоса (что есть хаос?)

2) изучение альтернативного пути развития социальных систем (различные состояния системы);

3) изучение системных феноменов в рамках общества (толпа, агрессия, резонанс общественной жизни);

4) проблема случайности, спонтанности, точек бифуркаций.

 

Социальная философия

В философии сложились 2 направления:

1) нелинейные

2) линейные

Нелинейные считают, что нет социального процесса, единого общества, есть только отдельные общества, которые существуют сами по себе, взаимодействуют между собой; нет социальной истории. Пример: теории культурный кругов Шпенглера, Данилевский, Тойнби, Померанц. Существуют отдельный общества как некие замкнутые организмы. Такие общества практически не взаимодействуют, есть определенный вид искусства, своя культура и т.д. Некоторые считают, что культура и общество умерли.

А.Тойнби считает, что существуют отдельные общества, со своей культурой. существуют механизмы, которые характерны для всех обществ: 1) механизм вопросов и ответов. Природа обществу постоянно задает вопросы. От имени общества отвечает элита (высший класс общества). Пока элита способна отвечать на вопросы, общество существует. Но вопросы все тяжелее, а ответы становятся менее полными. Общество погибает.

Концепция Померанца: теория маятников качания развития общества. 2 вида эпох:          1) классические (мужские, соответственно янь)

     2) романтические (женские, соответственно инь).

Классическим характерна активность, экстравертность, мужественность, рациональность (античность, Новое Время).

Романтическим – женственность, интравертность, созерцание (первобытная культура, средневековая культура.

Современная культура – соединение классики и романтики.

Линейные → гораздо больше, чем нелинейные. История представляет собой единую динамику. История – некий прогресс или наоборот, регресс. (Регрессивисты, прогрессивисты).

Концепции берут начало еще в глубокой древности. Конфуций говорил о необходимости исправления имен. Новое Время (Руссо – возврат к естественной жизни, к первоначалу).

Классический этап: Форестер: общество исчерпает к нач. XX в. ресурсы, упадет духовность, плохая демографическая обстановка. Общества постепенно идет к своему краху. Уку Ян – «Конец истории». Хантингтон: останется 2 цивилизации: арабская и вторая, которая объединяет в себе различные культуры, но никогда не смогут найти общее решение, не объединятся никогда, потому что совершенно разные религии. Феномен братских стран → затем объединятся с похожими культурами.

Христианство в момент зарождения создало подтверждение тому, что есть мировая история. Человечество становится все более совершенным, обращается к Богу. Проблема случайности и спонтанности, вопрос конечного пути

(К.Ясперс, марксизм). Согласно Ясперсу есть определенные этапы исторического развития («Истоки истории и ее цели»):

1) первичный этап (человек не осознает себя);

2) великих культур древности;

3) осевое время (появляется человек современного типа).

Складывается особый тип мышления, формируется основная религия. Возрастает вера в Бога, развивается общество.

Марксизм: суть динамики общества – переход от одного этапа к другому. Переход происходит при помощи социальной революции. Белл – «Концепция постиндустриального общества». (Тоффлер – единомышленник).

Третий этап отличается от двух других, здесь совершенно другие законы, люди и т.д. Масуда говорил об обществе с точки зрения информации. Компьютер - продолжение человека. Человек – глобальная сеть. Историческая школа аннала: не надо говорить об истории человеческого общества, нужно говорить о малой истории (истории отдельного человека; семьи). Нужно обратиться к семейному альбому, справкам, письмам и т.д. Историю нужно понять изнутри.

Когда мы даем оценку событиям, нельзя говорить о прогрессе либо регрессе. Каждое событие многогранно и их совокупность и дает прогресс либо регресс.

1) вопрос: на основе чего совершается развитие, движение (первоисточники)

По поводу источников нет единого мнения. Главный источник всего сознания и движения – социальный конфликт – столкновение потребностей и противоположностей различных социальных групп. Маркс: противоречия за социальное имущество, собственность. Вебер: инстинкт самосохранения.

       1) источник социальных конфликтов - неравенство;

       2) источник – различие ценностей и ориентации;

       3) источник – различные национальные и религиозные особенности;

       4) специфика властных отношений.

2 – проблема разрешения социальных конфликтов.

       1) война – решение; не является полноценным решением

       2) решение – компромисс.

Философия ненасилия – нельзя решать вопросы насильно (Лев Толстой, христианство, семейство Ганди, Рерихов и т.д.)

2) Проблема движущих сил общественного развития.

3 подхода к решению этого вопроса:

       1) главная сила общественного развития – личность; каждый из нас – двигатель общества;

       2) великие личности – главная сила общественного развития;

       3) именно личности творят историю

3) Движущей силой истории являются народные массы, народ (марксизм). «Закон о возрастании роли народных масс в истории», «Вопрос о роли личности в истории».

4) Только творческая личность может быть движущей силой развития общества. (Ортега-и-Гассет, Парето, Моска). Элита может быть научная. культурная, религиозная. В обществе происходит постоянная смена различных видов элиты и т.д.

5) Движущая сила – толпа или масса. Толпа имеет ряд негативных черт, качеств и т.д. Самая страшная форма управления обществом – охлократия. Отега-и-Гассет: «сегодня историей управляет толпа» (Ницше, Кант, Канетти).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.041 с.)