Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В№16 Классическая философия Нового времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) проблемы научного познания философия Нового времени (XVII - XVIII вв.) 2) философская мысль эпохи Просвещения 3) Немецкая классическая философия.
I. XVII в. – век становления классической науки, научных открытий, рационализма, век упования на силу разума. XVIII в. – политические конкретные идеи: равенства, свободы. Эпоха Нового Времени создала человека нового типа – современного, с современным мышлением и логикой. Проблема научного познания (XVII в.) - решительный отход от Средневековья (теория 2-х истин: 2 пути: 1 – через разум, 2 – через священное писание (через Бога)). Новое Время: человек должен сосредоточиться на учениях природы. Главное: научиться читать книгу природы. 2 проблемы: 1) гносеологическая; 2) проблема метода (как должно добываться научное знания?) Линии философии Нового Времени (XVII – XVIII В.): 1) эмпиризм; все знания из опыта и наблюдательность, главное - чувства. Индуктивный метод. 2) рационализм; главное – разум, чувства обманчивы, разум дает истину. Основной метод – дедуктивный Эмпиризм – возник на научной почве. Представитель: Фр. Бэкон, продолжили: Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли и Д.Юм (шотландец). Френсис Бэкон: «Знание необходимо, чтобы найти в нем опору для изменения мира. Конечная задача – увеличить власть человека над природой. «Знание – сила». Дает власть над природой. Работа «Великое восстановление наук». Предложил свою классификацию наук, чтобы отделить естествознание от других. Познание – процесс воспринимающий. Познающему уму нужны свинцовые гири. Разум должен быть максимально пассивен. Индукция – восхождение от частного к общему. Дедуктивный – от общего к частному (более рационален, более правильный). Бэкон считает, что индуктивный метод – единственный метод, приемлемый для науки. Дедуктивный метод – для гуманитарных наук. Эпикур – предтеча эмпиризма. «Ложь и ошибка всегда лежат в представлении данной мысли». Бэкон доказывает, что мы не должны полагаться на разум при изучении, т.к. наш разум скован заблуждениями – «идолами» (призраками) человеческого рода. 4 вида: 1) идолы пещер связаны с индивидуальными особенностями (пещер) человека; 2) идолы театра – ссылки на аксиомы в мозге человека, которые непоколебимы; 3) идолы площади – связаны со значением слов (искажение смысла); вместе с языком человек получает определенные предрассудки, разный строй мыслей; 4) от него практически невозможно избавиться – идолы рода – коренятся в человеческой сущности. Весь мир рассматривает по аналогии с собой. Разум находится в заложниках у идолов. Настаивал на том, что для науки важны не только наши чувства и наши ощущения, а еще и эксперимент. Чистое созерцание наблюдается в экспериментально созданных условиях. Томас Гоббс: развил учение Бэкона в материалистическое. Механистический материализм – все в мире – машина. Отказывался от понятия Бога. Позиции сенсуализма – нет ни одного понятия в человеческом уме, что не было бы порождено ощущениями. Нет ничего духовного, все телесное. Джон Локк. Все начинается с ощущений. Мы должны разделить наши чувственные восприятия и наш опыт. Опыт – то, как мы эти вещи воспринимаем. Человек рождается чистой доской, а дальше жизнь наносит на эту доску письмен. Чистая доска – заполняется благодаря: (протяженность, движение) внешнему опыту, внутреннему опыту (рефлексия). Вторая ступень образования сложных идей. 3 вида знания: 1) высшее (интуитивное) – интеллектуальная интуиция (самое точное, опирается на мышление, которое обобщает внутренний опыт); 2) демонстративное – доказательное, дедуктивное (с точки зрения логики оно непогрешно); 3) сенситивное (чувственное) – мы получаем через ощущения; оно субъективное, относительное. Джордж Беркли, Давид Юм – крайний вариант эмпиризма (существуют только мои субъективные ощущения, весь мир – комплекс моих ощущений. Д.Беркли - появляется разговор о Боге. Считает себя защитником здравого смысла от метафизики. Все свойства вещей абсолютно субъективны. Все это мы знаем о мире, мы получаем при помощи чувственных восприятий. Чувственные впечатления: 1) регулярные - возникают постоянно, независимо от нашей воли; 2) нерегулярные – иллюзии (индивидуальны, субъективны). Объективно существует, но мы его не чувствуем – Бог (потому что это причина всех наших впечатлений). То, что не может быть воспринято, не существует. Давид Юм: познание включает 2 основных этапа: 1) импрессии – сильные, яркие впечатления, восприятия; 2) идеи – возникают на основе импрессии. Существует 2 вида знаний: 1) непосредственно опыт (субъективен); 2) индукция (основана на опыте, выведенного из частных актов – общих законов). Отвергает идею Бога, причинные законы (говорит, что мы о них не можем знать). Обращает внимание на эксперимент. Рационализм. Подготовил переворот в человеческом разуме. Нашему разуму все доступно, все подвластно. Вся опознавательная деятельность должна быть основана на фундаментальных внешних идеях. В нашем разуме изначально есть предпосылки для познания. Ренессанс развивается во Франции, Нидерландах, Германии. Основоположник – Рене, Декарт (картезианство). Идеи: основать философия на новом научном фундаменте; пытались аргументировать, доказать существование Бога. Пытается создать систему наук. Ствол всех наук – физика; ветви: механика, медицина, этика; а корень – метафизика (философия). Каждый человек от рождения наделен разумом. Философия должна научиться пользоваться своим умом. Основной метод – постижение окружающего мира – дедуктивный (переход от аксиом к утверждениям более частным, более конкретным). Выводя знания из разума, мы должны пользоваться методическим сомнением. Мы не сомневаемся только в том, что мы – есть существо мыслящее и сомневающееся. Реальность – то, что мы существуем и мыслим. Все остальное: мы можем сомневаться. Т.о. по мнению Декарта – мир познаваем, потому что наш разум на это способен. Усмотрение истины (интеллектуальная интуиция) – наш разум способен к познанию, создать истину, воссоздать ее. Логический анализ. Основной метод познания – дедуктивный (начиная с наиболее общих положений, продвигаемся к частным). Основные моменты, на которые мы должны опираться: 1) истинным может называться то, что….. 2) для успеха познавательной деятельности нужно делить исследуемый вопрос на максимально простые и установить иерархию; 3) требуется последовательное движение мыслей при осуществлении вывода научных положений из первичных принципов. Итог: граница существующего совмещается с границей рационально познанного. Мы можем не доверять собственным чувствам, но не можем не доверять разуму. Представления Декарта о мире. Декарт – дуалист: в основе всего две субстанции, две основы, две силы: 1) материальная (природа) – она телесна, протяженная, лишена сознания 2) духовная – обладает сознанием, но лишена протяженности. Материалистическая физика, основатель идеалистической психологии, как учения о субстанции мыслящей. Бенедикт Спиноза – рационалист, говорит о дедуктивном методе. По его мнению, единственная субстанция, которая существует – это Бог (Бог в самой природе). Две характеристики: 1) протяженность; 2) мышление. Мышление и существование мира фактически совпадают – панлогизм (мир познаваем, потому что в основе его лежит мышление). Три ступени познания существует: 1) чувственное познание (смутное, неопределенное); 2) познание рассудка или разума; 3) интуиция (интеллект) – связана с дедуктивным методом познания мира. Разум есть основа мира. Человек может постигнуть ход мирового процесса. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Готфрид Лейбниц. Основа всего – монады (монадология). Лейбниц считает, что существует множество субстанций – монад (психические элементы, главное для них – это дух, разум; они постоянно взаимодействуют друг с другом). Каждая монада – это зеркало Вселенной. В монаде есть сознательное и бессознательное представления. Чем более совершенна монада, тем она более разумна. Чем она более разумна, тем монада более свободна. Между монадами установлена гармония. Философия Просвещения. XVIII в. – братство, равенство. Философская мысль просвещения зарождается в Англии (к. XVII – XVIII век) → Дж.Локк. Идеи Локка перекочевали во Францию. Главная идея – просвещение народных масс. Причина несчастий человека - невежество. Преодолеть зло можно, преодолев невежество. Просвещение касается всех областей жизни (наука, политика). Главная философская позиция – механистический материализм (весь мир в материале, в мире господствует движение). 1. Человек, мир – машина. Части взаимодействуют между собой по законам Ньютона (базовым законам, которые объясняют сущность мира). Яркий пример: фр. Ламетри («Человек – машина), Гольбах, Гельвеций. Материализм еще примитивный. Просвещение отрицает религию, церковь, Бога. Нет духовной материи, есть просто материя. 2. Вторая позиция: попытка совместить идеи эмпиристов и рационалистов. Просвещение является связующим звеном. Разум уводит от истины, главное – опыт. Материальный мир отражается в нашем сознании. Опыт субъективен (по рационалистам), единственная истина – разум – стержень мира. Просветители считают, что разум – высшее свойство, которое есть у человечества. Отсюда и идеи просветительства. Все в мире должно быть изучено с позиции разума. Все неразумное нужно уничтожить. 3. Создание новой этики и новых политических идей. В основе всех человеческих поступков лежат эгоистические интересы. Нормальное государство - государство, где будут созданы законы, которые будут регулировать эгоистические интересы граждан. Вальтер считал, что такое государство – это просвещенная монархия. Истинное государство – демократическая республика (эти идеи о человеческом эгоизме, прежде всего, развивал Гельвеций). 4. Идеи о естественном состоянии и о естественном праве человека. Появляется теория общественного договора (образование государства). Люди договорились и создали государство. Но со временем все было нарушено. 5. Ж.Ж.Руссо – человек неоднозначный, немножко поверхностный. Анализирует 2 типа жизни: французскую деревню и город, и говорит, что нужно вернуться к первоначалу (в деревню). Руссо – связка между философией н. XVII в. – XVIII в. – до последней философии. Немецкая классическая философия соединяет идеи эмпиристов и рационалистов и пытается это объяснить. Руссо дает начало идеям романтизма (иррационализм, нач. XIX в.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.223.120 (0.008 с.) |