Устранение осевого люфта ступицы колеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устранение осевого люфта ступицы колеса



 

Появление осевого люфта ступицы колеса является ре­зультатом износа трущихся частей ступицы. Наличие люфта затрудняет управление мотоциклом на повышенной скорости иможет привести к разрушению подшипников колеса. Поэтому необходимо ежедневно тщательно прове­рять колёса, и в случае обнаружения осевого люфта не­медленно его устранять. Порядок устранения осевого люфта следующий.

Переднее колесо.

1.Подложить под предохранительный щит двигателя болванку так, чтобы переднее колесо не касалось земли.

2. Расшплинтовать и отвернуть гайку с, правой стороны стяжного болта ступицы, вынуть стяжной болт влево, подать колесо вправо (по ходу мотоцикла) и вынуть его из вилки.

3. Отвернуть гайку 9 (рис. 36) на правой стороне оси ступицы колеса, снять шайбу.

4. Завёртывать правый конус шарикового подшипник до устранения осевого люфта, но так, чтобы ось свободно вращалась в подшипниках.

5. Поставить на место шайбу, удерживая ключом конус 2, затянуть гайку 9.

6. Поставить на место колесо, стяжной болт, гайку болта, шплинт.

Заднее колесо.

1. Поставить мотоцикл на заднюю подставку.

2. Отвернуть гайки крепления грязевого щитка колеса поднять щиток.

 

 

3. Отвернуть винты крепления колеса к тормозному ба­рабану.

4. Отпустить регулировочные болты натяжения задней цепи. Отвернуть гайку оси колеса, вынуть ось.

5. Сдвинуть колесо влево, снять его с пальцев тормоз­ного барабана, вынуть из задней вилки.

6. Устранить осевой люфт:

а) отвернуть винты 1 (рис. 37) крепления кожуха 2, саль­ника икрышки 3 к фланцу ступицы, снять их вместе с опорной втулкой 5;

б) вынуть опорную втулку из крышки и добавить не более двух регулировочных прокладок 6, вложить опор­ную втулку в крышку, поставить все детали на место изакрепить винтами 1.

7. Поставить колесо на место (операции идут в обрат­ной последовательности).

8. Проверить регулировку; колесо должно свободно вращаться на оси, а при осевой качке не иметь люфта.

9. Отпустить и закрепить болтами грязевой щиток.

10. Отрегулировать натяжение задней цепи.

 

ТОРМОЗА

 

Тормоза служат для замедления движения или для быстрой остановки мотоцикла.

На мотоцикле установлены двухколодочные тормоза внутреннего расширения с ручным приводом на передний тормоз и ножным на задний.

 

Передний тормоз

 

Передний тормоз (рис. 38) состоит из опорного диска 3, двух колодок 2 с накладками 14 из ферродо, двух пружин, кулачка, оси 1, тормозного барабана и привода тормоза. Опорный диск планкой 13 соединён с левым пером передней вилки.

На внутренней части опорного диска смонтированы ко­лодки, опирающиеся концами на ось 1 и кулачок. Ко­лодки закрыты тормозным барабаном, приклёпанным к ступице переднего колеса. Колодки стянуты двумя пру­жинами.

На конце валика кулачка закреплён рычаг 12, соединён­ный гибким тросом с рычагом тормоза на левой стороне руля. На наружной части опорного диска в кронштейн.5 ввинчен полый регулировочный болт 4. В ступицу 6 опор-

 

ного диска запрессована бронзовая втулка, внутрь кото­рой входит левый конец оси ступицы колеса.

На шпильки 15 ступицы опорного диска надеты и за­креплены гайками два медных кольца 7 и 9, крышка 8, пластинчатая пружина 10 и шайба 11. В боковой выем крышки 8 входит штифт левого пера передней вилки.

Рис. 38. Передний тормоз;

1-ось; 2 — колодки; 3 — опорный диск: 4 — регулировочный болт; 5 — кронштейн регулировочного болта; 6 — ступица опорного диска; 7 и 9 —медные кольца; 8— крышка; 10 — пластинчатая пружина; 11 — шайба; 12 - рычаг тормоза; 13 — планка; 14 - накладка ферродо; 15 — шпильки

 

Крышка 8 выполняет две функции: закрывает ступицу опорного диска и позволяет ей несколько перемещаться относительно оси колеса при встрече последнего с пре­пятствиями. Необходимость перемещения опорного диска вокруг оси обусловливается особенностями конструкции передней вилки.

 

Задний тормоз

 

Задний тормоз состоит из опорного диска 6 (рис. 39), двух колодок 5 с накладками 4 из ферродо, двух пру­жин 9, кулачка 1, оси 2, тормозного барабана и ножного привода. Опорный диск при помощи болта присоединён

 

реактивным упором 10 к раме мотоцикла. В реактивном упоре сделан вырез, позволяющий перемещать задний тормоз вместе с колесом при регулировке натяжения задней цепи.

На наружной части опорного диска смонтирован кор­пус 3 валика привода спидометра; шестерёнка валика про­ходит внутрь опорного диска и постоянно зацеплена с шестерней на ступице ба­рабана. На внутренней части опорного диска по­мещены две тормозные колодки, опирающиеся одним концом на ось 2, а другим на кулачок 1. На квадратном конце валика кулачка закреплён ры­чаг 7 тормоза. Колодки стянуты двумя пружи­нами 9.

Тормозное барабан 1 (рис. 40) с приклёпанной к нему зубчаткой наде­вается на колодки. Эта зубчатка у мотоцикла с коляской имеет 45 зубьев, а без коляски 41 зуб. Тормозной барабан вращает­ся на втулке, помещён­ной внутри его ступицы. Один конец втулки про­ходит через отверстие в неподвижном диске и кре­пится гайкой в наконеч­нике вилки рамы. На второй конец втулки и на пальцы, имеющиеся снаружи ступицы барабана, надевается сту­пица колеса. Ступица колеса крепится к тормозному бара­бану пятью специальными винтами 2.

Привод ножного тормоза состоит из педали с возврат­ной пружиной, соединённой системой тяг и рычагов с ку­лачком тормоза. Педаль ножного тормоза расположена впереди правой ноги водителя. Тормоза работают одина­ково. При повороте кулачка колодки прижимаются к внут­ренней шлифованной поверхности барабана, в результате чего между колодками и барабаном возникает сила трения, задерживающая вращение барабана, а вместе с ним и колесо.

 

 

Регулировка тормозов

 

Тормоза должны быть отрегулированы так, чтобы при половинном ходе педали ножного тормоза и рычага руч­ного тормоза чувствовалось начало торможения. При пол­ном нажиме на педаль ножного или рычаг ручного тор­моза колёса должны тормозиться «намертво».

Люфт педали ножного тормоза должен быть равен ¼ её полного хода. Люфт рычага переднего тор­моза должен равнять­ся примерно 1/3 полно­го хода. У правильно отрегулированных тор­мозов во время движе­ния мотоцикла не дол­жны греться барабаны.

 

Регулировка переднего тормоза

 

1. Подложить под картер двигателя бол­ванку так, чтобы пе­реднее колесо не каса­лось земли.

2. Отвернуть контр­гайку регулировочного болта на несколько оборотов.

3. Вращать регулировочный болт до получения необхо­димого свободного хода рычага тормоза. При ввёртывании регулировочного болта торможение колеса умень­шается, при вывёртывании увеличивается.

4. Законтрить регулировочный болт.

5. Проверить регулировку на месте и на ходу мото­цикла.

В том случае, когда дальнейшее вывёртывание регу­лировочного болта невозможно, регулировку переднего тормоза производить следующим образом:

а) отвернуть доотказа контргайку регулировочного болта и завернуть последний на 3/4 его длины;

б) отвернуть гайку, удерживающую трос тормоза на конусе вилки рычага тормоза;

в) укоротить трос тормоза на конце вилки и закрепить его гайкой:

г) отрегулировать тормоз регулировочным болтом.

 

Регулировка заднего тормоза

 

1. Поставить мотоцикл на заднюю подставку.

2. Отвернуть контргайку регулировочной вилки задней тяги тормоза.

3. Расшплинтовать и вынуть соединительный палец вилки и задней тяги.

4. Навинчиванием регулировочной вилки на тягу укоро­тить последнюю так, чтобы она при постановке на место обеспечила необходимый свободный ход педали тормоза.

5. Поставить на место тягу с регулировочной вилкой, соединительный палец, шайбу и шплинт. Затянуть контр­гайку регулировочной вилки.

6. Проверить результаты регулировки на месте и на ходу мотоцикла.

ВОДИТЕЛЬ! Учись рассчитывать расстояние и умень­шать скорость при приближении к месту остановки так, чтобы не приходилось прибегать к резкому торможению, ибо оно приводит к преждевременному износу шин и мотоцикла в целом.

 

СЕДЛА

 

На мотоцикле имеется два седла: переднее и заднее. Переднее седло состоит из каркаса, кожаной покрышки и кронштейна. Каркас выштампован из стали и сверху обтянут кожей. Между каркасом и покрышкой для мяг­кости проложен войлок. Кронштейн шарнирно связан впереди с верхней трубой рамы, а сзади со штоком, поме­щённым в подседельной трубе рамы. Шток опирается на пружины, расположенные также в подседельной трубе. При движении мотоцикла по неровной дороге шток седла упирается в пружины, которые смягчают толчки.

Заднее седло типа М-72 состоит из кронштейна, каркаса, покрышки и двух пружин. Установлено оно на багажнике. Перед седлом имеется резиновая ручка.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

К дополнительному оборудованию мотоцикла «Харлей-Давидсон» относятся: подставка, подножки, грязевые щитки, инструментальный ящик, предохранительные дуги, приспосо­бление для крепления автомата и ящик для боеприпасов.

Подставка присоединяется двумя болтами к наконечни­кам задней вилки рамы и удерживается в поднятом поло­жении пластинчатой пружиной на откидной части заднего грязевого щитка.

Подножки для водителя — откидные. Подвешены они на боковинах, прикреплённых к раме мотоцикла. Передняя шпилька боковины крепится хомутами к передней трубе рамы, а задняя к подседельной трубе.

Грязевые щитки защищают экипаж от забрасывания пылью и грязью.

Передний щиток краями крепится при помощи двух растяжек с каждой стороны к перьям передней вилки, а серединой—к двум выступам тройника передней вилки. На щитке смонтирован подфарник.

Задний щиток состоит из неподвижной и откидной частей, шарнирно сочлененных между собой. Две растяжки откидной части щитка привёртываются болтами к двум растяжкам, сопряжённым с наконечниками вилки рамы. На откидной части щитка смонтированы два фонаря. Сверху над щитком, расположены багажник и заднее седло. Раскосы багажника соединены с наконечниками задней вилки рамы.

Инструментальный ящик находится с правой стороны мотоцикла и привернут к специальному щитку, закреплён­ному на раме.

Предохранительные дуги служат для предохранения водителя от ушибов, частей мотоцикла от поломок при падении последнего. Передняя и задняя дуги присоединены к раме скобами и болтами.

Приспособление для крепления автомата и ящик для боеприпасов размещены по бокам переднего колеса. Их кронштейны привёртываются болтами к траверсе и перьям передней вилки и к грязевому щитку.

 

КОЛЯСКА

 

К мотоциклу, «Харлей-Давидссн» крепится коляска, однотипная с коляской мотоцикла М-72. Она служит для размещения одного из членов экипажа машины, вооруже­ния, боеприпасов, запасных частей и инструмента. Ко­ляска состоит из трубчатой сварной рамы и цельнометал­лического корпуса с дополнительным и специальным оборудованием. Основанием коляски является рама. Она состоит из двух продольных балок, соединённых между собой двумя приваренными траверсами. Балки и траверсы

 

трубчатые; для большей прочности места сварки балок с траверсами усилены угольниками.

К правой балке рамы приварен рычаг с патрубком, в котором закреплена ось колеса коляски. Для большей устойчивости мотоцикла при движении по.прямой и осо­бенно на поворотах ось колеса коляски вынесена вперёд по отношению оси заднего колеса мотоцикла.

К правой балке хомутом кре­пится передняя часть грязевого щитка колеса, посредине щиток привёртывается двумя болтами к стойке, присоединённой стремян­ками к площадке рессоры, а сзади — болтом к кронштейну, приваренному к задней траверсе.

Сверху на грязевом щитке смонтированы подфарник и задний фонарь коляски. С левой балкой шарнирно сочленены две тяги крепления коляски к раме мотоцикла. Тяги изготовлены из труб, внутрь которых ввинчены стержни, оканчивающиеся серьгами. Стержни удерживаются от самоотвинчивания контргайками. К площадке на каждой балке присоединяются стремянками четверть-эллиптические рессоры. Подвижные концы коренных листов шарнирно сопряжены с паль­цами опорной балки корпуса ко­ляски. К передней траверсе, сле­ва, приварен передний коленный рычаг с зажимным па­трубком цангового шарнира. К задней траверсе приварены: две площадки с резиновыми амортизаторами; слева в по­лость траверсы входит задний коленный рычаг, который мо­жно выдвигать и поворачивать, предварительно отпустив стяжные болты.

Корпус коляски состоит из цельнометаллического одно местного кузова с багажником в задней части. Кузов крепится к раме в четырёх точках: двумя хомутами к передней траверсе и через две рессоры к задней траверсе. Кузов при движении на рессорах качается относительно

 

передней траверсы рамы. Для смягчения ударов и гашения колебаний между хомутами и передней траверсой проложены резиновые втулки. Сиденье кузова состоит из двух пружинных подушек — собственно сиденья и спинки.

Багажник расположен сзади кузова и закрывается крышкой, которая запирается штыревым замком.

Коляска крепится к раме мотоцикла в четырёх точках: сверху тягами к двум вилкам, а снизу коленными рычагами к шаровым наконечникам. Вилки и шаровые наконечники соединены с рамой мотоцикла хомутами.

Рис. 42. Смазка ходовой части и управления мотоцикла:

1—6 — точки смазки

 

Лишь в том случае, когда коляска правильно установ­лена относительно мотоцикла, управление последним будет лёгким и безопасным. Мотоцикл с неправильно установ­ленной коляской начнёт «тянуть» в ту или иную сторону. Считаясь с выпуклостью профиля дороги, мотоцикл уста­навливают с небольшим наклоном (2—3°) от коляски (рис. 41). Отклонение головки рамы от вертикали составит около 30 мм.

Чтобы коляска не тянула мотоцикл в сторону, пло­скости колёс мотоцикла и коляски должны иметь впереди «схождение», равное 10 мм (рис. 41).

Изменение угла развала оси мотоцикла от вертикальной плоскости производится при помощи тяг, крепящих ко­ляску в верхних точках рамы мотоцикла, а регулировка схождения осуществляется перемещением заднего колен­ного рычага.

Для проверки регулировки совершают пробег по ров­ному участку дороги протяжением 100—200 м, не управ­ляя рулём. Если мотоцикл не «ведёт», значит регули­ровка коляски сделана правильно.

 

СМАЗКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ

 

1. Точки 1 и 4 (рис. 42) смазывать солидолом через каждые 1000 км пробега мотоцикла. Солидол подавать при помощи тавот-пресса.

2. Точки 3 смазывать солидолом через каждые 2 000 км пробега мотоцикла, точки 5, 6 через 5 000 км.

3. Смазка точек 5 и 6 производится с обязательной ча­стичной разборкой.

4. Точки 2 смазывать автолом 6 или 8 через 500 км про­бега мотоцикла. Смазка вводится при помощи маслёнки.

5. В коляске:

— цанговые соединения и рессоры смазываются соли­долом через 5 000 км пробега (с отделением коляски от мотоцикла и переборкой листов рессоры);

—башмаки, рессор смазываются солидолом через I 000 км пробега.

 

 

Глава V

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА

 

Система электрооборудования мотоцикла состоит из источников и потребителей тока, обслуживающих прибо­ров и проводки.

1. К источникам тока относятся динамомашина (генератор) и аккумуляторная батарея.

2. К потребителям тока относятся: система зажигания, сигнал, фара, маскировочная фара, подфарник, фонари — задний, стоп-сигнала и коляски, — лампа спидометра.

К обслуживающим приборам относятся: реле обрат­ного тока, переключатели — центральный с замком и клю­чом, а также дальнего и ближнего света передней фары, кнопка сигнала, выключатели маскировочной фары, лампы спидометра, стоп-сигнала и контрольные лампы системы смазки и зажигания.

 

ИСТОЧНИКИ ТОКА

 

Динамомашина (генератор)

 

Во время работы двигателя мотоцикла динамомашина заряжает аккумуляторную батарею и питает потребителе тока. На мотоцикле установлена 6-вольтовая шунтовая динамомашина постоянного тока с третьей регулировочной щёткой. Динамомашина состоит из следующих основных частей: якоря 2 (рис. 43), корпуса 11, двух полюсных башмаков 14 с обмотками возбуждения 15, корпуса щёток 5, кольца 9 со щёткодержателем регулировочной щётки, крышки 5 с шариковым подшипником 13, щёток 4 и кожуха 7. Якорь состоит из сердечника, обмотки, коллектора 10 и вала. Сердечник цилиндрической формы набран из тонких изо­лированных пластин трансформаторной стали, напрессован­ных на вал. В теле сердечника имеется двенадцать пазов для обмоток якоря. Наружная часть пазов закрыта деревянными клиньями, предохраняющими обмотки от выска-

кивания при вращении якоря. Концы каждой секции при­паяны к коллекторным пластинам.

Коллектор состоит из медных изолированных от «массы» и одна от другой пластин, расположенных на валу якоря. К коллектору плотно прижаты пружинами три щётки: по­ложительная, отрицательная и регулировочная (третья).

Корпус динамомашины представляет собой стакан из мягкой стали, в днище которого запрессован шариковый подшипник 13 вала якоря, а к стенкам прикреплены два полюсных башмака с обмотками возбуждения. В стенке

Рис. 43. Динамомашина:

1 —стяжные болты; 2— якорь динамомашины; 3—корпус щеток; 4 —щетки; 6 — крышка корпуса щеток; 6 и 8— крышки-обоймы; 7 — кожух; 9 — кольцо со щеткодержателем регулировочной щетки; 10 — коллектор; 11—корпус динамомашины; 12 — фланец сапуна; 13 — шариковые подшипники; 14 — по­люсные башмаки; 15—обмотки возбуждения

 

корпуса просверлено вентиляционное отверстие, совпадаю­щее с каналом в площадке картера, на которой лежит динамомашина. На открытой части корпуса динамома­шины имеется буртик и шпилька для установки корпуса щёток.

Корпус щёток привертывается к корпусу динамомашины двумя стяжными болтами 1. К корпусу щёток прикреп­лены два щёткодержателя со щётками. Щёткодержатель положительной щётки изолирован от «массы» картонкой прокладкой. Закрывается корпус щёток стальной крышкой 5 с запрессованным в неё шариковым подшипником 13 вала якоря. Подшипник закрыт с обеих сторон двумя крышками-обойками 6, 8. Между наружной обоймой 6 и крышкой 5 помещается кольцо 9 с изолированно прикреплённым дер­жателем регулировочной щётки. Кольцо вместе с держа-

телем и щёткой может поворачиваться на 40°. Удержи­вается кольцо на крышке тремя винтами.

На одном из полюсных башмаков намотана основная обмотка возбуждения, а на другом — дополнительная. Обе обмотки возбуждения работают самостоятельно. От каж­дой из них выведено по два конца. Концы основной об­мотки присоединены: один к регулировочной щётке, дру­гой к положительной. Последняя соединена с клеммой, расположенной на корпусе щёток. К этой клемме, парал­лельно положительной щётке, подключён конденсатор. Один конец дополнительной обмотки присоединён к мину­совой щётке, а другой — к клемме на корпусе щёток.

Щётки и коллектор защищены от попадания пыли и влаги стальным кожухом. На правый (по ходу мотоцикла) шлицованный конец вала якоря динамомашины напрессо­вана шестерня привода с фланцем сапуна 12. Эта шестерня зацеплена через. промежуточную шестерню с шестерней выпускного кулачка переднего цилиндра.

Правый шариковый подшипник закрыт с внутренней стороны войлочным сальником, а со стороны распредели­тельной коробки специальной чашкой. Благодаря такому устройству масло из распределительной коробки не про­никает к обмоткам динамомашины. Динамомашина кре­пится к картеру двигателя хомутом, а к распределитель­ной коробке винтами.

 

Работа динамомашины

 

Процесс возбуждения динамомашины типа «Харлей-Давидсон» аналогичен процессу возбуждения обычной трёхщёточной динамомашины; поэтому рассмотрим лишь действия дополнительной обмотки возбуждения.

Величина зарядного тока, идущего в аккумуляторную батарею, обычно понижается при включении потребителей (освещение и пр.) и повышается при их выключении. У ди­намомашины типа «Харлей-Давидсон» дополнительная обмотка возбуждения, вступающая в работу только в четвёртом положений центрального переключателя, уве­личивает силу тока, отдаваемого динамомашиной при включении потребителей. В результате батарея заряжается зарядным током нормальной силы (около 2 а при средних оборотах двигателя.

Во втором и третьем положениях центрального переклю­чателя работает лишь основная обмотка возбуждения,

дополнительная выключена. Благодаря этому устраняется перезарядка аккумуляторной батареи при малом расходе электроэнергии на потребителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.068 с.)