Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные тенденции эволюции культуры

Поиск

Противоречия и проблемы современного культурного процесса не означают, что их невозможно разрешить. В системе культуры современного общества действуют тенденции, вселяющие надежду и уверенность, что в XXI веке культура и разум человечества выйдут на новый виток своего про­гресса.

Современное человечество представлено тысячами больших и малых наций и народностей, племенами и общинами (культура последних законсервировалась на ступени родового строя). Нации и народности объединены в сотни государств, представляющих собой единое целое, именуемое одной категорией – человечество, которое, развиваясь по различным направлениям, имеет общие основные тенденции в современном культурном процессе: экономическое объединение, углубляющееся научное познание мира, гуманизация общественных отношений, глобальное внедрение и распространение информационных систем, формирование единых общечелове­ческих норм и ценностей культуры, соотношение общечеловеческой и национальной культуры.

Сегодня, как никогда, в истории человечества происходит постепенное экономическое объединение (интеграция) стран мира. Идет процесс становления единой производственной культуры. Осуществляется разумная интернационализация экономики народов. Интернационализация экономик стран сопровождается распространением во все уголки мира достижений научно-технической ре­волюции. Естественно, этот процесс весьма противоречив. Он порождает различного рода антагонизмы между странами и внутри стран, оборачива­ется часто трагедией для природы. Однако здесь важно видеть и другое. Интернационализация экономики спо­собствует утверждению культуры политико-экономических отношений. Это означает формирование в ряде развитых стран цивилизованных форм собственности на средства производства, т.е. на важнейшие источники жизненных благ людей. Преодолевается отчуждение трудящегося человека от результатов своего труда. Постепенно исчезает извечное порабощающее человека разделение труда. Как сообщает печать, в таких странах, как США, Германия, Швеция, Норвегия, Япония и др., насчитываются сотни подобного типа средних и малых предприятий. Идет процесс пре­одоления отчуждения наемного труда.

В России, как и в странах развитого капитализма, также утверждаются сходные формы хозяйствования, но в условиях грабительского, варварского рынка в области финансовых отношений, не ограниченных разумным законодательством, идёт процесс сколачивания некоторыми огромного состояния. К примеру, в 90-х гг. в России сформировалось сообщество олигархов, завладевших огромными бо­гатствами. Это про­тиворечие государству придется разрешать и мучительно выходить на рельсы цивилизованно­го, разумного хозяйствования. Естественно, негативные процессы в эконо­мике сказываются на общем состоянии российской культуры, которую необходимо вывести на цивилизованный путь движения.

Следующей важнейшей тенденцией прогресса культуры является уг лубляющееся научное познание мира. Разум человечества в лице науч­ных сообществ проникает в тайны космоса и микромира, бытия социума и органической материи. Развивается дальнейшая интернационализация ученых в важнейших отраслях науки. Уже сейчас наука способна решать многие кардинальные вопросы бытия человечества, начиная от создания сложнейших технических уст­ройств и технологий и кончая способностью заменять отдельные органы человече­ского организма искусственными. 

Прогресс науки и техники остро поставил вопрос о необходимости гуманизации общественных отношений как од­ной из важнейших тенденций современного культурного процесса. В этом плане значимым является гуманизация межгосударственных отношений, поскольку наличие оружия массового пора­жения вызывает у огромной части людей мира крайне негативную реакцию. Примечательно то, что сегодня активно действуют различные организации, движения и правительства отдельных стран, формирующие культуру мирных взаимоотношений. Эта культура мирных взаимоотношений, как отметил генеральный ди­ректор ЮНЕСКО Ф. Майор, одно из важнейших понятий. В современных условиях, когда общество одурманено идеей  борьбы, как подчёркнул Ф. Майор, неприятие одного народа другим ведет к на­силию, поэтому необходимо как на философско-теоретическом, так и на практическом уровне, исследовать духовные ценности и традиции, чтобы поддер­живать культуру мирных взаимоотношений.

 Тенденция гуманизации общественных отношений связана с тенден­цией масштабного, глобального внедрения и распро­странения информационных систем. Возникает общество, в котором функционирует сложнейшая система технических средств коммуникаций. Ныне в этой сфере работает 50 % трудоспособного населения. Сформиро­валась и расширяется новая информационная культура, дающая возмож­ность быстро приобщиться к любой области знаний, т.е. получить необхо­димую информацию для решения профессиональных и личных проблем. Однако и здесь возникают свои особые антагонизмы. Этот феномен культуры используют не только для достижения гуманных целей, но и для реализации античеловеческих интересов. И всё же, несмотря на существующие отрицательные моменты, глобальная информаци­онная система позволяет народам и государствам активнее обмениваться достижениями своих культур, своего разума.

Активизировалась тенденция формирования единых общечелове­ ческих норм и ценностей культуры. Не только в сфере материальной, производственной, но и в области духовной культуры. Прежде всего, более масштабный характер приобрело движение в защиту прав и свобод лично­сти. В структурах власти некоторых государств создаются комитеты по правам человека. Важное значение имеет обмен, например, достиже­ниями в области создания систем качественного образования, здравоохра­нения, эффективных правовых структур и т.п. Идет интенсивный процесс обмена произведениями искусства. Развивается индустрия туризма. Все эти формы помогают народам полнее понять друг друга. Движение по распространению и утверждению общечеловеческих ценностей и норм отношений разрушают психологию отношений в рамках «мы – они», «своё – чужое».

Соотношение категорий общечеловеческого и национального породило некоторое мнение о том, что общечеловеческое отрицает национальное. Такой взгляд исходит не от разумно мыслящего ума, а от ограниченного, одностороннего мышления. Любая норма, созданная мудро­стью того или иного этноса, – ценность, имеющая действительно гуманное начало, и является в то же самое время общечеловеческой нормой или зако­ном отношений. Общечеловеческое в современном культурном процес­се существует, функционирует в особых, т.е. в национальных формах. А всякое национальное есть способ, особая форма проявления, бытия об­щего. Поэтому общечеловеческую культуру следует понимать и воспри­нимать как единство многообразного. Культура всего человечества есть уникальное многоцветие множества культур этносов, насе­ляющих нашу планету. Отсюда изучение культуры любого народа, любой нации обогащает мышление людей другого этноса. Это изучение позволя­ет приобщиться к мудрости других народов. И XXI век, видимо, в этом аспекте станет веком более глубокого понимания и интенсивного сближения на­родов мира, эпохой преодоления острейших противоречий, сложившихся в современном мире, несмотря на противоположные мне­ния.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Начиная с конца 90-х гг. XX в. преподавание в вузах дисциплин философско-гуманитарного цикла претерпело существенные изменения. Для культурологии суть этих изменений оказалась заключена в переходе от монотеоретичекой модели преподавания к многоконцептуальной модели. Сегодня все чаще озвучивается мысль о том, что необходимо создать интегративный подход, способный объединить крупные направления культурологической мысли.

Переход к новой модели изучения культуры предполагает освещение основных течений общемировой культурологической мысли на паритетных началах. Решение этой задачи не сводится к примитивному изложению культурологических доктрин, а заключается в том, чтобы сопоставить различные подходы в решении проблем культуры, подчинить весь материал проблемному принципу.

При всем многообразии концепций объединяющим началом являются все культурологические искания как исторически сложившийся комплекс проблем, обзор которых обязателен. Именно проблемный принцип изложения материала позволяет реализовать вариативную модель преподавания культурологии. Проблемный принцип и плюралистический подход к анализу обсуждаемых проблем были положены в основу данного учебного пособия, хотя авторы отдают себе отчет в том, что этот замысел реализован далеко не полностью.

Знакомство учащихся с большим спектром концепций, подходов в решении ключевых проблем культуры позволит сделать им осознанный мировоззренческий выбор, т.е. задача учащихся состоит в том,  чтобы вникнуть в сущность обсуждаемых проблем культуры, понять их мировоззренческое и методологическое значение.

 

Литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: МГУ. – 2012.

2.   Введение в культурологию. Учебное пособие. – М.: Владос, 1996.

3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов-на-Дону, 1999. 

4.   Жданов Ю.А. Избранное. Т. 2. – Ростов-на-Дону, 2001.

5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд. – ПИТЕР. – 2005.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

7. История и культурология. Учебное пособие под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос 2000.

8. История мировой культуры под ред. Г.В. Драча. – Р/Д.: Феникс, 2002.

9. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

10.  Культурология в вопросах и ответах. – М., 2009.

11.  Культурология. – Санкт-Петербург, «Гардарики», 2008.

12.  Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.

13.  Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

14.  Лихвар В.Д. Культурология / В.Д. Лихвар, Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская. – М.: Эксмо, 2008.

15.  Философский энциклопедический словарь. – М., 2008.

16.  Штомпель Л.А. Основы теории культуры. Учебно-методическое пособие. – Изд. РГСУ, 2000.

 

оглавление
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Культурология как наука и ее понятийный аппарат  
1.1. Генезис и онтология термина «культурология».………………….. 5
1.2. Структура, предмет, задачи, виды и методы культурологии ……... 7
2. История культурологических концепций  
2.1. История культурологических концепций ………………………….. 14
2.2. Культурологические теории конца XIX – XX вв. …………………. 18
3. Генезис культуры  
3.1. Предпосылки, начало и закономерности становления культуры … 24
3.2. Феномены духовной культуры …………………………… 30
4. Сущность, функции и формы культуры  
4.1. Сущность культуры. Динамика понятия феномена «культура»…. 35
4.2. Формы и функции культуры …………………………………........... 40
 5. Нормы и ценности культуры  
5.1. Нормы культуры и их материальная основа ……………………… 43
5.2. Ценности культуры и их структура ………………………………... 51
 6. Знаки, коды и языки культуры ………………………………………..  
6.1. Роль знаков в системе культуры ……………………………………. 57
6.2. Коды и их функции в системе культуры …………………………… 65
6.3. Языки культуры ……………………………………………………... 69
 7. Эстетическая и этическая культуры  
7.1. Эстетическая культура ………………………………………………. 73
7.2. Искусство как форма культуры ……………………………………... 78
7.3. Этическая культура …………………………………………………... 82
 8. Культура и личность  
8.1. Определение понятия личности в культурологии …………………. 88
8.2. Культура и становление личности ……………….............................. 91
 9. Культура и цивилизация  
9.1. Типология культур …………………………………………………... 94
9.2. Противоречия в определениях цивилизации ………………………. 98
9.3. Теории прогресса культур и цивилизаций …………………………. 102
10. Восточный и западный типы культур  
10.1. Восточный тип культуры ………………………………………… 107
  10.2. Философско-религиозные традиции Востока ……………………. 111
 10.3. Западный тип культуры …………………………………………… 114
11. Современный культурный процесс  
11.1. Основные противоречия культур и цивилизаций начала XXI в.... 117
11.2. Современные тенденции эволюции культуры ……………………. 124
   
   Заключение ………………………………………………………………. 128
Литература ………………………………………………………………... 129

 

Учебное издание

        Белоконев Григорий Петрович, Веремчук Алла Сергеевна, Кудинова Таисия Анатольевна, Тихомирова Екатерина Григорьевна

Культурология

 Часть 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

 

Иллюстрация на титульном листе: Иероним Босх «Святой Иоанн Креститель в пустыне»

Редактор Н.Е. Гладких

Компьютерная верстка и макет Т.А. Кудиновой, Н.П. Соловьева

Темплан 2015 г., поз. 80

__________________________________________________________________

Подписано в печать 30.07.15. Формат 6084 /16. Бумага писчая. Ризограф.

Уч.-изд. л. 6. Усл.-печ. л. 9,7. Тираж … экз. Заказ …

___________________________________________________________

Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162


[1] Этнология – наука, занимающаяся сравнительным изучением культур.

[2] Этнография – наука, изучающая культуру и быт отдельных племён и обществ.

[3] Термин «артефакт» имеет латинское происхождение (arte ‘искуственный’ + factus ‘сделанный’, т.е. искусственное образование, нечто искусственное, неприродное) и заимствован из археологии.

[4] См. работы ж.-п. Сартра – Воображаемое; Бытие и ничто; Критика диалектического разума и др.

[5] Работы А. Камю – Посторонний; Миф о Сизифе; Бунтующий человек; Чума и др.

 

[6] Работы К. Юнга «Архетип и символ», «Психологические типы».

[7] Ср.: каменный век1) палеолит: а) ранний (нижний) палеолит (3 млн.-100 тыс. лет тому назад); б) средний палеолит (100 тыс.-30 тыс. лет тому назад); в) поздний (верхний) палеолит (30 тыс.- 8 тыс. лет тому назад); 2) мезолит (VIII-V тыс. до н.э.); 3) неолит (V-III тыс. до н.э.).

 

[8] Ср. появление огня по исторической значимости, пожалуй, сравнимо с извлечением энергии атома. Этот грандиозный акт отражен в многочисленных сказаниях и мифах ряда этносов, но самой красивой и волнующей легендой является миф о Прометее.

[9] На юге Франции и севере Испании найдены кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий, нарезки и насечки на костях, украшения, краски, лампы-светильники, чашечки для приготовления краски.

[10] Лихвар В.Д. Культурология. – М.: Эксмо, 2008. – С. 164.

[11] См.: Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. – Вып. 21. – Тарту, 1987.

 

[12] Ильенков Э.В. Философия и культура. – М. 1991. – С. 273.

[13] http://statistic.su/blog/languages/2011-02-28-172.

[14] Личность – «человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фроловой, 1987. – С. 238).

[15] Веды – памятники духовной культуры, репрезентировавшие не только исторические знания, но и духовные откровения. Ср.: Риг-Веда – книга гимнов, Сама-Веда – ритуалы и песни, Яджур-Веда – молитвы, Атхарва-Веда – сборник заклинаний.

[16] Портрет Нефертити (XIV век до н.э.) как самое лучшее женское изображение в истории человечества.

[17] Древнейшие сохранившиеся до наших дней поэтические памятники «Книга песен» и «Книга перемен».

[18] Касты – это древнее деление общества на четыре сословия: Брахманы (жрецы, чиновники), Кшатрии (воины), Вайшьи (торговцы), Шудры (слуги, рабочие и крестьяне). Ср. варны – древнейшее деление на группы по критериям общественного положения, касты – по критерию разделения труда. В современной Индии существует большое количество каст и подкаст.

[19] Немецким писателем И.В. Гёте (1749 – 1832) написана трагедия «Фауст» по мотивам средневековой легенды (XVI в.) об исторической личности – учёном, который ради познаний жертвует своей душой, вступив в сделку с дьяволом.

 

[20] Ср. известное высказывание «Восток есть Восток, Запад – Запад, а вместе они никогда не сойдутся» (Р. Киплинг).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.61 (0.008 с.)