Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устранение осевого люфта ступицы колесаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Появление осевого люфта ступицы колеса является результатом износа трущихся частей ступицы. Наличие люфта затрудняет управление мотоциклом на повышенной скорости иможет привести к разрушению подшипников колеса. Поэтому необходимо ежедневно тщательно проверять колёса, и в случае обнаружения осевого люфта немедленно его устранять. Порядок устранения осевого люфта следующий. Переднее колесо. 1.Подложить под предохранительный щит двигателя болванку так, чтобы переднее колесо не касалось земли. 2. Расшплинтовать и отвернуть гайку с, правой стороны стяжного болта ступицы, вынуть стяжной болт влево, подать колесо вправо (по ходу мотоцикла) и вынуть его из вилки. 3. Отвернуть гайку 9 (рис. 36) на правой стороне оси ступицы колеса, снять шайбу. 4. Завёртывать правый конус шарикового подшипник до устранения осевого люфта, но так, чтобы ось свободно вращалась в подшипниках. 5. Поставить на место шайбу, удерживая ключом конус 2, затянуть гайку 9. 6. Поставить на место колесо, стяжной болт, гайку болта, шплинт. Заднее колесо. 1. Поставить мотоцикл на заднюю подставку. 2. Отвернуть гайки крепления грязевого щитка колеса поднять щиток.
3. Отвернуть винты крепления колеса к тормозному барабану. 4. Отпустить регулировочные болты натяжения задней цепи. Отвернуть гайку оси колеса, вынуть ось. 5. Сдвинуть колесо влево, снять его с пальцев тормозного барабана, вынуть из задней вилки. 6. Устранить осевой люфт: а) отвернуть винты 1 (рис. 37) крепления кожуха 2, сальника икрышки 3 к фланцу ступицы, снять их вместе с опорной втулкой 5; б) вынуть опорную втулку из крышки и добавить не более двух регулировочных прокладок 6, вложить опорную втулку в крышку, поставить все детали на место изакрепить винтами 1. 7. Поставить колесо на место (операции идут в обратной последовательности). 8. Проверить регулировку; колесо должно свободно вращаться на оси, а при осевой качке не иметь люфта. 9. Отпустить и закрепить болтами грязевой щиток. 10. Отрегулировать натяжение задней цепи.
ТОРМОЗА
Тормоза служат для замедления движения или для быстрой остановки мотоцикла. На мотоцикле установлены двухколодочные тормоза внутреннего расширения с ручным приводом на передний тормоз и ножным на задний.
Передний тормоз
Передний тормоз (рис. 38) состоит из опорного диска 3, двух колодок 2 с накладками 14 из ферродо, двух пружин, кулачка, оси 1, тормозного барабана и привода тормоза. Опорный диск планкой 13 соединён с левым пером передней вилки. На внутренней части опорного диска смонтированы колодки, опирающиеся концами на ось 1 и кулачок. Колодки закрыты тормозным барабаном, приклёпанным к ступице переднего колеса. Колодки стянуты двумя пружинами. На конце валика кулачка закреплён рычаг 12, соединённый гибким тросом с рычагом тормоза на левой стороне руля. На наружной части опорного диска в кронштейн.5 ввинчен полый регулировочный болт 4. В ступицу 6 опор-
ного диска запрессована бронзовая втулка, внутрь которой входит левый конец оси ступицы колеса. На шпильки 15 ступицы опорного диска надеты и закреплены гайками два медных кольца 7 и 9, крышка 8, пластинчатая пружина 10 и шайба 11. В боковой выем крышки 8 входит штифт левого пера передней вилки. Рис. 38. Передний тормоз; 1-ось; 2 — колодки; 3 — опорный диск: 4 — регулировочный болт; 5 — кронштейн регулировочного болта; 6 — ступица опорного диска; 7 и 9 —медные кольца; 8— крышка; 10 — пластинчатая пружина; 11 — шайба; 12 - рычаг тормоза; 13 — планка; 14 - накладка ферродо; 15 — шпильки
Крышка 8 выполняет две функции: закрывает ступицу опорного диска и позволяет ей несколько перемещаться относительно оси колеса при встрече последнего с препятствиями. Необходимость перемещения опорного диска вокруг оси обусловливается особенностями конструкции передней вилки.
Задний тормоз
Задний тормоз состоит из опорного диска 6 (рис. 39), двух колодок 5 с накладками 4 из ферродо, двух пружин 9, кулачка 1, оси 2, тормозного барабана и ножного привода. Опорный диск при помощи болта присоединён
реактивным упором 10 к раме мотоцикла. В реактивном упоре сделан вырез, позволяющий перемещать задний тормоз вместе с колесом при регулировке натяжения задней цепи. На наружной части опорного диска смонтирован корпус 3 валика привода спидометра; шестерёнка валика проходит внутрь опорного диска и постоянно зацеплена с шестерней на ступице барабана. На внутренней части опорного диска помещены две тормозные колодки, опирающиеся одним концом на ось 2, а другим на кулачок 1. На квадратном конце валика кулачка закреплён рычаг 7 тормоза. Колодки стянуты двумя пружинами 9. Тормозное барабан 1 (рис. 40) с приклёпанной к нему зубчаткой надевается на колодки. Эта зубчатка у мотоцикла с коляской имеет 45 зубьев, а без коляски 41 зуб. Тормозной барабан вращается на втулке, помещённой внутри его ступицы. Один конец втулки проходит через отверстие в неподвижном диске и крепится гайкой в наконечнике вилки рамы. На второй конец втулки и на пальцы, имеющиеся снаружи ступицы барабана, надевается ступица колеса. Ступица колеса крепится к тормозному барабану пятью специальными винтами 2. Привод ножного тормоза состоит из педали с возвратной пружиной, соединённой системой тяг и рычагов с кулачком тормоза. Педаль ножного тормоза расположена впереди правой ноги водителя. Тормоза работают одинаково. При повороте кулачка колодки прижимаются к внутренней шлифованной поверхности барабана, в результате чего между колодками и барабаном возникает сила трения, задерживающая вращение барабана, а вместе с ним и колесо.
Регулировка тормозов
Тормоза должны быть отрегулированы так, чтобы при половинном ходе педали ножного тормоза и рычага ручного тормоза чувствовалось начало торможения. При полном нажиме на педаль ножного или рычаг ручного тормоза колёса должны тормозиться «намертво». Люфт педали ножного тормоза должен быть равен ¼ её полного хода. Люфт рычага переднего тормоза должен равняться примерно 1/3 полного хода. У правильно отрегулированных тормозов во время движения мотоцикла не должны греться барабаны.
Регулировка переднего тормоза
1. Подложить под картер двигателя болванку так, чтобы переднее колесо не касалось земли. 2. Отвернуть контргайку регулировочного болта на несколько оборотов. 3. Вращать регулировочный болт до получения необходимого свободного хода рычага тормоза. При ввёртывании регулировочного болта торможение колеса уменьшается, при вывёртывании увеличивается. 4. Законтрить регулировочный болт. 5. Проверить регулировку на месте и на ходу мотоцикла. В том случае, когда дальнейшее вывёртывание регулировочного болта невозможно, регулировку переднего тормоза производить следующим образом: а) отвернуть доотказа контргайку регулировочного болта и завернуть последний на 3/4 его длины; б) отвернуть гайку, удерживающую трос тормоза на конусе вилки рычага тормоза; в) укоротить трос тормоза на конце вилки и закрепить его гайкой: г) отрегулировать тормоз регулировочным болтом.
Регулировка заднего тормоза
1. Поставить мотоцикл на заднюю подставку. 2. Отвернуть контргайку регулировочной вилки задней тяги тормоза. 3. Расшплинтовать и вынуть соединительный палец вилки и задней тяги. 4. Навинчиванием регулировочной вилки на тягу укоротить последнюю так, чтобы она при постановке на место обеспечила необходимый свободный ход педали тормоза. 5. Поставить на место тягу с регулировочной вилкой, соединительный палец, шайбу и шплинт. Затянуть контргайку регулировочной вилки. 6. Проверить результаты регулировки на месте и на ходу мотоцикла. ВОДИТЕЛЬ! Учись рассчитывать расстояние и уменьшать скорость при приближении к месту остановки так, чтобы не приходилось прибегать к резкому торможению, ибо оно приводит к преждевременному износу шин и мотоцикла в целом.
СЕДЛА
На мотоцикле имеется два седла: переднее и заднее. Переднее седло состоит из каркаса, кожаной покрышки и кронштейна. Каркас выштампован из стали и сверху обтянут кожей. Между каркасом и покрышкой для мягкости проложен войлок. Кронштейн шарнирно связан впереди с верхней трубой рамы, а сзади со штоком, помещённым в подседельной трубе рамы. Шток опирается на пружины, расположенные также в подседельной трубе. При движении мотоцикла по неровной дороге шток седла упирается в пружины, которые смягчают толчки. Заднее седло типа М-72 состоит из кронштейна, каркаса, покрышки и двух пружин. Установлено оно на багажнике. Перед седлом имеется резиновая ручка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
К дополнительному оборудованию мотоцикла «Харлей-Давидсон» относятся: подставка, подножки, грязевые щитки, инструментальный ящик, предохранительные дуги, приспособление для крепления автомата и ящик для боеприпасов. Подставка присоединяется двумя болтами к наконечникам задней вилки рамы и удерживается в поднятом положении пластинчатой пружиной на откидной части заднего грязевого щитка. Подножки для водителя — откидные. Подвешены они на боковинах, прикреплённых к раме мотоцикла. Передняя шпилька боковины крепится хомутами к передней трубе рамы, а задняя к подседельной трубе. Грязевые щитки защищают экипаж от забрасывания пылью и грязью. Передний щиток краями крепится при помощи двух растяжек с каждой стороны к перьям передней вилки, а серединой—к двум выступам тройника передней вилки. На щитке смонтирован подфарник. Задний щиток состоит из неподвижной и откидной частей, шарнирно сочлененных между собой. Две растяжки откидной части щитка привёртываются болтами к двум растяжкам, сопряжённым с наконечниками вилки рамы. На откидной части щитка смонтированы два фонаря. Сверху над щитком, расположены багажник и заднее седло. Раскосы багажника соединены с наконечниками задней вилки рамы. Инструментальный ящик находится с правой стороны мотоцикла и привернут к специальному щитку, закреплённому на раме. Предохранительные дуги служат для предохранения водителя от ушибов, частей мотоцикла от поломок при падении последнего. Передняя и задняя дуги присоединены к раме скобами и болтами. Приспособление для крепления автомата и ящик для боеприпасов размещены по бокам переднего колеса. Их кронштейны привёртываются болтами к траверсе и перьям передней вилки и к грязевому щитку.
КОЛЯСКА
К мотоциклу, «Харлей-Давидссн» крепится коляска, однотипная с коляской мотоцикла М-72. Она служит для размещения одного из членов экипажа машины, вооружения, боеприпасов, запасных частей и инструмента. Коляска состоит из трубчатой сварной рамы и цельнометаллического корпуса с дополнительным и специальным оборудованием. Основанием коляски является рама. Она состоит из двух продольных балок, соединённых между собой двумя приваренными траверсами. Балки и траверсы
трубчатые; для большей прочности места сварки балок с траверсами усилены угольниками. К правой балке рамы приварен рычаг с патрубком, в котором закреплена ось колеса коляски. Для большей устойчивости мотоцикла при движении по.прямой и особенно на поворотах ось колеса коляски вынесена вперёд по отношению оси заднего колеса мотоцикла. К правой балке хомутом крепится передняя часть грязевого щитка колеса, посредине щиток привёртывается двумя болтами к стойке, присоединённой стремянками к площадке рессоры, а сзади — болтом к кронштейну, приваренному к задней траверсе. Сверху на грязевом щитке смонтированы подфарник и задний фонарь коляски. С левой балкой шарнирно сочленены две тяги крепления коляски к раме мотоцикла. Тяги изготовлены из труб, внутрь которых ввинчены стержни, оканчивающиеся серьгами. Стержни удерживаются от самоотвинчивания контргайками. К площадке на каждой балке присоединяются стремянками четверть-эллиптические рессоры. Подвижные концы коренных листов шарнирно сопряжены с пальцами опорной балки корпуса коляски. К передней траверсе, слева, приварен передний коленный рычаг с зажимным патрубком цангового шарнира. К задней траверсе приварены: две площадки с резиновыми амортизаторами; слева в полость траверсы входит задний коленный рычаг, который можно выдвигать и поворачивать, предварительно отпустив стяжные болты. Корпус коляски состоит из цельнометаллического одно местного кузова с багажником в задней части. Кузов крепится к раме в четырёх точках: двумя хомутами к передней траверсе и через две рессоры к задней траверсе. Кузов при движении на рессорах качается относительно
передней траверсы рамы. Для смягчения ударов и гашения колебаний между хомутами и передней траверсой проложены резиновые втулки. Сиденье кузова состоит из двух пружинных подушек — собственно сиденья и спинки. Багажник расположен сзади кузова и закрывается крышкой, которая запирается штыревым замком. Коляска крепится к раме мотоцикла в четырёх точках: сверху тягами к двум вилкам, а снизу коленными рычагами к шаровым наконечникам. Вилки и шаровые наконечники соединены с рамой мотоцикла хомутами. Рис. 42. Смазка ходовой части и управления мотоцикла: 1—6 — точки смазки
Лишь в том случае, когда коляска правильно установлена относительно мотоцикла, управление последним будет лёгким и безопасным. Мотоцикл с неправильно установленной коляской начнёт «тянуть» в ту или иную сторону. Считаясь с выпуклостью профиля дороги, мотоцикл устанавливают с небольшим наклоном (2—3°) от коляски (рис. 41). Отклонение головки рамы от вертикали составит около 30 мм. Чтобы коляска не тянула мотоцикл в сторону, плоскости колёс мотоцикла и коляски должны иметь впереди «схождение», равное 10 мм (рис. 41). Изменение угла развала оси мотоцикла от вертикальной плоскости производится при помощи тяг, крепящих коляску в верхних точках рамы мотоцикла, а регулировка схождения осуществляется перемещением заднего коленного рычага. Для проверки регулировки совершают пробег по ровному участку дороги протяжением 100—200 м, не управляя рулём. Если мотоцикл не «ведёт», значит регулировка коляски сделана правильно.
СМАЗКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ
1. Точки 1 и 4 (рис. 42) смазывать солидолом через каждые 1000 км пробега мотоцикла. Солидол подавать при помощи тавот-пресса. 2. Точки 3 смазывать солидолом через каждые 2 000 км пробега мотоцикла, точки 5, 6 через 5 000 км. 3. Смазка точек 5 и 6 производится с обязательной частичной разборкой. 4. Точки 2 смазывать автолом 6 или 8 через 500 км пробега мотоцикла. Смазка вводится при помощи маслёнки. 5. В коляске: — цанговые соединения и рессоры смазываются солидолом через 5 000 км пробега (с отделением коляски от мотоцикла и переборкой листов рессоры); —башмаки, рессор смазываются солидолом через I 000 км пробега.
Глава V
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА
Система электрооборудования мотоцикла состоит из источников и потребителей тока, обслуживающих приборов и проводки. 1. К источникам тока относятся динамомашина (генератор) и аккумуляторная батарея. 2. К потребителям тока относятся: система зажигания, сигнал, фара, маскировочная фара, подфарник, фонари — задний, стоп-сигнала и коляски, — лампа спидометра. К обслуживающим приборам относятся: реле обратного тока, переключатели — центральный с замком и ключом, а также дальнего и ближнего света передней фары, кнопка сигнала, выключатели маскировочной фары, лампы спидометра, стоп-сигнала и контрольные лампы системы смазки и зажигания.
ИСТОЧНИКИ ТОКА
Динамомашина (генератор)
Во время работы двигателя мотоцикла динамомашина заряжает аккумуляторную батарею и питает потребителе тока. На мотоцикле установлена 6-вольтовая шунтовая динамомашина постоянного тока с третьей регулировочной щёткой. Динамомашина состоит из следующих основных частей: якоря 2 (рис. 43), корпуса 11, двух полюсных башмаков 14 с обмотками возбуждения 15, корпуса щёток 5, кольца 9 со щёткодержателем регулировочной щётки, крышки 5 с шариковым подшипником 13, щёток 4 и кожуха 7. Якорь состоит из сердечника, обмотки, коллектора 10 и вала. Сердечник цилиндрической формы набран из тонких изолированных пластин трансформаторной стали, напрессованных на вал. В теле сердечника имеется двенадцать пазов для обмоток якоря. Наружная часть пазов закрыта деревянными клиньями, предохраняющими обмотки от выска- кивания при вращении якоря. Концы каждой секции припаяны к коллекторным пластинам. Коллектор состоит из медных изолированных от «массы» и одна от другой пластин, расположенных на валу якоря. К коллектору плотно прижаты пружинами три щётки: положительная, отрицательная и регулировочная (третья). Корпус динамомашины представляет собой стакан из мягкой стали, в днище которого запрессован шариковый подшипник 13 вала якоря, а к стенкам прикреплены два полюсных башмака с обмотками возбуждения. В стенке Рис. 43. Динамомашина: 1 —стяжные болты; 2— якорь динамомашины; 3—корпус щеток; 4 —щетки; 6 — крышка корпуса щеток; 6 и 8— крышки-обоймы; 7 — кожух; 9 — кольцо со щеткодержателем регулировочной щетки; 10 — коллектор; 11—корпус динамомашины; 12 — фланец сапуна; 13 — шариковые подшипники; 14 — полюсные башмаки; 15—обмотки возбуждения
корпуса просверлено вентиляционное отверстие, совпадающее с каналом в площадке картера, на которой лежит динамомашина. На открытой части корпуса динамомашины имеется буртик и шпилька для установки корпуса щёток. Корпус щёток привертывается к корпусу динамомашины двумя стяжными болтами 1. К корпусу щёток прикреплены два щёткодержателя со щётками. Щёткодержатель положительной щётки изолирован от «массы» картонкой прокладкой. Закрывается корпус щёток стальной крышкой 5 с запрессованным в неё шариковым подшипником 13 вала якоря. Подшипник закрыт с обеих сторон двумя крышками-обойками 6, 8. Между наружной обоймой 6 и крышкой 5 помещается кольцо 9 с изолированно прикреплённым держателем регулировочной щётки. Кольцо вместе с держа- телем и щёткой может поворачиваться на 40°. Удерживается кольцо на крышке тремя винтами. На одном из полюсных башмаков намотана основная обмотка возбуждения, а на другом — дополнительная. Обе обмотки возбуждения работают самостоятельно. От каждой из них выведено по два конца. Концы основной обмотки присоединены: один к регулировочной щётке, другой к положительной. Последняя соединена с клеммой, расположенной на корпусе щёток. К этой клемме, параллельно положительной щётке, подключён конденсатор. Один конец дополнительной обмотки присоединён к минусовой щётке, а другой — к клемме на корпусе щёток. Щётки и коллектор защищены от попадания пыли и влаги стальным кожухом. На правый (по ходу мотоцикла) шлицованный конец вала якоря динамомашины напрессована шестерня привода с фланцем сапуна 12. Эта шестерня зацеплена через. промежуточную шестерню с шестерней выпускного кулачка переднего цилиндра. Правый шариковый подшипник закрыт с внутренней стороны войлочным сальником, а со стороны распределительной коробки специальной чашкой. Благодаря такому устройству масло из распределительной коробки не проникает к обмоткам динамомашины. Динамомашина крепится к картеру двигателя хомутом, а к распределительной коробке винтами.
Работа динамомашины
Процесс возбуждения динамомашины типа «Харлей-Давидсон» аналогичен процессу возбуждения обычной трёхщёточной динамомашины; поэтому рассмотрим лишь действия дополнительной обмотки возбуждения. Величина зарядного тока, идущего в аккумуляторную батарею, обычно понижается при включении потребителей (освещение и пр.) и повышается при их выключении. У динамомашины типа «Харлей-Давидсон» дополнительная обмотка возбуждения, вступающая в работу только в четвёртом положений центрального переключателя, увеличивает силу тока, отдаваемого динамомашиной при включении потребителей. В результате батарея заряжается зарядным током нормальной силы (около 2 а при средних оборотах двигателя. Во втором и третьем положениях центрального переключателя работает лишь основная обмотка возбуждения, дополнительная выключена. Благодаря этому устраняется перезарядка аккумуляторной батареи при малом расходе электроэнергии на потребителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.208 (0.013 с.) |