Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки, начало и закономерности становления культуры

Поиск

В культурологической литературе определение начала становления культуры не имеет однозначного решения. Многие культуроведы этот процесс отождествляют с вопросом возникновения человека и человечества, то есть культурогенез и антропогенез понимают как единовременный процесс. Однако возникновение (генезис) человека и культуры имеет различные временные рамки. Нелогично определять начало становления культуры как разумного образа жизни людей с началом изготовления первых, довольно примитивных орудий труда. Естественно, этот акт является весьма важным фактором становления культуры. Но изготовление первых орудий труда – это не столько показатель начала возникновения культуры, сколько решающий фактор выделения человека из мира животных и формирования его способности мыслить (пусть даже весьма примитивно) в процессе познания и освоения предметов природы.

Говоря о генезисе культуры, необходимо исходить из принципа историзма, первое правило которого гласит о том, что следует выявить предпосылки рассматриваемого явления, а затем определить начало его становления. Реализация этого принципа показывает, что культура не возникает сразу вместе с происхождением и становлением творящего ее субъекта – человека. Естественно, возникновение культуры уходит в глубь веков и непосредственно детерминировано и обусловлено материальной, изначально примитивной трудовой деятельностью человека. Труд, как целесообразный процесс, является первым и важнейшим условием становления человека и решающей предпосылкой формирования мира культуры, так называемой второй очеловеченной природы. В процессе труда возникает и развивается мышление (разум человека) – духовная субстанция культуры.

Древнюю историю процесса становления рода человеческого и его культуры исследователи разделяют на ряд этапов, где критерием деления является материал, в котором опредмечивалась мысль первобытного человека. Таким материалом являлся камень. Ср. первый период, растянувшийся на сотни тысяч лет становления человека, его интеллекта и культуры, называют каменным веком. В нем накапливаются предпосылки, которые приводят к возникновению всего мозаичного мира культуры.

Каменный век подразделяют на ряд этапов[7]. Первый этап – век палеолита (греч. палео – древний,  líthos – камень), который, как полагают многие историки и антропологи, длится около трех миллионов лет. Палеолит, в свою очередь, делится на три периода: ранний (нижний) палеолит, средний палеолит и поздний (верхний) палеолит. Каждый этап палеолита характеризуется своим особым образом жизни древних людей и, прежде всего, применяемыми ими орудиями труда, которые постепенно приобретают более совершенный вид и назначение. Их создавали, ими пользовались и передавали из поколения в поколение обезьяноподобные люди – питекантропы, синантропы, а в эпоху среднего палеолита – неандертальцы. Всем этим «первочеловекам» был присущ стадный образ жизни, весьма примитивная речь,инстинктивныеформы труда – охота и собирательство даров природы. Но самым выдающимся достижением данной эпохи является освоение человеком огня, что оказалось важнейшейпредпосылкой восхождения людей на путь разумности, а значит и культуротворчества. Этот акт победы первобытных людей над природой ускорил ход человеческой истории. 

Значительные элементы разумности накапливаются в эпоху позднего палеолита. Принято считать, что на этом этапе заканчивается органическая эволюция человека. По своему телесному строению формируется человек, подобный современному и именуемый кроманьонцем. Это Homo sapiens – разумный человек, который ввёл запрет браков в пределах коллектива – экзогамиюинцесту – запрет кровосмешения). Утверждение обычая запрета брачных отношений между ближайшими родственниками означало появление общественной регуляции этого процесса. На этом этапе осуществляется переход от стадного образа жизни к родовому строю, где единство данного сообщества людей прослеживается по женской линии. Отсюда этот строй общества назван матриархатом

Эпоха палеолита сменилась мезолитом (средним каменным веком) ивпоследствии неолитом (новым каменным веком), оставившими в качестве артефактов зарождающейся культуры лишь грубо обработанные камни, кости, золу, изображения на скалах. Эту эпоху именуют доисторией. Доистория изучается не только путем археологических раскопок, осуществляемых в ряде регионов Земли, но и анализом образа жизни тех этносов, которые сохранили свою архаическую самобытность, обитая в джунглях южной Азии, тропической Африки, бассейна Амазонки и в пустынях Австралии. Эти исследования показывают, что в эпоху неолита осуществляется расцвет общинно-родового строя и каменной индустрии. Но самым внушительным достижением является переход в ряде регионов к земледелию и скотоводству, то есть от присваивающего к производительному способу жизнедеятельности. Это был величайший акт в эволюции интеллекта и образа жизни человека, который более разумно и рационально относился к природе, а значит, и к самому себе. Это было не мнимое, а реальное начало становления культуры. До этого был процесс создания и накопления определенных фрагментов культуры, которые выступили в качестве ее предпосылок – создание и совершенствование орудий труда; переход от стадного образа жизни к общинно-родовому; становление речи, языка как универсального средства общения; покорение силы огня[8]; обычай экзогамии; традиция предания земле или огню усопших и почитание могил своих предков; возникновение ряда элементов духовной культуры, например, магии и мифов. Ср. на этапе доминирования присваивающего способа жизнедеятельности человек был полностью зависим от природы. Человек действовал как собиратель даров природы, как потребитель ее богатства. Его дух был направлен лишь на то, чтобы брать дары природы, не преобразуя её и не ухаживая за ней. Человек выступал не как созидатель культуры, ее мира, а как потребитель природы, сумевший, однако, достичь определённых результатов, явившихся впоследствии отправным моментом в становлении культуры.

Все элементы культуры эпохи первобытного строя явились внушительными достижениями духа наших предков, подготовивших переход к культуре какцелостной системе, как к более разумному образу жизни. Без ценностей, созданных умом и трудом первобытных людей и дошедших до наших дней в модифицированном, развитом виде, невозможно бытие современных поколений, причём начало связано с переходом к активной, качественно иной материально-практической деятельности, где накопленные предметы культуры, нормы разумных для этой эпохи отношений качественно изменяют образ жизни людей. Это был своеобразный скачок в жизнедеятельности общинно-родового строя, разрушивший старый, первобытный образ жизни. Человек начинает творить своим трудом и разумом вторую очеловеченную природу. Он делает серьезный шаг по пути преодоления в самом себе диких, зоологических инстинктов и привычек.

С переходом к производящей экономике человек вынужден вести оседлый образ жизни. Возникают первые постоянные поселения, осуществляется массовое строительство жилищ, идет процесс активного одомашнивания диких животных, то есть окультуривание жизни людей. Создаются и распространяются элементы духовной культуры, где важным фактором их возникновения является одухотворение внешнего мира природы. Этот процесс порождает анимизм (ранняя форма верования).Человек верит в силу духа. Дух понимается как животворящая, всеобщая сила бытия не только человека, его рода и племени, но и всей его окружающей природной среды. Абсолютизируя дух, он еще не отделяет его от самого себя как самостоятельную силу. Все это происходит в сознании первобытного человека, предопределяя логику и масштаб роста его разума, а значит, и культуры, понимаемой как иное бытие человеческого духа.

 

Возникновение культуры – это процесс, длившийся многие тысячелетия, ему были присущи особые закономерности. Во-первых,   локальность становления культур как объективная обусловленность. В каждом регионе, освоенном человеком, у каждого этноса формируется изолированно от других регионов своя специфическая культура. Эта уникальность культуры сохраняется навеки, пока живет народ, создавший данный тип культуры. Во-вторых, природно-географическое положение оказало влияние на формирование разнообразных культур на этапе их возникновения.Удобное место и благоприятный климат влияли на образ жизни людей, на их мышление. Это нашло выражение в способах изготовления орудий труда, жилищ, предметов быта, их материала, в нормах мышления, верованиях, обычаях, традициях и т.п. Таким образом, наиболее благоприятными условиями, побуждавшими человека к широкой творческой деятельности и предоставившими материал для подобной активности, являлись регионы с умеренным климатом, где имелись  естественные пути сообщения,   плодородные почвы и пастбища. Такими регионами оказались области Двуречья (Месопотамии), долины рек Нила, Ганга и Инда, Янцзы и Хуанхэ, районы Средиземноморья и Центральной Америки. Именно в этих регионах возникли и активно развивались первые очаги культур, а затем и обширных цивилизаций. Однако в регионах с тропическим климатом природа как бы баловала человека. Здесь не требовалось особых усилий, чтобы взять у неё самое необходимое для выживания и продолжения рода, в результате чего шел процесс стагнации, торможения развития разума человека и его культуры. То же самое происходило в регионах с суровым климатом и весьма скудными природными благами, где человек, ведя изнурительную борьбу, вынужден довольствоваться очень малым. Разум человека вынужден был примириться с таким часто драматическим состоянием или же изобретать такие способы и предметы бытия, которые давали возможность им выжить. И это с успехом им удавалось.

Наряду с существованием двух закономерностей (локальность становления культур и природно-географическое положение), обусловивших возникновение и развитие культуры, непосредственным детерминантом её являлась трудовая деятельность первобытных людей,связанная с добыванием, а затем с производством пищи, одежды, жилищ, то есть потребительских благ. Эта деятельность принуждала людей с неизбежной необходимостью изобретать и усложнять орудия труда, а также способы организации труда. Орудия труда становились более рациональными, совершенными. Главное то, что орудия и средства труда, многие продукты труда, передаваясь от поколения к поколению, являлись источником и основой формированияихмышления. В процессе труда человек вырабатывал способность к абстрагирующей и синтезирующей деятельности (способность разъединять и соединять). Эта логика духа опредмечивалась в продуктах труда.

Кроме того, возникновение культуры обусловлено и тем, что каждый новый шаг по пути совершенствования и рационализации человеком своей предметной деятельностиявлялсяактом отрицанияв себе дикости и невежества, актом движения к новым ступеням разумности и культурности. Эволюция человека и его культуры на всех этапах исторического развития – это закономерный процесс. Интеллектуальное становление каждого человека – это развитие индивидуального сознания.

Таким образом, названные закономерности генезиса культуры, протекавшего многие тысячи лет, явились основными тенденциями данного процесса. 3.2. Ф еномены духовной культуры Как уже известно, на этапе становления культуры духовная деятельность человека была непосредственно вплетена в материальную. Человек не отделял мыслительную деятельность от чувственно-предметной. Ср. ранний палеолит характеризуется однообразными и грубыми орудиями труда. Членораздельной речи, религии, искусства в этот период еще не было. У неандертальцев также не было связной речи, хотя уровень мышления уже отражал логику действий и принятия решений (найдены следы их первых художественных опытов –  углубления в камне, насечки на кости, цветное пятно из красного минерала охры; они знали 17 красок; у них возник ритуал захоронения и зарождались религиозные верования).

На рубеже среднего и позднего палеолита появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети). Замена биологического, эволюционного развития на историческое, социальное принесла быстрые изменения. Плодом этих изменений и стала целостность, называемая культурой: орудия труда, жилище и предметы быта, язык, мораль, верования, искусство, знания о мире. Поздний палеолит [9] свидетельствует о наличии красок для грима в ритуальных целях. Изображения человека крайне редки, и связано это с тем, что самосознание, ощущение своего «Я» только начинает формироваться. Период времени охотничества (или собирательства) оказал глубокое влияние на последующее культурное и общественное развитие. В это время закладываются основы языка, верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества. Основное занятие человека – охота, которое накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей. Отношение к миру выражается в магии, где соединяются вера в способность добиться чего-то сверхъестественным способом (через заклинания) и разные действия. Магия (от греч. слова mageia – чародейство, волшебство) возникает и развивается из способа жизнедеятельности первобытных людей. Различается охотничья и земледельческая магия. Общее в них то, что магия предстает как совокупность рационально необъяснимых действий, способных якобы вызвать желаемые явления природы. У человека родового строя магия основана на одухотворении предметов и явлений природы. Ценность магии состояла в том, что она помогала человеку этой эпохи понимать и объяснять окружающий внешний мир, способствовала его выживанию. Магия вселяла людям веру в свои силы, в возможность выстоять в борьбе со стихией природы.

 

Эпоха мезолита характеризуется более высоким культурным развитием. Ср. люди в своих основных занятиях (охоте и земледелии) используют искусно сделанные орудия труда из тонких каменных пластин, приручают собаку, одомашнивают свинью. Достижения «математиков» мезолита ввиду отсутствия письменности связаны с практической стороной жизни (примитивный счет, измерение расстояний посредством частей тела, дней пути, полета стрелы). Человек мезолита уже умел лечить болезни, обрабатывать раны и накладывать шины при переломах. В лечебных целях применялись кровопускание, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, трепанация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов. Одновременно с этим в мезолите усложняются религиозные представления, культы и ритуалы (как результаты усложнения деятельности человека). В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Духи и боги земледельцев упорядочиваются, превращаются в пантеон и приобретают человеческий облик (антропоморфизируются).

Для эпохи неолита характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в первобытной культуре в целом и во всех ее областях по отдельности. Ср. это расцвет родового устройства, каменной индустрии, возникновение новых ремесел – прядение, ткачество, гончарное дело и т.д. Мужчина становится производителем основного дохода в семье, следовательно, главой коллектива. Все это знаменует переход от матриархата к патриархальным отношениям и к новому духовному развитию. Культура в этот период неоднородна, появляются этнические культуры, новые традиции, новые нормы, ценности и ценностные ориентации. В связи с названным преобразованием происходит изменение и во всей духовной культуре. Человек сводит все знания в картину мира. Первое законченное представление о мире дает так называемое мировое древо – древо жизни, заключавшее в себе высший смысл природного начала. Образ дерева соотнесён с вертикалью, верх которой связывает небесный мир с земным; низ, представляемый корнями, проникает в загробный мир, проходит сквозь землю и воду и достигает небес, а сама середина знаменует жизнь человечества. Мировое древо рассматривалось как единство Вселенной; его отображение на рисунках воссоздаёт дух прошедших эпох и впечатляет развитием уровня сознания наших предков, одушевлявших весь мир природы – животных, растений и различных стихий. На фоне накопленного опыта происходит дальнейшее усложнение верований, появляется мифология. Ср. Первые мифы представляли собой сюжетный обряд с плясками, посвящённый жизни тотемистических предков племени. В эпоху неолита на смену культа животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий. Появляются боги-покровители ремесел, войны, торговли, скотоводства, брака и как следствие появляются рассказы о богах – мифы. Отдельные мифы складываются в систему жизненных представлений, то есть мифологию. Миф – есть особый вид мироощущения, специфическое, образное, чувственное, синкретическое представление о явлениях природы и общественной жизни. Это самая древняя форма общественного сознания. Сюжеты мифов самые разнообразные. В них повествуется о сотворении всего мира и человека, об этиологии разных вещей и явлений, а также о конце света. Миф заменяет первобытному человеку искусство и науку. Мифы (греч. мифос – сказание, предание) являются величайшей жемчужиной первобытной культуры. Предания о многих событиях и героях доисторической эпохи, имевших во многом вымышленный, фантастический характер. Но, как показывают исследования, мифы содержат некоторые интересные идеи. Мифы являются первой, донаучной формой познания, освоения природы и истории своего рода, представленной в наивной форме. Они характеризуют логику мышления первобытного человека, его мировоззрение. В силу этого мифы стали предметом изучения многих наук. Например, многие мифы говорят о том, что весь окружающий мир возникает из хаоса. На современном этапе этот термин превратился в научное понятие. Им вынуждены оперировать и постигать его смысл ряд наук, пытающихся объяснить тайны возникновения человека, Земли и всей Вселенной. Кроме того, содержание мифов является богатейшим источником познания первобытной истории человечества. Но особенно внушительна их роль в развитии различных видов искусства Новой и Новейшей истории. Они являются вдохновляющим источником многих его видов и жанров.

Мифы – это удивительные сказки человечества. Они волнуют и восхищают, вызывают гнев и радость, печаль и надежду. Но традиции мифотворчества живут и в современной эпохе в виде сказок, составляя драгоценное сокровище в формировании мышления миллионов подрастающих поколений.

В становлении различных форм магии и мифов особая роль принадлежит речи, языку, который возникает и развивается под непосредственным воздействием материальной практики и общения в процессе труда. Язык, речь, как непосредственная действительность и универсальная форма выражения мысли, является величайшим богатством культуры любого этноса. Благодаря языку до наших дней дошли многие явления и ценности архаической культуры (естественно, в модифицированном виде). Это, например, восхитительное богатство обычаев и традиций, а также явлений тотемизма (вера в животных-прародителей, в меньшей степени в растения или силы природы) и фетишизма (вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов, способных оберегать), нашедших своё отражение в мифах либо в магии. 

Различные формы духовной деятельности (магия и колдовство, культовые обряды и ритуалы, элементы живописи и танца, мифы и легенды и т.п.) имели относительно самостоятельный характер и преследовали главным образом чисто прагматические цели, якобы способствовали удачной охоте или получению богатого урожая, предотвращению грозных явлений природы или болезней. Всё многообразие этих феноменов объединялось (греч. synkretismos – соединение, слитность), синтезировалось в одном сложном действии и подчинялось достижению одной цели, связанной с борьбой за выживание и сохранение, с защитой и продолжением, воспроизводством своего рода, вследствие чего считается, что первобытная культура по своей сути и содержанию имела синкретический характер.

Итак, рассматривая этапы, закономерности генезиса и важнейшие особенности первобытной культуры, нужно отметить, что, во-первых, возникновение культуры явилось грандиозным скачком в становлении человеческого рода. В достижениях культуры первобытный человек не только объективировал и тем самым развивал деятельность своего духа, разума, но и освобождался от невежества, создав иной, интеллектуально насыщенный мир, в котором созерцал свою собственную сущность. Во-вторых, значение первобытной культуры состоит в том, что в древние эпохи закладываются внушительные основы для дальнейшего прогресса материальной и духовной культуры. Особенно важно то, что в форму мысли превращается всё, что было доступно живому, чувственному созерцанию и не имело своих определений, имени, даже названия. Это есть исторически значимая деятельность духа человека родового строя, духа, который ещё не понимал себя, но стремился освоить, превратить в мысль (в представление, в знание) наличное бытие культуры и тем самым создать иную, очеловеченную природу – мир культуры, основы которой (социальная организация, язык, кровно-родственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика) составляют глубинную суть существования человеческой жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.012 с.)