Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В№16 Классическая философия Нового времени.

Поиск

1) проблемы научного познания философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

2) философская мысль эпохи Просвещения

3) Немецкая классическая философия.

 

I. XVII в. – век становления классической науки, научных открытий, рационализма, век упования на силу разума.

XVIII в. – политические конкретные идеи: равенства, свободы.

Эпоха Нового Времени создала человека нового типа – современного, с современным мышлением и логикой. Проблема научного познания (XVII в.) - решительный отход от Средневековья (теория 2-х истин: 2 пути: 1 – через разум, 2 – через священное писание (через Бога)).

Новое Время: человек должен сосредоточиться на учениях природы. Главное: научиться читать книгу природы. 2 проблемы: 1) гносеологическая; 2) проблема метода (как должно добываться научное знания?)

Линии философии Нового Времени (XVII – XVIII В.):

1) эмпиризм; все знания из опыта и наблюдательность, главное - чувства. Индуктивный метод.

2) рационализм; главное – разум, чувства обманчивы, разум дает истину. Основной метод – дедуктивный

Эмпиризм – возник на научной почве. Представитель: Фр. Бэкон, продолжили: Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли и Д.Юм (шотландец).

Френсис Бэкон: «Знание необходимо, чтобы найти в нем опору для изменения мира. Конечная задача – увеличить власть человека над природой. «Знание – сила». Дает власть над природой. Работа «Великое восстановление наук». Предложил свою классификацию наук, чтобы отделить естествознание от других. Познание – процесс воспринимающий. Познающему уму нужны свинцовые гири. Разум должен быть максимально пассивен. Индукция – восхождение от частного к общему. Дедуктивный – от общего к частному (более рационален, более правильный).

Бэкон считает, что индуктивный метод – единственный метод, приемлемый для науки. Дедуктивный метод – для гуманитарных наук.

Эпикур – предтеча эмпиризма. «Ложь и ошибка всегда лежат в представлении данной мысли».

Бэкон доказывает, что мы не должны полагаться на разум при изучении, т.к. наш разум скован заблуждениями – «идолами» (призраками) человеческого рода.

4 вида: 1) идолы пещер связаны с индивидуальными особенностями (пещер) человека;

2) идолы театра – ссылки на аксиомы в мозге человека, которые непоколебимы;

3) идолы площади – связаны со значением слов (искажение смысла); вместе с языком человек получает определенные предрассудки, разный строй мыслей;

4) от него практически невозможно избавиться – идолы рода – коренятся в человеческой сущности.

Весь мир рассматривает по аналогии с собой. Разум находится в заложниках у идолов. Настаивал на том, что для науки важны не только наши чувства и наши ощущения, а еще и эксперимент. Чистое созерцание наблюдается в экспериментально созданных условиях.

Томас Гоббс: развил учение Бэкона в материалистическое. Механистический материализм – все в мире – машина. Отказывался от понятия Бога. Позиции сенсуализма – нет ни одного понятия в человеческом уме, что не было бы порождено ощущениями. Нет ничего духовного, все телесное.

Джон Локк. Все начинается с ощущений. Мы должны разделить наши чувственные восприятия и наш опыт. Опыт – то, как мы эти вещи воспринимаем. Человек рождается чистой доской, а дальше жизнь наносит на эту доску письмен. Чистая доска – заполняется благодаря: (протяженность, движение) внешнему опыту, внутреннему опыту (рефлексия). Вторая ступень образования сложных идей.

3 вида знания:

1) высшее (интуитивное) – интеллектуальная интуиция (самое точное, опирается на мышление, которое обобщает внутренний опыт); 2) демонстративное – доказательное, дедуктивное (с точки зрения логики оно непогрешно); 3) сенситивное (чувственное) – мы получаем через ощущения; оно субъективное, относительное.

Джордж Беркли, Давид Юм – крайний вариант эмпиризма (существуют только мои субъективные ощущения, весь мир – комплекс моих ощущений. Д.Беркли - появляется разговор о Боге. Считает себя защитником здравого смысла от метафизики. Все свойства вещей абсолютно субъективны. Все это мы знаем о мире, мы получаем при помощи чувственных восприятий.

Чувственные впечатления: 1) регулярные - возникают постоянно, независимо от нашей воли; 2) нерегулярные – иллюзии (индивидуальны, субъективны). Объективно существует, но мы его не чувствуем – Бог (потому что это причина всех наших впечатлений). То, что не может быть воспринято, не существует.

Давид Юм: познание включает 2 основных этапа:

1) импрессии – сильные, яркие впечатления, восприятия; 2) идеи – возникают на основе импрессии.

Существует 2 вида знаний: 1) непосредственно опыт (субъективен); 2) индукция (основана на опыте, выведенного из частных актов – общих законов).

Отвергает идею Бога, причинные законы (говорит, что мы о них не можем знать). Обращает внимание на эксперимент.

Рационализм. Подготовил переворот в человеческом разуме. Нашему разуму все доступно, все подвластно. Вся опознавательная деятельность должна быть основана на фундаментальных внешних идеях. В нашем разуме изначально есть предпосылки для познания. Ренессанс развивается во Франции, Нидерландах, Германии. Основоположник – Рене, Декарт (картезианство).

Идеи: основать философия на новом научном фундаменте; пытались аргументировать, доказать существование Бога.

Пытается создать систему наук. Ствол всех наук – физика; ветви: механика, медицина, этика; а корень – метафизика (философия). Каждый человек от рождения наделен разумом. Философия должна научиться пользоваться своим умом. Основной метод – постижение окружающего мира – дедуктивный (переход от аксиом к утверждениям более частным, более конкретным).

Выводя знания из разума, мы должны пользоваться методическим сомнением. Мы не сомневаемся только в том, что мы – есть существо мыслящее и сомневающееся. Реальность – то, что мы существуем и мыслим. Все остальное: мы можем сомневаться. Т.о. по мнению Декарта – мир познаваем, потому что наш разум на это способен. Усмотрение истины (интеллектуальная интуиция) – наш разум способен к познанию, создать истину, воссоздать ее.

Логический анализ. Основной метод познания – дедуктивный (начиная с наиболее общих положений, продвигаемся к частным). Основные моменты, на которые мы должны опираться:

1) истинным может называться то, что…..

2) для успеха познавательной деятельности нужно делить исследуемый вопрос на максимально простые и установить иерархию;

3) требуется последовательное движение мыслей при осуществлении вывода научных положений из первичных принципов.

Итог: граница существующего совмещается с границей рационально познанного. Мы можем не доверять собственным чувствам, но не можем не доверять разуму.

Представления Декарта о мире. Декарт – дуалист: в основе всего две субстанции, две основы, две силы:

1) материальная (природа) – она телесна, протяженная, лишена сознания

2) духовная – обладает сознанием, но лишена протяженности.

Материалистическая физика, основатель идеалистической психологии, как учения о субстанции мыслящей.

Бенедикт Спиноза – рационалист, говорит о дедуктивном методе. По его мнению, единственная субстанция, которая существует – это Бог (Бог в самой природе). Две характеристики: 1) протяженность; 2) мышление.

Мышление и существование мира фактически совпадают – панлогизм (мир познаваем, потому что в основе его лежит мышление).

Три ступени познания существует:

1) чувственное познание (смутное, неопределенное);

2) познание рассудка или разума;

3) интуиция (интеллект) – связана с дедуктивным методом познания мира.

Разум есть основа мира. Человек может постигнуть ход мирового процесса. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Готфрид Лейбниц. Основа всего – монады (монадология). Лейбниц считает, что существует множество субстанций – монад (психические элементы, главное для них – это дух, разум; они постоянно взаимодействуют друг с другом).

Каждая монада – это зеркало Вселенной. В монаде есть сознательное и бессознательное представления. Чем более совершенна монада, тем она более разумна. Чем она более разумна, тем монада более свободна. Между монадами установлена гармония.

Философия Просвещения.

XVIII в. – братство, равенство. Философская мысль просвещения зарождается в Англии (к. XVII – XVIII век) → Дж.Локк. Идеи Локка перекочевали во Францию. Главная идея – просвещение народных масс. Причина несчастий человека - невежество. Преодолеть зло можно, преодолев невежество. Просвещение касается всех областей жизни (наука, политика).

Главная философская позиция – механистический материализм (весь мир в материале, в мире господствует движение).

1. Человек, мир – машина. Части взаимодействуют между собой по законам Ньютона (базовым законам, которые объясняют сущность мира). Яркий пример: фр. Ламетри («Человек – машина), Гольбах, Гельвеций. Материализм еще примитивный. Просвещение отрицает религию, церковь, Бога. Нет духовной материи, есть просто материя.

2. Вторая позиция: попытка совместить идеи эмпиристов и рационалистов. Просвещение является связующим звеном. Разум уводит от истины, главное – опыт. Материальный мир отражается в нашем сознании. Опыт субъективен (по рационалистам), единственная истина – разум – стержень мира. Просветители считают, что разум – высшее свойство, которое есть у человечества. Отсюда и идеи просветительства. Все в мире должно быть изучено с позиции разума. Все неразумное нужно уничтожить.

3. Создание новой этики и новых политических идей. В основе всех человеческих поступков лежат эгоистические интересы. Нормальное государство - государство, где будут созданы законы, которые будут регулировать эгоистические интересы граждан. Вальтер считал, что такое государство – это просвещенная монархия. Истинное государство – демократическая республика (эти идеи о человеческом эгоизме, прежде всего, развивал Гельвеций).

4. Идеи о естественном состоянии и о естественном праве человека. Появляется теория общественного договора (образование государства). Люди договорились и создали государство. Но со временем все было нарушено.

5. Ж.Ж.Руссо – человек неоднозначный, немножко поверхностный. Анализирует 2 типа жизни: французскую деревню и город, и говорит, что нужно вернуться к первоначалу (в деревню). Руссо – связка между философией н. XVII в. – XVIII в. – до последней философии.

Немецкая классическая философия соединяет идеи эмпиристов и рационалистов и пытается это объяснить. Руссо дает начало идеям романтизма (иррационализм, нач. XIX в.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.223.120 (0.008 с.)