Действие нормативно - правового акта по предмету 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативно - правового акта по предмету



Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте.

Действие нормативно - правового акта по лицам:

По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношении, на которые он распространяется. Но, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных отношений.
Вопрос 7. Правоспособность, дееспособность.

Правоотношения - это отношения между людьми, урегулированное нормами права.

Субъектами правоотношения могут быть: индивиды, организации, государство в целом. Что бы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным, дееспособным и деликт способным.

Правоспособность - это способность в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности, (она возникает с рождения и прекращается смертью).

Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность индивидов возникает в отличие от правоспособности постепенно и зависит от нескольких факторов:

 


  • дееспособность зависит от возраста правоспособного субъекта;

  • на дееспособность оказывает влияние состояние здоровья;

  • близкое родство субъектов также может ограничить дееспособность;

  • фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов;

  • религиозные убеждения позволяют отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми обладают граждане государства.

8.
(У физических лиц дееспособность возникает с момента достижения определенного возраста: полная дееспособность наступает с 18 лет. Исключения: гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, а по некоторым видам преступлений — с 14 лет. Связана также с психическим состоянием человека: необходимо быть психически здоровым.

У юридических лиц возникает с момента их образования (регистрации).)

Деликтоспособностъ - способность лица отвечать за свои поступки. В принципе ее можно было бы считать элементом дееспособности (обязанность отвечать - это разновидность обязанностей). Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.
Вопрос 8. Правоотношения

Люди вступают в многообразные общественные отношения (экономические, политические, моральные, духовные и т. д.), многие из которых регулируются нормами права.
Правоотношения — это отношения между людьми, урегулированные нормами права.
Признаки правоотношений:
— Их участники наделяются взаимными правами и обязанностями. Если один субъект правового отношения наделен правом, то на другой возлагается юридическая обязанность. Интересы одного участника могут быть реализованы лишь посредством другого.
— Отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией их прав и обязанностей. Стороны, как правило, известны и могут быть названы поименно.
— Имеют сознательно-волевой характер, С одной стороны, они складываются на основе норм права, в которых закрепляется воля государства. С другой стороны, часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.
— Гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Другие разновидности общественных отношений такой охраны не имеют.
Структура правоотношения:
• Субъект правоотношения — это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.
• Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает правоотношение: вещи, ценные бумаги, иное имущество; работы..
Содержание правоотношения включает:
— конкретные действия по реализации субъективных прав и обязанностей участников правоотношения;
— юридическую обязанность — предусмотренную законом необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе этого требовать;
— субъективное право — предусмотренная законом возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, закрепленные в нормативных актах,


Основные субъекты правоотношений:
1) физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;
2) организации (юридические лица): государство в целом, государственные органы, общественные организации, хозяйственные объединения.
Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами: правоспособностью и дееспособностью.
Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений связаны не только с наличием указанных выше юридических предпосылок, но и с юридическими фактами.
Юридический факт — предусмотренные нормой права обстоятельства, служащие основанием для возникновения (а также изменения или прекращения) конкретных правоотношений.
Юридические факты можно подразделить на две группы:

События — юридически значимые факты, которые не зависят от воли человека (например, естественная смерть человека ведет к возникновению правоотношений, связанных с наследством).
• Действия — юридические факты, наступление которых зависит от воли человека:
— правомерные действия — не нарушают правовых норм и их предписаний (например, договор купли-продажи);
— неправомерные действия — нарушают закон (например, уголовные преступления).
Вопрос 9. Характеристика англосаксонской правовой системы.

В сферу влияния права Англии попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и другие страны, хотя в самой Великобритании оно не получило повсеместного распространения, в частности в Шотландии и Северной Ирландии.

В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные.

Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера.

Прецедентные – определенная часть судебного решения по конкретному делу.

Наиболее важным источником англосаксонского права является судебный прецедент, главная форма выражения и закрепления английского права, которое было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств – членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее. Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом.

Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений.

Английские законодательные акты классифицируются по различным основаниям.

По сфере действия:

 

1.
публичные, распространяющиеся на всей территории Великобритании.

2.
Частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.


По субъектам правотворчества нормативные правовые акты могут исходить непосредственно от Парламента. Парламент может делегировать свои полномочия другим субъектам (королеве, правительству, министерствам) совокупность таких актов, принятых по поручению Парламента составляет делегированное законодательство. Есть акты составляющие автономное законодательство: акты местных органов власти, англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных транспортных, газовых компаний, юридических обществ и других организаций. Эти решения обязательны для их членов и пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.

Закон имеет приоритет над прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, закон должен “обрасти” конкретизирующими его обязательными судебными решениями.

Источником англосаксонского права является также обычай. Его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение. И сегодня, например, суды признают юридически значимым древний обычай, допускающий развешивание рыбацких сетей на чужом берегу вне зависимости от согласия собственника береговой полосы. И сегодня многие вопросы парламентской процедуры, взаимоотношений высших государственных должностных лиц, ритуально-этические нормы поведения монарха, членов его семьи регулируются в обычно-правовом порядке. Обычай заполняет ниши в праве, которые образовались из-за отсутствия писанной конституции и других конституционных актов.

Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина. - в англосаксонском праве некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. К таким источникам относятся старинные руководства по общем праву, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями. Значение юридической доктрины заключается не только в теоретических суждениях авторов, сколько в представленных в них обязательных прецедентах, приводимых и анализируемых учеными. Например, наиболее авторитетный источник – “Институция” Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Современные же юридические доктрины в качестве первичных источников англосаксонского права практически не выступают, они имеют лишь убеждающее значение при решении судебных дел.

Таким образом, под английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоретические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.

Структура англосаксонского права -

1) общее право

2) право справедливости

Здесь отсутствуют кодексы европейского типа, а суды могут разбирать разные категории дел: и публично-правовые и частноправовые, т.е. гражданские, торговые, уголовные. В право справедливости, например, попали споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права отошли уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности и некоторые другие.
Вопрос 10. Характеристика романо-германской системы права.

 

Романо-германская правовая система возникла в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции (усвоения) в экономической сфере стало развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, “вольных” городов, которым потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социальной основой рецепции в средневековой Европе стало сначала городское население, однако затем, через несколько веков, с изменением сельского уклада, зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной. Кроме экономических и социальных причин существовали и культурные предпосылки заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры также подготовило почву для восприятия европейцами римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций.

Важную роль в процессе рецепции римского права сыграли европейские университеты, где изучались оригинальные римские тексты (школа глоссаторов), а затем адаптировались к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как “право разума”, “право университетов”. Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже – разработкой моделей, проектов важнейших законов и кодексов. В университетах получали образование будущего судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.

 

С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI-XVIII вв. процесс развития Европы характеризуются становлением наций и национальной государственности, привнесением в него элементов правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

Когда говорят об особенностях норм романо-германского права, то выделяют прежде всего такую характеристику нормы– как общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными органами. Законодатель обычно формулирует норму права как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного (“от” и “до”), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.

Использование норм – моделей поведения позволяет законодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненные с точки зрения юридической силы норм права. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов.

Вместе с тем обобщенный характер придает нормам и негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике, в связи с чем возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов и способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя. В результате судебными, арбитражными, другими органами вырабатывается множество вторичных норм, положений, разъясняющих, конкретизирующих положения законов.

Основным источником романо-германского права выступает закон. Законы принимаются парламентами, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Закон имеет приоритет по отношению ко всем другим источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, межгосударственные договоры.

Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие), причем закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура и организация государственной власти и другие вопросы стратегического характера.

 

Важное место среди законов занимают кодифицированные акты -- кодексы. Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданские, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода “центрами притяжения” для всех других норм данной отрасли.

В странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью.

Другим источником романо-германского права является правовой обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в законах, стали их содержанием. Как самостоятельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе, выступая в качестве дополнения к закону. В ряде европейских гражданских и торговых кодексов закреплены нормы, позволяющие использовать обычаи, обыкновения хозяйственной и торговой практики при отсутствии, “молчании” закона, т.е. с помощью правовых обычаев восполняются пробелы законодательства регулирования.

Говоря о структуре романо-германского права следует отметить, что в странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи и ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основным критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес, осуществление общественных целей и задач; частного права – индивидуальный, частный интерес, реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций.

Другой особенностью романо-германского права является последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.
Вопрос 11. Характеристика мусульманской системы права.

Начало формы

По содержанию нормы мусульманского права существенно отличаются от европейских. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.
Источники мусульманского права.

 

1.
Коран - священная книга мусульман. - представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юридическим документом- подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

2.
Сунна - представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.

3.
Иджма - общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение.

4.
Кийяс - представляет собой обычное решение по аналогии. - приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает - религиозная идея. Кийяс - образует отдельный источник права.


К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести:

 

1.
закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

2.
Религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, например в VIII-Хвв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон.


Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) - суннитскими и несуннитскими. Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, "обрастает" определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль "право личного статуса", регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения.
Вопрос 12.Международное право, как особая система права.

Международное право -представляет собой созданную и развивающуюся на основе согласования воль государств систему юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в рамках мирового сообщества, главным образом, взаимоотношения между государствами.

Его принципы образуют фундамент мирового порядка, основанного на законности.

9.

Его формы выступают как основные и необходимые инструменты регулирования межгосударственных отношений.

Предметом его регулирования международного права выступают отношения между:
— независимыми государствами — двусторонние и многосторонние;
— независимыми государствами и международными межправительственными организациями;
— международными межправительственными организациями;
— государствами и национальными политическими организациями, возглавляющими борьбу за свою независимость;
— другими субъектами международного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.032 с.)