Искусство как форма культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство как форма культуры



Искусство – это специализированное художественное творчество. Оно выступает главным элементом художественной культуры, формой познания мира.

Человек в своей духовно-практической сфере деятельности стремится постичь и освоить действительность посредствомискусства, которое выступает своеобразной формой культуры.Искусство – это особый способ рефлексии как совершенствования. Оно представляет картину целостного мироздания, в центре которого стоит человек, во всех его проявлениях – в добре и зле, трагизме и комизме, надеждах и разочарованиях, взлетах и падениях. Все в искусстве рассматривается через призму человеческих страстей, настроений, оценивается с точки зрения прекрасного. Возникая в процессе трудовой деятельности, искусство приобре­тает относительную самостоятельность в духовном освоении бытия бла­годаря своим особым признакам, образам, языку. Искусство удовлетворяет эстетические потребности людей и воздействует на внутренний мир человека. Такие явления в искусстве, как эстетический идеал, эстетический вкус, чувство прекрасного и другие, позволяют выявлять через форму искусст­ва красивое в природе и в жизни людей, то, что нравится всем или мно­гим как чистый образ, лишенный всякой утилитарной окраски. Образность – это ведущий атрибут искусства.

Специфика искусства, как профессиональ­ного творчества, состоит в следовании традициям, сложившимся в лите­ратуре, музыке, танце, живописи, а также в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании новых. Деятельность профессионалов в искусстве тесно связана с народным худо­жественным творчеством. Но данное творчество имеет всегда авторский характер. Любое творение художника уникально и самобытно. Каждый представитель искусства стремится к неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах и других отличительных признаках. Так, в изобразительном живописном искусстве есть художники портретисты, пейзажисты, баталисты, а также реалисты, кубисты, сюрреалисты и др. С одной стороны, они избирают для своего творчества существующие традиционные направления, жанры и стили, а с другой – привносят что-то свое, неповторимое (ср.: И. Репин или И. Айвазовский, П. Пикассо или С. Дали, К. Малевич).

Современное искусство многообразно. Оно включает следую­щие основные элементы: архитектуру («застывшая музыка в камне»), изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика, моза­ика и др.), художественную литературу, музыкальное искусство, хореографию, театральное искусство, эстрадное искусство, киноискусство, цирковое искусство, декоративно-прикладное искусство, телевизионное и аудио - визуальное искусство; компьютерное художественное творчество и др.

Вычленяют также простые и сложные, временные, пространственные виды искусства. К пространственному искусству относятся двухмерные (картины, гравюры, рисунки) и трехмерные (скульптура, архитектура, театр) предметы искусства. По типу восприятия выделяют слуховые, зрительные и зрительно-слуховые виды искусства. По форме создания квалифицируют по критерию опосредованности: а) муссические искусства (не опосредованные техникой, талант человека); б) технические искусства (опосредованные через инструмент).

Искусствоимеет авторский характер. Оно преимущественно коммерциализовано. Занятие художественным творчеством представляет для профессионала не только увлечение, реализацию своих интересов и спо­собностей, но и источник средств к жизни. Качество художественного творчества не всегда учитывается как признак созданного произведения искусства.

Народная культура самобытна. Художественное народное творчест­во – процесс стихийной самореализации людьми своих художественных способностей, а также результат отражения ситуаций и событий практи­ки, мечтаний о лучшей жизни, фантазий. Произведения народного твор­чества не имеют авторов, они не создаются специально для развития то­го или иного направления художественного творчества и не связаны с добыванием средств к жизни. Сказания и предания, былины, народные сказки и песни, пословицы и поговорки, частушки и музыка создаются многими людьми, народом. К художественному народному творчеству относятся многие промыслы, существующие как традиция и не получившие распространения организованных производств со специально подготавливаемыми кадрами, орудиями и средствами творчества. К художественному народному творчеству условно можно отнести и любительское авторское творчество. К искусству оно не относится из-за любительского характера. Но оно может быть качественным, составлять источник получения средств к жизни. Любительские современные произведения – авторские, хотя авторство, как правило, не закреплено юридически и может быть со временем утеряно.

Искусство дает возможность не только познавать мир, но и эмоционально и эстетически его переживать. Искусство выступает как средство воспитания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Отсюда призывы соединить рекреативную (отдых, развлечение) и воспитательную функцию, то есть «поучать, развлекая».

Одной из особенностей искусства является э моциональность. Произведение искусства способно вызвать у человека переживания только тогда, когда оно включает в работу его фантазию. Художник не может заставить человека воспроизводить какие-то чувства, просто назвав их или подробно описав. Он возбуждает человека, моделируя его переживания средствами художественного языка. Если художественный образ воспринимается, воссоздается в воображении человека, то появляются искусственно вызванные эмоции. И тогда совершается чудо искусства – его «волшебная» сила очаровывает человека и уносит его в «другую жизнь», в мир, созданный для него поэтом, художником, певцом. «Переселяясь» в мир образов и проживая в нем «дополнительные жизни», человек получает широкие возможности проверки и уточнения той «модели мира», которая сложилась в его голове на основе его узкого личного опыта. Эмоциональные переживания «дополнительных жизней» ведут к расширению культурного кругозора личности, обогащению его духовного опыта.

Важнейшей характеристикой искусства является его условность. Это сознательное допущение, при котором искусственно созданная художником причина переживаний становится способной вызвать чувства, которые осознаются «совсем как настоящие», то есть вымысел в искусстве в силу искренности человеческих чувствований воспринимается как правда. Следующей чертой искусства является его с имволичность. Искусство использует визуальные, аудиальные, вербальные знаки не просто в их прямом, непосредственном значении, но кодирует в них глубинные, «вторичные» символические смыслы. Например: в русской сказке Баба Яга не просто уродливая старуха, а символический образ смерти («костяная нога»). Красный цвет – цвет крови и огня – символизирует ощущение опасности, активности, эротики; зеленый – рост жизненных сил, защиту, надежность, спокойствие; черный – тайну, страдание, смерть; образ Прометея – это разум, прогресс, все то, благодаря чему люди могут быть как боги. 

Художественные стили в искусстве представляют собой совокупность приемов эстетического творчества, присущих отдельно взятым цивилизациям, историческим эпохам. Выделяются такие стили, как романский, готический (Средние века), барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм (Возрождение и Новое время), модернизм, импрессионизм, символизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм и т.д. (начало XX в), постмодернизм – гипперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм и др. (XXI в).

                             

7.3. Этическая культура

В сфере гуманитарных наук «этика», «мораль» и «нравственность» в первоначальном значении были разными словами, но имели одну терминологическую сущность. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики, как области знания, за разными словами стал закрепляться разный смысл. Под этикой, главным образом, начала подразумеваться соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.

Этическая культура – это комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов этического сознания и мотивов поведения, сформированных разумом многих поколений людей.   Нравствен­ная культура общества это совокупность норм и принципов, регулирующих жизнедеятель­ность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства и других норм морали.

Нравственная культура представлена субъектами общества в их межличностных взаи­моотношениях. Эта культура соотносится с другими видами культуры и, прежде всего, противопоставляется злу, неравенству, несправедливости, алчности, бесчестию, унижению чести и достоинства, отсутствию совести.

В процессе исторического развития категории этики существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояния обществ, от­ношения в них субъектов. Так, Сидтхартха Гаутама Будда обучал последователей принципам «светлого» бытия; Яхве «чертил» на скрижалях для Моисея и иудейского народа поведенческие законы; Иисус Христос пояснял в Нагорной проповеди смысл заповедей Писания, а Мухаммед повторял для жителей Аравийского полуострова проповеди священного Корана. Правила, подобные приведенным в примере религиозным нравственным нормам, существуют и по сей день, но теперь они поддерживаются не только рамками конфессий, а и социальным большинством.

Мораль – это форма общественного сознания, она отражает целостную систему жизненных воззрений, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Нормы морали рассчитаны на предвидение последствий для общества, они обеспечивают сохранение и улучшение жизни человеческого рода. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в жизни, в семейных, личных, внутригрупповых, международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку, в каждой из этих областей, принципы морали поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои, строй жизни. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения. Поэтому в морали огромную роль играет индивидуальное сознание (личное убеждение, мотив и самооценка), позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

Таким образом, слова этика и мораль, образно говоря, две стороны одной медали, демонстрирующие категорию нравственности. Термины мораль, этика и нравственность в широком смысле слова в силу своей природы соотносятся как синонимы, в узком – это феномены, представляющие собой ценностные общественные категории. Нравственность – это внутренние духовные качества личности, которыми определяется поведение того или иного человека. Мораль – внешнее требование к поведению человеку. Термин этика, синтезируя эти два понятия, в современном толковании выступает как учение о морали и нравственности.

В истории этики нравственность трактовалась как нечто отличное от морали. Так, Гегель понимал под моралью область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию «нравственность» он придавал более высокий смысл – конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, опосредованные моралью. И. Кант считал мораль основным двигателем от мира природы (животной сущности человека) к миру свободы – миру культуры, миру человека. Ключом к миру культуры Кант мыслил категорический императив – «золотое правило поведения», основанное на учении Конфуция, – поступай так, как ты бы хотел, чтобы с тобой поступали другие.

В современных исследованиях мораль понимается как должное, как поведение, совокупность многих императивов, а нравственность означает сущее, культурно-необходимое. В данном смысле различие морали и нравственности отражает важный признак нравственной (практической) культуры – единство морально-должного и нравственно-сущего, слова и дела. Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также целенаправленно и целесообразно. Она распро­страняет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Нравственная культура – продукт стихийного творчества разума.

Человек – существо противоречивое. Он редко находится в гармонии с миром и самим собой. Его раздирают нравственные противоречия, он всегда стоит перед нравственным выбором: как и что делать, какую позицию занять, какую оценку дать тому или иному факту общественной жизни? Каждому человеку приходилось в жизни преодолевать противоречия между сознанием и поведением (думаем одно, а делаем другое), разумом и чувством (сердцу не прикажешь), желанием и долгом (хочется, но не должно). Моральный выбор – всегда коллизия между «хочется» и «нужно». Но в моральном выборе чаша весов склоняется не в сторону притязаний, а в сторону сохранения своего нравственного достоинства.

Известно, люди не ангелы, человек не всегда способен в любых ситуациях сохранять свое достоинство, оставаться порядочным, совершать нравственные поступки. Но к этому следует стремиться, чтобы за выбор не было стыдно, чтобы совесть была чиста. Нравственная свобода предполагает соответствие поступков внутренним побуждением. Всегда адекватной является реакция человека на оскорбление или унижение его достоинства – защитить себя. Один даст пощечину, другой вызовет на дуэль, третий поведет себя недостойным образом, а четвертый найдет форму защиты, не нарушающую общественные правила. В реальной жизни человек прокладывает свою нравственную тропу самостоятельно, хотя и путём «проб и ошибок». Самостоятельность выбора есть моральная свобода. Делая свой выбор, человек взваливает на себя всю меру ответственности за свои действия и поступки. Ни Эдип, ни Гамлет, ни Дон Кихот не поступали в соответствии с общепризнанной моралью, они следовали или пытались следовать нравственному выбору.

В истории человечества существовали свои особые типы морали: мораль древних общинных обществ, мораль рабовладельческих обществ, мораль средневековых феодальных обществ, буржуазная мораль Нового времени и современная мораль обществ ХХ – ХХI вв. Им соответствовали разные по содержанию и субъектам формы нравственной культуры. Современное планетарное общество представлено очень разнообразными по степени зрелости, по носителям и содержанию формами нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно-нравственная и светско-нравственная культуры.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в индивидуальной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности. В идеале моральные нормы должны воплощаться в моральные убеждения и установки индивида, а затем проявляться в поступках, обладающих высокой нравственностью.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Однако необходимо относится к людям уважительно и доброжелательно, следовать установленным императивам общества. Несмотря на то что каждый человек по-своему их понимает (один трансформирует только к семейным отношениям, другой – к неофициальным межличностным отношениям, третий – к профессионально-служебным и т.д.), ценность и смысл правил сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Через систему моральных норм общество программирует поведение личности таким образом, чтобы это поведение соответствовало объективной моральной потребности. Будучи сформулированными общественным сознанием, этические нормы доводятся до каждого члена общества через средства массовой информаци, церковь, через лекции по этике, и особенно через искусство. Считается, что сфера эстетического отношения к миру шире сферы морального отношения и включает ее в себя.

Между этикой и искусством существует тесная связь. Искусство обладает особенными воспитательными возможностями, особым воздействием на личность, что делает его незаменимым в деле нравственного воспитания. Моральная проблематика всегда была в центре подлинного искусства. Прогрессивные художники поднимали в своем творчестве наиболее острые нравственные проблемы своего времени. Не случайно многих творцов современники признали «совестью нации». В процессе творчества художник формирует свое эстетическое и этическое отношение к миру и воплощает их в своих произведениях. В подлинном произведении искусства не должно быть перевеса в сторону эстетического или только этического. Цель подлинного искусства – добиться единства идейно-художественного содержания и красоты формы произведения. Только в этом случае возникает прекрасное произведение искусства.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура – это важней­шие и традиционные для общества элементы его культуры. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Искусство выступает важ­ным средством привнесения в общественную жизнь не только идеалов красоты, но и норм высокой нравственности.

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.013 с.)