Земельное право как отрасль права. Источники земельного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земельное право как отрасль права. Источники земельного права



Земельное право как отрасль права. Источники земельного права

Понятие и предмет земельного права.

Земельное право как отрасль – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по поводу использования и охраны земель.

Земельное право – самостоятельное правовое образование в системе права РБ.

По поводу самостоятельности отрасли существует дискуссия 3 концепции:

1) Самостоятельная отрасль права. Доводы: предмет правового регулирования (а именно общественные отношения возникающие по поводу охраны и использования земель), специфика метода правового регулирования, актуальность общественных отношений, обособленное законодательство регламентирующее земельные отношения которое является иерархичным, устойчивое положение в системе национального права

2) подотрасль природоресурсного права

3) подотрасль экологического права

Земельное право как наука – совокупность научных взглядов, идей, теорий на проблемы правового регулирования земельных отношений.

Наука имеет 2 функции: познавательную и практическую

Шингель, Шахрай

Земельное право как учебная дисциплина – представляет собой системное изложение основных положений отрасли земельного права, включает комплекс знаний которыми необходимо овладеть

Можно разделить на Общую и особенная часть

Принципы земельного права - основные начала в соответствии с которыми строится система земельного права и правовое регулирование земельных отношений. Принципы находят выражение в содержании конкретных норм, кроме того принципы используются при преодолении п законодательства (применяем аналогию права) В земельном праве исп общеправовые принципы, а также отраслевые

В ст 5 КоЗ закреплены основные спец принципы земельных отношений

В научной литературе можно встретить различные перечни спец принципов.

1) Множественность и равноправие различных форм собственности на землю (равноправие форм собственности декларирует ст. 13 К и ст. 12 КоЗ)

2) Принцип рационального использования земли (предполагает наиболее активное экономическое и экологическое использование земельных ресурсов. один из главных принципов)

3) Принцип признания земли недвижимым имуществом (правовая характеристика земли в 129 и 130 ГК)

4) Установление пределов участия земли в гражданском обороте (этот принцип связан с необходимостью публичных и частных интересов)

5) Принцип использования земель по целевому назначению (земельные участки предоставляются только с определенной целью)

6) Принцип приоритета использования с/х земельс/х назначения (основа РБ)

7) Принцип комплексного использования природных ресурсов (все полезные свойства земельных участков могут использоваться одновременно)

8) Принцип платности использования земли (землепользование осуществляется за плату, кроме случаев уст законодательством. У нас две формы платежей: земельный налог и арендная плата)

Система земельного права

Система земельного права – обоснованное расположение земельно-правовых институтов регулирования земельных отношений

Земельное право можно разделить на общую и особенную часть

Общая часть: правовые институты, содержащие положения, действие которых распространяется на все правовые отношения (институт регулирования права собственности на землю, институт регулирования отношений землевладения и землепользования, институт государственного регулирования и управления землями, институт ответственности за нарушение земельного законодательства, институт рационального использования и охраны земли)

Особенная часть объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель. Всего 7 институтов ((категорий земель) список смотри ниже)

Отсутствует специальная часть, т.к нормы содержащиеся в международных соглашениях единичны.

Источники земельного права

Источники земельного права – совокупность нпа которые регулируют земельные отношения

Классификация источников земельного права:

1) По содержанию: акты общего характера (нпа других отраслей законодательства которые содержат нормы по различным вопроса. В т.ч. земельноправовые) и специализированные акты (спец акты регул в основном земельные отношения) в ст2 КоЗ разграничивается сфера общ и спец законодательства. Установлен приоритет спец законод над общим. Следует разгран систему источников земельного права(совокупность актов общего и специального характера от системы земельного законодательства. Это совокупность только спец актов)

2) По предмету правового регулирования.

В этом случает источники могут относиться к разным отраслям законодательства (финансовое, природное и тд)

3) По юридической силе: источники земельного права включают в себя различные виды нпа иерархия которых определяется законом об нпа рб: уточнить иерархию у а

1. конституция – непосредственно земельные отношения, регулирует ст. 13 и ст. 46

Международные акты

Декреты и указы

Указы Президента составляют значительную часть источников, достаточно широкий круг специальных источников.

Указ от 27.12.2007 №667 (утв. ряд положений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также положения о порядке перевода земель из одних категорий в другие, видов в другие, отнесения земель к определенным категориям).

Указ от 11.12.2009 №622 (определил правовое положение землеустроительной службы в структуре местных исполнительных комитетов, до 2009 г. были в подчинении госкомимущества)

Ряд Указов, которые закрепляют экономический механизм землепользования:

Указ от 02.02.2009 №58

Указ от 01.03.2010 №101

Указ от 13.08.2010 №

Указ «О некоторых мерах по сокращению незавершенных строительством, неконсервированных жилых домов и дач» от 07.02.2006 №87 (определяет сроки строительства жилых домов и дачно-земельных участков, предоставленных для данных целей, порядок изъятия земельных участков в случае их несоблюдения)

4. кодексы (обеспечивают системное регулирование различных земельных отношений) действующий кодекс не содержит деления на общую и особенную часть!!!! спрашивает на экзамене

4) Кодифицированные акты других отраслей также рассматриваются в качестве источников других отраслей (гк уст виды вещных и обязательных прав на земельные, определяет правовой режим земли как недвиж имущества, НК устанавливает порядок земельного налогообложения…

Иные акты законодательства

Особое значение имеют Постановление СМ (реализация 667) от 26.03.2008 №462 – дополнительно утвержден ряд Положений

Основные акты: КоЗ, Указ 667, Постановление 462

ППВС «О практике рассмотрения судами земельных споров» от 22.12.2011 г. №9

ППВС «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» от 18.12.2003 №13

Становление и развитие земельных отношений в Республике Беларусь

История становления и развития – это история развития государства и права вообще.

Этапы:

1. 1917-1938 гг.

Декрет о земле (первый НПА о земле) 1917 г.

Крестьянский наказ

Нормы данных актов легли в основу советского законодательство, коренное переустройство земельных отношений и земельного строя, национализация земли, сформулирован принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землей, право землепользования предоставлялось независимо от пола, всем гражданам, желающим обрабатывать землю своим трудом, вводилось уравнительное землепользование (по трудовой или потребительской норме), государство приступило к формированию государственного земельного реестра, земельные участки с передовыми хозяйствами не подлежали разделу, объявлялись показательными и передавались в исключительную собственность государства.

2. 1938-1968 гг.

Конституция БССР 1937 г., постановление ЦИК и СНК «О воспрещении сдачи в аренду земель с/х назначения» от 04.06.1937 г.

Полная государственная собственность на землю, получил дальнейшее развитие институт колхозного землепользования, бесплатное и бессрочное землепользование закреплялись уже как принципы, запрещен всякий оборот земли, особенно запрещалась аренда земель с/х назначения, которые способны были приносить существенный доход, земля с/х назначения предоставлялась в бесплатное пользование учреждениям, организациям и отдельным гражданам.

3. 1969-1990 гг.

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республики, введены с 1.07.1969 г., первый земельный Кодекс БССР от 24.12.1970 г.

Земельное право стало кодифицированной отраслью, впервые единый государственный земельный фонд был разделен на 6 категории (которые во многом совпадают с действующим делением), расширение круга субъектов права землепользования (колхозы, совхозы и др с/х предприятиями, промышл, транспортные и другими не с/х государственными предприятиями, гражданами). В пользование граждан для ведения полсобного хозяйства, садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства.

4. 1991-настоящее время

Земельная реформа: ликвидация исключительной собственности государства на землю, национализация // денационализация, право собственности на землю не только РБ, но и ЮЛ и граждане, расширение круга прав на землю и форм ее использования, вовлечение земли в гражданский оборот, введение платности землепользования.

КоЗ 1.01.1991 г.: земля в качестве народного достояния, наряду с правом землепользования возник титул землевладения (единственный титул – право пожизненного наследуемого владения землей), установлена возможность аренды земли. Еще право частной собственности на землю не было закреплено (с 1994). Появилась возможность передачи земли по наследству, уточнили состав единого государственного земельного фонда.

КоЗ 1.01.1999 г.: расширен круг целей, правовых форм использования земель гражданами и ЮЛ, а также круг их правомочий, предусматривалась судебная форма защиты их прав (до этого реально существовала, но не была закреплена на уровне кодекса, а начала практиковать с 1990 г., до этого был только административный порядок разрешения споров), приоритетное значение у земель с/х назначения, установлен новый порядок изъятия и предоставления земель.

КоЗ от 23.07.2008 г. (с 1.01.2009 г.)

Земельные правоотношения

1. Понятие и виды земельных правоотношений

2. Объекты земельных правоотношений

3. Субъекты земельных правоотношений

4. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений

Земля

Земля (земли) - земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности;

Состав земель – правовая классификация всех земель республики на определенные составные части: категории и виды земель.

Категории земель – наиболее устойчивые образования в земельных отношениях, выделяются по основному а) целевому назначению б) правовому режиму использования и охраны.

Целевое назначение земель устанавливается всегда и изменяется соответствующими государственными органами. Правовой режим – установленный нормами права порядок возможного или должного поведения по отношению к земле как объекты правового регулирования.

Элементы правового режима земель:

1. Установление форм права собственности на землю

2. Определение правовых форм использования земель

3. Механизм управления земель

4. Особенности охраны земель

5. Применение мер ответственности по отношению к каждой категории 

Все земли Республики Беларусь независимо от форм собственности подразделяются на 7 категорий (ст. 6 КоЗ):

1) Земли с/х назначения

2) Земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов

3) Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Перечень закрытый, но состав категорий может изменяться. Категории – понятие правовое, а не территориальное.

Виды земель – земли, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования. Деление на виды является вторичной классификацией, т.е. действует как в рамках одной категории, так и вне связи с категориями земель.

Статья 7. Виды земель

Независимо от деления на категории земель земли Республики Беларусь подразделяются на следующие виды:

пахотные земли - сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оранжереи) и чистые пары;

залежные земли - сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар;

земли под постоянными культурами - сельскохозяйственные земли, занятые искусственно созданной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) или насаждениями травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного растительного сырья, а также для озеленения;

луговые земли - сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луговых многолетних трав, земли, на которых создан искусственный травостой или проведены мероприятия по улучшению естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также земли, покрытые естественными луговыми травостоями (естественные луговые земли);

лесные земли - земли лесного фонда, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, погибшие древостои, площади, занятые питомниками, плантациями и несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для ведения лесного хозяйства;

з емли под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) - земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд;

земли под болотами - избыточно увлажненные земли, покрытые слоем торфа;

земли под водными объектами - земли, занятые сосредоточением природных вод на поверхности суши (реками, ручьями, родниками, озерами, водохранилищами, прудами, прудами-копанями, каналами и иными поверхностными водными объектами);

земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями - земли, занятые дорогами, просеками, прогонами, линейными сооружениями;

земли общего пользования - земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами;

земли под застройкой - земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания;

нарушенные земли - земли, утратившие свои природно-исторические признаки, состояние и характер использования в результате вредного антропогенного воздействия и находящиеся в состоянии, исключающем их эффективное использование по исходному целевому назначению;

неиспользуемые земли - земли, не используемые в хозяйственной и иной деятельности;

иные земли - земли, не отнесенные к видам земель, указанным в абзацах втором - четырнадцатом настоящей статьи.

 

Порядок отнесения земель к определенным видам, перевода их из одной категории в другие – ст. 8 КоЗ

Положение о порядке перевода земель … (Указ 667)

Перевод по решению местных исполкомов, землепользователи не вправе самостоятельно изменять целевое назначение земельных участков. Для перевода исполкомом создается соответствующая комиссия, которая в установленный срок производит обследование земель, готовит необходимые документы. На основании которых может быть принято решение о переводе.

Права на земельные участки

Права:

· Право собственности

· Право пожизненного наследуемого владения

· Право постоянного пользования

· Право временного пользования

· Право аренды (субаренды)

Права на земельные участки:

· Право собственности (ст. 12,13 КоЗ)

· Право пожизненного наследуемого владения (ст. 14 КоЗ)

· Право постоянного пользования (ст. 15 КоЗ)

· Право временного пользования (ст. 16 КоЗ)

· Аренда (ст. 17 КоЗ)

· Концессия

· Сервитут (ст. 18 КоЗ)

 

1) Понятие, основные признаки права собственности на землю

2) Формы и виды права собственности на землю

3) Основания возникновения права собственности на землю

4) Основания прекращения права собственности на землю

5) Защита права собственности на землю

 

1) Понятие, основные признаки права собственности на землю

Право собственности:

А) объективный смысл (совокупность норм, регулирующих право собственности)

Б) субъективный смысл (закрепление за собственником возможности владеть, пользоваться, распоряжаться)

В) правовая форма использования земли

Особенности:

· Основополагающий земельно-правовой институт

· Отношения собственности неотделимы от отношений собственника вообще (??)

· Право собственности формируется как комплексный правовой институт

· Абсолютное правоотношение (собственнику противостоит неопределенное количество лиц)

· Содержание зависит от состава участников правоотношения

· Вещное

· Бессрочное

· Целевой характер

 

2) Формы и виды права собственности на землю

Исходя из анализа законодательства можно выделить 3 формы собственности на землю:

· Право государственной собственности на землю

· Право частной собственности на землю

· Собственность иностранных государств и международных организаций (на семинар: это скорее государственная или частная собственность?)

Виды собственности

· В зависимости от субъекта права собственности на землю:

государственная: собственность РБ, АТЕ (спорный вопрос, законодательство однозначный ответ не дает);

частная: собственность граждан РБ, иностранных граждан, ЛБГ, негосударственных ЮЛ

собственность иностранных государств, международных организаций.

· В зависимости от состава участников: индивидуальная (в собственности одного субъекта), общая (может быть совместной или долевой, возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (гл. 16 ГК))

Ст. 10 КоЗ

Право государственной собственности на землю

Составляет основу земельного строя Республики Беларусь, до 1993 г. единственная форма реализации права собственности на землю, признавалась исключительным правом. В настоящее время уже не исключительная. Формально равенство форм собственности, но при анализе законодательства делаем вывод, что приоритет государственной форме собственности на землю.

Объект права собственности – как земля, так и индивидуально определенные земельные участки.

Существуют земли, которые находятся только в собственности государства (ст. 13 К, ст. 13 КоЗ = ст. 7 «Об объектах …»).

Статья 13. Земельные участки, не подлежащие предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций

Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;

земли общего пользования.

Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население);

на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Земли можно условно разделить на: определенные виды и категории земель (ч. 1 ст. 13 КоЗ) и земли, на особенности режима которых влияют определенные обстоятельства (ч. 2 ст. 13 КоЗ).

Право частной собственности на землю

Сам термин был введен в оборот в 1991 г., но только лишь с принятием от 16.06.1993 г. Закона «О праве собственности на землю» появился механизм реализации права собственности на землю.

Объект права частной собственности – индивидуально определенные земельные участки или их части.

Аспекта:

· в объективном смысле;

· в субъективном смысле;

· правовая форма использования земли.

В объективном смысле:

Права землевладения и землепользования – сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных правоотношений.

Можно подразделить на права землевладения и землепользования.

Землевладение – пожизненное наследуемое владение. Землепользование – все остальное.

В субъективном смысле:

Права землевладения и землепользования – юридическая возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей.

Перечисленные права могут предоставляться в административном порядке (пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование) и в договорном порядке (право аренды, концессия, сервитут).

Общие признаки прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков:

· производны от права собственности на землю;

· ограничивают содержание этих прав;

· землевладельцы / землепользователи наделены правомочиями, которые предоставлены на условиях и в порядке, установленном в законодательстве или договоре с собственником;

· правомочие распоряжения, как правило, отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором;

· устойчивость прав – обеспечивается закреплением в законодательстве оснований и порядка возникновение, прекращения и гарантий защиты этих прав;

· платность прав на земельные участки;

· целевой характер использования;

· объекты землевладения и землепользования – индивидуально-определенные земельные участки, которые предоставляются юридическим и физическим лицам для определенных целей и в установленных размерах.

2.    Право пожизненного наследуемого владения.

Как титул использования земле был введен Основами земельного законодательства 23 февраля 1990 года. Рассматривался как переходный титул к праву частной собственности, который со временем должен был исчезнуть.

На праве пожизненного наследуемого владения у граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные гражданам Республики Беларусь до вступления в силу КоЗ, земельные участки, право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к ним в установленном порядке, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с частью второй статьи 14.

Земельные участки могут предоставляться в пожизненное наследуемое владение гражданам Республики Беларусь:

· для строительства и обслуживания жилого дома - в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона;

· для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме;

· для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета;

· для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (до 100 га сельскохозяйственной земли);

· для коллективного садоводства;

· для дачного строительства;

· для традиционных народных промыслов (ремесел) (размеры не нормируются, а определяются государственными органами в зависимости от местных условий и особенностей, а также от волеизъявления лица, которому ЗУ предоставляется).

Земельные участки могут находиться в пожизненном наследуемом владении иностранных граждан и лиц без гражданства, (1) являющихся родственниками наследодателя, в случае (2) наследования земельного участка, находившегося у наследодателя в пожизненном наследуемом владении, в том числе при наследовании расположенного на таком участке жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, дачи, садового домика, если иное не установлено законодательными актами.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение (статья 14 КоЗ).

Право пожизненного наследуемого владения – самостоятельное вещное право. Оно всегда бессрочно.

Присутствует элемент распоряжения, т.к. ЗУ может переходить по наследству.

По содержанию уже права собственности.

Может предоставляться как гражданам, так и лицам без гражданства, иностранным гражданам.

 

3.    Право постоянного пользования.

На праве постоянного пользования у юридических лиц Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные им до вступления в силу настоящего Кодекса, земельные участки, право постоянного пользования на которые в установленном порядке перешло к ним от других юридических лиц Республики Беларусь, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с частью второй настоящей статьи.

Земельные участки предоставляются в постоянное пользование:

· государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций) - для осуществления ими своих задач и функций, предусмотренных законодательством;

· негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь - для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности;

· сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям - для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

· научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских и (или) учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

· государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесного, лесопаркового хозяйства, - для ведения лесного хозяйства;

· религиозным организациям - для строительства и (или) обслуживания мест погребения, культовых строений, в том числе зданий епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений;

· юридическим лицам - для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и (или) обслуживания общежитий, гаражей и автомобильных стоянок;

· садоводческим товариществам, дачным кооперативам - для коллективного садоводства, дачного строительства (земельные участки общего пользования);

· юридическим лицам, если требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого, в случаях, когда изымаемый земельный участок предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования;

· юридическим лицам Республики Беларусь - для реконструкции существующих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), если требуется изменение целевого назначения и (или) размера земельного участка, предоставленного юридическому лицу на праве постоянного пользования;

· юридическим лицам Республики Беларусь - для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров;

· товариществам собственников, уполномоченным лицам по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения - для обслуживания многоквартирных, блокированных жилых домов, в которых возникло совместное домовладение;

· сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, юридическим лицам, имеющим филиал либо иное обособленное подразделение, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, выручка от ее реализации у которых составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки этого филиала либо иного обособленного подразделения, государственным лесохозяйственным учреждениям, иным государственным организациям - для строительства и (или) обслуживания жилых домов, обслуживания квартир в блокированных жилых домах для работников таких организаций, работников организаций социально-культурной сферы, а также размещения агроэкотуристов.

Законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в постоянное пользование (статья 15 КоЗ).

Право постоянного пользования земельным участком признается вещным правом. Гарантирует ту же защиту, что и право собственности.

Пользование земельным участком осуществляется без заранее определенного срока.

Земельный участок может предоставляться только собственником земли.

Данное право по содержанию уже права собственности.

Размеры не нормируются, а определяются в каждом конкретном случае.

4.    Право временного пользования.

На праве временного пользования у граждан, юридических лиц Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные им до вступления в силу КоЗ либо в соответствии с частью второй статьи 16, а также у юридических лиц Республики Беларусь - земельные участки, право временного пользования на которые в установленном порядке перешло к ним от других юридических лиц Республики Беларусь.

Во временное пользование земельные участки могут предоставляться:

· лицам и для целей, указанных для права постоянного пользования, - на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

· гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных - на срок до десяти лет;

· гражданам Республики Беларусь, указанным в статье 41 КоЗ, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей - на срок до десяти лет;

· юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, строительства объектов, необходимых для их переработки и хранения, а также для использования геотермальных ресурсов недр и сушки лигнина, для добычи стратегических полезных ископаемых, полезных ископаемых ограниченного распространения при наличии горного отвода, строительства объектов, необходимых для их переработки и хранения, - на срок, установленный законодательством об охране и использовании недр для указанных целей;

· концессионерам на основании концессионных договоров - на срок до девяноста девяти лет в соответствии с КоЗ и иными актами законодательства об охране и использовании земель и о концессиях (Закон «О концессиях», Закон «Об инвестициях»).

К экзамену:

Концедент - Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, от имени которых выступают концессионные органы в соответствии с настоящим Законом, заключившие концессионный договор с концессионером.

Концессионеры - инвесторы, за исключением государственных юридических лиц, заключившие концессионный договор с Республикой Беларусь или ее административно-территориальной единицей.

концессионный договор - письменное соглашение, в силу которого одна сторона (концедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности;

Концессионный орган - уполномоченные Президентом Республики Беларусь государственный орган или иная государственная организация, уполномоченный Правительством Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а также местный исполнительный и распорядительный орган, совершающий определенные в соответствии с настоящим Законом действия от имени концедента (Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 N 289 (ред. от 03.06.2016) "О структуре Правительства Республики Беларусь").

Концессия - основанные на концессионном договоре право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности.

Объекты концессии административно-территориальных единиц - объекты концессии, находящиеся в коммунальной собственности, за исключением объектов концессии, сведения о которых составляют государственные секреты, и объектов концессии, имеющих стратегически важное значение для Республики Беларусь.

Объекты концессии Республики Беларусь - объекты концессии, находящиеся в республиканской собственности, а также иные объекты концессии, находящиеся в собственности государства и не относящиеся к объектам концессии административно-территориальных единиц, виды деятельности, за исключением объектов концессии, сведения о которых составляют государственные секреты, и объектов концессии, имеющих стратегически важное значение для Республики Беларусь.

Объектами концессии могут являться объекты, составляющие в соответствии с Конституцией Республики Бе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.16 с.)