Глава 10. Объяснение «выгоды от скуки». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Объяснение «выгоды от скуки».



Флоат-камера работает на человека, поскольку полностью исключает восприятие нами внешней действительности, которая может быть искажённой. Важно помнить, что самые сильные эффекты флоатинга достигаются не через то, что происходит, а через то, что не происходит, когда мы флоатируем: нет шума, света, привычной силы тяжести, других людей, чувства времени и так далее.

Хотя флоатеры считают физические и умственные эффекты сенсорного ограничения положительными, однако большинство учёных не учитывают то огромное число людей, которые считают изоляцию скучной или даже опасной. Доктор Лилли пишет: «Большинство людей воспитано таким образом, чтобы избегать одиночества, изоляции или ограничения их действий. Телевизоры в домах – это устройства «антиодиночества» и

«антиизоляции». Западное общество привило отрицательное отношение к одиночеству, изоляции и ограничению у большинства людей».

Отрицательное отношение к флоатингу было упомянуто во второй главе. Некоторые читатели могут вспомнить статью Вудберна  Херона

«Патология скуки». «Изменяющаяся сенсорная среда кажется неотъемлемой от человеческого существования, - написал Херон. - Без этой окружающей среды мозг прекращает функционировать в соответствующем русле. Это патология». Таким образом, Херон связывает скуку с болезнью. Миллионы людей будут помнить эпизод из полицейского сериала «Гавайи 5.0», в котором зловещий красный китайский офицер превратил тренированных разведчиков в желе, погружая их в изолированную камеру.

Кроме Лилли, чьи исследования внутреннего пространства человека заставили его принять участие в ряде исследований значительно более глубоких, чем у академиков и учёных, списавших его со счетов, одним из первых учёных, который поставил под сомнение заключения своих коллег и занялся скрупулезной работой в лаборатории, был Питер Садфилд из Университета Британской Колумбии. Он повторно изучил «патологию» сенсорной изоляции, отчёт об этом исследовании был опубликован под названием «Выгода от скуки» в журнале «Научный Американец» в  1975 году. После исследования результатов предыдущих экспериментов в этой области, Садфилд пришел к заключению, что заново перенесённые людьми отрицательные реакции и эмоциональные стрессы были в  значительной


 

степени результатом «указаний, стимулирующих беспокойство» и которые более относились к периферическим особенностям, чем к сенсорной депривации непосредственно. Садфилд подчеркнул, что тесты людей в экспериментальной сенсорной депривации, показали значительные благотворные последствия периодов сенсорного ограничения Увеличенная острота зрения, улучшение осязательного восприятия, улучшение слуховой чувствительности, увеличение чувствительности определённых вкусовых рецепторов – результаты сенсорной депривации. Некоторые улучшения сенсорных способностей после тестов длились до двух недель.

Садфилд также отметил, что «значительные аспекты функций восприятия увеличиваются благодаря сенсорной депривации». Среди благоприятных воздействий он отметил: улучшение эрудиции, памяти, показателях IQ, решение сенсомоторных задач, увеличение краткосрочного визуального хранения информации и улучшение отдельных компонентов в обучаемости.»

После изучения многих других свидетельств, в которых сенсорная депривация имела благоприятное влияние, например, многие бросали курить, Садфилд пришёл к заключению, что сенсорная изоляция так или иначе влияет на процессы в организме. Включая электрическую активность мозга, выпуск гормонов, гальваническую реакцию кожи, основные сенсорные и перцептивные процессы, познание, мотивацию, развитие, групповое взаимодействие, обучаемость, соответствие, отношение к изменениям, на самоанализ и творческий потенциал. Это вероятно очень широкий диапазон эффектов применения изоляции, которые также могли быть исследованы любыми другими специалистами, включая психологов.

Также нужно отметить, что в этой статье Садфилд время от времени обращался к тестам, приведённым во время использования комнаты свето- и звукоизолированной комнаты. Но недавние результаты подтверждают, что эффекты от флоат-камеры сильнее, чем те, которые были получены  в простой изолированной комнате. Садфилд начал самостоятельно работать с флоат-камерами, а не с комнатами сенсорной депривации.

Как свидетельствуют некоторые ранние тесты сенсорной депривации, люди, казалось, были открытыми для изменений. Садфилд решил проверить могут ли эти «преимущества от скуки» быть продуктивно использованы в изменении вредных стереотипов поведения, т.е. воздействует ли флоат- камера на курение сигарет. Во время первого теста использования сенсорной


 

депривации на курильщиках, он вспоминал, что у него не было абсолютно никакой веры, что техника будет иметь хоть какое-то положительное влияние на их устоявшееся поведение. Однако спустя три месяца он закончил свой эксперимент: «И вдруг, о чудо! Мы увидели, что те группы людей, которые принимали участие в сенсорной депривации, стали курить почти на 40 процентов меньше. Это было очень ободряюще и удивительно». Опираясь на этот неожиданный успех, Садфилд продолжил целый ряд исследований эффектов сенсорной депривации на отказ от курения, преодоления фобий, в похудении и борьбе с хроническим алкоголизмом, которые дали удивительные результаты. (Мы рассмотрим удивительные результаты Садфилда более широко в последних главах).

В 1983 Садфилд выступил с основным докладом на Первой Международной конференции по REST и саморегуляции в Денвере, где многие другие исследователи флоатинга и сенсорной депривации, выступавшие с докладами, подчеркнули, что их работы были сделаны, во многом благодаря идеям и исследованиям Садфилда. Если есть кто-то, кто компетентен в вопросах флоатинга – это Садфилд, поэтому я спросил его, может ли он объяснить в общих чертах его понимание того, почему флоатинг настолько успешен в изменении поведения людей. Своё объяснение Садфилд назвал «теорией двух факторов».

Стимульный голод. Первый фактор, который нужно принять во внимание согласно Садфилду – это стимульный голод. Возвращаясь к

«преимуществу от скуки», он указал, что мозг реально становится скучающим в среде, где есть очень мало стимулов. Становясь скучным, мозг начинает искать, на что можно обратить внимание. Как заядлый читатель, лишённый книги, который находит себя отчаянно читающим коробку от хлопьев, человек в изолированной комнате или флоат-камере становится очень интересующимся и очень восприимчивым к любой информации или любому виду стимулирования мозга.

Стимульный голод – это аппетит, о котором флоатеры абсолютно не осведомлены. Далёкий от того, чтобы скучать, или от  отчаянной потребности стимулирования, флоатер обычно находится в состоянии глубокого и безмятежного расслабления. Тем временем, активирующая ретикулярная система блаженного флоатера решает, что с этого момента нет больше сенсорного стимулирования, проходящего через неё, чтобы проникнуть прямо к высшему мозговому центру, ибо уровень внимания флоатера слишком низкий. Таким образом, эта система прибавляет громкость


 

на определённых когнитивных каналах, то есть повышает возбуждение и усиливает чувствительность и восприимчивость к поступающим сигналам. Но нет никаких поступающих стимулов! Тогда система прибавляет громкость ещё чуть-чуть и так далее: и получается стимульный голод.

Садфилд и другие учёные, которые используют флоат-камеры, чтобы вызвать изменения в поведении и отношении человека к себе и к миру, делают это следующим образом. Они выделяют достаточное количество времени, чтобы погрузить мозг флоатера в состояние большого стимульного голода, а затем начинают проигрывать заранее записанные сообщения флоатеру через подводные динамики. Когда записанные на плёнку сообщения начинают звучать посередине сеанса сенсорного ограничения, то человеческий мозг обращает пристальное внимание на эти сообщения и воспринимает их особенно глубоко.

Размороженные отношения. Второй фактор в «теории  двух факторов» имеет отношение к «замороженности» отношений. Согласно Садфилду, все привычные и устойчивые отношения, убеждения  и стереотипы поведения трудно изменить, потому что они  подвергаются закону инерции: они имеют тенденцию длиться до тех пор, пока некая сила, имеющая большую власть, не появится, чтобы изменить их. И тогда отношения и убеждения «замораживаются». Чтобы изменить их, вы должны сначала их «разморозить». Чрезвычайно сильный способ  для

«размораживания» отношений – это просто войти во флоат-камеру.

 

Это так, потому что состояние глубокого расслабления флоатера не позволяет ему отвечать на контраргументы и предложения,  противоречащие

«замороженным» отношениям. Другое вывод, основанный на статистических исследованиях Садфилдав области изменений в системах ценностей людей путём сенсорной депривации, состоит в том, что люди переживают определённое состояние когнитивного замешательства. «Во  флоат-камере или изолированной комнате, - говорит Садфилд, - хорошо изученные привычные, прочные отношения и структуры поведения теряют свою стабильность и привычность, чтобы система была «разморожена», дестабилизирована и стала запутанной. Тогда новая информация имеет намного больше шансов изменить их, потому что ей уже не нужно преодолевать устойчивое противодействие- оно ослабляется».

После  того,  как  отношения   и  структуры поведения

«размораживаются», новые формы поведения без труда могут заменить их:


 

Когда вы «не заморожены», новая информация может заменить старую структуру отношения новой, представляя вам новые факты, которым вы верите, о проблеме или новых идеях, о том, как эти факты должны быть оценены или как правильно на них следует реагировать. Для того чтобы новые отношения стали постоянными, новая система должна быть  повторно

«заморожена». Это три стадии: «размораживание», изменение и  повторное

«замораживание». Это – теоретическая основа флоат-камеры и сенсорной депривации на изменение отношения и поведения».

Деавтоматизация. Идея «разморозить» систему жизнедеятельности является очень похожей на нейропсихологическом уровне на понятие деавтоматизации. Психологи указывают, что моторное поведение имеет тенденцию становиться автоматическим, поскольку физические действия становятся более автоматизированными, так как совершаются умственные поступки, вовлечённые в эти действия. Пример – возможность ездить на машине с автоматической коробкой передач, не уделяя особого внимания умственным процессам и чрезвычайно скоординированным моторным навыкам, вовлечённым в процесс вождения. Очевидно, у автоматизации есть большие преимущества: разрешая нам выполнять гигантский диапазон простых задач без должного внимания к ним, она позволяет сохранять наше ценное внимание для важных или нестандартных ситуаций. Как бы то ни было, но у этой автоматизации есть и свои недостатки. У многих людей стандартный опыт рабочего дня: подъем утром, приход на работу, возвращение домой, ужин, просмотр телепередач, подготовка ко сну… Те, кому повезло в некоторый момент понимают, что они прошли сквозь весь день как роботы, на автопилоте, без реального понимания своих действий и мыслей, чувств.

Это неприятное открытие и очевидный ответ – это необходимость покончить с автоматическими действиями. Система должна сначала  быть

«разморожена» настолько, чтобы автоматические действия были деавтоматизированы. Этот процесс психолог Артур Дайкман определяет  как

«уничтожение автоматизации», который предположительно происходит благодаря зафиксированным нашим вниманием новым действиям и ощущениям. Уничтожение обычных способов восприятия и мышления происходит при помощи специального способа, которым пользуется наше внимание. «Когда люди в состоянии деавтоматизировать себя, - указывает Дайкман, - они переполнены чувством усиленного сенсорного восприятия». Вильям Блейк говорил о «чистке дверей восприятия», а Дайкман цитирует


 

других посвящённых во все это, кто испытали «новое видение» и их просветление можно было заметить.

Как же эта деавтоматизация достигается? Дайкман  исследует несколько методов, включая задумчивую медитацию, но сосредотачивается на идее отказа, включая изоляцию и тишину. Изоляция и тишина любит флоат-камеру, но Дайкман продолжает: «Когда перцептивные и когнитивные структуры требуют «пищи» для своих привычных стимулов и для их соответствующего функционирования, отказ может ослабить и даже разрушить эти структуры. В таком случае мы можем иметь необычные переживания. Это, конечно, напоминает «размораживание» стимульного голода. Может быть так, что медитация создаст временные стимульные барьеры, производящие функциональное состояние сенсорной изоляции. На основе сенсорных экспериментов изоляции будет ожидаться долгосрочная депривация особого класса, - стимула «пищи», который вызвал бы изменение ранее установленных функций, чтобы иметь дело с классом стимулов. Эти изменения являются разновидностью деавтоматизации, таким образом, один только отказ может быть рассмотрен как способ деавтоматизации. Таким образом, опыт изоляции во флоат-камере («отказ») производит деавтоматизацию. На сенсорном уровне это объясняет почему, когда мы выходим из флоат-камеры, мир кажется нам настолько новым, цвета столь яркими, а наши чувства настолько острыми. Это потому, что  были разрушены наши обычные или автоматические способы восприятия мира, и взамен старых, мы воспринимаем вещи с новой интенсивностью внимания. Мир стал новым.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.7 (0.014 с.)