Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность культуры. Динамика понятия феномена «культура»

Поиск

 

Сущность – философская категория, которая показывает изученный предмет изнутри. Определение сущности есть ответ на вопросы: чем этот предмет отличается от других составляющих мира, каково его первоначало, в чем его самобытность? Сущность – это нечто неизменное, постоянное, сохраняющее специфику культуры во всех ее проявлениях. Так, говоря о сущности культуры, надо выделить три ее неизменных сферы: 1) предметная реальность; 2) коммуникативная реальность; 3) ядро культуры (архетип).

Предметная реальность включает в себя предметы материальной и духовной деятельности человека и субъекты культуры – её творцов и носителей, их национальный характер, менталитет и нравственность.

При полном исследовании культуры недостаточно лишь анализа результатов культурной деятельности, необходимо глубокое постижение духа культуры, ее ментальности и направленности посредством коммуникативной реальности – уровня общения, особенностей институтов образования, воспитания и специфики передачи культурных традиций.

Специфические структуры культуротворческой и культуросохраняющей деятельности, как инструменты сохранения и передачи культуры, представляют ядро культуры (архетип). Различные школы идентифицируют ее по-разному: связывают с языком, с психологическим складом нации, со способами сакрализации, принятой системой символики и т.д. Во всех этих случаях неизменной остается целостность, интеграционная основа общества, понимание культуры как типа социальной памяти.

Сущностные характеристики культуры определяют способ взаимоотношения человека с природой, на основе которого выстраивается организация социума (технологический и экономический уровень развития). Хотя уровень экономического развития может быть одинаков у различных народов, но невозможно не различать их художественные вкусы, обычаи и традиции. Национальный мир культуры – это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа. Природа влияет на социальную психологию этноса, формирует его национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Природа – это не только окружающие человека поля и леса, но и то, что человек получает при рождении от рода. В этом изначальном, природном космосе формируется человек, здесь усваиваются его ценностные установки и ориентации, его вкусы, интересы и жизненные идеалы. Это культурный фундамент, на котором создаются культурные архетипы, первоначально не выражаемые на вербальном уровне, но присутствующие в массовой психологии и определяющие всю человеческую деятельность, ее цели, средства и результаты. Человек, как носитель культуры, осваивает ее сущностные характеристики – опыт взаимодействия с природой (предметная реальность), воссоздания общественных связей (коммуникативная реальность) и передачи социального опыта от поколения к поколению (культурный архетип-ядро), где культура одновременно создает внутренний мир индивида, приобщающегося к культуре.

В культурологии центральным понятием является культура. Частотность употребления слова «культура» довольна высока, однако научное понимание данного слова не имеет на сегодняшний день общего знаменателя. Существует более 500 определений этого понятия. Многообразие дефиниций свидетельствует о ёмкости мира культуры и выражающего его понятия. Слово «культура» произошло от латинского cultura, что означало «возделывание почвы, её культвирование». В античности распространено было слово paideia (пайдейя) ‘воспитание’, содержание которого включало в себя физическое и умственное совершенствование, т.е. развитие тех качеств, умений, которые способствовали продвижению человека. В Средние века (V – XV-XII вв.) слово «культура» продолжало ассоциироваться также с личными качествами, набор которых определялся авторитетом церкви. В эпоху Возрождения /Ренессанса/ (XV – XVI вв.) совершенствование понимается как соответствие гуманистическому началу, как средство духовного раскрепощения человека. В научный обиход в Европе термин «культура» ввёл немецкий просветитель И.К. Аделунга (1782 г., «Опыт истории человеческого рода»). Теоретическим содержанием наполняет это слово немецкий философ И.Г. Гердер (1784 г., «Идеи философии и истории человечества»). В России слово «культура» зафиксировано Н. Кириловым в 1845 г. в «Карманном словаре иностранных слов», однако распространение оно получило только в 80-е годы XIX столетия.

Понятие «культура» многозначно. Существующее богатство ее дефиниций порождено ёмкостным содержанием самого феномена. Культура отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия в той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек. Существуют различные подходы в толковании культуры, например, с позиций жизненного бытия, уровня образованности и теоретических основ. Так, в обыденной жизни «культура» предстаёт как нечто нормативное, некий образец, на который должны равняться, то есть культура трактуется как нечто характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающее в себя тактичность, уважение к другим, воспитанность, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка.

Отождествляя культуру с образованностью, её нередко ставят не с тем обликом образованности, накопленным в уме информацией, а с тем, что «осаждается» во внутреннем мире человека. Культура понимается как внутренняя интеллигентность (чувство достоинства, высокая фактическая образованность, многосторонность личности, высокие нравственные качества). Культура – это мера человеческого в человеке,имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный).

Теоретические (сциентистские) подходы к сущностикультур ы подразделяютсяна религиозный (в рамках которого культура восходит к «культу», вере, традиции, высшему смыслу бытия, где присутствует момент сакральности, поклонение высшей силе, идее, некоему божеству) и светский. Светский подход (академическая наука) определения сущности культуры строится в зависимости от различных критериев (рациональности, экзистенции, структуре текста, структуре личности и пр.). Общим для всех определений в рамках светского подхода является акцент на системном качестве культуры. Все они определяют культуру как итог, счетную совокупность творений человека.

Упорядочить все разнообразие современных определений можно с помощью выделения сложившихся следующих критериев: деятельностного (культура – это специфически человеческий способ деятельности), аксиологического (культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми), исторического (культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению), функционального (культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе), антропологического (культура включает в себя все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях), идеационального (культура – это духовная жизнь общества), семиотического (культура – это система знаков), социологического (культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей).

Итак, культура, как многогранное явление, представляет собой специфически разумный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности гуманных отношений людей к природе, между собой и к самим себе[10]. 

Понятие «культура» контекстуально и многогранно. Это зависит от того, в какой понятийной системе единица функционирует и на какую познавательную цель ориентирована. Встретив это слово, следует выявить, с какой сферой знания оно соотносится, например: «техническая культура», «культура ацтеков», «министерство культуры», «политическая культура» и т.д., а потом только его осмысливать в условиях конкретной ситуации. Понятие «культура» нельзя сво­дить к толкованию как нечто единственного. Так, для одних культура предстает как овладение богатством художественных ценностей; для других – культура есть этика, для третьих – наличие религиозного опыта; для четвертых – наука. Ср. художественная культура как особое мастерство создавать творения; политическая культура как умение оптимально действовать в области политико-государственных отношений. Быть культурным в сфере политики означает действовать в рамках признанных норм политической жизни. Иной характер носят организационно-управленческая культура, правовая культура, культура производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, педагогическая или врачебная культура и т.п.

 

Формы и функции культуры

Исследованием типичных форм культуры, строения культуры как целого занимается особый раздел культурологии – морфология культуры. В ходе исследования культурных форм были выделены материальная и духовная культура, этническая и национальная, массовая и элитарная, народная, маргинальная и контркультура, социальная и физическая.

Материальная культура – результат деятельности человека, его искусственная сфера обитания. Например, экономическая культура отражает характер деятельности человека в обществе, воплощаемой в производстве, системе экономической деятельности; хозяйственная культура – творческая деятельность по созданию условий жизни.

Духовная культура – идеология, мораль, духовное общение, творчество, религия. Эта форма культуры обладает чертами проективности, познавательности, ценностной ориентированности. Например, моральная культура – нормативная ориентация человека к человеку и к миру; художественная культура представляет собой единство творческой деятельности, ценностей и их потребления; религиозная культура определяется деятельностью восхождения к духовному абсолюту – Богу.

Этническая культура – культура одной группы людей, имеющих общее происхождение, связь с принадлежностью к расе, языку, религии, традициям, то есть этническая культура – единство крови, почвы и менталитета. Определяющим национальную культуру является территориальное единство, а этническая принадлежность значения не имеет.

Массовая культура – культура общественной стандартизации, это система управления сознанием, интересами, потребностями; в основании массовой культуры лежит принцип товарности; она рассчитана на широкий спрос, средний вкус; обладает чертами эффектности, образности. Элитарная культура, напротив, рассчитана на духовное потребление, обладает сложным языком; имеет идеологию, формирует особый социальный порядок, отражая социальные притязания личности, а также обладает высоким уровнем специализации.

Народная культура базируется на художественных традициях, образах-архетипах свойственных коллективному бессознательному; маргинальная культура – пограничная, периферийная культура, отличная от доминирующей, она возникает в связи с резким изменением условий жизни, при затруднениях с идентификацией (принадлежностью к какой-либо принятой системе ценностей). Контркультура – противопоставление субкультурных ценностей доминирующим.

Социальная культура – это культура отношений, складывающихся в обществе и реализующихся через социальные институты (ср.: политическая культура, правовая культура). Физическая культура, как сфера социальной деятельности, направлена на сохранение и укрепление здоровья. 

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, они обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют все формы индивидуальной активности человека. В истории культуры меняются формы культуры, а функции остаются неизменными, так как отражают в своем содержании сущность культуры. Среди главных функций выделяются следующие:

· функция трансляции социального опыта призвана передавать социальный опыт от поколения к поколению, от одной эпохи к другой;

· регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права;

· познавательная (гносеологическая) функция не только накапливает знания о мире, но и формирует способы и механизмы познания всего окружающего;

· ценностная (аксиологическая) функция культуры заключается в формировании определенных ценностных потребностей и ориентации человека различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности;

· функция преемственности определяет деятельность каждого нового поколения в соответствии с имеющимся уровнем культуры, достигшего предыдущим поколением;

· ф ункция самобытности (неповторимости, уникальности) каждого народа, обладающего собственной культурой, вносит самобытный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений. Многообразие культур является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа, потеря завоеваний любого народа приносит ущерб всем;

· функция традиции выступает какспособ сохранения культуры. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, стабилизирующие общество, обеспечивающие воспроизводство прошлого в настоящем, дающие возможность опираться живущим на опыт прошлого;

· ф ункция новации – способ обновления культуры с целью совершенствования и преобразования мира (традиции и новации взаимодополняют друг друга);

· адаптивная функция культуры обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, поскольку биологическая незавершенность, неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий существования. Это формы хозяйства, обычаи, конкретные культурные феномены и артефакты, способствовавшие выживанию и развитию человека;

· коммуникативная функция культуры формирует условия и средства человеческого общения;

· интегративная функция культуры объединяет народы, социальные группы, государства посредством распространения ценностей и идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. Ср. широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями, наукой, национальными традициями, идеологией, языком, книгами, музыкой, средствами массовой информации, модой, Интернетом и т.д.;

· функция социализации культуры способствует включению индивидов в общественную жизнь, усвоению ими социального опыта, знаний, ценностей, принятых норм поведения. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции.

В понимании культуры, ее функций следует исходить не из внешних признаков, а из ее сущности. Культура является основой и источником формирования всесторонне развитойличности, основой становления ее интеллекта и, соответственно, разумного образа жизни людей, утверждающих уважение и человеколюбие. 

 

НОРМЫ И ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Нормы культуры

Общество есть конгломерат индивидов, личностей, объединенных в более или менее устойчивые группы, слои и классы, нации и народы, которые постоянно находятся в различных связях и отношениях между собой. Причем общество – это не просто объединение людей. Оно является таким их конгломератом, который включает все достижения, созданные трудом и умом многих поколений людей. Связи и отношения регламентируются, поддерживаются и осуществляются в согласии с исторически выработанными и постоянно обогащающимися социальными нормами – правилами и привычками, традициями и обычаями, принципами и законами и т.п.

Культурные нормы есть определённые образцы, правила поведения, действия, познания. В толковых словарях обычно указываются два значения слова «норма»: 1) узаконенное установление, признанный обязательный порядок чего-либо (например, «войти в норму» – значит прийти в порядок, в обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»). Эти значения близки друг другу, особенно когда речь идет о культуре.

Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение и в переработанном виде как культурные нормы представлены в идеологиях, этических учениях, религиозных концепциях, научных направлениях, экономической сфере, искусстве и других сферах культурного бытия. Особо стоит отметить наличие фиксированных правовых норм – конституций, кодексов законов, указов и постановлений, которыми регулируются гражданские, имущественные и другие общественные отношения.

Культурным нормам мы следуем всюду. Приобщение к моральным нормам происходит посредством следования привычкам окружающих или прислушивания к общественному мнению, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.

На примере становления и развития феномена семьи и семейных взаимоотношений можно проследить изменчивость культурных норм. Филипп Арьес писал о формировании двух концепций детства: 1) восприятие ребенка как «чада»; 2) восприятие ребенка как «создания для воспитания». В воспитании ребенка изменения первоначально были связаны с возникновением печати, следовательно, с необходимостью усвоения специальных языковых кодов. Так, для того чтобы стать взрослым, ребенку необходимо было научиться читать.

Далее процесс развития ребенка усложнялся вследствие развития общества: пуритане, наказывая и обучая детей – искореняли грех, просвещенцы – спасали души. С XVIII века воспитание стало носить навязчивый характер: добавились контроль и воля. В XIXпоявились концепции воспитания юношества и такое понятие, как «психосоциальный мораторий» (Э. Эриксон). Этот мораторий – своеобразная изоляция от общества представителей юного возраста в связи с отсутствием у них обязательств. У молодежи появилась проблема выбора жизненного пути. Молодой человек встал перед необходимостью полагаться на свое «Я». В XX веке появился семейный договор, исчезло принуждение родителей. Таким образом, произошел фундаментальный сдвиг в семейных отношениях. Этот факт сыграл большую роль в понимании динамики культуры, так как проиллюстрировал взаимозависимость семейных отношений и культуры и показал, как осуществляется взаимовлияние в результате освоения норм культуры (традиций и законов преемственности). В современной семье дети – ценность; в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Работающие главы семей имеют возможность удовлетворить любые потребности членов семьи и передают денежные средства на воспитание и образование, поскольку это эмоционально-культурный центр развития личности. Для молодежи это изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.

Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Основные механизмы контроля – общественное мнение и административное управление. В общественном мнении основными средствами воздействия являются процедуры убеждения, морально-психологического вознаграждения за культурно одобряемое поведение (приветливая улыбка, хороший отзыв, похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания как осуждение за неодобряемое (недовольный взгляд, критика, брань, угрозы). Административная система, опираясь на закон и властные структуры государства, предполагает использование материальных и «силовых» средств воздействия. Вознаграждение осуществляется в виде премии, повышения зарплаты, должностного продвижения; наказание – в виде штрафа, понижения в чине, увольнения, лишения свободы и т.п. Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений является непременным условием существования культуры. Соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступление от норм чревато непредсказуемыми последствиями.

Содержание культурных норм уходит в далёкое прошлое. Культурные нормы возникли на самых ранних этапах истории человеческого общества. С помощью знаковых систем (знаков, символов и кодов) и языков культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в привычки общества – обычаи, традиции, обряды, церемонии, которые формулируют поведенческие модели в различных жизненных обстоятельствах. Так, например, культурные нормы в архаических обществах выражались в табу – запретах и ограничениях. Табу выступали как средства адаптации человека к миру и средства защиты его  от возможного вреда. Под защитой табу находились дети, старейшины, жрецы и вожди. Табу предотвращали нарушения обычаев, с которыми были сопряжены ключевые события жизни: брак, роды, прием пищи, охота, религиозные культовые церемонии. В более поздние эпохи древняя мифологическая подоплека обрядов постепенно забывалась, а сохраненные издревле народные обычаи зачастую получали символический смысл, связанный с более зрелыми формами религии или с решением задач повседневной жизни.

В обществе культурные нормы выполняют множество функций, среди которых наиболее значимыми являются социальные и технологические.

Социальная функция – организация совместной деятельности и поддержание общественного порядка. Совместная жизнь людей была бы невозможна, если бы не существовало норм, регулирующих их взаимоотношения и действия.

Технологическая функция– процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях – в быту, в науке, в спорте и т.д.).

Функции культурных норм могут различным образом соотноситься между собой и даже сочетаться вместе в единую регулятивную систему, если результат технологических процедур непосредственно служит решению социальной задачи – сплочению коллектива, упорядочиванию общественных отношений. Например, обряд инициации позиционирует, с одной стороны, физическую и духовную зрелость подростка («техническая задача»), а с другой – его способность пользоваться правами и выполнять обязанности полноценного члена общины.

В современном обществе, социальная функция культурных норм часто опирается на символизацию нормативной технологии. Это касается многих торжественных ритуалов, например, государственных – вставание при исполнении государственного гимна; религиозных – причастие, соборование; воинских – парад, присяга и пр.). Их символика служит средством идеологического воздействия на людей, поддержания и укрепления патриотизма, общественного долга, дисциплины.

У каждого народа, и даже в узких социальных группах и общностях людей, формируется своя система норм, по «меркам» которой строятся и осуществляются их внутренние взаимоотношения. Несмотря на резкие различия социальных норм каждой общности людей, они имеют много общего, тождественного, т.е. общечеловеческого, поэтому социальные нормы классифицируют не по их этнической принадлежности, а по содержательной значимости, обусловленной функциональными особенностями. Многообразие всех этих норм можно классифицировать по следующим видам или признакам:

Общекультурные нормы и правила, традиции и обычаи – это те эталоны и образцы поведения и отношений, практическая реализация которых направлена на утверждение в обществе идеалов гуманизма, человечности. Это общественно необходимые нормы. Отношения людей, которые осуществляются в согласии с требованиями этих норм, поддерживают стабильность в обществе, его прочность и прогресс. К общекультурным нормам относят правила поведения в публичных местах, международные этикетные формы, нормы взаимности, социальной ответственности, уважительное отношение к родителям, забота о детях, любовь к Родине и т.д.

Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Это стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социального слоя, группы, и особые правила, которые устанавливают для себя отдельные группировки, сообщества, организации. Например, кодексы дворянской чести, правила светского этикета, принятые в высшем обществе, уставные формы обращения военнослужащих друг к другу, обычаи в фирме, клубе, традиции учебного заведения.

Ролевые нормы определяют характер поведения человека, находящегося в заданной социальной позиции – роли руководителя, покупателя, отца, мужа, сына, дочери, друга. Заняв такую «ступеньку», человек должен действовать в соответствии с этими нормами.

Нормы, исчерпавшие свое разумное содержание – это правила, или принципы, исторических эпох и состояний их культуры, ушедших в прошлое. Правила, которые исчерпали, изжили свою общественную необходимость. Например, в советскую эпоху было неимоверное возвеличивание своих политических лидеров и запрет на их критику. Наглядным примером также служит обсценная лексика, исторические корни которой лежат в языческой культуре: половая, телесная предметность формулировок была связана с культами плодородия, однако вышла за границы нормы с приходом монотеистических традиций. На смену прославления номинаций тела пришёл абсолют духовности – и нормы языка изменились: эротическую телесность заменили нравственными нормами в ином словесном обрамлении (ср.: исследование динамики изменений языковых структур философов К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, Ж. Деррида, Ж. Лакана).

Деструктивные нормы – это нормы, которые являются продуктом злой воли людей, их отдельных общностей, реакционных сил и отдельных личностей. Человечество, вступая в XXI век, встретилось с негативными для общества явлениями (терроризм, межэтнические, межгосударственные конфликты). Все свои действия эти силы реализуют в соответствии с требованиями своего «кодекса» норм, содержание которых идёт вразрез с культурными нормами человечества.

Таким образом, нормы и традиции, правила и обычаи, имеющие разумный смысл и назначение, поддерживаемые (культивируемые) силой общественного мнения или силой государства, направлены на положительные культурные изменения. Передаваясь из поколения в поколение, они приобретают традиционный характер. Они становятся формой обычного, повседневного бытия людей. Человек, придерживающийся разумных норм в своём поведении, определяется мнением общества как «нормальный человек», то есть живущий по нормам или правилам функционируемой культуры.

Понятию «нормы» и «нормальности» человека посвящена работа постструктуралиста М. Фуко «История безумия в классическую эпоху», в которой отмечается искусственность и противоречивость этого понятия: если общество не формирует равных и справедливых для всех норм, то под понятие нормы попадает только круг избранных (мужчины средних лет с определенным уровнем достатка), остальные исключаются из поля социального внимания.

Если вести речь о сферах функционирования норм культуры, то их можно расчленить на следующие группы: нормы экономических отношений, права (юридические законы), политики, сферы искусства, религиозные, профессиональные и т.д. Но самые распространённые и объективно необходимые нормы – это нормы и правила морали, так называемые нравственные императивы (требования). Нравственные нормы регламентируют межличностные отношения людей во всех сферах повседневной культуры: в семье, на улице, в производственном или учебном коллективе, в театре, в общественном транспорте. Нравственные нормы – это ценности общественного порядка, без которых невозможна жизнь человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.01 с.)