Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Боевые отряды и военные походыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Раньше уже было отмечено, что мусульмане с самого начала предпринимали всевозможные меры предосторожности, уделяя должное внимание охране и даже по ночам не расставаясь с оружием, а после того, как посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было дано Аллахом разрешение на ведение боевых действий, он занялся организацией военных дозоров и экспедиционных отрядов, ставя во главе каждого из них кого-нибудь из своих сподвижников. Такой отряд назывался сарийа, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко лично принимал участие в походах (газва) этих отрядов. Перед участниками военных походов, как правило, ставились нижеследующие задачи: 1. Сбор сведений о действиях противника и обеспечение безопасности окрестностей Медины с целью исключения возможности внезапного нападения. 2. Оказание давления на курайшитов посредством нападений на их караваны, смысл чего заключался в том, чтобы дать им понять, что их торговля, имущество и сама жизнь находятся в опасности, и заставить их либо отказаться от своих заблуждений, помириться с мусульманами и предоставить им полную свободу действий в деле распространения и исповедания Ислама, чего только и желали мусульмане, либо встать на путь войны и сражений и, во-первых, лишиться возможности использования торговых путей, пролегавших поблизости от Медины, а, во-вторых, получить воздаяние за свое зло и враждебность с позволения Аллаха, оказывающего помощь Своим рабам, на что неоднократно указывал Сам Всевышний Аллах в аятах, ниспосылавшихся Им Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует. 3. Заключение договоров о союзнических отношениях или ненападении с другими арабскими племенами. 4. Ознакомление людей с посланием Аллаха и распространение Исламского призыва словом и делом. Первый такой отряд посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в поход в месяце Рамадане 1 года Хиджры, поставив во главе тридцати мухаджиров своего дядю Хамзу ибн Абд аль-Мутталиба. Этот отряд достиг берега Красного моря и преградил путь торговому каравану курайшитов, возвращавшемуся из Сирии во главе с Абу Джахлем, с которым шло около трехсот человек. Мусульмане и многобожники выстроились друг против друга и были уже готовы вступить в бой, однако Маджди ибн Амр аль-Джуханни взял на себя роль посредника, и противники разошлись без боя. Этот отряд провел первую военную операцию в истории Ислама, а белое знамя отряда также стало первым. Знаменосцем отряда был Абу Марсад Канназ ибн Хусайн аль-Ганави. После этого военные отряды стали выходить из Медины один за другим. Так, например, в месяце шаввале в поход был отправлен Убайда ибн аль-Харис во главе отряда из шестидесяти мухаджиров, который в районе Бутн Рабиг встретил Абу Суфйана с отрядом в двести человек. Они обстреляли друг друга из луков, но до боя дело не дошло. Затем, в месяце зу-ль-ка‘да в поход был послан отряд из двадцати мухаджиров под командованием Са‘да ибн Абу Ваккаса. Этот отряд достиг Харара, но вернулся обратно, так никого и не встретив. А в месяце сафар 2 года Хиджры в поход на Абну, или Ваддан, выступил отряд из семидесяти мухаджиров под командованием самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Этот отряд также никого не встретил на своем пути, но зато с вождем племени Дамра Амром ибн Махши был заключен договор о взаимопомощи. Это был первый военный поход, в котором принял участие посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Затем, в месяце раби аль-авваль 2 года Хиджры в Буват был послан отряд из двухсот мухаджиров, но и они никого не встретили. В том же месяце на пастбища Медины совершил набег Курз ибн Джабир аль-Фихри, угнавший некоторое количество скота. В погоню за ним бросился сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во главе отряда из семидесяти мухаджиров, преследовавших его до Сафвана, что находится неподалеку от Бадра, однако Курзу удалось ускользнуть от них. Этого поход получил название «первого похода на Бадр». В месяце джумада-ль-авваль, или джумада-ль-ахира, 2 года Хиджры посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в поход во главе ста пятидесяти или двухсот мухаджиров, направляясь в Зу-ль-Ашира, чтобы перехватить торговый караван курайшитов, направлявшийся в Сирию, однако оказалось, что он прошел там на несколько дней раньше. Во время этого похода был заключен договор о ненападении с племенем бану Мадладж. В месяце раджаб 2 года Хиджры в Нахлу, что находится между Меккой и Таифом, был послан Абдулла ибн Джахш аль-Асади во главе небольшой группы мухаджиров, состоявшей из двенадцати человек. В задачу отряда входил сбор сведений о торговых караванах курайшитов, однако вместо этого мусульмане напали на караван, убив одного и взяв в плен двоих человек, а также захватив часть товаров. Узнав об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался, отпустил пленных и выплатил компенсацию за убитого. Это случилось в последний день месяца раджаб и привело к тому, что многобожники принялись обвинять мусульман в ведении военных действий в запретные месяцы, но через некоторое время Всевышний Аллах ниспослал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, такой аят: «Они спрашивают тебя, дозволено ли сражаться в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в запретный месяц – великий грех, однако совращать с пути Аллаха, не пускать в Священную Мечеть, не верить в Него и изгонять молящихся из Священной Мечети — еще больший грех пред Аллахом, ибо многобожие греховнее убиения…”» (Корова, 217). В месяце шаббан 2 года Хиджры Аллах изменил направление киблы, после чего мусульмане в своих Намазах стали обращаться не к Иерусалиму, а к Мекке. Что касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он хотел и ожидал этого, а кроме того, смена киблы способствовала выявлению нескольких обманщиков из числа лицемеров и иудеев, принявших Ислам только для вида, так как после этого они отреклись от Ислама, и ряды мусульман очистились от них. Таковы некоторые меры военного характера, которые были предприняты посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманами на первых порах после переселения и направлены на обеспечение безопасности Медины и ее окрестностей, а также на внушение курайшитам мысли о том, что если они не перестанут замышлять дурное, то рано или поздно это для них плохо кончится. Однако всё это возымело на курайшитов обратное действие, они стали превозноситься еще больше и получили воздаяние за свои дела в битве при Бадре, понеся в ходе ее большие потери.
ВЕЛИКАЯ БИТВА ПРИ БАДРЕ Эта битва стала первой серьезной битвой между мусульманами и курайшитами. Поводом для нее послужило то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не прекращал следить за передвижениями ушедшего в Сирию каравана, который был упущен мусульманами во время похода на Зу-ль-Аширу. Для наблюдения за этим караваном в Сирию были отправлены два человека, которые поспешили вернуться в Медину, увидев, что караван возвращается обратно, чтобы сообщить об этом Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Узнав об этом, он, да благословит его Аллах и приветствует, стал побуждать мусульман выступить в поход, однако не настаивал на этом. В результате принять в нем участие вызвалось триста тринадцать человек (по другим сведениям, их было триста четырнадцать или триста семнадцать) — восемьдесят два мухаджира (по другим сведениям, их было восемьдесят три или восемьдесят шесть человек), шестьдесят один аусит и сто семьдесят хазраджитов, однако они не смогли подготовиться к походу должным образом, и поэтому в отряде было только два коня и семьдесят верблюдов. Белое знамя отряда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил Мус‘абу ибн Умайру. Кроме того, у мухаждиров был свой вымпел, который нес Али ибн Абу Талиб, а у ансаров — свой, и его нес Са‘д ибн Му‘аз. Вместо себя в Медине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил Абу Умм Мактума, а потом он заменил его на Абу Лубабу ибн Абд аль-Мунзира. В назначенный день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил из Медины по направлению к Бадру, месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины и со всех сторон окруженному высокими горами, в которых есть только три прохода, ведущих к Бадру с севера, юга и с востока. Жители Медины добирались до Бадра через северный проход, в то же время служивший и главной дорогой для торговых караванов, следовавших из Сирии в Мекку. Поскольку в этих местах были жилища людей, колодцы и пальмы, торговые караваны останавливались у Бадра на привал, оставаясь там на несколько часов или несколько дней. Для мусульман не составило бы никакого труда запереть караван курайшитов по достижении им этого места и принудить его к сдаче в плен, однако для успеха подобной операции было абсолютно необходимо сохранить в тайне от людей, идущих с этим караваном, факт выхода отряда мусульман из Медины, чтобы внезапно напасть на них. Для этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сначала двинулся в путь совсем в другом направлении и только потом свернул к Бадру. В караване курайшитов было около тысячи верблюдов, груженных товарами на сумму не менее чем в пятьдесят тысяч динаров, возглавлял же его Абу Суфйан, с которым находилось всего лишь около сорока человек. Абу Суфйан проявлял крайнюю осторожность и осмотрительность, расспрашивая о действиях мусульман каждого встречного, благодаря чему в конце концов ему удалось узнать о том, что их отряд выступил из Медины. В это время караван курайшитов находился на довольно значительном расстоянии от Бадра, и Абу Суфйан принял решение свернуть с обычного пути и добраться до Мекки дорогой, идущей вдоль берега моря. Кроме того, он нанял человека, поручив ему как можно скорее известить мекканцев о выступлении мусульман, и когда этот гонец добрался до Мекки, курайшиты быстро подготовились к походу и вышли из города. Из числа знатных мекканцев в городе остался один лишь Абу Лахаб, а из всех курайшитских родов в походе не принял участия только род бану Ади, зато курайшитам удалось привлечь к участию в нем представителей многих других племен. Когда войско курайшитов достигло Джухфы, они получили послание Абу Суфйана, в котором он извещал их о том, что ему удалось избежать опасности, и предлагал им вернуться в Мекку. Многие участники похода стали собираться в обратный путь, однако Абу Джахль из гордости и высокомерия отверг это предложение, в результате чего назад вернулись только люди из рода бану Зухра в количестве трехсот человек, которым посоветовал сделать это глава рода аль-Ахнас ибн Шариф ас-Сакифи. После этого в отряде курайшитов осталось около тысячи человек, которые продолжили свой путь, но решили не входить в Бадр, а остановиться на открытом пространстве поблизости от окружавших Бадр гор. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, узнав о возвращении части мекканцев во время марша, он созвал мусульман на совет, во время которого хорошо высказался Абу Бакр, что-то хорошее сказал Умар, а после них со своего места поднялся аль-Микдад, сказавший следующее: «О посланник Аллаха, клянемся Аллахом, что не станем мы говорить того, что сказали Мусе сыны Исраила, сказавшие: “Иди и сражайся вместе со своим Господом, а мы будем сидеть здесь!” (Трапеза, 24), нет, мы будем сражаться справа и слева от тебя, впереди и позади тебя!», и лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышавшего эти слова, засияло от радости. А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дайте мне совет, о мусульмане!» Тогда со своего места поднялся глава ансаров Са‘д ибн Му‘аз, который сказал: «Ты как будто предлагаешь нам что-то, о посланник Аллаха! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если бы ты вошел в море, то и мы бы пошли вслед за тобой, и не отстал бы от тебя ни один! Мы не имеем ничего против того, чтобы завтра ты повел нас на врага, ведь мы привыкли к войне и никогда не дрогнем, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть в нас то, что порадует тебя! Веди же нас с благословения Аллаха!» И среди прочего он также сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если бы повел ты нас в Барк аль-Гимад[49], то мы и тогда последовали бы за тобой!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был рад услышать это и сказал: «Тогда ступайте и радуйтесь, ибо Всевышний Аллах обещал мне либо то, либо другое[50], и я как будто воочию вижу гибель этих людей!» После этого мусульмане продолжили свой путь к Бадру, подойдя к нему в ту же ночь, что и многобожники, и остановившись около северного горного прохода. На это место указал Хаббаб ибн аль-Мунзир, сказавший, что следует подойти к воде ближе мекканцев, чтобы самим запастись водой, а потом засыпать колодцы и заставить врага мучиться от жажды, что и было сделано. Заняв свои позиции, мусульмане поставили шатер, который должен был служить для Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, командным пунктом, и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Са‘да ибн аль-Мунзира. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, распределил силы своего отряда и направился на поле боя, указывая рукой на то или иное место и говоря: «Здесь погибнет такой-то, а здесь — такой-то», а потом он, да благословит его Аллах и приветствует, пошел спать, совершив перед сном Намаз, и мусульмане тоже заснули, будучи уверенными в успехе. Ночью Аллах послал на землю дождь, и все было так, как Сам Он сказал об этом: «И по воле Его охватила вас дремота, принесшая с собой уверенность, и ниспослал Он с неба воду, чтобы очистить вас ею, удалить от вас скверну Шайтана, вселить в ваши сердца мужество и укрепить этим ваши стопы» (Добыча, 11). Наутро, в пятницу семнадцатого Рамадана 2 года Хиджры (624 г.) противники стали сходиться, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, вот курайшиты, которые явились сюда со своей кичливостью и гордостью, сопротивляясь Тебе и объявляя ложью слова Твоего посланника! О Аллах, окажи мне обещанную Тобой помощь и заставь их склониться!» А потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выровнял ряды своих бойцов, велев им не вступать в сражение без его приказа и сказав им: «Когда они приблизятся к вам, начинайте обстреливать их из луков и стреляйте как можно чаще, но не извлекайте мечей из ножен, пока они не навалятся на вас!» А потом он вместе с Абу Бакром, да будет доволен им Аллаха, вернулся к своему шатру и снова стал взывать к Аллаху Всемогущему и Великому и обращаться к Нему с мольбами, сказав среди прочего следующее: «О Аллах, если эти люди погибнут, не останется больше поклоняющихся Тебе! О Аллах, если Ты пожелаешь того, то никто больше не станет поклоняться Тебе после этого дня!» И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал Намаз так горячо и самозабвенно, что с плеч его упал плащ, который Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, снова надел на него, сказав: «Довольно, о посланник Аллаха, ибо ты слишком настойчив в своих обращениях к Господу твоему!» Что же касается многобожников, то от них с просьбой о помощи к Аллаху обратился Абу Джахль, который сказал: «О Аллах, он порвал родственные связи с нами и пришел к нам с тем, что нам неведомо, так заставь же его склониться! О Аллах, помоги сегодня тому из нас, кого Ты больше любишь и кто более угоден Тебе!»
ПОЕДИНКИ И СРАЖЕНИЕ Перед началом сражения вперед вышли трое лучших бойцов из числа многобожников — Утба ибн Раби‘а, его брат Шайба ибн Раби‘а и аль-Валид ибн Утба, которые вызвали на поединок мусульман. Сначала против них вышли трое молодых ансаров, но многобожники заявили: «Мы хотим сразиться с сыновьями нашего дяди!» Тогда на поединок с ними вышли Убайда ибн аль-Харис, Хамза и Али, и Хамза убил Шайбу, а Али — аль-Валида. Что же касается Убайды и Утбы, то они обменялись ударами и нанесли друг другу ранения, после чего Али и Хамза вернулись к месту схватки, убили Утбу и унесли с поля боя Убайду, у которого была отрублена нога и который скончался через четыре или пять дней на обратном пути в Медину. Многобожники, недовольные исходом единоборств, преисполнились гневом, бросились на ряды мусульман и обрушились на них в едином порыве, однако мусульмане твердо стояли на своих позициях, защищаясь и повторяя: «Один, Один!»[51] Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сначала забылся коротким сном, а потом поднял голову и сказал: «Радуйся, о Абу Бакр, ибо пришла к тебе помощь Аллаха! Вот Джибриль ведет под уздцы своего коня, и пыль клубится по сторонам, ибо Аллах сегодня послал на помощь мусульманам тысячу ангелов, следующих за Джибрилем!» А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся вперед, повторяя слова Всевышнего Аллаха: «Разбито будет это сборище, и будут они обращены вспять!» (Луна, 45), и он набрал горсть мелких камешков и стал бросать их в лица многобожников со словами: «Да исказятся ваши лица!», и не было такого многобожника, которому эти камешки не попали бы в глаза или в ноздри, и об этом Всевышний Аллах сказал так: «Не ты бросал, бросая, это Аллах бросал…» (Добыча, 17). После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мусульманам атаковать многобожников, скомандовав: «Вперед!» и побуждая их к бою. И мусульмане бросились в атаку, сминая ряды многобожников и рубя им головы, воодушевленные тем, что вместе с ними сражается и сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. При этом им помогали ангелы, и часто многобожники не могли понять, кто же наносит им удары. В конце концов мекканцы потерпели полное поражение и обратились в бегство, а мусульмане стали преследовать их, убив часть беглецов и захватив часть их в плен. Во время этого сражения в образе Сураки ибн Малика на поле присутствовал Иблис, оказывавший помощь мекканцам и побуждавший их к сражению с мусульманами, однако когда он увидел сражающихся ангелов, то повернул вспять, побежал в сторону Красного моря и бросился в его воды.
ГИБЕЛЬ АБУ ДЖАХЛЯ
Во время этого сражения Абу Джахля окружала большая группа людей с обнаженными мечами и копьями, а рядом с Абд ар-Рахманом ибн Ауфом сражались два молодых ансара. Один из них обратился к Абд ар-Рахману с просьбой, стараясь говорить так, чтобы его не услышал другой: «О дядя, покажи мне Абу Джахля!» Абд ар-Рахман спросил: «Зачем он тебе?» Юноша ответил: «Мне рассказали, что он оскорблял посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поэтому я клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, что если я увижу его, то не успокоюсь до тех пор, пока не убью его!», а после этого другой юноша обратился к нему с такой же просьбой. Когда ряды многобожников были смяты, Абд ар-Рахман увидел Абу Джахля, показал его этим юношам, и они бросились к нему. Один из них ударил его мечом и отрубил ему ногу, другой же смертельно ранил его, после чего они прибежали к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый из них сказал ему: «Я убил Абу Джахля!» Посмотрев на их мечи, он сказал: «Вы оба убили его!» Этими юношами были братья Му‘аз ибн Афра и Му‘авваз ибн Афра. Му‘авваз погиб в этом же бою, что же касается Му‘аза, то он дожил до того времени, когда халифом стал Усман, да будет доволен им Аллах. После завершения боя люди отправились на поиски тела Абу Джахля, которого в конце концов нашел Абдулла ибн Мас‘уд. Абу Джахль находился уже при последнем издыхании. Обнаружив его, Абдулла положил отрубленную ногу Абу Джахля ему на шею, схватил его за бороду, отрубил ему голову, а потом принес ее посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Аллах Превелик! Хвала Аллаху, Который выполнил Свое обещание, оказал помощь Своему рабу и Один нанес поражение союзным племенам!» И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, он[52] был фараоном для своего народа!»
ДЕНЬ РАЗЛИЧЕНИЯ
Сражение при Бадре стало битвой между верой и неверием, во время которой получилось так, что люди сражались против своих отцов, сыновей и ближайших родственников. Так, например, в этом бою Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, убил своего дядю аль-Аса ибн Хишама, Абу Бакр бился с собственным сыном Абд ар-Рахманом, а в ходе сражения в плен был захвачен Аббас, приходившийся дядей посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, многие родственные связи в этот день были оборваны, а Всевышний Аллах возвысил слово веры над словами неверия и отделил истину от лжи. Именно поэтому этот день, семнадцатого Рамадана, и был назван «днем различения».
ПОТЕРИ ОБЕИХ СТОРОН
В битве при Бадре погибло четырнадцать мусульман — шесть мухаджиров и восемь ансаров. Этих людей похоронили близ Бадра, и могилы их сохранились до сих пор. Что же касается многобожников, то они потеряли семьдесят человек убитыми и еще семьдесят было захвачено в плен, причем большинство из них славились своей доблестью. Трупы двадцати четырех убитых были сброшены в высохший колодец. После битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пробыл в Бадре еще три дня, а перед отъездом он подошел к краю этого колодца и обратился к лежавшим там трупам, называя каждого из погибших по имени и говоря: «О такой-то, сын такого-то! Поистине, мы убедились в том, что обещанное Господом нашим — истина, а убедились ли в этом вы?!» Умар, да будет доволен им Аллах, спросил его: «О посланник Аллаха, как же обращаешься ты к телам, в которых нет духа?!», на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему так: «Они не хуже вас слышат мои слова, только не могут ответить!»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.016 с.) |