Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика предприятия в области оборотного капитала

Поиск

В западной литературе под термином оборотный капитал (working capital) понимается совокупность текущих активов и краткосрочных обязательств. Такое рассмотрение предполагает построение политики финансирования, при которой предполагается покрытие текущих активов текущими обязательствами (активы финансируются обязательствами со сроками выплат, равными сроку функционирования активов). Такой подход можно назвать хеджированным, поэтому текущие активы привязаны к краткосрочным обязательствам, а внеоборотные – к капиталу.

Финансирование текущих активов регулируется финансовой тактикой корпорации. Необходимость краткосрочного финансирования проектов и активов корпорации возникает по ряду причин:

- Корпорация использует активы разного срока функционирования. Под краткосрочными активами понимаются активы, срок работы которых менее года и которые полностью переносят свою стоимость на создаваемый продукт. Потребность в денежных средствах для финансирования этих активов возникает периодически (т.к. срок их трансформации в денежные средства менее года) и финансирование за счет долгосрочных источников нерационально (в отсутствие потребности остаются обязательства по привлеченным средствам, например, %% по займам).

- Заемные долгосрочные источники не всегда доступны, так как их стоимость может быть очень высокой. Для небольших компаний краткосрочные источники – практически единственные доступные средства финансирования в силу ограничения доступа на рынки капитала.

 

АКТИВЫ   ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Внеоборотные (долгосрочные) активы Капитал (долгосрочный источник) Собственный
Материальные Нематериальные Заемный
 
Текущие активы Текущие обязательства (краткосрочный источник) Финансирование с фиксированной платой
Спонтанное финансирование

Рис.21 Статическая модель финансирования текущих активов

 

Статическая модель финансирования, представленная на рисунке, подразумевает:

- Обязательства в источниках финансирования, объем которых зависит от масштабов деятельности. Чаще всего представлены различными источниками спонтанного финансирования: кредиторская задолженность, задолженность по заработной плате, налоговым платежам;

- Фиксированные обязательства, предполагающие заключение договора и имеющие фиксированную стоимость по каждому источнику финансирования.

Основа принятия краткосрочного решения – выбор между кратко- и долгосрочными источниками финансирования, конечным итогом которого должен стать показатель стоимости капитала корпорации (компании). Как и во многих иных случаях, сложность выбора определяется сочетанием риска и доходности на вложенные средства. Решение должно включать решение следующих задач выбора:

- Оптимизация величины текущих активов (необходимого объема финансирования). Гибкая (консервативная) тактика предполагает высокое соотношение между текущими активами и реализационным доходом. Агрессивная (ограничительная) тактика поддерживает объем текущих активов на минимально возможном уровне;

- Выбор источников финансирования текущих активов (в дифференциации по срокам). Так как собственный капитал обычно направляется на создание внеоборотных активов, то в финансировании текущих активов выбор происходит между заемным капиталом и текущими обязательствами.

При объединении выбора по двум направлениям консервативная политика дает возможность выбора варианта с высокими финансовыми затратами на текущие активы, большая доля которых будет профинансирована за счет долгосрочных источников. Таким образом, будет достигнута высокая ликвидность компании с низким риском ее потери.

Финансовый менеджер должен оптимизировать величину текущих активов. Эта задача определяется следующими факторами:

- Отраслевая принадлежность корпорации

- Вид деятельности (продукции или услуг)

- Объем продаж

- Политика управления запасами, продажи в кредит

- Возможность использования кредиторской задолженности

На практике хеджированный подход реализуется редко, так как это связано с неоднородностью текущих активов и сложностью постоянного удерживания баланса между текущими активами и краткосрочными обязательствами. Для крупных корпораций это подразумевает инвестирование части денежных средств (капитала) в текущие активы. Именно эту часть и можно с полной уверенностью именовать чистым оборотным капиталом (ЧОК) – net working capital, то есть источником финансирования текущих активов.

 

ЧИСТЫЙ ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (ЧОК)

 

Рис. 22 Статическая модель финансирования с выделением места ЧОК

 

Тактическое решение менеджера при финансировании текущих активов – оптимизация величины и соотношения текущих активов и краткосрочных обязательств. Это выражается в выработке:

- Политики управления запасами;

- Политики предоставления скидок от продажи в кредит;

- Политики по денежным средствам (на счетах, в кассе);

- Политики использования источников краткосрочного и спонтанного финансирования.

Оптимизация величины ЧОК зависит от:

- Временного характера потребности в денежных средствах;

- Стоимости капитала и его составных элементов;

- Возможности увеличения текущих обязательств с низкой стоимостью.

4.8 Управление задолженностью (кредитная политика) и запасами

Задолженность любой компании представляет собой совокупность дебетованных и прокредитованных сумм. В основе продаж в кредит для любой компании лежит кредитная политика, которая делит кредит на две части:

1. Бесплатный торговый кредит – более низкая цена (скидка) за покупаемые товары, действующая на период действия скидки. Увеличение кредиторской задолженности в случае отказа от скидки рассматривается не как увеличение цены приобретаемого товара, а как плата за продление сроков кредитования. С этой точки зрения цена всегда есть цена со скидкой. Традиционно бесплатный торговый кредит это сумма кредиторской задолженности с учетом скидки в пределах срока ее действия (даже если скидка не работает).

2. Платный торговый кредит – численно равен превышению цены над бесплатным (величина скидки в денежном выражении).

Для расчета стоимости торгового кредита используется формула:

Стоимость торгового кредита за период =

 

Стоимость торгового кредита как источника финансирования (в % годовых) = Стоимость за период * Число раз повторения периода в течение года

 

Стоимость торгового кредита = *

 

Банковские ссуды не относятся к спонтанному финансированию. Для получения ссуды необходимо согласие банка, что предопределяет влияние кредитного учреждения на принимаемое решение.

В ряде случаев предоставление кредита сопровождается требованием компенсационного остатка (сохранение на счете 10-20% номинальной суммы ссуды). Он может быть установлен в абсолютной величине (ежедневные остатки на счете должны быть не ниже его величины) или в виде предела среднемесячной величины. В таком случае остаток может колебаться в течение месяца (вплоть до нуля), но среднемесячная величина должна быть выровненной.

При получении ссуды под простой процент (декурсивные проценты: S=P(1+ni)) эффективная ставка находится как номинальная ставка (сумма по выплате процентов/номинальная сумма ссуды).

Если ссуда предоставляется на период менее года, то эффективная процентная ставка превышает номинальную, так как банк получает процент раньше, чем при ссуде на год. Если kn – номинальная процентная ставка, m – число раз займа денег в течение года, то эффективная процентная ставка определяется из уравнения:

K эффект = (1+kn/m)m – 1

Компенсационный остаток приводит к удорожанию ссуды и повышению эффективной процентной ставки.

1. Простая процентная ставка. Если компенсационный остаток составляет 100% от стоимости ссуды, то это означает, что 100%-ная часть номинальной суммы ссуды будет заморожена на счете и корпорация в действительности займет сумму, большую, чем требуется. Эффективная ставка с учетом компенсационного остатка:

K эффект = номинальная ставка/ (1-К) или K эффект = выплата процентов/фактически полученная сумма

2. Дисконтная процентная ставка. Сумма кредита возрастает и в этом случае с учетом необходимости поддержания компенсационного остатка.

Номинальная сумма ссуды = Фактически привлекаемая сумма / (1-К-номинальная ставка)

Пример: требуется – 2 млн.руб., годовая ставка – 15%, остаток – 10%. Номинальная сумма ссуды = 2/(1-0,1-0,15)=2,67 млн.руб.

Эффективная процентная ставка при этом: 15%/(1-10%-15%)=20%

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на доходность всей деятельности предприятия, так как дебиторская задолженность – это суммы, которые контрагенты обязаны вернуть предприятию. Дебиторская задолженность делится на суммы потребительских кредитов (задолженность физических лиц) и коммерческих кредитов (задолженность юридических лиц). Управление дебиторской задолженностью предполагает принятие решений в двух плоскостях – кредитной и дисконтной политике. При этом решаются следующие тактические задачи:

- Методы ускорения требования долгов

- Страхование безнадежных долгов и выявление возможности предоставления кредита

- Выбор наиболее приемлемых условий продаж

- Учет и оформление счетов

- Ускорение промежутка времени между моментом продажи товара и выпиской счетов-фактур

- Факторинг (продажа долгов)

Проведение кредитной политики предусматривает учет ряда факторов:

1. Текущие экономические условия и условия конкурентоспособности. Общеэкономический спад характеризуется ослаблением кредитной политики для поддержания производства, монопольное положение, наоборот, ужесточает требования оплаты товара (наиболее частый вариант – предоплата).

2. Выгоды от предоставления кредита. В том случае, если смягчение условий предоставления товара и его оплаты увеличивает реализационные доходы, то необходимо оценить выгоды от увеличения спроса (дохода) и пересмотреть структуру издержек по предоставлению кредита в сторону увеличения. Издержки по дебиторской задолженности могут быть сгруппированы: управленческие – увеличение кредитного отдела, операционные – дополнительная оплата труда работников бухгалтерии, внереализационные – увеличение потерь по безнадежным долгам, организация мероприятий по взиманию долгов, увеличение периода поступления задолженности и связанные с этим инвестиции в дебиторскую задолженность. Увеличение объемов кредитования должно проходить до тех пор, пока выгоды не сравняются с издержками.

3. Менее жесткие условия предоставления кредита для отдельных товаров. Как правило, подобные решения принимаются в разрезе ассортиментных рядов или групп, обладающих характером избыточности или устаревания.

При принятии кредитной политики должны быть сформированы следующие ее компоненты:

1. Условия продажи. Существует два варианта – продажа в кредит (с отсрочкой платежа) или с оплатой по факту. При продаже в кредит необходимо определить срок кредитования – 10, 20, 30 дней, скидки за ускоренную оплату в %% от цены товара (партии товара), период действия скидки. 5/10, чистые 30 – срок кредита 30 дней, скидка – 5%, срок действия скидки – 10 дней.

2. Кредитный анализ – выявление затрат по безнадежным долгам. Все покупатели дифференцируются по платежеспособности (в т.ч. и с учетом кредитной истории). Инструментарий аналитика – методики оценки вероятности наступления события – оплаты товара вовремя и в полном объеме.

3. Выработка методов сбора денежных средств.

При управлении дебиторской задолженностью должны быть учтены:

- Объем инвестирования в дебиторскую задолженность (потребность в финансовых средствах для покрытия дебиторский задолженности)

- Сумма скидок и дополнительного дохода при дисконтной политике

- Суммы повышения потребности в финансовых источниках при либерализации кредита

Управление запасами является неотъемлемой частью деятельности любого хозяйствующего субъекта. Запасы подразделяются:

- Незавершенное производство. Этот вид запасов экономит время производства (нет необходимости ждать окончания каждой стадии производства) и отвлечение денежных средств.

- Запасы сырья. Играют роль также и страховых запасов

- Запасы готовой продукции. Позволяет нивелировать просчеты в прогнозировании спроса.

Запасы должны увеличиваться до тех пор, пока получаемая экономия превышает затраты по их содержанию и отвлечению дополнительных средств.

Модель EOQ (economic order quantity) является моделью управления запасами, позволяющая оценить оптимальный размер заказа при закупках сырья, хранении готовой продукции и определения объема незавершенного производства.

Под термином заказ понимаются – единовременная закупка сырья, материалов, комплектующих, объем готовой продукции на складе или объем незавершенного производства. Для построения модели необходимы предпосылки:

- Известен расход запаса S за период времени T. То есть, известна функция убывания (поступления в производство) для сырья (материалов). Это может быть отражено в виде кусочно-постоянной функции (рис.23.1) или в виде прямой (рис.23.2). объем расхода не зависит от объема заказа.

Наличие единиц запаса Запас

 

23.1 t 23.2 T

Рис. 23 Вид функции убывания сырья

 

- Равномерный расход количества единиц Q в заказе

- Расходы на оформление заказа и выполнение заказа F

- Резервный запас не требуется, так как заказ выполняется без задержек

- Имеются затраты на содержание запаса за рассматриваемый период времени С (r*p)

Если размер заказа составляет Q единиц, но в периоде потребляется до нуля, то средний размер запаса за период составляет:

(Q+0)/2=Q/2

CQ/2 – затраты на содержание запаса в периоде.

Приведённые выше допущения накладывают много ограничений практического характера, без которых достоверность расчётов по данной формуле вызывает серьёзные сомнения.

Для преодоления некоторых ограничений предпринимались попытки изменить алгоритм расчётов. С изменением алгоритма стал возможен анализ системы скидок, вариант формулы с пополнением запасов в течение некоторого времени, расчёт размера поставки в преддверии ожидаемого повышения цен на закупаемый товар. Однако, с учетом приведения стоимости денежных потоков во времени, мы приходим к стандартной формуле EOQ.

Рассмотрим, как получена формула Вильсона (EOQ – Economic order quantity). Со стандартными условиями и ограничениями она имеет следующий вид:

Qопт =

где: A - затраты на размещение и выполнение заказа;

S - годовая потребность в ресурсах;

q - размер единовременной поставки;

r - процентная ставка на хранение ресурсов (ставка дисконтирования);

p - цена единицы закупаемых ресурсов.

В сфере логистики данная теория имеет массу дополнительных возможностей, а именно: расчет необходимого размера страховых запасов, учет НДС в стоимости заказа, учет дополнительных расходов по содержанию запасов, выбор поставщика с учетом условий поставки, многие другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.01 с.)