Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфологическая структура средневерхненемецкого языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вводные замечания В морфологической стуктуре свн. языка происходят изменения, которые обусловлены тенденциями, наметившимися еще в двн. период. Своё дальнейшее развитие получают аналитические формы. Их закреплению в системе языка способствуют в значительной степени изменения, происходящие в фонетической системе немецкого языка. Вследствие ослабления и редукции безударных гласных в формообразующих морфемах происходит упрощение и унификация синтетических средств формообразования, резкое ограничение фонетического разнообразия служебных морфем, широкое развитие получает омонимия средств грамматического выражения. Развитие омонимии, связанное с нейтрализацией безударнях сласных, является основным признаком, отличающим средневерхненемецкий от древневерхненемецкого периода. Однако эти внешне заметные особенности не снижают преимущественно флективного характера немецкого языка. Развитие грамматических категорий существительного В свн. период в рамматических категориях существительного получили дальнейшее развитие некоторые явления, наметившиеся в двн. период: 1) В системе склонения был окончательно утрачен инструменталис, функцию которого стали выполнять сочетания датива с некоторыми предлогами. 2) Значительно упрощается падежная флексия: из 44 окончаний остаётся только 4: -e, -es, -en, -er. Двусоставные окончания становятся односоставными, например: двн. zungôno>свн.zungen; двн.lembiro>свн. lember. 3) Упрощение и унификация падежных окончаний ведет к дальнейшему выравниванию типов склонения. У существительных мужского и среднего рода уже к началу свн. периода формируется единый тип склонения всех бывших гласных основ, так называемое сильное склонение. Ему противостоит слабое склонение существительных с бывшей n-основой, которое, как и в двн. период, охватывает существительные всех трех родов. 4) Унификация склонения существительных женского рода происходит медленнее, чем у существительных мужского и среднего родов. Формирование единого женского типа склонения существительных завершается только в 16-17 вв. Отличия между отдельными типами склонения существительных женского рода все ещё значительны, однако первые признаки единого женского типа склонения проявляются уже заметно: i-основы ô-основы n-основ Sg. N. kraft zal gebe zunge G. krefte,kraft zal gebe zungen D. krefte,kraft zal gebe zungen Akk. kraft zal gebe zungen Отличием i-основ является наличие умлаута не только во мн.числе, но и в генитиве и дативе ед. числа, однако в этих падежах под влиянием ô-основ появляются неизменяемые формы. У некоторых ô-основ вследствие ослабления безударного гласного отпадает конечный гласный.(ср.:ahd. zala-mhd.zal; ahd.nadala-mhd.nadel). Таким образом, признаком женского типа склонения постепенно становится нулевая флексия в ед. числе. 5) Происходит дальнейшее развитие определенного артикля, сфера его употребления значительно расширяется. С начала свн. периода регулярно употребляется и неопределенный артикль, например: «Ez wuohs in Burgonden ein viel edel magedîn...si wart ein schoene wîp»-«nhd. Es wuchs in Burgund eine edle Jungfrau auf...sie wurde zu einer schönen Frau“. В результате выработки двух соотносительных форм артикля, четко противопоставленных с точки зрения значения определенности и неопределенности имени существительного, и в результате широкого распространения обоих видов артикля постепенно завершается отрыв их от указательного местоимения и числительного и превращение в особый вид служебных слов с чисто грамматическим значением.
Развитие системы глагола в свн. период Типы глаголов, унаследованные двн. языком от общегерманского языка, устойчиво сохранялись на всём протяжении истории немецкого языка. Подобно двн. языку средневерхненемецкий и современный немецкий язык также имеют: а) сильные глаголы, б) слабые глаголы, в) претерито-презентные глаголы, г) неправильные глаголы. В средневерхненемецкий период произошли следующие изменения: 1) В формальной структуре флективных форм глагола подверглись редукции или слились с другими морфемами тематический гласный основы презенса и основообразующие суффиксы слабых глаголов, тем самым упростилась структура глагольной словоформы, ср.: ahd. mhd. 1 кл. teilen teilen 2 кл. dionôn dienen 3 кл. folgên folgen 2) Упростилась в связи с редукцией система личных окончаний, ср.: Sg. Pl. Sg. Pl. Präs. 1 –e -en Prät. - -en 2 –(e)st -(e)t -(e)st -(e)t 3 –(e)t -ent - -en 3) У сильных глаголов дополнительно к аблауту получили широкое распространение такие виды внутренней флексии, как умлаут и преломление, ср.:ahd.slâfist, slâfit – mhd. slæfest, slæfet; ahd.Prät. Konj.1.P.Sg.gâbi – mhd. gæbe. 4) Среди слабых глаголов обособилась небольшая группа глаголов с чередованием гласных е – а (типа rennen - rannte – gerannt). 5) Отдельные глаголы перешли из сильного спряжения в слабое или, наоборот, из слабого в сильное. Вместе с тем общая система глагола – состав его форм, содержание и выразительные возможности его грамматических категорий – подверглись более значительным изменениям, чем какая-либо другая часть речи, и чрезвычайно обогатилась. Результатом этого изменения явилось развитие целого ряда новых грамматических форм в системе глагола.
Развитие грамматической категории времени Развитие перфекта и плюсквамперфекта началось уже в двн. период; в последующие века появились также перфект и плюсквамперфект пассива и конъюнктива. Развитие новых временных форм у глагола не могло не сказаться на содержании и выразительных возможностях категории времени. Первоначальное значение результативного состояния, связанного с завершённостью действия, свойственно перфекту и плюсквамперфекту также и в свн. период, однако оно уже не является ни единственным, ни даже основным. Уже в начале свн. периода наблюдаются основные тенденции, определяющие современную норму их употребления: 1) Стилистическая дифференциация между перфектом и претеритом идет по линии разграничения повествовательной формы прошедшего времени и разговорной формы прошедшего времени. Претерит последовательно употребляется как повествовательная форма прошедшего времени, например: «Dô wuohs in Niderlanden eins edelen küniges kind.» Перфект последовательно характеризует речь персонажей, выступая, таким образом, как разговорная форма прошедшего времени, например: «Der künec sprach:»Wer iuch habe gesendet, desn hân ich niht vernomen...»-«Король сказал:»Кто вас послал, об этом я ничего не слышал…». 2) На базе старого значения завершенности действия развивается употребление аналитических форм прошедшего времени для выражения предшествования одного действия другому. Так, плюсквамперфект очень часто употребляется в сочетании с претеритом для выражения предшествования в прошлом, например: «Er sagte hin diu mære, was hie was geschehen»-«Он сообщил новость о том, что здесь произошло». Перфект часто употребляется в сочетании с презенсом для сообщения о действии, которое предшествовало тому, что происходит в настоящем и обуловило это настоящее, например: «Von boten ich daz vernomen hân, daz si mich wellen suochen»-«От послов я услышал, что они хотят меня найти». Эти примеры показывают, что в рамках категории времени развивается новое грамматическое значение – значение относительного времени и начинается та функциональная дифференцация в употреблении плюсквамперфекта и отчасти перфекта как форм, выражающих предшествование, которая характерна для современного немецкого языка.
Категория наклонения Параллельно с развитием временных форм индикатива происходило также развитие системы временных форм конъюнктива. Их развитие создавало возможности для более четкой временной дифференциации в предложениях, оформленных конъюнктивом; однако в то же время оно служило для более четкого разграничения отдельных модальных значений внутри общего модального значения возможности действия, присущего конъюнктиву в целом. Таким образом, внутреннее содержание категории наклонения, и прежде всего конъюнктива, развивалось и его употребление становилось все более разнообразным и дифференцированным. Древненемецкий конъюнктив, представленный двумя временными формами – презенсом и претеритом, имел совершенно иную норму употребления, чем современный немецкий язык: а) презенс конъюнктива выражал желательно-побудительную модальность; б) при выражении других модальных значений – возможности (так наз. «потенциальное» значение), нереальности – употреблялись и презенс, и претерит. Претерит не имел четкого временного значения. Он мог быть одинаково отнесен к прошедшему, настоящему и будущему; в) употребление временных форм конъюнктива не имело какой-либо особой нормы и подчинялось общим правилам согласования времен. Первым по времени фактором, существенно изменившим прежнюю норму, было включение в систему конъюнктива аналитических форм прошедшего времени – перфекта и плюсквамперфекта: 1) Распространение плюсквамперфекта конъюнктива приводит к развитию временной дифференциации: плюсквамперфект употребляется только при сообщении о прошедшем, например: «Unde wære im Sifrit nicht ze helfe komen, So hete si dem künege sînen lîp benomen».- «И если бы Зигфрид не пришёл ему на помощь, то она лишила бы короля жизни». Постепенно плюсквамперфект вытесняет из этой функции старый претерит, не имевший четкой временной отнесенности, а теперь закрепляющийся за настоящим и будущим, например: «Owe, wan hete ich iwer kunst»-«Увы, если бы я обладал вашим искусством». «Daz ich erstorben wære!»-«Если бы я умер (тогда)» 2) Ограничение претерита конъюнктива выражением настощего и будущего времени сталкивает эту форму с презенсом конъюнктива, также относимым к настощему и будущему, и способствует более четкому разграничению функций между ними в выражении модальности: презенс специализируется как форма выражения осуществимой возможности; претерит – как форма сообщения о действии, осуществление которого не ожидается или невозможно, ср.: «Got grüeze iuch.»-«Да благословит вас бог». «Ich wolde, daz ez wære alsô»-«Я хотел бы, чтобы это было так». 3) Наиболее широко относительное употребление временных временных форм конъюнктива развивается в косвенной речи, где выбор той или иной временной формы глагола указывает на отношение момента действия к моменту речи лица, слова которого передаются. В свн. период начинает только складываться современная норма употребления конъюнктива для характеристики косвенной речи: а) одновременность действия с моментом речи лица, слова которого передаются, выражается презенсом или претеритом, например: «Si jehent er lebe noch hiute»-«Они говорят, что он жив и сейчас». «Dô jach Sîfrit, er wære’s küneges man»-«Тогда сказал Зигфрид, что он слуга короля». б) предшествования действия моменту речи лица, слова которого передаются, выражается перфектом или плюсквамперфектом. И здесь действует правило согласования времен, отсутствующее в современном языке: если глагол речи имеет форму презенса, предшествование выражается посредством перфекта; если глагол речи имеет форму прошедшего времени, предшествание выражается через плюсквамперфект, например: «Sie vragent mich, waz ich habe gesehn»-«Они спрашивают меня, что я видел».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.171 (0.012 с.) |