Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Делопроизводство в советский периодСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современные российские технологии документационного обеспечения управления развивались постепенно, уходя корнями в традиции предшествующих периодов. Октябрьская революция 1917 года сломала старый государственный аппарат. Большевистский лозунг «Вся власть - советам!» воплотился в новой государственной организации. Во главе государственной власти стоял Съезд Советов. Всероссийский Центральный Комитет стал руководящим органом Съезда Советов. Совет Народных Комиссаров (в дальнейшем он был преобразован в Совет Министров) представлял высшую исполнительную и законодательную власть. Народные комиссариаты (наркоматы) являлись центральными органами управления отдельными сферами деятельности или отраслями народного хозяйства. После октябрьского переворота 1917 г. для работы в учреждениях были привлечены профессиональные революционеры, рабочие, солдаты и прочие не имеющие специального образования кадры (и даже вообще неграмотные). Уровень документационного обеспечения управления понизился, а любая власть объективно нуждается в укреплении и упорядочении своего положения. Она не может стабильно существовать в условиях беспорядочного управления с неподготовленными сотрудниками аппарата управления. Необходимо было упорядочить процессы документирования. Для этого стали использовать опыт работы предшественников, ведь рядом с новыми руководителями на своих рабочих местах оставались и многие царские чиновники. Так, при создании «Положения о письмоводстве и делопроизводстве» за основу был принят аналогичный по наименованию и содержанию документ военного ведомства 1911 г. Изменения в проекте были незначительными: исключение устаревших канцелярских шаблонов при составлении текстов документов, рекомендации по уменьшению форматов бумаги в целях ее экономии и т.п., но работа не была доведена до конца. Для улучшения качества оформления документов 2 марта 1918 г. было принято постановление «О форме бланков государственных учреждений». В нем перечислялись обязательные реквизиты бланков документов, много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. 8 декабря 1918 г. было издано постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». В 20-х годах были организованы исследования в области рационализации и научной организации управления. Интересные и перспективные разработки проблем делопроизводства велись также в Государственном институте техники управления (1926 г.) Изучение вопросов проходило по следующим основным направлениям: Документооборот учреждений и методы его оптимизации; Способы регистрации документов, выработка рациональных методов учета документации; Контроль исполнения документов; Хранение документов. Предлагаемая новая система делопроизводства основывалась на общих принципах, во многом актуально звучащих и сегодня: > Организация делопроизводства должна быть единой для всего учреждения; Регистрация документов должна быть однократной и производиться в самой упрощенной форме; Отказ, где возможно, от регистрации вообще; Число инстанций, через которые проходит каждый документ, сокращается до минимума; Справочная работа обеспечивается с наименьшей затратой времени; Контроль исполнения документов должен быть проверкой по существу, не носить формальный характер; Наблюдение, руководство и ответственность за постановку делопроизводства возлагается на определенное лицо. В 1920-х годах начиналось массовое движение за научную организацию труда (НОТ) и научную организацию управленческого труда (НОУТ). Состоялись две конференции по НОТ: Первая всероссийская конференция (январь 1920 года) и Вторая всесоюзная конференция (март 1924 года). Значительный шаг вперед в области научно-практических разработок в области управления и делопроизводства сделали Таганрогский институт научной организации производства, созданный в 1920 году и Казанский институт научной организации труда, созданный в 1921 году. Особую роль в организации НОТ в стране сыграл Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ), возглавивший эту работу в 1923 году. Созданные при нем Совет научной организации труда, производства и управления (СовНОТ) координировал всю работу по НОТ в стране, а Отдел административной техники (АТО) осуществлял методическое руководство рационализацией делопроизводства. Большое значение в развитии советского государственного делопроизводства имели Государственное бюро организационного строительства (Оргстрой, 1925 год) и Институт техники управления (ИТУ, 1926 год), подчинявшиеся НК РКИ. ИТУ занимался разработкой теоретических проблем, которые Оргстрой реализовывал в практической деятельности конкретных организаций на основе хозяйственных договорных отношений. Положительное влияние на организацию делопроизводства в стране оказал созданный при ИТУ Кабинет стандартизации, разработавший в 1920-е годы общесоюзные стандарты на документы, носители информации, средства и предметы конторского труда, форматы бумаги. В 1928 г. Государственным институтом техники управления совместно с архивной службой были изданы «Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР», в которых давались рекомендации по составлению перечней документов и дел, циркулирующих в учреждениях, и правила их уничтожения (для документов с истекшими сроками хранения). В 1931 г. был издан проект «Общих правил документации и документооборота». В нем был аккумулирован передовой практический опыт, накопленный к тому времени различными ведомствами и организациями, обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых. Работы по совершенствованию делопроизводства, прерываемые репрессиями и войной,все же велись. В июне 1941 года состоялось 1-е Межотраслевое совещание по оргтехнике, созванное Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом машиностроителей. На совещании были отмечены недостатки в организации делопроизводства и разработана программа мероприятий по его улучшению. Война помешала воплотить эту программу в жизнь. Во время войны ответственность за организацию делопроизводства в СССР была возложена на Главное архивное управление (Главархив), которое уже в 1943 году подготовило проект «Инструкции по постановке документальной части и охране документальных материалов в текущем делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий СССР» и «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, организаций и предприятий СССР» (был переиздан в 1957 году). Идея создания общегосударственных правил делопроизводства продолжала развиваться в 1950-е годы. Об этом свидетельствует Постановление правительства СССР от 10 декабря 1959 года № 1375, которым предписывалось создать единую систему делопроизводства в стране на базе широкого использования современной техники, а также решения Всесоюзного совещания по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата, состоявшегося в Москве в июне 1960 года. В 1963 г. архивная служба выпустила «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет были руководящим материалом (единственным), способствовали упорядочению деятельности служб документации и архивов. Этот документ до сих пор служит руководством по делопроизводству. Значимым событием для советского делопроизводства явилось постановление Совета Министров СССР от 25 июля 1963 года № 829 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР», поставившее задачу разработку общегосударственной системы в области работы с официальными документами - Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). В 1966 г. в рамках архивной службы был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому поручалась разработка Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). В подготовке проекта «Основных положений» ЕГСД приняли участие: НИИ труда, ВНИИ оргтехники, Институт государства и права Академии наук СССР, ВНИИ стандартизации. В 1973 г. «Основные положения» ЕГСД одобрены Госкомитетом СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам, ведомствам и организациям для использования. ЕГСД (Единая Государственная Система Делопроизводства) - это научно упорядоченный комплекс правил, нормативов и рекомендаций по организации и ведению документационного обеспечения управления, начиная с момента создания документа до сдачи его в архив. Внедрение ЕГСД потребовало подготовки квалифицированных кадров. С этой целью в 1964 году в Московском государственном историко-архивном институте был открыт первый в СССР факультет государственного делопроизводства для подготовки специалистов высшей квалификации в делопроизводственной сфере. Утвержденная в 1988 г. начальником Главного архивного управления «Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» до настоящего времени остается основным нормативным документом по организации делопроизводства в нашей стране. Необходимо отметить, что при неоднократных переизданиях ГСДОУ редактировать, актуализировать, из нее изымались и добавлялись отдельные положения. В семидесятых-восьмидесятых годах сложился блок ГОСТов (Государственных Стандартов) на управленческие документы. Были разработаны первые государственные стандарты на терминологию в области делопроизводства и архивного дела и оформление организационно-распорядительных документов: ГОСТ 16487 - 70 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (переработан в 1983 году); ГОСТ 6.38 - 72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и ГОСТ 6.39 -72 «Система организационно-распорядительной документации. Формуляр - образец» (переутверждены в 1978 году; переработаны и объединены в 1990 году в ГОСТ 6.38 - 90 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»). В 1984 году был издан ГОСТ 6.10.4 - 84 «Унифицированная система документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники», так как возникла потребность придания юридической силы документам, подготовленным с помощью средств вычислительной техники. В конце 1980-х гг. государственным стандартом вводится технология централизованного контроля за составом создаваемых документов путем их внесения в табель форм, утверждаемый руководителем организации (министерства, ведомства), но ее практическое применение пока не стало повсеместным. В 1988 году была издана вторая редакция ЕГСД. В 1980-е годы разрабатывались нормативы времени на делопроизводственные операции и труд машинисток. Количественный состав работников делопроизводственной службы рассчитывался на основании формул трудозатрат, входивших в «Укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию» и «Единые нормы времени (выработки) на «машинописные работы», разработанные Центральным бюро промышленных нормативов по труду (ЦБПНТ) Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы (Госкомтруд). Большое значение для составления номенклатур и формирования дел, экспертизы ценности документов, их подготовки и передачи в ведомственный архив имели «Основные правила работы ведомственных архивов» (1986 год) и «Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» (1989 год). Внедрение средств вычислительной техники в управление потребовало привести к единообразию, т.е. унифицировать формы документов, применяемых в различных сферах управленческой деятельности. Возникла идея создания унифицированных систем документации (УСД), т.е. комплексов взаимоувязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям, содержащих информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. Все УСД разрабатывались на основе ГОСТ 6.10.1 - 75 «Унифицированные системы документации. Основные положения» (переработан в 1988 году) и ГОСТ 6.10.2 - «Унифицированные системы документации. Термины и определения». Руководство всей работой по созданию УСД осуществлял Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт). Все УСД, разработанные в 1970-1980 годах, представлены в Общесоюзном классификаторе управленческой документации (ОКУД). Среди них представлена Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД). Она включала: ГОСТ 6.15.1 - 75 «Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Основные положения»; ГОСТ 6.38 -72 «Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»; ГОСТ 6.39 - 72 «Формуляр-образец»; Унифицированные формы документов, обеспечивающие создание и ликвидацию организаций, учреждений и предприятий; прием, перевод, предоставление отпусков, поощрение, наложение дисциплинарных взысканий на рабочих и служащих, функционирование автоматизированного контроля за исполнением документов; Инструкции по применению подсистем унифицированных документов; Методические рекомендации по унификации текстов организационно-распорядительной документации; Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительной документации; Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительной документации и инструкцию по его применению. Наряду с ОКУД был разработан еще ряд классификаторов для информационного обеспечения в различных сферах управления: финансовой, экономической, внешнеэкономической и др. Среди них: Общесоюзный классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общесоюзный классификатор специальностей по образованию (ОКСО), Общесоюзный классификатор продукции (ОКП). Таким образом, традиционная российская технология процессов документационного обеспечения управления с XVIII в. имеет следующие особенности: Четко выраженный вертикальный характер движения документов (руководитель - исполнитель - руководитель) внутри организации; Отслеживание всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах или машинописных картотеках, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях, резолюциях начальства, контроле сроков исполнения, отчетах и т.п.; Ведение централизованных регистрационно-контрольных и отчетных массивов (файлов, картотек или журналов); Для обеспечения единого порядка обработки документов предусматривается создание специализированных служб: управлений делами, секретариатов, канцелярий; Относительно небольшое разнообразие процессов делопроизводства и документооборота, их высокая степень стандартизации; Основы технологии документационного обеспечения управления закреплены в государственных нормативно-методических документах. Основная проблема данной технологии - централизованное оперативное отслеживание движения документов, поскольку эта технология требует как получения своевременной информации, так и ведения объемных регистрационно-контрольных картотек. При этом делопроизводство фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители работают непосредственно с документами (или их копиями), а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных и контрольных карточек. Наше время характеризуется тем, что создание, обработка и хранение документации осуществляется при помощи компьютеров. Повсеместно осуществляется переход на компьютерные технологии работы с документами. Поэтому основные положения делопроизводства и ГОСТы претерпевают некоторые изменения. Государственное делопроизводство советской эпохи представляло собой основу для развития делопроизводства в Российской Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.009 с.) |