Подведение итогов производственной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов производственной практики



Подведение итогов производственной практики предусматривает выполнение ее требований студентами в соответствии с программой, выявление недостатков в прохождении практики и разработку мер и путей их устранения.

Отчет и дневник производственной практики и характеристика сдаются студентом на регистрацию лаборанту кафедры менеджмента, а затем передаются руководителю. Отчет по производственной практике подлежит защите в период до срока установленным руководителем практики.

Защита отчета о прохождении производственной практики проводится перед специально созданной комиссией, в состав которой включаются: заведующий кафедрой менеджмента (председатель комиссии), ответственный от кафедры за организацию и проведение практики, руководители курсовых работ по дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика ФХД предприятия».При защите отчетов по второй производственной практике в комиссию включаются руководители ВКР, назначаемых на кафедре.

В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, структуру и анализ материалов, выводы и рекомендации. По результатам защиты студенту выставляется дифференцированная оценка по производственной практике.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В качестве критериев оценки результатов практики выступают:

– выполнение основного и индивидуального задания, из которых просматривается мера обоснованности и эффективности решения сложных вопросов экономической деятельности организации

– применение рациональных приемов и методов решения практических задач, проявление творческой самостоятельности;

– дисциплина и выполнение в срок всего предусмотренного практикой объема заданий практики.

«Отлично» ставится, если все задания выполнены на высоком научном и организационно-методическом уровне, если при их рассмотрении обоснованно выдвигались и эффективно решались сложные вопросы экономической деятельности организации, рационально применялись приемы и методы решения практических задач, поддерживалась хорошая дисциплина, если студент проявлял творческую самостоятельность, если студент выполнил в срок весь предусмотренный объем заданий практики менеджмента.

«Хорошо» выставляется, если работа была выполнена на высоком научном и организационно-методическом уровне, была проявлена инициативность, самостоятельность при решении практических задач, но в отдельных частях работы были допущены незначительные ошибки, в конечном итоге отрицательно не повлиявшие на результаты проделанной работы.

«Удовлетворительно» ставится, если студент выполнил весь объем работы, предусмотренной практикой, но в ходе выполнения допустил серьезные ошибки в изложении или применении теоретических знаний, не всегда поддерживал дисциплину, в том числе правила техники безопасности, при анализе результатов работы допускал ошибки, трудно входил в контакт с работниками и администрацией предприятия.

«Неудовлетворительно» оценивается работа, если не были выполнены все задания практики, в работе допущены грубые ошибки, показывающие недостаточные знания студентов о происходящих явлениях и процессах, были допущены нарушения трудовой дисциплины, были пропуски без уважительной причины, к работе студент - практикант относился безответственно.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом ВУЗа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Учебным планом направления предусмотрено 2 вида производственной практики:

1. Производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (таблица 1).

2. Производственная практика – преддипломная практика (таблица 2).

Таблица 1

Содержание производственной практики – практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Наименование этапа/сроки Содержание работ Отчетность
1.Подготовительный этап Согласование программы практики, изучение методических материалов по проведению практики, изучение инструкции по технике безопасности Методические материалы по организации проведения и содержанию практики
2. Организационный этап: Установочная конференция Ознакомительная лекция о содержании и сроках проведения практики Конспект лекции Гарантийное письмо о прохождении практики Направление на практику

 

Продолжение табл.1

Наименование этапа/сроки Содержание работ Отчетность
3.Организационный этап: 1 день практики   Согласование с руководителем практики от университета и от предприятия календарного плана прохождения практики, отражающего все мероприятия, необходимые для выполнения задания Развернутый календарный план прохождения практики  
4.Сбор, обработка и анализ полученной информации, необходимой для выполнения общего задания (первая неделя) Выполнение общего задания: общая характеристика исследуемого объекта Дневник практики, отчет о выполнении общего задания  
5.Выполнение индивидуального задания: Сбор, обработка и анализ полученной информации (вторая неделя) Выполнение индивидуального задания по разделам: «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика ФХД предприятия» Дневник практики, отчет о выполнении индивидуального задания  
6.Заключительный этап (вторая неделя).   Написание, оформление, сдача отчета по практике Отчет по практике Отзыв (характеристика) с места прохождения практики
Итоговая конференция по практике   Итоговая конференция

Таблица 2

Содержание производственной практики – преддипломной практики

Наименование этапа/сроки Содержание работ Отчетность
1.Подготовительный этап Согласование программы практики, изучение методических материалов по проведению практики, изучение инструкции по технике безопасности Методические материалы по организации проведения и содержанию практики
2.Организационный этап: Установочная конференция Ознакомительная лекция о содержании и сроках проведения практики Конспект лекции Гарантийное письмо о прохождении практики Направление на практику

 

Продолжение табл.2

Наименование этапа/сроки Содержание работ Отчетность
3.Организационный этап: 1 день практики Согласование с руководителем практики от университета и от предприятия календарного плана прохождения практики, отражающего все мероприятия, необходимые для выполнения задания Развернутый календарный план прохождения практики
4.Производственный этап: Сбор, обработка и анализ полученной информации, необходимой для выполнения общего задания (первая неделя) Выполнение общего задания: ознакомление с организационно-экономической структурой предприятия. Получение общего представления о специфике системы управления и основных технико-экономических характеристиках предприятия. Дневник практики, отчет о выполнении общего задания  
5.Выполнение индивидуального задания: Сбор, обработка и анализ полученной информации (вторая неделя) Выполнение индивидуального задания в соответствии с выбранной темой ВКР: изучение практики организации управления в аспектах, соответствующих теме дипломной работы; разработка плана ВКР; изучение литературных источников, подбор и изучение методик, нормативных материалов; работа над первой главой ВКР; работа над второй главой ВКР; сбор и анализ необходимой информации Дневник практики, отчет о выполнении индивидуального задания  
6.Заключительный этап (вторая неделя).   Написание, оформление, сдача отчета по практике Отчет по практике Отзыв (характеристика) с места прохождения практики
Итоговая конференция по практике   Итоговая конференция

ЗАДАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ

В первый день практики студент совместно с руководителем от организации составляет календарный план прохождения производственной практики. В плане должны быть отражены все мероприятия (управленческого и общественного характера) необходимые для выполнения полученного задания. Задание на производственную практику состоит из двух частей.

1 часть – общее задание

При выполнении общего задания студентом-практикантом должны быть отражены следующие вопросы:

- Правовые основы функционирования организации.

- Масштаб и характер деятельности организации

- Миссия, цели и задачи организации.

- Стратегия и тактика управления организацией.

- Анализ организационной структуры управления компании.

- Имидж компании и уровень развития организационной культуры.

- Анализ деятельности основных функциональных подразделений (подсистем) организации.

Более подробно задания на производственную практику (с комментариями по их выполнению) приведены в таблицах 3,4.

Информационной базой для выполнения общего задания служат учредительные документы организации, положение об организации и др. статистические и отчетные материалы.

Производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

 

Таблица 3

Анализ организации, ее структуры и основных функциональных подсистем

Объект анализа Предмет изучения Примечание
1.Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией. - общие сведения об организации (название, цель создания, организационно – правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия ее развития); - основные документы, регламентирующие деятельность организации; - организационно - правовая форма собственности. - эффективность деятельности организации Представить копии основных организационных документов
2.Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. - основные функции управления, выполняемые специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики; - виды деятельности и объема производства продукции (работ, услуг); - производственные структуры (подразделения организации (предприятия), функциональные взаимосвязи подразделений); - организация управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб); - представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них; - определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно - функциональная, матричная, штабная, программно - целевая и т.п.) и указать ее достоинства и недостатки;

Продолжение табл.3

Объект анализа Предмет изучения Примечание
    представить ее в виде схемы «Организационная структура управления»; - Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации Формы таблиц для заполнения приведены в Приложении Д. При выполнении задания следует ознакомиться с информацией представленной в Приложении: Е-К Типовое описание организационных структур (Приложение Е.). Типовое положение о структуре управления организации (Приложение Ж-И) Пример типовой должностной инструкции менеджера (Приложение К)
3.Изучение особенностей социальной подсистемы Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. - перечислить функции службы управления персоналом; - перечислить используемые в организации кадровые технологии; - перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность; - описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
4.Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации Подходы, которые используются организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский). Положение организации на рынке (характеристика внешней среды) - Перечислить основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); - описать особенности стратегий организации (предприятия) на отечественном или внешнем рынке; - дать характеристику ключевых факторов успеха отрасли, в которой работает организация (предприятие).

 

Продолжение табл.3

Объект анализа Предмет изучения Примечание
5.Знакомство и описание производственно - технической подсистемы (организация основного производственного процесса) Знакомство с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации (предприятия) и ее структурными подразделениями - дать характеристику производственного процесса; - описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное); - представить структуру производственного цикла в виде схемы; - назвать используемые технологические процессы (технологии производства); - перечислить задействованное оборудование, режимы его работы; - обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации (предприятия)); Указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы, описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств.
6.Изучение информационной подсистемы управления Знакомство с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера – специалиста конкретного подразделения. Рассмотреть и описать: - техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернета, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.; - вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей в работе менеджеров; - информационные каналы менеджера; - программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемых в работе менеджеров (специалистов) разных подразделений; - организацию системы информационной безопасности.

 

Окончание табл.3

Объект анализа Предмет изучения Примечание
7.Знакомство и описание экономической подсистемы управления Познакомиться с работой экономической службы. Изучение содержания работы экономиста (финансиста, бухгалтера). Обратить внимание на документацию и отчетность. - указать, какие службы занимаются бухгалтерскими, финансовыми и планово – экономическими вопросами; - представить структуру финансовых ресурсов фирмы, обозначить удельный вес каждой составляющей.  

2 часть – индивидуальное задание

Индивидуальное задание содержит следующие разделы:

- «Стратегический менеджмент»,

- «Финансовый менеджмент»,

- «Планирование на предприятии»,

- «Анализ и диагностика ФХД предприятия»

При выполнении индивидуального задания информационной базой служат учредительные документы, положения об организационной структуре управления компании, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции, бухгалтерскую отчетность и другие необходимые документы, и статистические данные.

Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет рассчитывать показатели, характеризующие финансовое состояние, финансовые результаты, уровень эффективности использования активов и капитала организации, а также показатели, отражающие эффективность инвестиционных решений и уровень рисков, характеризующих последствия этих решений.

Собранная и проанализированная информация в каждом разделе является основой для выполнения курсовых работ по дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика ФХД предприятия». В соответствии с выбранной темой курсовой работы студент совместно с ведущим преподавателем определяет структуру и содержание раздела.

Тематика курсовых работ представлена в Приложениях Л-О:

- «Стратегический менеджмент» - Приложение Л

- «Финансовый менеджмент»- Приложение М

- «Планирование на предприятии» - Приложение Н

- «Анализ и диагностика ФХД предприятия» - Приложение О.

 

Производственная практика – преддипломная практика состоит из двух частей:

1 часть – общая характеристика организации

2 часть – индивидуальное задание (согласно выбранной темы выпускной квалификационной работы).

Тематика выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Менеджмент» представлены в Приложении П.

 

Таблица 4

Производственная практика – преддипломная практика

Объект анализа Предмет изучения Примечание
Общая характеристика организации
1.Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией. - общие сведения об организации (название, цель создания, организационно – правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия ее развития); - основные документы, регламентирующие деятельность организации; - организационно - правовая форма собственности. - эффективность деятельности организации Представить копии основных организационных документов
2.Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. - основные функции управления, выполняемые специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики; - виды деятельности, объем производства продукции (работ, услуг); - производственные структуры (подразделения организации (предприятия), функциональные взаимосвязи подразделений); - организация управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);     - представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них; - определить тип структуры управления и указать ее достоинства и недостатки (Схема «Организационная структура управления») - Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (формы таблиц для заполнения приведены в Приложении Д.) При выполнении задания следует ознакомиться с информацией представленной в Приложении: Е-К Типовое описание организационных структур (Приложение Е.). Типовое положение о структуре управления организации (Приложение Ж-И) Пример типовой должностной инструкции менеджера (Приложение К)
         

Продолжение табл.4

Объект анализа Предмет изучения Примечание
3.Экономическая характеристика организации Анализ основных технико – экономических показателей (в динамике за 3 года) Копии основных финансовых документов (ф.1 Баланс, ф.2. Отчет о финансовых результатах) Форма таблицы для анализа ТЭП представлена в Приложении Р.
Индивидуальное задание (требования к содержанию темы (пример))
4.Деятельность организации (конкурентоспособность организации) - анализ внешней среды организации - анализ внутренней среды организации - анализ конкурентной среды организации - провести анализ внешней среды предприятия с использованием методики PESТ-анализа, представив результаты в виде матрицы; - провести анализ внутренней среды предприятия с использованием методик SWOT- анализа, SNW – анализа, представив результаты анализа в виде матрицы решений - провести анализ конкурентной среды предприятия с использованием методик Портера, карты стратегических групп, таблицы анализа конкурентов, метода ключевые факторы успеха (КФУ), многоугольника конкурентоспособности, (представив результаты анализа в виде соответствующих таблиц и матриц)
5.Анализ финансового состояния предприятия и резервы его улучшения - анализ активов предприятия; - анализ собственного капитала и обязательств; - анализ платежеспособности предприятия; - анализ финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятия.   освещение вопросов обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной и коммерческой деятельности, а также целесообразности и эффективности их размещения и использования. В рамках темы провести вертикальный и горизонтальный анализ баланса предприятия, рассчитать коэффициенты ликвидности и коэффициенты возможного роста показателей.  

 

Окончание табл.4

Объект анализа Предмет изучения Примечание
    Обязательным приложением является представление документов анализируемого предприятия за 3 последних года: баланс предприятия (Ф. № 1), отчет о финансовых результатах (Ф. № 2) и пр. В Приложении С представлены шаблоны баланс предприятия (Ф. № 1), отчет о финансовых результатах (Ф. № 2)

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА И ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Вид аттестации по итогам практики – зачет, который проводится в форме составления, оформления и защиты отчета.

Обязательной формой отчетности студента-практиканта является письменный отчет.

В ходе практики студент составляет итоговый письменный отчет (приложение В). Цель отчета – определение степени полноты изучения студентом программы производственной практики.

Отчет должен иметь четкое построение, логическую последовательность и конкретность изложения материала, убедительность аргументации, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, а также содержать необходимые программные распечатки.

Отчет должен содержать:

- титульный лист;

- задание на производственной практику;

- отзыв предприятия (организации), где студент проходил практику;

- оглавление (наименование разделов, страницы);

- основная часть (изложение материала по разделам);

- список используемых источников (отчетные материалы предприятий и организаций, данные статистической отчетности, специальная литература);

- необходимые приложения.

- дневник практики

Во введении отчета обосновывается роль практической деятельности в подготовке бакалавра, определяется цель, объект и предмет производственной практики, перечисляются задачи, решению которых будет уделено внимание при выполнении общего и индивидуального заданий, описывается информация, на базе которой выполнена работа, обосновывается структура отчета по практике. Объем введения составляет 1-2 страницы печатного текста.

Основная часть содержит анализ собранного материала в рамках общего и индивидуального задания по практике и соответствующие выводы. Материал должен в полной мере отражать объем проведенного исследования на основе документов организации.

Заключение отчета содержит констатацию результатов анализа и формулировку общих выводов по всем разделам практики. Выводы вытекают из материалов практического исследования и должны содержать обоснованные предложения. Объем заключения 2-3 страницы.

Объем отчета – 40-50 страниц текста, набранного на компьютере, без учета приложений рисунков, графиков и таблиц, также выполненных на компьютере.

Отчет оформляется на белой стандартной бумаге (формат А4) и брошюруется в папку. К отчету прилагается электронный вариант работы на диске

Весь комплекс сведений и материалов, полученных при прохождении практики студент, записывает в дневник производственной практики, который является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение практики и отражающим текущую работу студента в процессе практики (приложение Б).

В дневник заносятся:

- календарный план прохождения производственной практики;

- наименование подразделения, где проходила практика;

- содержание разрабатываемых вопросов в ходе прохождения практики;

- документация, изученная в период практики;

- выполненная работа за каждый день практики;

- дополнительно выполненная студентами производственная работа;

- заключения студента по итогам практики и его предложения;

- список материалов, собранных студентом в период прохождения практики, необходимых для выполнения курсовых и практических работ;

- рекомендации и замечания руководителей практики от кафедры и от предприятия.

По окончании производственной практики дневник предоставляется руководителю практики от предприятия (организации), подписывается им и заверяется печатью.

Требования к оформлению отчета и дневника:

- заполняется только одна сторона листа;

- шрифт Times New Roman, кегль 14;

- стиль текста – обычный, выравнивание - по ширине;

- красная строка - 1,25

- интервал печати – 1,5;

- левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;

- цвет чернил, картриджа – черный;

- страницы нумеруют арабскими цифрами; на титульном листе номер не ставится, на последующих страницах номер проставляют в низу по центру (нумерация страниц сквозная);

- текст делится на разделы, подразделы, пункты;

- заголовки разделов пишут симметрично тексту прописными буквами, начиная с нового листа. Заголовки подразделов (пунктов) пишут строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят;

- разделы, подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами; введение и заключение не нумеруются;

- нумерация таблиц, рисунков, формул сквозная.

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе и на листе оглавления не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Для детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Можно для детализации использовать маркеры (из маркеров используется - тире).

Каждый структурный элемент отчета следует начинать с нового листа (страницы). Нумерация страниц отчета, дневника и приложений должна быть сквозная.

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей и, как правило, оформляются в соответствии с рисунком 1.

Таблица помещается в тексте сразу же за первым упоминанием о ней или на следующей странице.

Слово «таблица» и заголовок начинаются прописной буквы (размер – 14 кегль). Таблицы нумеруются арабскими цифрами, при ссылке на таблицу указывают ее номер и слово таблица в сокращенном виде. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе размером 10 кегль, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, размером 10 кегль. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Основной текст таблицы – 12 кегль. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается при­менять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. На все таблицы в тексте отчета должны быть ссылки. Таблицы в зависимости от ее размера, помещается под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице. Не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой. Их целесообразно разделять текстом. Большие, громоздкие таблицы следует помещать в приложение.

 

Таблицы, за исключением приведенных в приложении, нумеруются в пределах каждого раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в пределах раздела, разделенных точкой. Допускается сквозная нумерация таблиц арабскими цифрами по всему тексту контрольной работы. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в тексте одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы помещают над таблицей после ее номера через тире, с прописной буквы (остальные строчные), без абзацного отступа. Надпись «Таблица...» пишется над левым верхним углом таблицы и выполняется строчными буквами (кроме первой прописной) без подчеркивания (рисунок 1).

Заголовки граф таблицы выполняют с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной - если они самостоятельные. В конце заголовка и подзаголовка знаки препинания не ставятся. Заголовки указываются в единственном числе. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Диагональное деление головки таблицы не допускается.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу заголовок помещают только перед первой частью таблицы, над другими частями справа пишется слово «Продолжение» и указывается порядковый номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 2.7».

Оформление иллюстраций

Количество иллюстраций, помещаемых в тексте контрольной работы, должно быть достаточным для раскрытия содержания работы. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки и т.п.) следует располагать непосредственно после первого упоминания в тексте, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Все иллюстрации именуются в тексте рисунками и нумеруются в пределах каждого раздела. Номер иллюстрации составляется из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в пределах данного раздела, разделенных точкой, например: «рисунок 5.1» (первый рисунок пятого раздела). Допускается сквозная нумерация рисунков арабскими цифрами по всему тексту документа. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Рисунок А.3».

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации должны иметь наименование (подрисуночный текст – размер шрифта – 12 кегль) и нумерацию; наименование помещают по центру текста под иллюстрацией. Громоздкие иллюстрации помещают в приложение.

Иллюстрации должны иметь наименование, например: «Рисунок В.2 - Схема алгоритма» и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок», его номер и наименование помещают ниже изображения после пояснительных данных симметрично иллюстрации (пример представлен на рисунке 2).

 
 

 

 

 


Рис. 2. Модель коммуникационного процесса

 

Иллюстрации, помещаемые в текст работы, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и системы проектной документации по строительству (СПДС).

Иллюстрация располагается по тексту документа, если она помещается на листе формата А4. Если формат иллюстрации больше А4, то ее следует помещать в приложении.

Иллюстрации следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке

Оформление формул и уравнений

Формулы, за исключением приведенных в приложении, нумеруются в пределах каждого раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в пределах раздела, разделенных точкой.

Допускается сквозная нумерация формул арабскими цифрами по всей курсовой работе.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например «… согласно формуле (В.1)».

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Формулы нумеруются внутри раздела в круглых скобках () справа от формулы. Скобки с номером формулы выравниваются с правой стороны по тексту. Перед формулой в тексте работы должна быть ссылка. Ссылки в тексте на формулу оформляют по типу: «… расчеты представлены в формуле (6.1):» (первая формула шестого раздела), либо «… ниже приведены расчеты (6.1): …».

В том случае, если нет расшифровки формулы, вместо запятой ставится точка.

При многократном упоминании устойчивых словосочетаний в тексте следует использовать аббревиатуру или сокращение. При первом упоминании должно быть приведено полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенные названия или аббревиатуру.

Например:

 

Производительность труда считается по формуле (6.1):

, (6.1)

где - производительность труда;

– объем производства;

– среднесписочная численность трудящихся рассматриваемого предприятия.

Оформление примечаний, сносок

Примечания, сноски на источники являются обязательными элементами работы. Примечания используются для лаконичного изложения своего отношения к рассматриваемому вопросу, сноски – для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождаются не только цитаты, которые выделяются кавычками, но и любое заимствованное из литературы или материалов положение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.105 с.)