Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия средних веков и ВозрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Христианство и философия средневековья. Патристика. Аврелий, Августин. 2. Схоластика и ее основные проблемы. Фома Аквинский. 3. Основные идеи философии Возрождения.
В№13 V-XIV в. н.э. Подчинение христианской церкви. 1) Средневековье – застой, упадок, затишье во всем, что-то среднее. 2) Средневековье – самобытный интересный период. Совмещение веры и разума, человека и мира. Средневековая философия - самобытная, поднимает вопросы, которые и сегодня актуальны для нас (богословие, «служанка религии»). Философия в средние века тесно связана с религией. Изначально она разрабатывала основные догматы. Попыталась показать место человека, Бога, мира, а также единство всего. Главная идея – теоцентризм. Бог – центр, вселенная вторична, а человек является посредником между Богом и вселенной. 2 главная идея – креоционизм. Бог сотворил мир из ничего, дал миру свои законы. Бог средневековой философией рассматривается как личность. Существует мир божественный и мир личностный, но они не пересекаются. Новые представления о человеке: человек – единство души и тела. Человек создан по образу и подобию Бога. Человек → находится между грехом и божественным. Проблема соотношения веры и разума. Что важнее: откровения (святое писание) или разум? Проблема истории: христианство поставило вопрос о линейности истории. Линия истории начинается грехопадением Адама и заканчивается судным днем. Проблема любви (христианской). По Платону – любовь приближает к Богу. В христианстве: главное – любовь возвышенная, которая не требует взаимности. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». 2 периода: 1 – период патристики (начало н.э. – сер. VIII в.); 2 – период схоластики (конец VIII в. – к. XIV в.) Для каждого из периода характерны свои проблемы, идеи. Патристика (pater – отец) – философия отцов церкви, та философия, которая разрабатывает основные догматы христианской церкви.
Западная Восточная (Византия) Ориген, Клемент Александрийский, Василий Великий, Григорий Тертуллиан, Аврелий Августин Нисский, Григорий Богослов Ранняя патристика столкнулась с рядом проблем (античная философия с одной стороны и развивающееся христианство с другой стороны). 1. попытка совместить идеи античности и христианства 2. объявить интеллектуалов грешниками. Начало соединения идей неоплатонизма, идей самого Платона, стоицизма + идеи христианства. На основе этого принципа и сформировались основные догматы христианства. В христианстве появляются вопросы философии. Язык ранней патристики – язык античной философии. Вопросы о Святой Троице, о душе человека. Патристика особенно выражена в философии Аврелия Августина (Св. Августин → Августин Блаженный) → к. IV – V в. До 30 лет он не был христианином. Потом он крестился, дальше стал епископом. Бог – высшее бытие, высшее благо, абсолют. Ключ к познанию истины – вера в Бога и откровения. Человек – единство души и тела. Душа – божественное, тело – греховное. Душа и тело в постоянном споре. Душа – тянет к исцелению, тело – тянет в ад, к греховному. Над познанием истины работает и разум, и чувства, но на 1 месте – вера и знания, которые мы получаем через откровения. Интроспекция – изучение себя. Проблема человеческой воли → свободы человека. Воля – важнейший фактор жизни. Чувство – играет важнейшую роль. Истинный христианин должен быть чувствующим. Не столько разум, сколько воля влияет на человека. Человеческая воля – свободна. Грех – свобода выбора. Зло не от Бога. Зло → отсутствие Бога, добра. Свободен был только Адам. Он сознательно выбрал грех и теперь мир испорчен. Вопрос о спасении: спасутся избранные. Это один из самых сложных вопросов философии. Схоластика – расцвет средневековой культуры. Сложились основные догматы. Весь период патристики – опора на учение неоплатонизма. Возникновение университетов в Европе, развивается логика. Схоластика связана с умением вести спор. Схоластика не отступает от христианских идей. Схоластика (школа) – более свободна, более дискуссионная (вопрос как крестить двухголового монстра: как 1 существо или как 2). Создает новую интеллектуальную элиту. Неоднородна. I. Ранняя схоластика (к. IX – н. XII в.) – переходный. Представитель – Иоанн Скотт Эриугена II. период (XII – XIII – н. XIV в.) – период расцвета схоластики – период философских споров (Фома Аквинский). III. период (к. XIV в.) – поздняя схоластика. Представители – Уильям Оккам, Пьер Абеляр. 1 спор: соотношение веры и разума (философия есть ли у нее поле для науки). Начался еще в ранней патристике. Схоластика поставила этот вопрос более четко. 3 варианта ответа: 1. Тертуллиан: «Верую ибо абсурдно». Истины веры безусловно приоритетны. Я и верю потому, что все вокруг нас абсурдно. (На этой же позиции стоят средневековые мистики во главе с Бернаром Клервосским). Получение истины: слитие с божественным. 2. «Верую дабы понимать». Признаются и истины разума и истины веры (гармонично соединены философия и теология). (Иоанн Скотт Эриугена, Августин Блаженный). С помощью разума подходишь к барьеру, но дальше ничего не можешь увидеть, с помощью веры – понимаешь. 3. Зрелая и поздняя схоластика. «Понимаю дабы верить». Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Ансельм Контерберийский. Есть истины, которые узнаю при помощи разума, есть истины – при помощи веры. Есть вопрос, где и вера и разум находятся в гармонии. Никогда не будет сказано, что вера = разум. Вера – приоритет. Вера – сверхразум. 2 вопрос – спор между номиналистами и реалистами. Спор о природе общих понятий, об универсалиях. Есть ли вообще общие понятия? Были крайние варианты и умеренные. 2 лагеря:
В№14 Фома Аквинский – представитель монастыря. Ученик Альберта Великого. Интересовался Аристотелем (читал подлинники). Августин Блаженный заложил догматы западного христианства. К XII – XIII в. произошли изменения (должны дать место разуму, место науке). К XII в. появляется интерес к Аристотелю, церковь сначала подавляла этот интерес. Потом они решили Аристотеля «приспособить». Этим занялся Фома Аквинский. Учение, которое он разработал, назвали томизмом. Сейчас на основе томизма развивается неотомизм. Основная задача Аквинского: гармонизация Бога и мира, веры и разума. Основную массу истин получают с помощью разума. Сущность (божественная) и существование (земное): между ними нет пропасти. Сущность – бытие Бога. Все существование – часть предельной полноты бытия. Лестница: 1 шаг – материя (абсолютная потенциальность) 2 шаг – неживая природа 3 шаг – растения, животные, человек. 4 шаг – Бог как чистая актуальность. Человек для Фомы Аквинского тоже единство души и тела. Тело без души – труп, душа без тела – привидение. Человек – единство. Положительно относился к земной любви – это тоже возвышает человека. Особенно актуальна проблема зла. Все зло в мире делят на 3 группы: 1) собственно и не зло 2) необходимое следствие конечности и материальности нашего мира 3) появляется от того, что мы грешим, отсутствия Бога, добра. Там, где мы выбираем зло, Бога с нами нет. 5 доказательство того, что Бог существует: 1) доказательство от движения 2) доказательство от производящей причины 3) доказательство от божественного управления миром 4) доказательство от необходимости и случайности 5) доказательство от совершенства. Период схоластики связан с ориентацией на учение Аристотеля. Христианство дало место знанию. Это серьезный шаг в сторону развития науки. У любой вещи есть причина, у этой причины есть своя 2 причина и т.д. до первопричины. Поздняя схоластика не отходит от учения Фомы Аквинского. Присутствует догма «вера над разумом», но разум тоже имеет значение. Истину можно познать через разум.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.008 с.) |