Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «путь на дно моря»

Поиск

 

Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ».

«Я представляю себя (или вижу себя) на берегу моря» (формула в зависимости от надобности повторяется 2–4 раза).

• Далее: «Образ становится все более четким. Образ явно стоит передо мной».

При «погружении на дно моря многие занимающиеся встречают многих чудовищ (являющихся образами негативных психических качеств человека), пугающих и вызывающих страх. Занимающиеся должны быть абсолютно уверены в безопасности пути на дно моря. Эта уверенность может быть им сообщена только в языке, образах и мире представлений того магического мира символов, в котором живут образы.

Таким образом, не AT покидает необходимую естественную базу, а мир образов достигает тех глубоких слоев, в которых они охватываются лучше всего сказочными образами и понятиями детско-архаического волшебного мира. Поэтому продолжение формулы звучит так:

«В моей правой руке волшебная палочка. Я по желанию могу превратить ее в любое оружие, чтобы им защищаться, или ключ, который откроет любую закрытую дверь, или сосуд.

Палочка может превратить любое живое существо.

На моей левой руке надето волшебное кольцо.

Его лучи проникают во всякую темноту».

При последующих занятиях эти формулы, после того как их содержание легко воспринимается, могут сокращаться. Тогда они будут звучать так:

«В моей правой руке волшебная палочка, которая может быть превращена в оружие, ключ или средство для превращения.

На моей руке кольцо, которое светит».

И еще позднее: «У меня волшебная палочка и кольцо». Волшебная палочка служит не только как защита от опасности, но многие пациенты используют ее очень виртуозно по собственной инициативе для того, чтобы создать себе облегчение (можно создать из нее машину с пропеллером, чтобы быстрее опуститься на дно моря, или небольшие подводные лодки, или даже ракеты).

Продолжение формулы: «Я иду совершенно спокойно, шаг за шагом, все дальше и все глубже на дно моря».

После необходимых многократных повторений можно пользоваться сокращенным вариантом:

«Все дальше и глубже на дно моря».

Что видят упражняющиеся? Абсолютно здоровые психически люди обычно видят приятные ландшафты и приятные живые существа. Невротики переживают опасности и образы, вызывающие страх, но при этом переживают победоносное, освобождающее и оказывающее целебное свойство ощущение.

Попасть на дно моря не всем легко. Иногда требуются определенные усилия (особенно для невротиков). У некоторых море все дальше и дальше отступает, чем ближе они к нему приближаются. Тогда помогает образ набережной или мола, с края которого занимающийся может по лестнице спуститься в глубину, или удается поездка по морю на лодке, в процессе которой с помощью веревочной лестницы они исследуют дно моря.

Иногда удается при таких трудностях прыжок со скалы в море. Иногда путь на дно моря затрудняется тем, что занимающийся не может спуститься в воду, так как море очень мелкое, или потому, что он легкий и не тонет в воде.

В первом случае выручает формула, которая и впоследствии бывает тоже полезной: «Я посмотрю по сторонам, может быть, я найду глубокую впадину или пропасть на дне моря».

Во втором случае можно с помощью волшебной палочки надеть на ноги водолазные ботинки со свинцовыми подошвами, в рюкзак наложить камней или в подводной скале найти ступени, по которым можно спуститься на глубину.

Большинство занимающихся проделывают следующий путь (типичный случай):

• сначала путь проходит через неорганический мир по песчаному дну;

• затем, как правило, путь долго проходит по растительности. Чудовищные змееобразные растения или непрозрачные колючие кустарники могут стать преградой, и здесь волшебная палочка, превратившись в меч, может стать орудием освобождения от агрессивной обстановки (у других этот путь более приятен: через цветущие луга и шелестящие леса);

• затем в этой области большинство пациентов начинают ощущать все увеличивающуюся темноту. Но, оказывается, достаточно луча кольца, который, как прожектор, рассекает ее;

• у большинства вслед за этим следует мир подводных животных: преобладают рыбы различной величины, формы и цвета. Это и подвижные изящные и прекрасные по раскраске рыбы, а также и угрожающие рожи тропических рыб-чертей. Часто вызывают проявления тревоги появляющиеся целыми стадами акулы, которые приближаются к одинокому путешественнику и наполняют его парализующим ужасом. Не меньший ужас вызывают огромные каракатицы, которые извергают чернильную жидкость на свою жертву, так что иногда они чувствуют прикосновение бесчисленных щупалец.

Одному из занимающихся пришлось вступить в бой с огромной каракатицей, обхватившей его грудную клетку и не дававшей ему дышать; он дотронулся до каракатицы после безуспешной борьбы с помощью меча — волшебной палочки и увидел свою мать — он и не подозревал, что ее давящая любовь и кажущаяся озабоченность может иметь что-либо общее с его заболеванием астмой; это открытие подействовало удивляюще и освобождающе.

Другой часто повторяющийся вариант пути на дно моря:

• три различных мира — растений, зверей, рыб и чудовищ;

• далее — находящийся под ними почти райский ландшафт с эфемерными прозрачными существами, полулюдьми-полурусалками. Но нужно помнить, что для каждого занимающегося может быть свое видение пути на дно моря (в зависимости от состояния психики).

В тренировках (так же, как и в жизни) занимающиеся должны сначала научиться смотреть опасности и трудностям в лицо. Еще до отправления в путь на дно моря им надо об этом сообщить: нет пути назад, нельзя уклоняться.

Очень важно дать понять и подчеркнуть важное значение этой позиции для выработки характера, а также для преодоления пассивно-депрессивного оборонительного поведения большинством невротиков.

Вполне понятному желанию быть в безопасности нужно содействовать, давая совет:

«Если опасное животное или чудовище захочет на вас напасть, нарисуйте вашей волшебной палочкой черту или круг на расстоянии нескольких метров от вас, которую не перейдет или не сможет переплыть опасное животное. Затем спокойно следите за тем, что делает это животное и что оно от вас хочет».

При более подробных указаниях занимающийся получает совет сделать при помощи волшебной палочки изображение самого себя (можно из картона) и поставить его на безопасном расстоянии от себя примерно в 20 метрах. Тогда чудовище может напасть на картонное изображение, в то время как пациент издали наблюдает за происходящим. При этом четко выясняется, что чудовище не настолько опасно и агрессивно, как это казалось, и хочет только поговорить.

Символическое содержание зверя в жизненной ситуации часто и существенно разъясняется, если занимающийся попросит зверя подняться с ним на поверхность моря, когда тот зачастую в таком случае превращается в определенное лицо, являющееся причиной психических отклонений занимающегося.

Если происходит нападение, то пациент должен бороться; волшебное оружие оказывается сильнее. Мечом можно проткнуть любой панцирь. Акулы протыкаются копьями, змей убивают кнутами, а чудовищ — дубинками, каракатиц режут ножами и целые полчища крабов жгут огнеметом.

Агрессивные меры важны прежде всего для невротиков. Они ведут подлинно героические бои с драконами, чудовищами, акулами, крокодилами, ядовитыми змеями, и всегда эти бои завершаются успешно. Они заканчиваются всегда повторяющейся резней, жуткими пытками, насаживанием на кол, раздавливанием и прочим уничтожением врагов.

Именно эти агрессивные действия оказывают важное терапевтическое воздействие (в особенности на покушавшихся на свою жизнь). Занимающиеся получали несомненное облегчение.

Каждому невротику нужно не реже одного-двух раз в неделю при помощи этого упражнения разряжать свою агрессию (иначе она обратится против него самого). Фрейд был прав, когда говорил: «Никто не убивает себя сам, он хочет убить другого».

Перед первым выполнением упражнения невротикам сообщается, что они могут при опасных или неприятных ситуациях в любую минуту, подняв правую руку, позвать преподавателя и рассказать ему детали их положения. Преподаватель в этом случае дает действенный совет.

Выход (обратный путь) достигается следующим продолжением формулы 2:

«Я постепенно ухожу от своих переживаний и иду совершенно спокойно, шаг за шагом обратно».

При необходимости последние слова можно повторить:

«Я возвращаюсь совершенно спокойно, шаг за шагом, к берегу моря».

Формула 3.

Формула 4.

Занятие 14

 

Программа занятия:

• Анализ выполнения дома комплекса упражнений 13-го занятия — 10 минут.

• «Вы то, что о себе думаете» — 40 минут.

• AT высшая: отработка упражнения «Путь на вершину горы» — 40 минут.

 

 

«Вы то, что о себе думаете»

 

Люди совершают ошибки, слишком часто раздумывая о своих недостатках, — они таким образом лишь укрепляются. Достаточно осознать его. И не нужно постоянно твердить: «Я малодушен и слаб, или угрюм, или неосторожен». Если вы осознали свой недостаток, нужно вызывать противоположные мысли (о силе, отваге, веселье, осторожности) и из них создавать образ своего «Я».

Законы красоты и полного здоровья тождественны. Они зависят от состояния души или, другими словами, от качества мыслей. Каждый признак упада в человеческом теле, все, что придает отталкивающий вид наружности человека, проистекает от преобладающего настроения его души.

Веками из поколения в поколение в человека вдалбливалась мысль о непреложной необходимости закона природы, по которому наше тело по истечении определенного времени увядает, теряет свою прелесть, а интеллект истощается.

В наших силах значительно отдалить приближение старости, отвергнув общепринятую привычку думать, что человек в 70 лет обязательно должен быть стариком. Поверьте и внушите себе, что вы молоды и красивы, и будете такими до 100 и более лет.

Преобладающее настроение (подавленное или победоносное) заранее обусловливает наши физические условия жизни. Никогда не ставьте границ своим возможностям. Никогда не думайте: «Я всегда буду ниже того или иного человека» или «Мои способности и таланты самые посредственные; я буду жить и умру, как миллионы вокруг меня». Если вы так будете думать, так и будет. Ставьте перед собой большие цели и думайте о себе как о человеке, способном достичь этих целей.

 

 

АТ высшая: упражнение

«Путь на вершину горы»

 

Формула 1.

Формула 2.

«Перед моим внутренним взором появляется образ, я представляю (или я вижу) высокую гору.

Образ делается четче.

Образ ясно стоит передо мной.

Я спокойно, шаг за шагом, поднимаюсь все выше».

В «пути на гору» не нужны волшебная палочка и волшебное кольцо. Исходя из логического содержания, просторы верхнего мира (Неба) обычно действуют положительно, и никогда не наблюдались опасности, от которых требовалась защита. Некоторым для подъема на гору необходимы подсобные средства (воздушный шар, самолет).

Когда занимающиеся ощущают, что они добрались до вершины горы, они говорят формулу (продолжение формулы):

«Я смотрю вокруг себя и переживаю то, что вижу».

Обычно видят голубое небо и прекрасный ландшафт и в это время переживают ощущения величия, доброты и всемогущества природы (и это благотворно влияет на психику занимающегося).

Далее следует другое продолжение формулы 2:

«Я смотрю вокруг, увижу ли я жилище отшельника — я стремлюсь с ним поговорить».

Почти всем без исключения удаются при употреблении этой формулы встречи с мудрым отшельником (который служит воплощением совести). Он всегда умеет дать совет в трудных жизненных вопросах, и его ответы соответствуют законам психотерапевтических консультаций, особенно когда он задает вопросы:

«Зачем ты заранее строишь планы? Подожди лучше, и ты сам узнаешь, что делать».

Другой ответ может звучать:

«Не задавай так много вопросов, лучше подумай».

Значительные трудности при психоаналитическом оздоровлении заключаются в трудноустраняемой зависимости пациента от своего аналитика. Основная задача заключается в том, чтобы привести пациента к зрелой внутренней самостоятельности. Пространственное представление выси с образом отшельника в данном упражнении решает эту задачу. Занимающиеся, вместо того чтобы спрашивать другого человека, учатся спрашивать отшельника, то есть свою совесть.

«Путь на вершину горы» дает переживание света и просветления.

Переживания света часто сопряжены с приятной теплотой, они способствуют общей эйфории, состоянию душевного благополучия. Часто левая половина тела ощущает прохладу и замерзает. Если ее на горе поворачивали к солнцу, то ее пронизывало приятное тепло, иногда с ощущениями «оттаивания». И неудивительно, что занимающиеся, обладающие холодными чувствами, после таких упражнений говорили, что они стали более сердечными в жизни.

Переживания просветления: путь на вершину горы приносит убеждение в том, что нужно делать, дает ясность, особенно когда нужно принимать решение (дается через образы).

Продолжение формулы 2 (спуск с горы):

• «Я постепенно избавляюсь от своих переживаний и совершенно спокойно спускаюсь шаг за шагом вниз, иду обратно».

Другой вариант: «Я спокойно спускаюсь шаг за шагом вниз к подножию горы».

Если использовался подъем при помощи образа воздушного шара, то формула звучит так: «Шар медленно и мягко опускается туда, откуда он взлетал».

Формула 3.

Формула 4.

Занятие 15

Программа занятия:

• Анализ выполнения дома комплекса упражнений 14-го занятия — 10 минут.

• Как работать — 20 минут.

• AT высшая: отработка упражнения «Совмещение прошлого времени с настоящим», «Непосредственное познание причин физических и психических расстройств», «Видение образов, несущих эстетическую ценность» — 40 минут.

 

Как работать

 

От стиля работы, от отношения к работе и от внутреннего состояния во время работы зависят не только ожидаемые материальные результаты, но и продвижение в духовном развитии, ибо работа, выполняемая без интереса, без любви, вызывает у человека физическую и психическую усталость и неудовлетворенность.

Любую работу можно сделать интересной. Во-первых, можно использовать элементы ролевого тренинга: играть какую-то роль при выполнении работы. Представить себя изобретателем, воплощающим в работе свое изобретение, или представить, что выполняется заказ для любимого человека, и т. д.

Во-вторых, можно использовать в работе метод медитации.

Методика выполнения работы как медитации следующая:

• в течение 3–5 минут делайте полное йоговское дыхание;

• представьте, что с выдохом вы выбрасываете все свои мрачные мысли и о жизни, и о работе;

• вы почувствуете облегчение и приступите к работе;

• отбросив все остальные мысли, обратите свое внимание на удовольствие, которое может дать и дает работа. И постепенно это удовольствие будет расти и в конце концов станет привычкой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.013 с.)