Информация как правовая категория имеет ряд следующих особенностей, отличающих информацию от других товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация как правовая категория имеет ряд следующих особенностей, отличающих информацию от других товаров.



 

1.
Нематериальность (идеальность) информации.


Информация становится доступной человеку, если она содержится на материальном носителе. Поэтому объектами защиты являются материальные носители информации.

 

2.
Информация не исчезает при потреблении и может быть использована многократно.


Иначе говоря, информация это неисчерпаемый ресурс, который можно использовать неограниченное количество раз.

 

3.
Информационный продукт со временем подвергается только "моральному износу".


т.е. ценность информации изменяется во времени, происходит процесс "старения" информации.

 

4.
Производство информации –


В отличии от материального производства, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование.

 

5.
При копировании


(не изменяющим информационные параметры носителя) количество информации не меняется, а цена снижается.

Информация может быть: как в материализованном, так и в не материализованном (нефиксированном) виде.

 

Без четких границ, определяющих информацию как объект права, применение по отношению к ней любых законодательных норм проблематично. До недавнего времени это было основной причиной, осложняющей регулирование правовых отношений в информационной сфере. Она устранена с вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ (в январе 1997 г.), где впервые в правовой практике России информация определяется в качестве объекта гражданского права.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Вопрос 33. Общая характеристика института коммерческой тайны.

Правовые источники коммерческой тайны:

- Гражданский кодекс РФ

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ О коммерческой тайне

- Уголовный кодекс РФ

- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996г. N 129-ФЗ О бухгалтерском учете

Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

 

Информация, составляющая коммерческую тайну - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения:

-содержащиеся в учредительных документах юридического лица

-содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

-о составе имущества учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

-о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

-об условиях труда работников

-о нарушениях законодательства Российской Федерации

-о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

 

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно в двух случаях:

1) при умышленном преодолении принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации;

2) если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Во втором случае речь идет о ситуациях, когда информация, составляющая коммерческую тайну, передается заинтересованному лицу не ее обладателем, а третьим лицом (например, работником организации, в силу своих служебных полномочий имеющим доступ к коммерческой тайне). В такой ситуации лицо, получившее информацию, относимую к коммерческой тайне, будет нести ответственность, предусмотренную статьей 14 Федерального закона «О коммерческой тайне», только в том случае, если будет доказано, что оно знало или имело достаточные основания полагать, что имеет место разглашение коммерческой тайны.

Нормы ответственности.

Статья 183 УК РФ предусматривает наказание за собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, в виде штрафа (в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев) либо лишения свободы на срок до двух лет.
Вопрос 34. Общая характеристика института служебной тайны
Служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами.

Из ГК РФ можно также выделить признаки служебной тайны:

 


  • Информация должна иметь коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

  • К этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладателем информации приняты меры к ее охране.


Служебная информация должна обладать именно коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам.

Доступ к этой информации должен быть ограничен именно законами федерального уровня.

 

В 2003 году Минэкономразвития разработало проект закона "О служебной тайне"

Проект впервые устанавливает четкий перечень сведений, которые могут снабжаться грифом "для служебного пользования", и описывает процедуру засекречивания такой информации. Согласно этому проекту:

К служебной тайне в обязательном порядке будет отнесена информация, передаваемая чиновникам на условиях конфиденциальности, персональные данные о гражданах и условия конкурсных поставок, предлагаемые участниками тендеров до подведения их итогов.

Гриф ДСП может ставиться также на проекты документов, преждевременное обнародование которых "нанесет ущерб балансу жизненно важных интересов личности, общества и государства".

К служебной информации будет запрещено относить сведения "об обстоятельствах, создающих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей", "о состоянии здоровья лиц, замещающих государственные должности", "о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям" и т. п.

За распространение служебной тайны следует увольнение.

Вопрос 35. Общая характеристика института государственной тайны.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения (составляющие государственную тайну) - в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну:

 

1.
Сведения особой важности - сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

2.
С овершенно секретные сведения - сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

3.
С екретные сведения - все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.


Сведения, составляющие государственную тайну, должны содержать следующие реквизиты:

1) о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

2) об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

3) о регистрационном номере;

4) о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого, сведения будут рассекречены.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном, Законом «О государственной тайне», порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

1) взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну, что может происходить путем заключения международных договоров, соглашений, конвенций, присоединения к ранее уже подписанным международно-правовым актам;

2) изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну:

 


  • Наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - Наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Вопрос 36.Предмет и система информационного права
Информационное право отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.016 с.)