Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная динамика общества (философская. интерпретация социальной истории (59)⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
I. Социальная философия – раздел философского знания. Изучает проблемы общества (в узком смысле искусство, религию, политику и т.д.). Современная философия занимается узкими проблемами, а классическая занималась изучением философии + обязательно общества. Социальная философия имеет ряд подразделов: философия права, религии, искусства, техники, культуры и т.д. Существует несколько самостоятельных дисциплин, которые развились на базе социальной философии: культурология, социология (изучение феномена общества), политология. Специфика социальной философии связана с тем, что тематика актуальна, должна быть особая методология. II. Первые идеи об обществе и его развитии появились еще в античности. Платон: вся теория им созданная была основой социальной философии (теория идеального государства). Ремесленники – осуществлять жизненные процессы. Если бы это все выполнялось, то государство было бы идеальным и все были бы счастливы. Формы управления: 1) тирания; 2) олигархия 3) демократия (охлократия – власть толпы, власть черни, частный случай демократии) 4) аристократия – управляет элита общества. У Платона есть особенность: общество и государство неразделимы (синонимы). Аристотель более рационален и практичен. Общество – естественное продолжение эволюции человека; общество – двигатель эволюции. Человек – политическое существо, он не может существовать вне политики. Средние века: проблема общества уходит на второй план. Августин Аврелий (блаженный), Фома Аквинский. Именно христианство разбирает общество как некую прочерченную линию развития. У Фомы Аквинского появляется идея о разграничивании понятий общество (часть, собрание людей (-корабль)) и государство. Государство – кормчий (высший уровень организации). Новое время. Базис для развития социальной философии (XVIII в.) 1) идея естественного состояния человека (Ж.Ж.Руссо): все люди изначально равны, каждый из них был самодостаточен и поэтому счастлив. Появление общества, государства, культуры и т.д. испортило человека. Человеку нужно вернуться назад. 2) теория общественного договора (Руссо, Дидро, Гоббс): люди, в силу определенных обстоятельств, объединились. Объединяясь, они договорились о правах, обязанностях и т.д. С течением времени человек далеко ушел от этого договора. Нужно вернуться к началу, пересмотр. договор. Тогда все будут счастливы.
3) географический детерминизм (Монтескье): развитие общества зависит от географических факторов (климат, солнечный свет и т.д.) 4) идея о возможности социальной революции (перед Французской революцией). Т.Гобс, Дж.Локк на ряду с французским философами внесли большую часть знаний. Т.Гобс: общество – понятие более широкое. Немецкая философия (Кант, Гегель). Гегель: развитие общества основано на самопознании абсолютной идеи. Гегель показывает последовательное развитие (историческое) общества + как в каждом обществе идет совершенство: 1) религия, 2) наука, 3) философия. XIX в.: общество изучалось как наблюдательное – объяснит. факт до XIX в., а затем – с научной точки зрения. Агюст Конт утверждает, что общество нужно рассматривать как сложный организм, в течении времени, динамику просмотреть. Конт – основатель социологии. Изначально социологию Конт называл социальной физикой. Современные подходы очень плюаристичны. 3 основных подхода в понимании происхождения, сущности и функционирования общества: I) натуралистический. Объясняет, что общество – естественное продолжение закономерностей природы: 1.1) природными философия-рами мы можем объяснить: а) динамику существования общества; б) те закономерности, которые действуют в природе, действуют и в обществе (Чижевский, Лев Гумилев, Лев Мечников). Чижевский: на развитие общества влияет солнечная активность. Лев Мечников: влияние географической среды («Цивилизации и великие реки»). Чем ближе общество к большим рекам, тем успешнее оно развивается. 1) Идеи социодарвинизма: как в природе существование – борьба - существование; так и в обществе. 2) расово-антропологический. Игнорируются различия между природой и обществом. II. Субъективная реальность – общество по идеалистический: - религиозное общество создано Богом, общество линейно развивается. Есть сакральная и профальная история (Соловьев, Бердяев, К.Ясперс); - нерелигиозные модели, в которой общество – некие живые организмы. Как всякое общество проживают определенные процессы (Данилевский, Шпенглер, Сорокин).
III. Проксеологический. Общество – субъективно-объективная реальность. Общество – совокупность индивидуумов + нечто объективное (социальные связи, конфликты). Своими корнями уходит в эпоху Просвещения. Продолжали идеи Конта: Эмиль Дюркгейм, Вебер, Парсонс. Они считали, что анализируя общество, можно выделить активную форму и анализ. к понятиям: соц. действ. и социальное поведение. Теория соц. договора (каждое общество – набор определенных установок, причем первая из установок преобладает). 4 типа: 1) целерациональное действие; 2) ценностно-рациональное действие (Китай) 3) аффективное поведение (следует за своими эмоциями); 4) традиционное (основано на традициях общества). Исторический материализм – взгляды Маркса на общество. Сложные производственные отношения, на которые надстраиваются идеологические. III. Социальное бытие – общественное бытие – жизнь людей в обществе. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности; обособившаяся от природы часть бытия, которая характеризуется своими нормами, отношениями, институтами + способами самоорганизации. 1) Общество нужно рассматривать как систему. 2) Необходим учет связи общества с природой. 3) Развитее общества многовариантно. В обществе происходит множество процессов (резонанс различных процессов, наслаивания, надстройки). 4) С развитием общества возрастает масштабность, глобальность всех процессов развития, повышается интенсивность, увеличивается социальная динамика и т.д. Общество убыстряет свой бег. Система – элементы которые объединяются и упорядочиваются в соответствии с определенной структурой. Социальная структура общества – устойчивые и упорядоченные связи между элементами, обеспечивающими целостность социальной системы. Основные варианты социального структурирования общества: 1) Структура социально-классовая. Используют 2 понятия: а) классы – большая социальная группа, стремящаяся к удержанию власти; б) страты – социальные группы (по уровню жизни, уровню доходов): - бедные, - богатые, - средний класс. 2) Национально-этническая структура. В истории общества возникали 3 типа обществ: а) племя (кровнородственные связи); б) народность (этнические связи, языковая связь); в) нация (наличие национального самосознания). 3) Полувозрастная структура; 4) Поселенческая структура (соотношение общества по населению); 5) Профессионально-квалификационная структура; 6) Семья. В основе общества – личность либо социальная группа. Личность (социальная группа) обладает социальным статусом – совокупность характеристик индивида или группы, с точки зрения их положения в социальной системе. Есть наследуемый социальный статус, есть приобретенный. Социальная мобильность – возможность для индивида или группы изменять свою социальную позицию. 2 вида: 1) вертикальная мобильность: способность передвигаться по иерархической лестнице; 2) горизонтальная мобильность: перемещение по горизонтальной линии (переезд из деревни, в город и наоборот). Выясняется насколько общество подвижно, способно к динамике.
Самые плодотворные изучения общества в рамках синергетики (междисциплинарное направление) возникло в кругу физиков; основа – открыт. нелинейные, дессипотивные системы; таковой и является общество. Основные проблемы синергетики в применении к изучению общества: 1) проблема хаоса (что есть хаос?) 2) изучение альтернативного пути развития социальных систем (различные состояния системы); 3) изучение системных феноменов в рамках общества (толпа, агрессия, резонанс общественной жизни); 4) проблема случайности, спонтанности, точек бифуркаций.
Социальная философия В философии сложились 2 направления: 1) нелинейные 2) линейные Нелинейные считают, что нет социального процесса, единого общества, есть только отдельные общества, которые существуют сами по себе, взаимодействуют между собой; нет социальной истории. Пример: теории культурный кругов Шпенглера, Данилевский, Тойнби, Померанц. Существуют отдельный общества как некие замкнутые организмы. Такие общества практически не взаимодействуют, есть определенный вид искусства, своя культура и т.д. Некоторые считают, что культура и общество умерли. А.Тойнби считает, что существуют отдельные общества, со своей культурой. существуют механизмы, которые характерны для всех обществ: 1) механизм вопросов и ответов. Природа обществу постоянно задает вопросы. От имени общества отвечает элита (высший класс общества). Пока элита способна отвечать на вопросы, общество существует. Но вопросы все тяжелее, а ответы становятся менее полными. Общество погибает. Концепция Померанца: теория маятников качания развития общества. 2 вида эпох: 1) классические (мужские, соответственно янь) 2) романтические (женские, соответственно инь). Классическим характерна активность, экстравертность, мужественность, рациональность (античность, Новое Время). Романтическим – женственность, интравертность, созерцание (первобытная культура, средневековая культура. Современная культура – соединение классики и романтики. Линейные → гораздо больше, чем нелинейные. История представляет собой единую динамику. История – некий прогресс или наоборот, регресс. (Регрессивисты, прогрессивисты). Концепции берут начало еще в глубокой древности. Конфуций говорил о необходимости исправления имен. Новое Время (Руссо – возврат к естественной жизни, к первоначалу).
Классический этап: Форестер: общество исчерпает к нач. XX в. ресурсы, упадет духовность, плохая демографическая обстановка. Общества постепенно идет к своему краху. Уку Ян – «Конец истории». Хантингтон: останется 2 цивилизации: арабская и вторая, которая объединяет в себе различные культуры, но никогда не смогут найти общее решение, не объединятся никогда, потому что совершенно разные религии. Феномен братских стран → затем объединятся с похожими культурами. Христианство в момент зарождения создало подтверждение тому, что есть мировая история. Человечество становится все более совершенным, обращается к Богу. Проблема случайности и спонтанности, вопрос конечного пути (К.Ясперс, марксизм). Согласно Ясперсу есть определенные этапы исторического развития («Истоки истории и ее цели»): 1) первичный этап (человек не осознает себя); 2) великих культур древности; 3) осевое время (появляется человек современного типа). Складывается особый тип мышления, формируется основная религия. Возрастает вера в Бога, развивается общество. Марксизм: суть динамики общества – переход от одного этапа к другому. Переход происходит при помощи социальной революции. Белл – «Концепция постиндустриального общества». (Тоффлер – единомышленник). Третий этап отличается от двух других, здесь совершенно другие законы, люди и т.д. Масуда говорил об обществе с точки зрения информации. Компьютер - продолжение человека. Человек – глобальная сеть. Историческая школа аннала: не надо говорить об истории человеческого общества, нужно говорить о малой истории (истории отдельного человека; семьи). Нужно обратиться к семейному альбому, справкам, письмам и т.д. Историю нужно понять изнутри. Когда мы даем оценку событиям, нельзя говорить о прогрессе либо регрессе. Каждое событие многогранно и их совокупность и дает прогресс либо регресс. 1) вопрос: на основе чего совершается развитие, движение (первоисточники) По поводу источников нет единого мнения. Главный источник всего сознания и движения – социальный конфликт – столкновение потребностей и противоположностей различных социальных групп. Маркс: противоречия за социальное имущество, собственность. Вебер: инстинкт самосохранения. 1) источник социальных конфликтов - неравенство; 2) источник – различие ценностей и ориентации; 3) источник – различные национальные и религиозные особенности; 4) специфика властных отношений. 2 – проблема разрешения социальных конфликтов. 1) война – решение; не является полноценным решением 2) решение – компромисс. Философия ненасилия – нельзя решать вопросы насильно (Лев Толстой, христианство, семейство Ганди, Рерихов и т.д.) 2) Проблема движущих сил общественного развития. 3 подхода к решению этого вопроса: 1) главная сила общественного развития – личность; каждый из нас – двигатель общества; 2) великие личности – главная сила общественного развития;
3) именно личности творят историю 3) Движущей силой истории являются народные массы, народ (марксизм). «Закон о возрастании роли народных масс в истории», «Вопрос о роли личности в истории». 4) Только творческая личность может быть движущей силой развития общества. (Ортега-и-Гассет, Парето, Моска). Элита может быть научная. культурная, религиозная. В обществе происходит постоянная смена различных видов элиты и т.д. 5) Движущая сила – толпа или масса. Толпа имеет ряд негативных черт, качеств и т.д. Самая страшная форма управления обществом – охлократия. Отега-и-Гассет: «сегодня историей управляет толпа» (Ницше, Кант, Канетти).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.041 с.) |