Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическая и этическая культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эстетическая культура
Особое место среди направлений культурологической мысли занимают эстетическая и нравственная культуры. Они являются одними из наиболее важных составляющих облика как отдельной личности, так и общества в целом. Эстетика – часть философского знания, которое объективно исследует «простые», но эстетически и эмоционально-окрашенные понятия, суждения субъекта о мире и о себе. По своему содержанию и значимости в общественной жизни эстетическая сфера культуры является самым сложным явлением творчества человеческого разума. Исторически она возникает, формируется вместе с изготовлением человеком орудий труда, созидания первых культовых и прочих жизненно необходимых сооружений. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавершенном труде «Эстетика». Им было обозначено совершенное чувственное познание, вершина которого – красота. Для А. Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвышающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро этот термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика – это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общества, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и способы воспроизводства искусства. Эстетика (от греческого ‘чувствующий’, относящийся к чувственному восприятию) – наука о прекрасном, закономерностях возникновения, функционирования и оценки выразительных форм в природе, обществе и искусстве. Эстетическая культура – состояние сознания, выражающего художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других. Под эстетической культурой понимаются отношения людей, создающих ценности по законам красоты. Это сфера деятельности человека проявляется, прежде всего, в искусстве. В задачу науки «эстетики» входит выявление и изучение законов развития эстетической культуры, ее сущности и роли в социальной жизни. Предметом изучения в эстетике являются наиболее общие законы эстетического отношения человека к миру и наиболее общие законы искусства. Признаком эстетики является эмоциональность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Такое отношение вбирает в себя сферу прекрасного, безобразного, трагического, комического, низменного, возвышенного. Все эти категории характеризуют эстетическое постижение человеком мира и его рациональную оценку. Они также охватывают и сферу искусства, которое развивает и воспитывает эту особенность человеческого разума, его души. Люди чувствуют и оценивают красоту картин, музыкальных мелодий, стихотворных строк, пропускают через своё сердце описанные автором события, восхищаются благородством и негодуют против подлости и т.д. Главная черта развитой человеческой чувственности – видеть прекрасное в индивидуальном, уникальном. Но создать такое уникальное – прерогатива не только художника, но и любого разумно мыслящего человека. Источник этой красоты – природа. Эстетика, объектом которой является искусство, подходит к нему с позиций, существенно отличных от конкретных искусствоведческих наук. Если музыковедение, театроведение, а также другие науки, изучающие различныевиды искусств, исследуют законы творчества как бы изнутри (формообразование, композиционные особенности, средства выразительности, образный строй и т.д.), то эстетика пытается сформулировать наиболее общие законы всей сферы искусства, то есть такие законы, которые характерны для всех видов искусств и являются для них объединяющими, но в тоже время отличают все виды искусства от других форм человеческой деятельности. В исследовании искусства эстетика пользуется методами конкретных искусствоведческих наук, а также методами философии, психологии, семиотики. Эстетическая культура включает в себя следующие основные элементы: эстетическое сознание, эстетическую деятельность, эстетические ценности. Эстетическая деятельность проявляется в различных областях жизни (труде, человеческих взаимоотношениях, во всех сторонах повседневного человеческого общения людей, художественной практике и эстетическом воспитании). Разнообразные эстетические ценности – это художественно оформленные продукты производства, произведения искусства, прекрасное и возвышенное в обществе. В эстетической культуре выделяют такие пары противоположностей: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, совершенное и несовершенное, трагическое и комическое. В центре эстетической культуры находится понимание и созидание прекрасного. Человек, лишенный или ограниченный в своих способностях, – посредственный человек. Человеческие потребности исторически изменяются, развиваются вместе с прогрессом, поэтому изменяется исторически и ценность прекрасного. Прекрасное в искусстве выступает двояко: как изображение прекрасного и как прекрасное изображение. Произведение искусства (как таковое) обладает общими характеристиками прекрасного, то есть качествами блага, совершенством и красотой формы. Прекрасное – категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта, которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой, уникальностью, симметрией, пропорцией, ритмом. Это обобщенное, синтезированное определение – идеальная теоретическая модель прекрасного. Однако применительно к предметам и явлениям природы, жизни людей, конкретным художественным образам категория прекрасное может отражать далеко не все перечисленные признаки. Конкретное содержание выражений «прекрасная погода», «красивые горы», «прекрасная игра актера», «прекрасная музыка» и др. сосредоточено несомненно в семантике определений как нечто типичное, закреплённое в понятии категории прекрасное. Прекрасное имеет различные семантические ассоциации (степени выражения): менее красивое, более красивое, красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношение человека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманий прекрасного, красивого – соответствие формы предмета или художественного образа его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своим антиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Часто безобразное в художественном творчестве используется для усиления восприятия прекрасного. Возвышенное – категория, отражающая значительное и устойчивое воздействие на внутренний мир человека, на его поведение, общение и деятельность. Возвышенное включает в себя человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению совершенных идеалов, гражданственность, мужество и героизм, государственный и народный патриотизм, другие признаки и элементы. Например, русский философ С.Л. Франк считал земную любовь прозаическим явлением, не дающим подлинного смысла жизни. Возвышенное может соотноситься и с мирским, с повседневным. Так, мотивами лидерства могут быть амбиции, корыстные интересы, честолюбие. Они не связаны с возвышенным, а, напротив, подчеркивают несовершенство человека и его устремлений, эгоистическую направленность личности. Но лидерство может быть и бескорыстным, как стремление человека к какому-либо совершенству в непосредственной жизни, в поведении или деятельности. Добившись больших успехов в чем-либо по сравнению с другими, человек ставит цель «подтянуть» до своего уровня других. Он – лидер по ценностным, социальным ориентациям, бескорыстен и гуманистичен. Если обратиться к фактам проявления патриотизма, отваги и героизма наших граждан в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, можно обнаружить сотни и тысячи примеров бескорыстных подвигов и поступков. За годы войны, например, было более 5 млн. награждений военнослужащих орденами и 7 млн. 580 тыс. награждений медалями; более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Союза. За доблестный труд в тылу были награждены более 12 млн. человек. Несомненно, что подвиги на фронте и в тылу советские люди совершали во имя Родины, народов Отечества, во имя сохранения независимости страны и защиты отечественной культуры. Возвышенные поступки тесно связаны с трагизмом неизбежных потерь и разрушений, они проявлялись массово и, как правило, не пафосно, не рекламно. Прекрасное и возвышенное в служении Родине, в защите ее от фашистских агрессоров жизненно и глубоко отразили в своих произведениях писатели А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, К. Федин, Ю. Нагибин, В. Закруткин, В. Астафьев и мн. др. Прекрасное и возвышенное в годы Великой Отечественной войны приобрело особое звучание в поэтическом творчестве Д. Бедного, Н. Тихонова, О. Берггольц, А. Твардовского, К. Симонова, В. Рождественского, С. Маршака, С. Михалкова и мн. др. Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным. В сравнении с предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бесчестием, несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрократизмом то положительное, что выражено в прекрасном и возвышенном, воспринимается более глубоко. Важной категорией эстетики является трагическое. Оно отражает острую борьбу различных сил и самих людей. Это то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности. Содержание трагического составляют глубокие человеческие переживания, страсти, страдание и горе, ценностно-значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Обобщенное определение трагического проявляется более конкретно, а в художественном творчестве может выражаться непосредственно, открыто, зримо или опосредованно, скрыто, неявно. Трагическое соотносится с комическим. Категория комическое также отражает борьбу различных сил и самих людей, несовпадение идеала и действительности, но разрешается не страданием и гибелью, а смехом, через несерьезность (шутливость) или никчемность, мелочность, неполноценность, поверхностность. Комическое позволяет сравнивать предметы и процессы, отношения людей и их качества с подлинным, настоящим, серьезным и глубоким, критически осмысливать себя и окружающую действительность. В художественном творчестве комическое может быть представлено не только шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого и острооскорбительного. Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.007 с.) |