Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическая и этическая культуры

Поиск

Эстетическая культура

 

Особое место среди направлений культурологической мысли занимают эстетическая и нравственная культуры. Они являются одними из наиболее важных составляющих облика как отдельной личности, так и общества в целом. Эстетика – часть философского знания, которое объективно исследует «простые», но эстетически и эмоционально-окрашенные понятия, суждения субъекта о мире и о себе.

По своему содержанию и значимости в общественной жизни эстетическая сфера культуры является самым сложным явлением творчества человеческого разума. Исторически она возникает, формируется вместе с изготовлением человеком орудий труда, созидания первых культовых и прочих жизненно необходимых сооружений. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавер­шенном труде «Эстетика». Им было обозначено совершенное чувст­венное познание, вершина которого – красота. Для А. Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвы­шающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро этот термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика – это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общест­ва, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и спосо­бы воспроизводства искусства.

Эстетика (от греческого ‘чувствующий’, относящийся к чувственному восприятию) – наука о прекрасном, закономерностях возникновения, функционирования и оценки выразительных форм в природе, обществе и искусстве. Эстетическая культура – состояние сознания, выражающего художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, коми­ческого и других. Под эстетической культурой понимаются отношения людей, создающих ценности по законам красоты. Это сфера деятельности человека проявляется, прежде всего, в искусстве.

В задачу науки «эстетики» входит выявление и изучение законов развития эстетической культуры, ее сущности и роли в социальной жизни. Предметом изучения в эстетике являются наиболее общие законы эстетического отношения человека к миру и наиболее общие законы искусства.

Признаком эстетики является эмоциональность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Такое отношение вбирает в себя сферу прекрасного, безобразного, трагического, комического, низменного, возвышенного. Все эти категории характеризуют эстетическое постижение человеком мира и его рациональную оценку. Они также охватывают и сферу искусства, которое развивает и воспитывает эту особенность человеческого разума, его души. Люди чувствуют и оценивают красоту картин, музыкальных мелодий, стихотворных строк, пропускают через своё сердце описанные автором события, восхищаются благородством и негодуют против подлости и т.д. Главная черта развитой человеческой чувственности – видеть прекрасное в индивидуальном, уникальном. Но создать такое уникальное – прерогатива не только художника, но и любого разумно мыслящего человека. Источник этой красоты – природа.

Эстетика, объектом которой является искусство, подходит к нему с позиций, существенно отличных от конкретных искусствоведческих наук. Если музыковедение, театроведение, а также другие науки, изучающие различныевиды искусств, исследуют законы творчества как бы изнутри (формообразование, композиционные особенности, средства выразительности, образный строй и т.д.), то эстетика пытается сформулировать наиболее общие законы всей сферы искусства, то есть такие законы, которые характерны для всех видов искусств и являются для них объединяющими, но в тоже время отличают все виды искусства от других форм человеческой деятельности. В исследовании искусства эстетика пользуется методами конкретных искусствоведческих наук, а также методами философии, психологии, семиотики.

Эстетическая культура включает в себя следующие основные элементы: эстетическое сознание, эстетическую деятельность, эстетические ценности. Эстетическая деятельность проявляется в различных областях жизни (труде, человеческих взаимоотношениях, во всех сторонах повседневного человеческого общения людей, художественной практике и эстетическом воспитании). Разнообразные эстетические ценности – это художественно оформленные продукты производства, произведения искусства, прекрасное и возвышенное в обществе.

В эстетической культуре выделяют такие пары противоположностей: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, совершенное и несовершенное, трагическое и комическое. В центре эстетической культуры находится понимание и созидание прекрасного. Человек, лишенный или ограниченный в своих способностях, – посредственный человек.  Человеческие потребности исторически изменяются, развиваются вместе с прогрессом, поэтому изменяется исторически и ценность прекрасного. Прекрасное в искусстве выступает двояко: как изображение прекрасного и как прекрасное изображение. Произведение искусства (как таковое) обладает общими характеристиками прекрасного, то есть качествами блага, совершенством и красотой формы.

Прекрасное – категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта, которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой, уникальностью, симметрией, про­порцией, ритмом. Это обобщенное, синтезированное определение – иде­альная теоретическая модель прекрасного. Однако применительно к предметам и явлениям природы, жизни людей, конкретным художественным обра­зам категория прекрасное может отражать далеко не все перечисленные признаки. Конкретное содержание выражений «прекрасная погода», «красивые горы», «прекрасная игра актера», «прекрасная музыка» и др. сосредоточено несомненно в семантике определений как нечто типичное, закреплённое в понятии категории прекрасное.

Прекрасное имеет различные семантические ассоциации (степени выражения): менее красивое, более красивое, красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношение человека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманий прекрасного, красивого – соответствие формы предмета или художественного образа его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своим антиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Часто безобразное в художественном творчестве используется для усиления восприятия прекрасного.

Возвышенное – категория, отражающая значительное и устойчивое воздействие на внутренний мир человека, на его поведение, общение и деятельность. Возвышенное включает в себя человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению совершенных идеалов, гражданственность, мужество и героизм, государственный и народный патриотизм, другие признаки и элементы. Например, русский философ С.Л. Франк считал земную любовь прозаическим явлением, не дающим подлинного смысла жизни.

Возвышенное может соотноситься и с мирским, с повседневным. Так, мотивами лидерства могут быть амбиции, корыстные интересы, честолюбие. Они не связаны с возвышенным, а, напротив, подчеркивают несовершенство человека и его устремлений, эгоистическую направленность личности. Но лидерство может быть и бескорыстным, как стремление человека к какому-либо совершенству в непосредственной жизни, в поведении или деятельности. Добившись больших успехов в чем-либо по сравнению с другими, человек ставит цель «подтянуть» до своего уровня других. Он – лидер по ценностным, социальным ориентациям, бескорыстен и гуманистичен.

Если обратиться к фактам проявления патриотизма, отваги и героиз­ма наших граждан в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, можно обнаружить сотни и тысячи примеров бескорыстных подвигов и поступков. За годы войны, например, было более 5 млн. на­граждений военнослужащих орденами и 7 млн. 580 тыс. награждений медалями; более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Со­юза. За доблестный труд в тылу были награждены более 12 млн. человек. Несомненно, что подвиги на фронте и в тылу советские люди совершали во имя Родины, народов Отечества, во имя сохранения неза­висимости страны и защиты отечественной культуры. Воз­вышенные поступки тесно связаны с трагизмом неизбежных потерь и разруше­ний, они проявлялись массово и, как правило, не пафосно, не рекламно.

Прекрасное и возвышенное в служении Родине, в защите ее от фашистских агрессоров жизненно и глубоко отразили в своих произведениях писатели А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, К. Федин, Ю. Нагибин, В. Закруткин, В. Астафьев и мн. др. Прекрасное и возвышенное в годы Великой Отечественной войны приобрело особое звучание в поэтическом творчестве Д. Бедного, Н. Тихонова, О. Берггольц, А. Твардовского, К. Симонова, В. Рождественского, С. Маршака, С. Михалкова и мн. др.

Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным. В сравнении с предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бес­честием, несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрокра­тизмом то положительное, что выражено в прекрасном и возвышенном, воспринимается более глубоко.

Важной категорией эстетики является трагическое. Оно отражает острую борьбу различных сил и самих людей. Это то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности. Содержание трагического составляют глубокие человеческие переживания, страсти, страдание и горе, ценностно-значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Обобщенное определение трагического проявляется более кон­кретно, а в художественном творчестве может выражаться непосредст­венно, открыто, зримо или опосредованно, скрыто, неявно.

Трагическое соотносится с комическим. Категория комическое также отражает борьбу различных сил и самих людей, несовпадение идеала и действительности, но разрешается не страданием и гибелью, а смехом, через несерьезность (шутливость) или никчемность, мелочность, неполноценность, поверхностность. Комическое позволяет сравнивать предметы и процессы, отношения людей и их качества с под­линным, настоящим, серьезным и глубоким, критически осмысливать себя и окружающую действительность. В художественном творчестве комическое может быть представлено не только шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого и острооскорбительного.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.007 с.)